Проект "Времена года. Весна",2021г.
проект (старшая группа)

Галунова Анжелика Яковлевна

Беседа о весне. Ее приметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_vremena_goda._vesna.docx335.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года. Весна»

Беседа «Весна идет».

Цель: закрепить знания детей о первых весенних изменениях в природе.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Развивающая среда: картинки с явлениями природы, картинки с изображением животных, календарь погоды, картины на весеннюю тематику И. Левитана "Март", "Весна – большая    вода",  А. Саврасов "Грачи     прилетели", запись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о временах  года.  Какие времена года вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Но мы сегодня в гостях у  одного времени года, а какое оно вы узнаете из загадки.

Приходит  с  добром,

Веет  теплом,

Светом  солнечным  красна ,

А  зовут  её  ...ВЕСНА.

Да, мы сегодня в гостях у весны. А какие весенние месяцы вы знаете? Как называется первый месяц весны? (ответы детей).

Воспитатель: Март ещё называют "утром весны". Солнце поднялось высоко и светит ярко. Солнце начинает одолевать зиму. Небо ясное, голубое. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев:

«Синий день».

На сугроб ложится

Голубая тень,

Тенькают синицы:

-Синий - синий день!

Почему день "синий"?

Воспитатель:  От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. И если прислушаться, то можно услышать мартовскую  капель. Народное название марта – «капельник», «солнечник», «парник».

 «Капель».

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель

Капель журчит, звенит, поёт,

Она ломает снег и лёд.

Большой сугроб ей нипочём,

Она бежит живым ручьём

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? Март – переменчивый месяц. В марте по ночам холодно, ещё кружатся последние метели. Деревья после метели стоят белые, как зимой, но подуют тёплые ветры и начинается оттепель.

  «Оттепель».

Ветры с юга прилетели,

Принесли с собой тепло,

И сугробы враз осели,

В полдень с крыши потекло.

Воспитатель: Что происходит в марте месяце с нашими пернатыми друзьями? В марте оживляются птицы. Они весело щебечут, строят гнёзда и откладывают яйца. Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и собираются выводить потомство. В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят "Грач  зиму ломает», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Я приготовила вам картину, давайте её рассмотрим. Написал картину художник Саврасов, а называется она "Грачи  прилетели". Что вы видите на картине. Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Какая птица является вестником весны? Да, у птиц свои заботы.

А как вы думаете, что делают звери в лесу? Лиса и волк бродят по лесу, добычу высматривают, заяц прячется под кустами, а барсук - в норе. Медведь всё ещё спит в своём доме. Как называется дом медведя? Что делают звери в марте?

Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна - красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

Воспитатель: А еще в марте из-под снега появились первые цветы – первоцветы. Они появляются после холодной зимы. Какие первоцветы вы знаете? Первоцветы - первая улыбка весны - это и подснежник, и горицвет, и мать - и - мачеха.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру "Четвёртый лишний" 

(воспитатель называет различные слова: явления природы, названия деревьев, цветов и т. п., а дети должны назвать лишний предмет).

Воспитатель: Молодцы, а теперь нам пришла пора проститься с первым месяцем весны. Уже скоро наступит 2-ой весенний месяц. Как он называется? В апреле мы продолжим своё путешествие по царству ВЕСНЫ. А  что вы запомнили из нашей беседы, проверим с помощью кроссворда.

Кроссворд.

  1. Какой зверёк весной линяет – пушистый серый мех на рыжеватый меняет? (белочка)
  2. Ну-ка, кто из вас ответит, не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печёт? (солнце)
  3. Какой праздник зиму провожает, а весну встречает? (масленица)
  4. Один из весенних месяцев, который в народе называют «КАПЕЛЬНИК», «УТРО ГОДА»? (март)
  5. Первоцвет – первая улыбка весны? (подснежник)
  6. Какую птицу называют «ВЕСТНИК ВЕСНЫ»? (грач)

Занятие « Беседа о весне»

Цель: 

 -Закрепить представления о весне, признаки наступления весны;  

-Развитие логического мышления, установление причинно- следственных связей;

 - Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения.

Демонстрационный – серия сюжетных картинок о весне;

Предварительная работа: 

Наблюдение за весенними явлениями природы на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о весне,

Ход занятия:

Воспитатель: 

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снег, текут ручьи

На дорожках лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

-Когда это бывает?

- Почему вы так решили?

- О каких признаках весны говорится в загадке?

-А какие весенние месяцы вы знаете?( Март, апрель, май) В марте оживляются звери и птицы. Весело щебечут, строят гнёзда и откладывают яйца птицы.

