Практикум для родителей дошкольников "Уроки здоровья для мам"
учебно-методический материал
В работе представлена практическая деятельность по взаимодействию педагогов и родителей, имеющих разновозрастных детей, по организации спортивного досуга в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум "Уроки здоровья для мам и малышей" | 515.99 КБ |
prilozhenie_1_anketa.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
Конкурсный материал на ⅩⅧ областной конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчёлка-2021»
Тема: «Практикум для родителей дошкольников «Уроки здоровья для мам и малышей» как форма взаимодействия ДОО с семьями воспитанников»
Номинация: «Повышение социальной роли семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщению дошкольников к физической культуре и спорту»
Авторы разработки:
старший воспитатель
Овсянникова Ирина Анатольевна,
воспитатель
1-ой квалификационной категории
Лизунова Наталья Николаевна
Г. Гусь-Хрустальный
2021 г.
Содержание
- Сведения об авторах……………………………………………………3
- Заявка на участие……………………………………………………….4
- Информационная справка о ДОУ……………………………………...5
- Актуальность……………………………………………………………7
- Новизна………………………………………………………………….7
- Психолого-педагогическое обоснование выбора темы………………8
- Цель, задачи…………………………………………………………….9
- Подготовительный этап……………………………………………….10
- Основной этап…………………………………………………………11
- Заключительный этап, результативность……………………………15
- Литература …………………………………………………………….16
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Сведения об авторах
Лизунова Наталья Николаевна Образование: средне – специальное, педагогическое Стаж педагогической работы – 20 лет Воспитатель Первая квалификационной категории | |
Овсянникова Ирина Анатольевна Образование: высшее, ВГПУ Педагогический стаж работы: 18 лет В должности старшего воспитателя: 4 года Первая квалификационная категория |
ЗАЯВКА НА УЧАСИЕ В КОНКУРСЕ «Пчелка - 2021»
Номинация | Повышение социальной роли семьи в вопросах воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобщение дошкольников к физической культуре и спорту |
Название работы | «Практикум для родителей дошкольников «Уроки здоровья для мам и малышей» как форма взаимодействия ДОО с семьями воспитанников» |
Наименование организации заявителя | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» |
Юридический адрес заявителя | 601501, Владимирская область г. Гусь-Хрустальный, Теплицкий пр-т, д.6 |
Номер телефона, факса (с указанием кода города) | 8(49241)2-49-90 |
е-mаil | |
Авторы Ф.И.О | Лизунова Наталья Николаевна, Овсянникова Ирина Анатольевна |
Краткая аннотация содержания проекта | В работе представлена практическая деятельность по взаимодействию педагогов и родителей, имеющих разновозрастных детей, по организации спортивного досуга в домашних условия. Педагоги разработали упражнения, игры для совместного физкультурного занятия дома, продемонстрировали нетрадиционное спортивное оборудование, которое родители смогут сделать сами для своих детей. |
Заведующий МБДОУ №9 Т.В. Данилова
Информационная справка о ДОУ
Наименование МБДОУ | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» (МБДОУ «Детский сад №9) |
Год открытия | 1976 |
Адрес | 601501, Гусь-Хрустальный Владимирской области, Теплицкий пр-кт, д.6 |
Телефон | 8 (49 241) 2-49-90 |
Электронная почта | |
Адрес сайта | dou9.gusobr.ru |
Учредитель | Управление Образования Муниципального образования город Гусь-Хрустальный |
Нормативно-правовая основа деятельности МБДОУ | - Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9» - Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 08.04.2014 г. №3501 серия 33Л01 № 000-613 |
Образовательные программ, реализуемые в МБДОУ | - Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №9, разработанная на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., - парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева М.Д. Маханёва, - авторская программа по ознакомлению старших дошкольников с городом Гусь-Хрустальный Дошкольникам о родном городе ( ДоРоГо), - авторская программа по художественно-эстетическому воспитанию «Домисолька» |
Сведения о педагогических кадрах | Всего педагогов: 17 Из них: с высшей квалификационной категорией – 12 чел. (70%), с первой квалификационной категорией – 5 чел. (30%). Всего аттестовано 17 человек. |
