«Нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нанзатова Должин Кимовна

Нетрадиционное оборудование своими руками  для профилактики плоскостопия.

 

          Формирование ценности здорового образа жизни, повышение общего уровня здоровья российских граждан и, в первую очередь, подрастающего поколения являются в настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.

          Проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Этому способствует и использование нетрадиционного  оборудования в работе по физическому воспитанию детей. В нашем детском саду было выявлено достаточно много случаев плоскостопия у детей старшей группы. В связи с этим ежедневно в группе стали проводиться занятия с целью профилактики и устранения плоскостопия с использованием нестандартного оборудования, которые постепенно переросли в представленный проект. Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной  и актуальной.Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаше при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_samoobrazovaniyu.docx56.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр»городского округа «Поселок Агинское»

Проект

«Нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия»

п. Агинское, 2020г.

Нетрадиционное оборудование своими руками  для профилактики плоскостопия.

          Формирование ценности здорового образа жизни, повышение общего уровня здоровья российских граждан и, в первую очередь, подрастающего поколения являются в настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.

          Проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Этому способствует и использование нетрадиционного  оборудования в работе по физическому воспитанию детей. В нашем детском саду было выявлено достаточно много случаев плоскостопия у детей старшей группы. В связи с этим ежедневно в группе стали проводиться занятия с целью профилактики и устранения плоскостопия с использованием нестандартного оборудования, которые постепенно переросли в представленный проект. Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной  и актуальной.Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаше при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

    Тип проекта: долгосрочный, открытый, практический.

     Участники реализации проекта:

- Администрация МАДОУ детский сад «Ульгэр» ГО Поселок Агинское»- организует и координирует работу по проекту,  

- Воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинская сестра;

-Родители и дети.

      Основная идея проекта:  в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате: увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц; снижается сила и работоспособность мускулатуры; нарушаются функции организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Если организовать физическое развитие детей с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к оптимизации уровня двигательной активности детей и может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Если с дошкольного возраста применять нестандартное оборудование в физическом развитии, то в будущем будем наблюдать укрепление здоровья детей, произойдёт развитие их физических качеств.

      Цель проекта: Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.

      Задачи проекта:        

  1. Изучить методический  материал по профилактике плоскостопия. Разработать нетрадиционное оборудование.  Разработка и моделирование эскизов оборудования.
  2.   Работать над сохранением и укреплением здоровья детей, формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия. 
  3.  Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
  4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

Ключевые понятия:

     Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода. Плоскостопие-болезнь серьезная, именно из-за несерьезного к ней отношения, статическая деформация стопы, характеризующая уплощением ее сводов. Плоскостопие – ребёнок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает ногами. Походка неуклюжая.

      Стопа - часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного     сустава.

      Профилактика – это комплекс мероприятий, который предупреждает развитие плоскостопия у детей.

      Нетрадиционное оборудование- это оборудование сделанное своими руками из бросового и подручного материала.

      Новизна проекта заключается в том, что детей обычно привлекают необычные формы и красочность нестандартного оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребности в движении. Нетрадиционное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми дошкольного возраста.

       Предполагаемый результат: 

Уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия.

Повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием данного оборудования.

       Перспективы развития проекта:  

Проект будет способствовать предупреждению развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. При помощи плантографа   будет выявлена и отобрана специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети будут заниматься корригирующей гимнастикой  после дневного сна 2 раза в неделю по 15-20 мин., занятия будут проводиться групповым способом. Благодаря этим занятиям возможно своевременно и эффективно устранить нарушения свода стопы у детей. На первых занятиях дети познакомятся с предлагаемыми упражнениями и освоят их правильное выполнение. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастет и сохранится на достигнутом уровне. В конце года будет проведена повторная диагностика. Для того чтобы, профилактическая работа была успешной,  планирую  создание  полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря. Для поддержания активности и повышенного интереса детей  к этим занятиям, я буду в своей работе использовать тренажеры и нестандартное оборудование: коврик массажный из пуговиц; поролоновый коврик ;деревянные палочки  ;мешочки с орешками и камешками ;ребристая доска ;доска «следовая» ;короб с камушками ; массажеры  роликовые ;массажные мячи, еловые шишки, платочки.

