Работа с родителями
консультация
Предварительный просмотр:
Первые шаги к самостоятельности: одевание.
«Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни»
М. Монтессори
Многие мамы и папы сначала экономят время на сборах, предпочитая одевать малышей без их участия, а потом сетуют на то, что ребенок ничего не умеет.
Рассмотрим некоторые моменты, связанные с этим вопросом.
- Когда и с чего лучше всего начинать
- Как выбирать одежду, чтобы быстрее научиться одеваться
- Что должен уметь делать со своей одеждой трехлетний малыш
- Какие дети способны научиться одеваться быстрее других
- Почему некоторые школьники так и не научились завязывать шнурки
Когда лучше начинать учить ребенка одеваться самостоятельно? Всем известно, что 3 года — это возраст, который характеризуется как «я сам». То есть ребенок стремится делать все самостоятельно.
Родителям важно помнить, что в это время ребенок наиболее сильно нуждается в парадоксальных вещах — в отделении от взрослых и при этом в том, чтобы они его поддерживали в этом сепарационном процессе.
Поэтому, когда ваш ребенок будет капризно говорить вам, что «он сам наденет эти штаны», предоставьте ему такое право.
Но проявления самостоятельности начинаются немного раньше: у кого-то в 2, у кого-то в 2,5 года.
Готовность малыша зависит от нескольких факторов. Если в семье спокойная обстановка, нет конфликтов, не родились младшие братья и сестры, то период «я сам» начинается примерно с 2 лет.
Если в семье ссоры, если родители в ситуации развода, если родился братик или сестричка, то развитие ребенка немного задерживается.
Как понять, что малыш готов начать? Итак, ребенок начинает делать попытки натянуть на себя одежду сам. А это значит, он пытается быть самостоятельным.
Чтобы научить малыша самостоятельно одеваться, важно не пропустить этот момент, когда он проявит инициативу и захочет это делать сам. А подвести его к этому желанию должны мама и папа. И эти попытки должны быть обязательно одобрены родителями! «Какой ты молодец!», «У тебя так здорово получается!», «Ты можешь уже сам!», «Я тебе помогу немного, но ты все наденешь сам». В таком случае, ребенку и дальше хочется проявлять самостоятельность.
Напротив, очень часто мы сталкиваемся с такими ситуациями: мама спешит на работу, все опаздывают в сад, медленные движения ребенка раздражают родителей, и тогда мама включается в процесс одевания. Это может привести ребенка к истерике, мама от этого еще больше будет злиться.
В итоге настроение у всех будет испорчено, а главное, что импульсы самостоятельности будут погашены.
Как поддержать первые начинания? Если вы заметили, что ребенок делает попытки одеваться сам, встаньте немного пораньше, дайте ему возможность самому попытаться надеть штанишки. Он немного помучается и потом попросит вашей помощи. Но ему надо самому пройти этот опыт.
Если не дадите ему возможность проявить себя именно в этот период, когда он физиологически готов, то в дальнейшем ему будет хотеться этого меньше и меньше. И во взрослой жизни ему будет сложно принимать решения, потому что он привыкнет полагаться на кого-либо.
Часто родители допускают ряд ошибок, которые в дальнейшем влияют на самооценку ребенка и на то, что он не хочет одеваться сам:
- Делают все сами, не желая подождать. Ребенок вырастет инфантильным и не научится заботиться о себе.
- Кричат, что опаздывают из-за «неумехи». У малыша развивается комплекс неполноценности.
- Не обращают внимания на просьбы помочь. Сын или дочка будет думать, что никому не нужен и вырастет агрессивным.
- Отвлекают дитя игрушкой или конфетой, а сами одевают. Ребенок будет капризничать во время каждого одевания
. Почему приучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться желательно, и даже нужно с двух лет или раньше?
Это сбережет в дальнейшем ваши нервы, а процесс обучения будет проходить спокойно, потому что:
- он будет ограничен во времени;
- будет соблюден основной принцип – от простого к сложному;
- этот процесс не будет форсирован, даже в моменты спешки;
- диапазон умений малыша будет расти вместе с совершенствованием мелкой моторики рук, что, в свою очередь, благотворно скажется на его умственном развитии в целом.
Рекомендации родителям:
Учимся раздеваться. Снять одежду гораздо проще, чем надеть. Поэтому сначала приучаем ребенка раздеваться, а потом уже одеваться самому.
Например, пришли с прогулки — развяжите ребенку шапочку, а вот снять ее пусть он попробует сам, дайте возможность ребенку самому попробовать снять варежки, расстегнуть и снять ботинки. Гораздо проще начинать учиться снимать штанишки и носочки, трусики. Также это облегчает процесс приучения к горшку.