Количество воспитанников | 209 детей от 1,6 до 7 лет |
Количество групп по возрастам | 9 групп общеразвивающей направленности Из них: - 2 группы младшего возраста, - 7 групп дошкольного возраста |
Ближайшее окружение | МОУ «Основная образовательная школа №7», МДОУ №5, 21, 23, детская городская поликлиника, Детский Центр «Исток», ДШИ, Киноцентр «Алмаз», Часовня «Варвары», Городской информационный библиотечный центр. |
Ресурсное обеспечение | Общая площадь здания: 1611 кв. м. Общая земельная площадь: 10203 кв. м. Количество игровых помещений: 11. Количество спальных комнат: 3. Дополнительные помещения: физкультурный, музыкальный зал, методический, музыкальный, логопедический, медицинский кабинеты, кабинеты заведующей, заместителя заведующей по АХЧ, педагога-психолога, кабинет администратора, мини-музей прикладного искусства «Русская изба», «Картинная галерея», комната художественного творчества, пищеблок, прачечная. |
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Использование практикума в работе с семьями воспитанников – один из способов решения поставленной задачи. Компетентный педагог способен организовать взаимодействие с семьями воспитанников так, чтобы оно объединило членов семьи, укрепило связь между родителями и детьми. В процессе такого взаимодействия происходит повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания. Важным аспектом будет укрепление здоровья детей и сохранение микроклимата в семье.
Практикум «Уроки здоровья для мам и малышей» включил в себе практическое занятие по организации свободного времени в семьях, воспитывающих двух и более детей, направленное на воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Новизна
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».
В современных семьях, где воспитываются двое и более детей, зачастую возникает проблема «Как организовать досуг, чтобы всем было интересно и никто не остался в стороне?».
Анкетирование (Приложение 1) родителей показало, что им бывает сложно занять детей разного возраста каким-то одним делом. Поэтому в детском саду провели практикум «Уроки здоровья для мам и малышей», в котором приняли участие дошкольники младшего и старшего возраста и их мамы.
В помощь родителям были разработаны игры и упражнения для совместной спортивной деятельности детей и взрослых.
Психолого-педагогическое обоснование выбора темы
Умение общаться — важный навык для ребенка. По мере взросления он становится необходимым для того, чтобы человек мог преуспеть в обществе, реализоваться и самоактуализироваться как личность.
Братья и сестры — лучший «тренажер» для отработки социальных навыков, моральная поддержка в трудных ситуациях и зеркало для лучшего понимания нас самих:
Если отношения с ними развиваются благополучно, у малыша есть возможность с самого раннего детства учиться находить общий язык с другими людьми.
При неблагоприятной психологической атмосфере в отношениях с братьями и сестрами, по наблюдениям психологов, дети уже к возрасту 4 лет могут иметь поведенческие нарушения, которые отражаются на их школьной успеваемости и социальной адаптации в более старшем возрасте.
Вовлеченные в общую игру, братья и сестры не только развивают в себе понимание сути и смысла взаимодействия с другими людьми, но и получают пищу для самонаблюдения, знакомятся со своими внутренними откликами на поведение тех, с кем приходится общаться.
Хорошие отношения с братом или сестрой имеют долгосрочное позитивное влияние на процесс социализации человека в детском, подростковом и взрослом возрасте. Если один малыш в семье осваивает социальную сторону жизни глядя на взрослых, то двое учатся этому друг у друга.
Отношения с братьями и сестрами — важная составляющая социального и эмоционального развития детей, это будет основой для психического здоровья каждого ребенка.
Целевая аудитория
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов ДОУ, родителей по вопросам организации семейного досуга с целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.
Цель
Создать условия для организации спортивного досуга в домашних условиях.
Задачи
Образовательные
- Способствовать формированию двигательных навыков через игровую деятельность.
- Укрепить физическое и психическое здоровье детей.
- Показать способы организации досуга в домашних условиях.