Срок реализации проекта:   Октябрь 2019-октябрь 2020г.

Проект предполагает достижение поставленных целей и задач через три этапа.

Содержание

Сроки

Ответственные

Ожидаемые результаты

1этап: подготовительный; срок реализации октябрь-ноябрь.

Цель: Изучение методического  материала по профилактике плоскостопия. Разработать нетрадиционное оборудование.  Разработка и моделирование эскизов оборудования.

 

1.

- Анкетирование родителей об актуальности мероприятия.

- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

- Изготовление нестандартного оборудования.

- Подбор рекомендаций для родителей.

- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

- Составление перспективного плана работы по профилактике плоскостопия.

Октябрь-ноябрь

Медицинская сестра

Инструктор по физической культуре

Определение перспектив проекта

2 этап: основной; срок реализации декабрь – август 2020г.

Цель: Сохранение  и укреплением здоровья детей, формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия. 

2.

- Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”.

- НОД:

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

- Беседы - рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

“Как заботиться о ногах”,

- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

- Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия”

Декабрь-август

2020г.

Воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра.

Формирование у детей стойкого и осознанного желания сохранять и приумножать свое здоровье, расширять кругозор.

Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

3 этап – заключительный; срок реализации сентябрь-октябрь 2020г.

Цель: подведение итогов проекта

3.

- Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ).

- Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

- Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

Сентябрь – октябрь 2020г.

Инструктор по физической культуре.

Повышение степени двигательной активности, укрепление общего состояния организма детей путем создания в группе необходимых условий для профилактики плоскостопия.

Повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения. Включение их в процесс повышения степени мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

        

Литература :

  1. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергеенко «Школа здорового человека». - 2006
  2. Н.И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения». - 2009

О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» - 2007

  1. Галанов, А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет) А.С. Галанов. – М.: Педагогическое общество России, - 2005. – 96с.
  2. Голицына, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 72с.
  3. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ  Практическое пособие / О.Н.Моргунова. – Воронеж ТЦ “Учитель”, 2005. – 109с.
  4. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников И.М Новикова. – М.:Издательство Мозаика – Синтез 2010. – 96с.
  5. Трихункова, В.В. Познай себя // Ребенок в детском саду – 2005.-№2 – С.51-58
  6. Узорова, О. Физкультурные минутки. [Текст]: материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е.Нефедова. - М.: ООО “Издательство Астрель” “Издательство АСТ”: ЗАО НПП “Ермак” - 2005. – 96с
  7. Федоров А., Шарманова С. “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей” //Дошкольное воспитание. – 2003 №8 – С. 59-62

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ульгэр»городского округа «Поселок Агинское»

Тема самообразования: Использование нетрадиционного оборудования в профилактике плоскостопия

Инструктор по физической культуре: Нанзатова Д.К.

ГО «Поселок Агинское», 2019

Пояснительная записка

          Формирование ценности здорового образа жизни, повышение общего уровня здоровья российских граждан и, в первую очередь, подрастающего поколения являются в настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.

          Проблемы заключается в том, что в современных условиях наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Так как фундамент активного здорового долголетия закладывается в период дошкольного возраста, растет необходимость в разнообразии средств физического воспитания, пропаганды здорового образа жизни. Большое значение приобретает приобщение детей старшего дошкольного возраста к осмысленному желанию заняться здоровым образом жизни. Этому способствует и использование нетрадиционного  оборудования в работе по физическому воспитанию детей. В нашем детском саду было выявлено достаточно много случаев плоскостопия у детей старшей группы. В связи с этим ежедневно в группе стали проводиться занятия с целью профилактики и устранения плоскостопия с использованием нестандартного оборудования, которые постепенно переросли в представленный проект. Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной  и актуальной. Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаше при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

      Цель: Стимулирование и совершенствование развития двигательных способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.

