Позитивчик
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования детская йога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительные занятия йогой в детском саду | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Согласовано:
Заведующий ДО
____________/И.А. Абрамова
____________________2021 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Позитивчик»
Детская йога
(в рамках дополнительных платных образовательных услуг
по физкультуре для детей дошкольного возрастадля групповых,
подгрупповых и индивидуальных занятий в ГБОУ ШКОЛА № 1161, корпус 6)
Инструктор по физической культуре
Кауц И.Л.
2021г
Пояснительная записка
Образовательная программа «Позитивчик» носит оздоровительную направленность.
Режим проведения занятий:
- Общее количество часов в год – 32-36 часов;
- Количество часов в неделю - 1 час ( или индивидуально по желанию)
- Периодичность занятий - 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся с группами детей до 10 человек и индивидуально Длительность
занятий - 30 минут (5-10 минут - общие развивающие упражнения,20- 25 минут -
занятия в воде).
Прогнозируемые результаты:
К окончанию программы обучения ребёнок должен овладеть
следующими навыками:
- Формирование правильного положения позвоночника стоя и сидя
- Улучшение дыхательной функции организма
-Сформированное положительно-эмоциональное отношение ребенка к занятиям по физкультуре
- Развитие творческого потенциала и личностного роста ребѐнка.
- Выполнение гигиенических требований при посещении занятий по физкультуре
-Выполнение упрощенного комплекса асан «Приветствие солнцу»
Актуальность и педагогическая целесообразность
Детская йога-это нетрадиционная система оздоровления дошкольников.
Детская йога -это образовательно-оздоровительная программа, учитывающая физическую подготовку и возраст ребенка, направленная на формирование и закрепление основных двигательных навыков, повышение физической активности и укрепление здоровья.
На занятиях дети не только развивают свои физические качества, но и выплескивают накопившуюся энергию, тем самым укрепляют свое эмоциональное здоровье.
Статическое поддержание поз требует плавных, осмысленных движений и спокойного ритма.
Детскаяйога -это система упражнений под музыку, подобранных по тематике, по возрасту, по уровню подготовленности и даже по наличию спортивного инвентаря( массажные коврики и мячи, детские резиновые жгуты)
Звучание спокойной и жизнеутверждающей музыки-обязательное условие проведения занятий
Нормативно-правовые основания программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Методы
- Упражнения из ЛФК
- Основы йоги
- Дыхательные упражнения
- Упражнения на расслабление
Задачи:
- Коррекция нарушений осанки
- укрепление опорно-двигательного аппарата
- профилактика плоскостопия
- воспитание позитивного отношения к занятиям и к жизни
Введение
Положение тела человека, привычное при ходьбе, сидении, стоянии называют осанкой. Во время интенсивного роста ребенка и его физического развития формируются навыки удержания правильной осанки. Правильной ее можно назвать в том случае, если голова расположена прямо, изгибы позвоночника в меру и равномерно выражены, плечи и лопатки находятся на одной линии.
При нарушении осанки и ее искривлении могут формироваться дегенеративные заболевания позвоночника и внутренних органов.
Вовремя обнаруженное искривление осанки поддается коррекции.
Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.
При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.
Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничный лордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовый кифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.
В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:
· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;
· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;
· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;
· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;
· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.
Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.
Для вырабатывания рефлекса правильной осанки используются упражнения у стены, на малой опоре и статические упражнения. Коррекция положения тела должна проводиться на каждом занятии для создания у детей навыка правильной осанки.
Польза йоги для опорно-двигательного аппарата детей
Асаны-это позы йоги. Все асаны можно адаптировать под детей. Эти упражнения укрепляют и растягивают мышцы, разрабатывают суставы, помогают детям стать более координированными и выносливыми.
Процесс формирования костно-мышечного корсета позвоночника в первую очередь определяется состоянием всей мышечной системы ребенка, задача которой сводится к эффективному поддержанию позвоночного столба в естественном природном положении.
Систематические занятия йогой помогают закалить детский организм, развивая его мышцы, укрепление которых позволит удерживать позвоночник в физиологически правильном положении путем чередования вытягивания сокращения мышц, сухожилий и связок.
Особенности выполнения статических поз:
-перед началом выполнения обязательны 2-3 вдоха/выдоха, чтобы снять мышечное напряжение;
-показать упражнение или позу, начиная с исходного положения (ИП)
-плавно и последовательно выполнить позу (вход в АСАНУ);
-вернуться в ИП плавно и спокойно (выход из асаны)
-отдых 3-5 сек. с указанием 2-3 ошибок
Профилактика плоскостопия тесно взаимосвязана с профилактикой нарушений осанки. Упражнения включаются в каждое занятие. Используются массажные коврики, разные тактильные поверхности, а во втором полугодии применяется методика рисования ногами.