Развивающие
- Проводить профилактику нарушений осанки, плоскостопия.
- Развивать и сохранять эмоциональное благополучие между членами семьи.
Воспитательные
- Поддерживать у семьи стремление к здоровому образу жизни.
Участники практикума
Воспитанники детского сада разных возрастных групп (из одной семьи), родители, педагог.
Содержание деятельности
При организации практикума использовались методы:
- Словесные (устное изложение, беседы, комментарии, разъяснения).
- Наглядный (демонстрация).
- Практический (овладение практическими умениями действовать с нестандартным физкультурным оборудованием).
- Исследовательский (поиск новых способов действия в домашних условиях).
В основу легли следующие принципы:
- Принцип вовлечения через увлечение.
- Принцип субъективной активности и максимальной самостоятельности участников.
- Принцип интеграции и комплексного взаимодействия ведущих видов детской деятельности.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Время проведения: сентябрь-ноябрь 2019 г.
Оборудование: мячи, мягкие мячики, мелкие игрушки, кубики, обручи, тоннели.
Этапы организации практикума
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Подготовительный этап
Деятельность педагога | Деятельность родителей |
|
|
2.Подбор литературы, рекомендаций | 2. Изучение литературы, рекомендаций |
3.Разработка сценария мероприятия, подбор оборудования, координация времени проведения | 3.Помощь педагогу в подготовке оборудования, обеспечение участников спортивной формой |
Основной этап
Этапы деятельности | Содержание | Приемы | Хронометраж |
Процесс вовлечения | Дети наше счастье! Как здорово, когда в доме раздается детский смех, звонкие голоса. Всё вокруг бегает, прыгает, резвится, щебечет… Мамы отвлекаются от уборки, приготовления обеда, а папы от программы «Спорт» или «Новости». И, конечно же, у родителей возникает вопрос: «Чем занять своих детей?». | Беседа | 1 мин. |
Процесс целеполагания | А решение есть. Это интересные и занимательные игры друг с другом с использованием физкультурных упражнений. | ||
Процесс планирования | В каждой семье есть мяч, мелкие игрушки, даже найдется обруч – все это можно использовать в домашних спортивных играх. | ||
Процесс осуществления деятельности | Перед тем, как начать выполнять упражнения, для хорошего настроения подвигаемся под музыкальную разминку «Червячок». Упражнения выполняются в паре – мама с крохой, брат с сестрёнкой и т. д. (Приложение 2) 1 упражнение. «Сильные ножки» (в паре). И. п. – лежа на спине, упор на руки, согнутые в локтях, ногами друг к другу. Подошвы соприкасаются, выполняем круговые движения ногами, как на велосипеде. 2 упражнение. «Рюкзачок» (в паре). И. п. – сидя, соприкасаясь спинами, берутся под руки. Взрослый ребенок медленно наклоняется вперед, а малыш в это время тянется назад. Потом наоборот. 3 упражнение. «Друг другу выручаем, друг другу помогаем» (в паре). И. п. – дети сидят друг к другу лицом, ладони и подошвы ног соприкасаются, они тянут друг друга по очереди к себе. Резко тянуть нельзя. В.: Предлагаю отдохнуть И спокойно подышать. В необычную игру с мамой Дружно поиграть. Малоподвижная игра «Воздушный шар». Все вместе образуем круг, взявшись за руки. С мамой в магазин ходили, Шар воздушный там купили, Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «Пружинку»). Шар воздушный, надувайся! Шар воздушный, раздувайся! (идут назад маленькими шагами – «надувают шар»). Надувайся большой, Да не лопайся! (Хлопают в ладоши). Да за дерево задел И … лопнул! (Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону, затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произносят: «ш-ш-ш-ш»). В.: Мы спокойно поиграли, Про физкультуру не забывали, Будем заниматься, Будем упражняться. Упражнения выполняются с мячом. 4 упражнение. «Где мячик?» И. п. – дети встают спиной друг к другу, ноги врозь. 1 ребенок наклоняется с мячиком вперед и передает его между ног 2 ребенку, выпрямляются, поднимают руки над головой и передает мяч уже над головой. 5 упражнение. «То тебе, то мне». И. п. – сидя на полу, спиной друг к другу, зажимают мяч спинами. Второй мяч мама дает своим деткам. 1 ребенок поворачивается вправо и передает мяч малышу, потом наоборот. И так несколько раз. Второй мяч все это время они должны удержать между собой своими спинами. 