Здоровьесберегающие технологии в детском саду
учебно-методический материал
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В решении данной задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников:
динамические паузы;
подвижные и спортивные игры;
гимнастика для глаз;
пальчиковая гимнастика;
ортопедическая гимнастика;
корригирующая гимнастика;
гимнастика пробуждения;
гимнастика дыхательная;
релаксация.
II. Технологии обучения ЗОЖ:
физкультурные занятия;
проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия);
коммуникативные игры;
самомассаж;
точечный массаж;
биологическая обратная связь (БОС);
III. Технология коррекции поведения:
арт-терапия;
технологии музыкального воздействия;
сказкотерапия;
технологии коррекции поведения;
фонетическая ритмика;
психогимнастика;
технологии воздействия цветом.
В своей работе в течение дня я использую следующие здоровьесберегающие технологии.
Утренние часы:
Утренняя гимнастика. Является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. (Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий)).
Игровой самомассаж – Улучшает кровообращение кожи, снимает напряжение мышц, нормализует деятельность ЦНС.
Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, тонизирует весь организм. (Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания) (Проводится строго по специальной метиодике)
-Руки и тело должны быть чистыми
-Мышцы должны быть расслаблены
-Массажные движения должны быть аккуратными и плавными
Во время режимных моментов проводятся различные гимнастики, которые большей частью подобраны в стихотворной форме для лучшего запоминания.
ООД:
Динамические паузы. Это небольшие активные упражнения, проводимые в течение всего дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Динамические паузы проводятся во время занятий, по мере утомляемости.
(малоподвижные игры, упражнения на контроль осанки, физ.минутки и пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, а также массаж кистей рук и лица, упражнения под ритмичную музыку.
Физкультминутки подбираются по тематическим неделям. В группе разработаны и активно используются картотеки игр и упражнений.
Гимнастика для глаз. Проводится ежедневно, во время непосредственно образовательной деятельности. Профилактика нарушений зрения дошкольников; предупреждение утомления; укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления; снятие напряжения; общее оздоровление зрительного аппарата).
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Чтобы вызвать максимальный интерес, к зарядкееё следует проводить в игровой форме, использовать обрзность. Например предложить не просто зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек и т.д.
(Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин., в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Пальчиковая гимнастика. Проводится ежедневно вовремя непосредственно образовательной деятельности, а также в других режимных моментах. Для тренировки внимания, воображения, быстроты реакции, мелкой моторики, стимулирования речи. (Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки).
Дыхательная гимнастика. Способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Прогулка:
Подвижные и спортивные игры. Данные виды игр организуются в группе, на прогулке, а также во время музыкальных и физкультурных занятий. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям.
Подготовка ко сну:
Релаксация. Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя. В этом им помогает спокойная классическая музыка, а также звуки природы.
После пробуждения:
Бодрящая гимнастика – Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Главное правило пробуждения - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
(Можно выполнять с использованием музыки).
Коррегирующие дорожки- Закаливание организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция плоскостопия, развития чувства равновесия и коорндинации движений, сохранение и укрепление здоровья детей.
Во второй половине дня дети очень любят заниматься своим делом за общим столом, за которым они лепят, рисуют, играют в настольные игры, одновременно слушая спокойную музыку. В такие моменты спокойного и бесконфликтного общения, создается дружелюбная атмосфера в группе.
Большое значение уделяется таким технологиям, как сказкотерапия, музыкотерапия. Это благотворно влияет на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывает успокоительный эффект, развивает воображение, увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
Арт-терапия с песком– Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении и в межличностном общении, через знакомство с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий-техникой рисования песком.
Но, ни одна здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями:
– консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены;
– буклеты, памятки из серии "Пальчиковая гимнастика", "Как правильно закаливать ребенка?";
– выпуск газеты ДОУ и т. д.
-конкурс на самое лучшее нестандартное оборудование для занятий физкультурой и спортом.
Здоровый ребенок – результат умелой, кропотливой, совместной работы ДОУ и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...
Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...