Особое внимание уделяется дыханию во время выполнения упражнений и асан.(пранаямы)
Выполнение поз активизирует деятельность желез внутренней секреции, стимулирует иммунную систему.
Дыхательные упражнения по методике «Хатха – йоги».
Йоги особое внимание уделяют дыханию. Они считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней. Дышите глубже – такой совет дает не только йога, но в йоге оно отработано
1. Выполняя дыхательные упражнения, не напрягать мышцы лица, ноздрей и всего тела. 2. Позвоночник должен быть ровным, держать голову, шею и позвоночник на одной прямой линии. 3. Дыхание животом, грудной клеткой («гармошка») можно выполнять лежа, сидя или стоя. Остальные дыхательные упражнения можно выполнять сидя за столом или сидя на полу в удобной позе (по-турецки). 4. Дышать только через нос, кроме тех упражнений, которые требуют выдоха или вдоха через рот. 5. Следить, чтобы выдох был хотя бы в два раза длиннее вдоха
Элементы массажа и самомассажа. Уже в раннем возрасте огромную роль играет массаж. Тактильные раздражения при массаже благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, а также на развитии организма в целом. Психологи связывают с воздействием поглаживающего массажа возникновение первых речевых реакций ребенка. Достаточно сильным приемом является прием поглаживания в первые месяцы жизни ребенка, способствующий снижению тонуса сгибательной мускулатуры. Данный прием не остается навсегда в младенчестве, он продолжает быть актуальным и в дошкольном возрасте. Массаж, который используется наиболее доступный. Его могут выполнять дети как самостоятельно, так и под руководством педагога. При выполнении самомассажа у применяются элементы общего массажа: пог вибрация и надавливание. Подобные упражнения способствуют положительному настрою детей, а также укреплению здоровья всего организма. Успешно решаются задачи оздоровления, используя игровой самомассаж .Он является в работе с детьми основным методом закаливания организма. Кроме того, выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость, хорошее настроение. Самомассаж и массаж используется во вводной и заключительной части занятия, Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью,
В занятия включены основы самомассажа .
Всего занятий в год: 32
Режим занятий: 1 раза в неделю.
Длительность занятия: 20-30 минут.
Мониторинг развития проводится 3- бальной системе, где 1-ниже нормы, 2-хорошо, 3-отлично.
Диагностика детей проводится в начале года( октябрь) и в конце ( апрель-май)
Форма работы: групповая.
Структура занятия:
Комплекс занятий состоит из чередования упражнений на растягивание всех мышечных групп и чередование статических упражнений с дыхательными.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной
Подготовительная часть (3-5минут)
Цель: настрой на занятие, разогрев мышц, растяжка сухожилий
Разминка: ходьба разными способами по массажным коврикам, ОРУ на растягивание основных мышечных групп и их простукивание, основы самомассажа
Основная часть (13-15 минут)
Цель: Укрепление и разработка суставов, укрепление костной системы, повышение гибкости позвоночника
а) разучивается комплекс статистических упражнений (или закрепляется выученная асана)
б) игры по темам занятий для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Заключительная часть (3-5 минут)
Цель: Научить детей расслабляться , создавать положительный настрой в конце занятия:
а) игры на внимание
б) концентрация на спокойном дыхании сидя и лежа в приглушенном освещении (если дети воспринимают нормально)
Учебно-тематический план
мероприятия (занятия) | Периодичность в неделю | Кол-во час. в неделю | Кол-во часов в год | ||||
Группа для детей среднего дошкольного возраста 5-7 лет | До 30 минут | 1 раз в неделю | 1 | 32 |
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Октябрь Тема «Осень» | Мониторинг уровня развития физических качеств (тестирование). Тестирование гибкости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: Комплекс № 1. Суставная гимнастика: Комплекс № 1 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 1 Заключительная часть: Игра «Сбор урожая» Правила игры: Участники ходят по залу и собирают «урожай» Надо ходить по скамейке, в обручи, по палке (боком) . Нельзя наступать на пол! ( болото) Восстановление дыхания. | Мониторинг уровня развития физических качеств (тестирование). Тестирование координационных способностей. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: Комплекс № 2. Суставная гимнастика: Комплекс № 2 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 2 Заключительная часть: | Мониторинг уровня развития физических качеств (тестирование). Тестирование силы мышц рук и статической выносливости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: Комплекс № 3. Суставная гимнастика: Комплекс № 3 Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть: | Сказка «Путешествие подводный мир». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика . Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 1 Заключительная часть: Глубокая релаксация. | |||||
Ноябрь | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками; Основная часть Разучивание комплекса 2 Заключительная часть: Дыхание «на море» | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками; Основная часть Разучивание комплекса 2 Заключительная часть: Дыхание «на море» | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками; Основная часть Разучивание комплекса 2 Заключительная часть: Дыхание «Холодный ветер» | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика с шариками; Основная часть усложнение комплекса 2 Заключительная часть: Дыхание «Холодный ветер» | |||||