6 упражнение. «Катание мяча в парах», «Перебрасывание мяча друг другу из позиции снизу». 7 упражнение. Общие перекаты, все вместе сели на пол, соединили ноги и перекатывают мяч друг другу. В.: Хорошо мы поиграли, Да немножечко устали, Предлагаю постоять И палочки спортивные замотать. Упражнения для профилактики плоскостопия. Дети сидят на стульях. Для варьирования игры можно использовать большое количество разнообразных предметов (шарики, камешки, палочки, карандаши и др.), природный материал. Дети ножками перекладывают предметы из одного обруча в другой. Перекаты с носка на пятку и обратно, можно использовать обруч. Подвижная игра «Преодолей препятствия». Используется нестандартное физкультурное оборудование «Тоннель», «Мягкий модуль», «Паутинка». (Приложение 3). | Практические действия Круговая эстафета | 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 5 мин. 2 мин. 5 мин. |
5. Рефлексия | Вот мы с вами поиграли, мамам всё мы показали. Вам понравилось? Хотите теперь дома попробовать с детьми? Здоровье детей в ваших руках. |
Заключительный этап
Педагог организует работу по распространению опыта родителей по воспитанию детей в семье. В форме «Круглого стола» происходит обмен мнениями, презентации домашних досугов, игр с детьми, семейными увлечениями и традициями.
Результативность
В результате проведения практикума «Уроки здоровья для мам и малышей», обмена опытом по организации досуга среди родителей (законных представителей) получены следующие результаты:
Список литературы
- Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: младший возраст. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Голицына Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2008.
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2006.
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2012.
- Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.
- Полтавцев Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы
- https://yandex.ru/turbo/agulife.ru/s/calendopedia/otnosheniya-s-bratyami-i-sestrami
- Консультация для родителей: "Организация физкультурно - спортивного досуга в семье" (infourok.ru)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета для родителей
«Ваш домашний досуг с семьей»
- Количество детей в семье _________________________________________
- Какие виды досуга предпочитает(ют) ваш(и) ребенок (дети)?
- Спортивный
- Творчество
- Прогулки на свежем воздухе
- Игры
- Кто из членов семьи больше времени уделяет ребенку (детям)?_________________________________________________________
- Сколько времени ребенок проводит за просмотром телепередач?_________
- Обучаете ли вы своих детей играм вашего детства? Каким?
________________________________________________________________
- Что делать, если ребенок хочет поиграть, а вы заняты делом?
________________________________________________________________
- Вызывает ли у вас затруднение организация домашнего досуга?
________________________________________________________________
- В организации каких видов деятельности ребенка вам необходима помощь педагога?
- Подвижные игры
- Спортивные игры
- Настольные игры
- Сюжетно - ролевые игры
- Музыкально - ритмическая деятельность
- Конструирование
- Чтение книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Расти здоровым"
Цель семинара: формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей в ежедневном выпол...
конспект семинара - практикума для родителей "Расти здоровым"
Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни и это главная забота родителей и педагогов. Формировать готовность родителей в ежедневном выполнении правил...
Семинар-практикум для родителей "Бережем здоровье с детства"
Родительское собрание в форме семинара-практикума по здоровому образу жизни....
Семинар - практикум для родителей "О здоровье всерьез"
В данной работе представлена система деятельности педагога с воспитанниками по формированию основ здорового образа жизни. В ходе семинара затронута актуальная проблема воспитания компетентного р...
Семинар-практикум для родителей " Фабрика Здоровья"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ФАБРИКА ЗДОРОВЬЯ"...
Семинар-практикум для родителей "Я здоровым быть хочу!"
Ознакомление родителей с элементами здоровьесберегающих технологий....
Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...