      Задачи проекта:

  1. Изучить методический  материал по профилактике плоскостопия. Разработать нетрадиционное оборудование.  Разработка и моделирование эскизов оборудования.
  2.   Работать над сохранением и укреплением здоровья детей, формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия. 
  3.  Углубить знания родителей о профилактических мероприятиях по предупреждению плоскостопия;
  4. Создать в группе условия для профилактики плоскостопия у детей;

Самообразование  будет способствовать предупреждению развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. При помощи плантографа   будет выявлена и отобрана специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети будут заниматься корригирующей гимнастикой  после дневного сна 2 раза в неделю по 15-20 мин., занятия будут проводиться групповым способом. Благодаря этим занятиям возможно своевременно и эффективно устранить нарушения свода стопы у детей. На первых занятиях дети познакомятся с предлагаемыми упражнениями и освоят их правильное выполнение. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастет и сохранится на достигнутом уровне. В конце года будет проведена повторная диагностика. Для того чтобы, профилактическая работа была успешной,  планирую  создание  полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря. Для поддержания активности и повышенного интереса детей  к этим занятиям, я буду в своей работе использовать тренажеры и нестандартное оборудование: коврик массажный из пуговиц; поролоновый коврик ; деревянные палочки; мешочки с орешками и камешками ;ребристая доска ;доска «следовая» ;короб с камушками ; массажеры  роликовые ;массажные мячи, еловые шишки, платочки, мешочки с песком.

Перспективный план профилактики плоскостопия

Месяц

Задачи

Пособия

Октябрь

- Анкетирование родителей об актуальности мероприятия.

- Изучение специальной литературы. Подбор информации о причинах возникновения плоскостопия и их устранении.

- Подбор комплексов гимнастики для профилактики плоскостопия в разные режимные моменты.

Методические пособия ,  плантограф

Ноябрь

- Изготовление нестандартного оборудования.

- Подбор рекомендаций для родителей.

- Создание картотеки упражнений по профилактики плоскостопия.

- Составление перспективного плана работы по профи лактике плоскостопия.

изготовление нестандартного оборудования своими руками, изучение методических пособий, создание картотеки.

Декабрь

- Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”.

- ООД:

Подготовка презентации.

Январь

“Как следить за ногами”,

“Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели”

ООД

Февраль

- Беседы - рассуждения с детьми:

“Что значит здоровые ноги”,

“Прогулка босиком. Полезно или вредно?”,

Беседа, ООД

Март

“Как заботиться о ногах”,

- Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия.

ООД, беседа

Апрель

- Досуги и развлечения из цикла “Здоровые ножки”, “Тренируйтесь вместе с нами”, “Путешествие в страну гибкого носка”.

- Совместная деятельность с родителями по изготовлению нестандартного оборудования.

Работа с родителями

Май

- Консультации, рекомендации, памятки, буклеты: “Подбираем правильную обувь своему ребёнку”, “Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия”,

Родительское собрание с показом мастер-класса по разучиванию упражнений “Профилактика плоскостопия”

Участие в родительском собрании, изготовление буклетов

Июнь –август

Рекомендации для родителей босохождение, массаж ног, самомассаж.

Сентябрь-октябрь

- Анкетирование по теме проекта (сравнительный анализ).

- Выставка нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия.

- Презентация проекта для родителей и педагогов “Сохраним стопы здоровыми”.

- Обобщение опыта. Трансляция опыта среди педагогов.

Написать проект

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые  упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

                                         

        

    Комплекс №1

1. И.п.- стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И.п.- сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п.- сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И.п.- сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10.Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3.  Ходьба по толстой веревке- «змее».

4.        Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5.        Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6.        Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7.        Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнения выполняются сидя на стуле:

1.        Выполняем стопами круговые движения.

