Тренинги
тест

Шишлова Анна Николаевна

Тренинги для профилактики эмоционального выгорания у педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»


Консультативный тренинг с педагогами «Профилактика эмоционального выгорания. Способы контроля эмоций»

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога, является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Цель: Управление собственным эмоциональным состояниемспособы улучшения настроения.

Задачи:

• Формирование положительного эмоционального состояния.

• Профилактика стрессовых ситуаций с помощью положительного опыта общения.

• Обучение педагогов приемам саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, музыкальное сопровождение, клубочек ниток.

Минутка психологического настроя«Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не так уж и много. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее задавлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил«Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать для себя такую атмосферу, в которой можно будет чувствовать себя «как дома».

Разминка «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей, те, кто пришел сегодня в юбке, те, у кого в голове много мыслей, те, кто с удовольствием идет на работу». Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.

Мозговой штурм.

«Составление банка эмоциональных состояний».

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники группы отвечают на следующие вопросы:

• Что вы понимаете под эмоциями?

• Какие эмоции чаще испытываете?

• Как боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется общим обсуждением.

Ведущий: «Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение».

Игра «Будь внимательным».

Ведущий: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

Ведущий: «Я благодарю всех вас за активное участие в игре, желаю, чтобы в будущем у вас были только приятные знакомства».

Упражнение «Ладошка»

Цельэмоционально расслабиться и сблизиться.

Ведущий: «Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем подпишите лист и передайте по кругу. Каждый участник допишет те качества, которые он ценит в вас. Если кто-то по какой-то причине не хочет вписывать ничего. Это его право. Листок с качествами должен вернуться к вам».

Комментарии: можно использовать музыкальное сопровождение. Упражнение длится 2-3 минуты.

Игра «Пары»

Ведущий: «Вам нужно стать пары в произвольном порядке. На каждую пару берется по одному листу бумаги. В этой игре надо стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения по помещению без помощи рук – руки должны быть заведены за спину. Двигаться необходимо постоянно, в произвольном направлении. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала лист».

Анти советы психолога педагогу.

Сладкое воспоминание.

Провоцируйте конфликты.

Пусть они трясут весь садик.

А потом – коль доживете

Вы до пенсии своей –

Будет вам, что в жизни вспомнить,

Лежа на больничной койке,

И решать, что эти годы

Были прожиты не зря.

Развитие речи.

Научите педагогов

Очень крепко выражаться.

Поливают пусть друг друга.

И ругаются с детьми.

Через месяц убедитесь

Как спокойно на работе.

Речь активно развивая,

Быстро стрессы победим.

Забота о психотерапевтах.

Повышайте постоянно

Агрессивность и тревожность

У себя и педагогов

И, конечно же, детей!

Вам за это благодарны

Будут психотерапевты.

Вы поможете им быстро

Ощутить бюджета рост.

Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть. И негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод.

Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность, испытывать негативные эмоции и состояния.

Первая – обсуждает злость;

Вторая – страх;

Третья – грусть;

Четвертая – апатию.

По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3-5 минут. Далее группы рассказывают о результатах своей работы».

Ведущий: подводит итог обсуждения.

• Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

• Страх сигнализирует об опасности;

• Грусть побуждает нас задуматься;

• Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Я предлагаю вам обсудить, что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Сравните два высказывания:

«Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна».

Второе высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта.

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Ведущий: «Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, нужно встать в круг, расслабиться, выпрямить спину. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звуки:

• А – воздействует благотворно на весь организм;

• Е – воздействует на щитовидную железу;

• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

• О – воздействует на сердце, легкие;

• У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

• Я – воздействует на работу всего организма;

• М – воздействует на работу всего организма;

• Х – помогает очищению организма;

• ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Удовольствие»

Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального напряжения.

Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие. далее их нужно преобразовать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.

Игровое упражнение «Песня».

Ведущий: «Сейчас мы с вами повысим настроение. Я предлагаю спеть хором. Для начала всем знакомая песня «В лесу родилась ёлочка». По первому хлопку ведущего, все начинают петь. По второму хлопку – пение продолжается «про себя», молча. По третьему хлопку – опять нужно петь вслух. Тот, кто ошибется, выходит из игры».

Ритуал прощания.

Упражнение «Связующая нить».

Ведущий: «Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», служил примером, препятствовал осознанию педагогом своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога. Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними. Как поступить с теми чувствами, которые причиняют страдания? С обидой, злостью, страхом, тревогой? Один из способов – научиться понимать и выражать их.

Сейчас каждый из вас, держа клубок в руках, выскажет: что он чувствует сейчас, как прошел тренинг, что хотел бы пожелать участникам или лично кому-то».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...