Здоровьесберегающие технологии в детском саду
учебно-методический материал

Астафьева Ольга Алексеевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В решении данной задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.

 

Здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:

динамические паузы;

подвижные и спортивные игры;

гимнастика для глаз;

пальчиковая гимнастика;

ортопедическая гимнастика;

корригирующая гимнастика;

гимнастика пробуждения;

гимнастика дыхательная;

релаксация.

II. Технологии обучения ЗОЖ:

физкультурные занятия;

проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия);

коммуникативные игры;

самомассаж;

точечный массаж;

биологическая обратная связь (БОС);

III. Технология коррекции поведения:

арт-терапия;

технологии музыкального воздействия;

сказкотерапия;

технологии коррекции поведения;

фонетическая ритмика;

психогимнастика;

технологии воздействия цветом.

           В своей работе в течение дня я использую следующие здоровьесберегающие технологии.

Утренние часы:

Утренняя гимнастика. Является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. (Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий)).

Игровой самомассаж – Улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность ЦНС.

Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, тонизирует весь организм. (Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания) (Проводится строго по специальной метиодике)

-Руки и тело должны быть чистыми

-Мышцы должны быть расслаблены

-Массажные движения должны быть аккуратными и плавными

         Во время режимных моментов проводятся различные гимнастики, которые большей частью подобраны в стихотворной форме для лучшего запоминания.

ООД:

Динамические паузы. Это небольшие активные упражнения, проводимые в течение всего дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Динамические паузы проводятся во время занятий, по мере утомляемости.                  

 (малоподвижные игры, упражнения на контроль осанки, физ.минутки и пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку.

Физкультминутки подбираются по тематическим неделям. В группе разработаны и активно используются картотеки игр и упражнений.

Гимнастика для глаз. Проводится ежедневно, во время непосредственно образовательной деятельности. Профилактика нарушений зрения дошкольников; предупреждение утомления; укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления; снятие напряжения; общее оздоровление зрительного аппарата).

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Чтобы вызвать максимальный интерес, к зарядкееё следует проводить в игровой форме, использовать обрзность. Например предложить не просто зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек и т.д.

 

(Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин., в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

 

Пальчиковая гимнастика. Проводится ежедневно вовремя непосредственно образовательной деятельности, а также в других режимных моментах. Для тренировки внимания, воображения, быстроты реакции, мелкой моторики, стимулирования речи. (Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки).

Дыхательная гимнастика. Способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  • выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
  • заниматься до еды;
  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Прогулка:

Подвижные и спортивные игры. Данные виды игр организуются в группе, на прогулке, а также во время музыкальных и физкультурных занятий. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям.

Подготовка ко сну:

Релаксация. Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. В этом им помогает спокойная классическая музыка, а также звуки природы.

После пробуждения:

Бодрящая гимнастика – Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Главное правило пробуждения - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

(Можно выполнять с использованием музыки).

Коррегирующие дорожки- Закаливание организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция плоскостопия, развития чувства равновесия и коорндинации движений, сохранение и укрепление здоровья детей.

        Во второй половине дня дети очень любят заниматься своим делом за общим столом, за которым они лепят, рисуют, играют в настольные игры, одновременно слушая спокойную музыку. В такие моменты спокойного и бесконфликтного общения, создается дружелюбная атмосфера в группе.

      Большое значение уделяется таким технологиям, как сказкотерапия, музыкотерапия. Это благотворно влияет на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывает успокоительный эффект, развивает воображение, увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.

Арт-терапия с песком– Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении и в межличностном общении, через знакомство с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий-техникой рисования песком.

         Но, ни одна здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:

– консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;

– буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";

– выпуск газеты ДОУ и т. д.

  -конкурс на самое лучшее нестандартное оборудование для занятий физкультурой и спортом.

Здоровый ребенок –  результат умелой, кропотливой, совместной работы ДОУ и семьи.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...