2.         Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3.         Сгибание-разгибание пальцев ног.

4.         Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5.  Соединяем подошвы (колени не согнуты).

  6.  Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8.        Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9.        Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10.         Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

 Упражнения выполняются во время ходьбы. 

1.        Ходьба на носочках.

2.        Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3.        Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4        Приседание, не отрывая от пола пятки.

5        Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и.п.- сидя на стуле:

1.   Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2.        Приподнимание ступни на себя -5 раз.( пятки от пола не отрывать и наоборот).

3.        Поочередное поднимание больших пальцев  ног. -5 раз.

4.        Ступни разверните внутрь, пятки прижаты  к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5.        И.п.- сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6.        Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И.П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. « Здравствуйте – до свидания» - совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. « Поклонились»- согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. « Большой палец поссорился»- двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4.  «Поссорились, помирились»-  развести носки ног в стороны, свести вместе.

      И.П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. « Ёжи»- стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6.  «Подними платки»- около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. « Растяни ленточку»-  около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»-  пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

      И.П. стоя.

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1.        Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами -  10-12 раз.

 6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку -  8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.- лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

 5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

 6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнения выполняются в исходном положении сидя:

 1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

 2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

 4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

 5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И.п.- сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

 Упражнения выполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.  

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек .Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки ).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку"

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия

Упражнения в ходьбе

  • Ходьба на носках не сгибая ног, руки на пояс, туловище прямо. Темп средний.
  • Ходьба на наружных краях стоп, руки на пояс, туловище прямо. Темп средний.
  • Ходьба на носкахпо наклонной плоскости (например, по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25—30 см) вверх и вниз. Темп медленный.
  • Сидя на гимнастической скамейке, захватывание, поднимание и перекладывание пальцами ног предметов, лежащих на полу.
  • Ходьба с выраженным перекатом с пятки на пальцы; на носках; на наружной и внутренней сторонах стопы вперед и назад; на пятках с приподнятыми пальцами вперед и назад; сгибая пальцы и стопу, двигаться вперед или назад.
  • Зажать между ногами мяч, медленная ходьба, удерживая мяч.
  • Сидя на полу, поднимать ногами мяч.
  • Вращать на полу мяч левой и правой ногой поочередно.
  • Подскоки на одной ноге. Пальцами другой ноги зажать платок.

Упражнения стоя

  • Поднимание на носках.
  • Поочередное приподнимание пальцев и пяток одновременно обеими ногами или поочередно каждой.
  • Поочередная опора на пятки или пальцы обеими ногами.
  • Перемещение тяжести тела по кругу: пальцы — наружная сторона стопы — пятки — внутренняя сторона стопы.

Упражнения сидя

  • Поочередное поднимание и опускание ног.
  • Вращение стоп в одном и противоположных направлениях 20 с;
  • Движения стоп наружу и внутрь.
  • Отведение пяток наружу и обратно, колени сомкнуты.
  • Приподнять носки, медленно сгибать и разгибать пальцы ног поочередно на каждой ноге или одновременно на обеих.
  • Приподнять и выпрямить ноги, согнуть пальцы. Отведение пяток наружу.
  • Хватание пальцами мелких предметов.
  • Разрывание газеты с помощью пальцев ног.
  • Подбирание лежащего на полу платка под подошву с помощью пальцев.
  • Пальцами и передней частью подошвы одной ноги скользить снизу вверх по передневнутренней поверхности голени другой ноги. То же другой ногой.
  • Катать мяч стопой круговыми движениями.
  • Захватывать пальцами ног рассыпанные по полу пуговицы.
  • Наступить обеими ногами на скакалку, катать ее вперед и назад.

Упражнения лежа на спине

  • Поднять прямые ноги вверх. Поочередное или одновременное сгибание и разгибание стоп.
  • Поднять прямые ноги вверх. Поочередное или одновременное вращение стоп в голеностопном суставе.

Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол. Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета «Построим лесенку»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол. 

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация «Перейди вброд»
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет). 
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).

«Найди клад»
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. 
Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка»
Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку отжимают) и вешают платочек сушиться.

«Весёлые лапки» 

Исходное положение (И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.

«Построим мостик» 

(Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мышки»). И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.

«Гусеница» 

И.п. сидя, стопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать! Выполняется в медленном темпе.

«Лягушка»

 И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.

«Братья-близнецы» 

И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают – на левой расслаблены, и наоборот.

«Медуза». 

И.п. лёжа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в и.п.

«Художник» (а)

 И.п. сидя. Пальчиками ног «рисуем» на ковре или на полу круги - большой, средний, поменьше, и самый маленький.

«Художник» (б) 

И.п. сидя (на маленьком стульчике, или на ковре). Зажимаем пальчиками ног карандаш и пробуем рисовать простые фигуры: треугольник, круг и квадрат. Выполняется поочерёдно правой/левой ногами.

«Умелые пальчики».

 И.п. сидя. Имитация подгребания песка пальчиками ног, и отгребания (можно использовать безопасные мелкие предметы, фасоль, горох).

«Футбол»

 (потребуется участие мамы или папы).
Ребёнок сидит на полу, ноги широко расставлены – это «ворота». Задача – не дать попасть мячу в ворота! Кто-то из родителей медленно(!) подкатывает лёгкий гимнастический мяч к «воротам». Ребёнок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук. Попросите ребёнка работать поочерёдно правой/левой стопой.

     1.Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы. 
    
2. Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног захватить какой-нибудь предмет (кусочек ткани, носовой платок, спичечный коробок и т. д.) и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернутся пальцами внутрь. 
     3. Положить на пол деревянный брусок (толщиной со среднюю книгу). Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы — в пол. Медленно подниматься на носки и также медленно опускаться в исходное положение (и. п.). 
     4. Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик (для настольного тенниса или меньше). 
     5. Походить ! — 2 минуты на носочках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
    
6. Сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни. 
    
7. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире (растопырить) или попробуйте сыграть ими гамму. Это сложное, но очень полезное упражнение. 
     8. Стоя на наружных сводах стоп, полуприсед (6 — 8 раз). 
     9. Ходьба на наружных сводах стоп, руки на поясе (30 — 60 с). 
     10. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и. п. (10 — 15 раз). 
     11. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и. п. (10 раз). 
     12. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и. п. (6 — 8 раз).
     13. Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) (след в след) . Подняться на носки (8 — 10 раз). 
    
14. Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8 — 10 раз).
     15. Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и. п. (8— 10 раз). 
    
16. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8 — 10 раз). 
    
17. Стоя, стопы повернуты внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и. п. (6— 8 раз). 
     18. Упор стоя на четвереньках. Передвигаться небольшими шагами вперед (34 — 40 с). То же прыжками «зайчиком». 
    
19. Ходьба в полуприседе (30— 40 с). 
     20. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10 — 12 раз каждой ногой. 
     21. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4 — 6 раз. 
     22. Стоя. поднять левую (правую) ногу. Круговые движения стопой.
     23. Стоя (под каждой стопой теннисный мяч), подкатывать мяч пальцами ног к пятке, не поднимая ее. 
     24. Ходьба на носках «крадучись» (в полуприседе), носки внутрь. 
    
25. Ходьба «гусиным» шагом.
    
26. Захватив пальцами ног карандаш или палочку, ходить (30 — 40 с). 
     27. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и. п. 
    
28. Лежа на спине, поочередно оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь. 
     29. И. п. — то же, но оттягивать носки одновременно. 
    
30. Лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой (подошвенной поверхностью стопы пытаться охватить голень, пальцы сгибать). 
     31. То же, но другой ногой.
     32. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочередно отрывать пятки от пола. 
     33. То же, но отрывать пятки от пола одновременно (передний отдел стопы касается пола). 
     34. Лежа на правом боку, ноги вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе, оттягивать носок (подошвенное сгибание в голеностопном суставе), усиливать сгибание с помощью руки. 
     35. То же, но в положении на левом боку. 
     36. Лежа на животе, руки на полу, носки повернуты внутрь. Поднимать голову и туловище (как при упражнениях для мышц спины) с поворотом стоп внутрь. 
     37. Лежа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повернуты внутрь. Перейти в упор лежа с опорой на передний отдел стопы и кисти 
рук. 
     38. Сидя на полу, ноги скрестно, кисти упираются в пол на уровне стопы. Попытайтесь встать с опорой на тыльную поверхность стоп и наклоном туловища вперед. 
     39. Сидя на полу (без тапочек), колени подтянуты. Захватить пальцами ног скомканную бумажку и переложить ее влево, затем вправо. 
     40. Сидя на полу, ноги вытянуты, стопы параллельно на ширину ладони. Носки и пальцы ног взять «на себя» и повернуть кнаружи. 

Физкультминутки по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдём мягко, как лисята

Ну, а если надоест, то пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес

 

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

Ножки в стороны

Ножки вкось

Ножки вместе

Ножки врозь

 

Мы проверим все осанку

И сведём свои лопатки

Все походим мы на пятках

И красиво на носках

Пойдём тихо как зайчата

И как мишка косолапый

И как рыжие лисята

И как серый волк –волчишко

 

Подвижные игры по профилактике плоскостопия с детьми дошкольного возраста

 

«Карусель»

Цель: продолжать укреплять мышцы стоп у детей;

Развивать интерес к подвижным играм

Физ оборудование: обручи.

Ход. Дети делятся на группы по количеству обручей; встают стопами ног на обруч, взявшись за руки медленно а потом быстрее идут по кругу.

Слова «Еле – еле закружились карусели, а потом, всё бегом, всё быстрей, вот так (прибавляют скорость)

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите

Раз –два, вот и кончилась игра.

 

«Кошкины повадки»

Цель: продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стоп; поддерживать интерес к физ. культуре

Физ. оборудование: скакалки.

Ход. 3 скакалки выкладывается в линию, дети строятся друг за другом и идут друг за другом, говоря слова

Вам покажем мы немножко, как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, хвостик книзу: оп-оп-оп

Но, подняв свой хвост пушистый, кошка может быть и быстрой

(ходьба ёлочкой по скакалке)

А потом опять идёт, еле слышно: топ- топ-топ

(ходьба приставным шагом по скакалке)

 

«Через ручеёк»

Цель: продолжать развивать координацию движений; укреплять мышцы стопы, прививать интерес к подвижным играм

Физ оборудование кружки со следами, две верёвки

Ход. На площадке выкладывается две верёвки на расстоянии 2м одна от другой – это ручеёк.

Играющие стоят у верёвки – на берегу ручейка, они должны перейти его по кружкам со следами, не намочив ног, те, кто оступились намочили ноги, идут сушить их – садятся на скамейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия с детьми дошкольного возраста (методические рекомендации).

Работа содержит перечень нестандартного авторского оборудования, применяемого для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.Авторская работа предлагает фотографии нестандартного оборудова...

Использование нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия

Данный материал представлен из опыта работы. Данный документ - консультация для родителей, а также занятие с детьми второй младшей группы с элементами упражнений на профилактику опорно-двигательного а...

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование нестандартного оборудования в профилактике плоскостопия способствует общему укреплению организма,поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне;исправлению имеющейся деформации...

«Чтоб не болели ножки, будем шагать по волшебным дорожкам» (нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия)

Делюсь опытом своей работы о том как предупредить и приостановить развитие плоскостопия у детей, какое нестандартное оборудование мы изготовить своими руками...

«Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия в разных возрастных группах ДОО»

Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболееинтенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими длясохранения формы и функции стоп будут периоды ...