Учимся одеваться. Примерно с 1 года и 3 месяцев, как только малыш начинает более уверенно передвигаться сам, нужно начинать приучать его одеваться. Начните с самого простого — это могут быть липучки на сандаликах. Сандалики надеваете вы, а липучки застегивает ребенок. Курточку надели вы, а замочек до конца дотянет ребенок. Дайте ребенку штанишки или трусики в руки так, как нужно их правильно надеть, помогите продеть одну ножку, а вторую пусть он попробует надеть сам, натянет их кверху.
Какой должна быть одежда. Очень важно подбирать для ребенка максимально удобную одежду для самостоятельного одевания.
Например, платье, которое застегивается сзади, ребенок не в состоянии надеть сам. Или брюки со сложной застежкой. А вот кофточку с широкой горловиной без пуговиц или штанишки на мягкой резинке — легко.
Пример для подражания. Еще очень важный момент — ребенок легко учится одеваться, если вы ненавязчиво садитесь с ним рядом и медленно проделываете то же действие на своей одежде, которое необходимо сделать ему.
Например, вы оба пришли с прогулки. Мама садится и медленно расстёгивает замок на своей куртке, а ребенок, видя это движение, начинает повторять его на своей курточке.
Если ориентироваться на темперамент:
Скорость одевания зависит от темперамента ребенка. Достаточно часто родители сталкиваются с тем, что ребенок одевается кое-как, делает все медленно. При этом на фоне других детей (например, если ребенок ходит в сад) это выглядит как лень и каприз. В данном случае стоит учитывать индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.
• Если по типу темперамента ваш ребенок флегматик или меланхолик , то одеваться он будет медленнее других, тщательно расправляя на себе всякую одежную складочку.
• Совсем иная ситуация у сангвиников и холериков — они будут одеты хоть и как попало с точки зрения взрослого, зато быстро.
Самые сложные элементы одежды. Что касается шнурков и пуговиц, то они в последнее время все больше игнорируются взрослыми и, естественно, детьми.
Встречаются примеры, когда и в 6, и в 7 лет ребенок с трудом завязывал шнурки.
Это происходит, потому что жизненный процесс ускоряется — гораздо быстрее надеть ботинки на липучке, чем на шнурках. То же самое с пуговицами — удобнее кофта на замке, чем на пуговицах. Но, несмотря на удобство, стоит развивать этот навык у ребенка.
Что умеет малыш к 3-летнему возрасту? Как правило, в три года ребенок многое умеет выполнять сам. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослых он может одеваться и раздеваться, ухаживать за своей одеждой — сложить ее или развесить по нужным местам.
Даже застегивать пуговицы и завязывать шнурки ребенок может уже в три года.
Как он получает эти навыки? По принципу от простого к сложному. Поэтому начинать стоит с таких вещей, которые не предполагают множественность действий.
Советы родителям:
Как учить 2-летнего малыша
По мере взросления ребенка расширяется диапазон его знаний и умений. Он уже умеет снимать свои вещи.
Готовьте вещи на следующий день с вечера
Разложите их в той последовательности, в какой малыш будет надевать их утром. Хорошо, если в этом процессе он тоже принимает участие. Тогда с утра обрадуйте его, скажите, что вещи дождались и рады встрече с ребенком. Малыш будет одеваться с большим рвением и удовольствием.
Научите ребенка выворачивать носки
Для этого он должен надеть носок на руку, сжать ладонь в кулачок и потянуть резинку вверх. Самостоятельно вывернутый носочек надевать будет с удовольствием.
Обучение 3-летнего ребенка
В три года ребенок должен самостоятельно сам надевать все вещи, кроме верхней одежды. Но при условии, что его к этому готовили с года.
Иногда в этом возрасте его только начинают приучать к самостоятельному одеванию. Тогда пригодятся предыдущие советы. А если малыш одевается самостоятельно, то самое время научить его следующему.
Застегивать замок на курточке и сапожках
Для этого задействуйте все вещи, на которых есть замки, потому что только на своей курточке учиться ему будет не интересно. А когда мамина или папина куртка нуждаются в его помощи, он будет горд и счастлив помочь.
Зашнуровывать обувь
Сегодня много альтернативных застежек. Но если есть обувь с шнурками, самое время научить ребенка шнуровать ботинки. Ведь в будущем ему обязательно захочется носить кроссовки. Надо быть готовыми к тому, что не удастся не только с первого раза. Придумайте приз за выполнение этой задачи. И не скупитесь, если малыш старался, но не преуспел. Пальчики еще не натренированы.
Самостоятельный ребенок – это в будущем самостоятельный взрослый, способный взять на себя ответственность и решить любую жизненную проблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...