Декабрь Африка __________________- Январь | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия Основная часть: Статический Комплекс № 3 Заключительная часть: . Игра «Охотники и тигры» Дети делятся тигры нападают, охотники защищаются. По команде «Тигры!»,команда начинает громко рычать Р-р-р-р-р (сидя на пятках руки в упоре впереди).Затем по команде «Охотники!», команда охотников начинает кричать Ха-а-а! (стоя в и.п ноги на ширине плеч руки вверху в замке). Затем команды меняются ролями. Игра хорошо помогает развивать эмоциональную силу Введение в Дыхание огня __________________ Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть: Эстафета «Прыгающие мышки» Игроки разбиваются на две команды (в каждой должно быть не меньше трех участников). Каждый ребенок держит коленями воздушный шарик и должен доскакать до следующего игрока своей команды, держа в руках мяч-сыр. Получив сыр, тот скачет к следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия Основная часть: Статический Комплекс № 3 Заключительная часть: Введение в Дыхание огня _____________________ Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть: Эстафета «Прыгающие мышки» Игроки разбиваются на две команды (в каждой должно быть не меньше трех участников). Каждый ребенок держит коленями воздушный шарик и должен доскакать до следующего игрока своей команды, держа в руках мяч-сыр. Получив сыр, тот скачет к следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания. Побеждает та команда, которая быстрее других закончит эстафету. Восстановление дыхания | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия Основная часть: Статический Комплекс № 3 Заключительная часть: Введение в Дыхание огня _____________________ Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть | Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Профилактика плоскостопия Основная часть: Статический Комплекс № 3 Заключительная часть: Введение в Дыхание огня ____________________ Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 3 Заключительная часть | |||||
Февраль «Подводный мир» | Навыки сосредоточения, статические упражнения. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс: Комплекс № 2 Игры с задержкой дыхания Заключительная часть: Восстановление дыхания. | Упражнения для глаз, статические упражнения, поза «Скручивание». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс: Заключительная часть: | Показательные выступления для родителей. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика . Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс: Заключительная часть: | «Путешествие с пиратом». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Глубокая релаксация «Возвращение с острова сокровищ» | |||||
Март | Правила хорошего тона, статические упражнения. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть:. Игра «Найди дельфина» | Показательные выступления для родителей. «Морское путешествие». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Суставная гимнастика: Основная часть Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Скаты» Правила игры: Участники пробуют зацепиться в непривычном положении тела и проползти по ковру 1-2 м Восстановление дыхания | Статические упражнения, поза «Аиста». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Скаты» | Сказки мудрого Йога: «Маугли» Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Суставная гимнастика Основная часть: Статический комплекс: Заключительная часть: Глубокая релаксация | |||||
Апрель | Профилактика простудных заболеваний, точечный массаж. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Суставная гимнастика Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Изобрази животное» Звучит музыка, дети бегают, играют, как только музыка прекращается, дети изображают какое либо животное. Участник, который остановился последний, выбывает. Восстановление дыхания. | Статические упражнения, поза «Расслабления на боку». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Изобрази животное» | «Тронная поза», статические упражнения. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика. Суставная гимнастика Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: Игра «Изобрази животное» | «Пробуждение». Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Суставная гимнастика: Основная часть: Статический комплекс Заключительная часть: «Природа» | |||||
Май | Диагностика. Проверка ловкости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика: . Суставная гимнастика: | Диагностика. Проверка гибкости. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика Приветствие солнцу (выполнение всего комплекса 3-4 р) Суставная гимнастика: Заключительная часть: Игра «Угадай животное» Дети показывают животных с помощью асан | Диагностика Проверка координации и равновесия. Вводно-подготовительная часть: Дыхательная гимнастика | Показательные выступления для родителей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему: «Позитивчик в шарике».
Цель: обеспечение условий для приобретения детьми социального опыта с радостью и удовольствием....