Воспитатель: ребята, очень внимательно посмотрите на картину. А теперь ответьте на мои вопросы:

 - Какое время года изображено на картине? ( Весна).

 - Как вы догадались? По каким признакам? ( Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. )

Воспитатель: Как много вы знаете о весне! А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы?

Дети: - да.

Игра «Я начну, а ты продолжи».

Зимой солнце морозит, а весной..... греет,

Зима ушла, а весна ...... пришла, Зима холодная, а весна ...... тёплая,

Зимой надевают шубы, а весной ...... куртки,

Зимой сугробы высокие, а весной ...... низкие.

Воспитатель:  Молодцы дети, всё правильно ответили.

Физкультминутка: Под весенние напевы повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Правую дай руку другу. Воспитатель: -. Ребята, а скажите, какие бывают животные?

Дети : - ( дикие и домашние).

Воспитатель: - Назовите диких животных и домашних.

Дети:  ( ответы детей ).

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, что делают звери в лесу? Лиса и волк бродят по лесу, заяц прячется под кустами. Медведь всё ещё спит в своём доме. Как называется дом медведя? Что делают звери в марте? (средняя группа)  А хотите поиграть?

Дети: Да.

Игра « Летает – не летает?»

Правила игры: называю животное - топают, птицу- летают.

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите какие красивые цветы.

(Дети называют названия цветов).

Воспитатель: назовите первые цветы весны?

Дети: подснежники.

Воспитатель: А, какие они, опишите их.

Дети: красивые, хрупкие, мягкие, и. т. д.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, в лесу надо быть очень аккуратными, нельзя зря срывать цветы, ломать ветки, убивать животных, птиц. Надо беречь природу,

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите сюда, кто это?

Дети: Жуки, пауки, комары, мухи.

Воспитатель: Поиграем в насекомых. Летала муха около уха( ш ) Летала оса около носа(с ) Летел, комар звенел ( з ) Поймали комара, послушаем ( з ) Отпустили, сильно подуем ( ууу ).

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- Какие весенние месяцы вы знаете?- Март, апрель, май.

- Какие признаки весны вы знаете?

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Вам понравилась прогулка? Что нового вы узнали? Что понравилось? Что мы видели?

Занятие "Беседа о весне для дошкольников"

Цель: 

Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны;

Задачи:

Развивать логическое мышление.

Учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Демонстрационный материал: книги и иллюстрации о весне.
Предварительная работа: беседы о весне, экскурсия по территории детского сада, рисование на тему «Весна», рассматривание иллюстраций на тему «Весна».

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети, посмотрите в окно скажите:
- Какое сейчас время года? ( Весна)
- Какая погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)

(В комнату залетают птицы и приносят детям конверт. (Сюрпризный момент))

Воспитатель:

Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим.

(Проводится словесная игра «Подскажи словечко»)

Ой, беда! Ой, беда!
Тат снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу……..(проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась……(верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась…….(сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ……….(капель)

(Сделать с детьми вывод - что это первые признаки весны. Мы можем по ним определить, что уже пришла весна).

Игра «Веснянка»:

Солнышко- солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)
Побежал в лесу ручей…… (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей …... (дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают….. (дети медленно приседают)
А цветочки подрастают….. (дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)
Воспитатель:

Дети, давайте послушаем стихотворение «Март».
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

Наблюдения:

Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой.

Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим – синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!
Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

Снег. Снег часто идет с дождем. Снег на земле становится серым, грязным. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть, на какой стороне крыши снег тает раньше (на солнечной или в тени). Обратить внимание, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. Показать места, где снег тает быстрее. Почему?

Лед. Рассмотреть с детьми ледяную корочку, которая покрывает снег, объяснить, что она называется наст, обсудить, почему образуется наст. Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы: со стороны, которая освещается солнцем, - острые и тонкие, на теневой стороне – сосулек меньше и они другой формы.

Деревья. Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление: теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха.

Птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Дидактические игры:  «Угадай, что за зверь», «Опиши, я отгадаю», Чьи это детки?»
- «Найди пару», «Отсчитай столько же», «Кто скорее соберёт»
- «Что дерево рассказывает о себе?», «Какое небо?», «Придумай предложения»
- «Какие птички прилетели», «Найди одинаковые», «Назови, кто это!»
- «Выложи сам», «На что похожа льдинка?», «Найди самую красивую льдинку».

Подвижные игры :«Найди себе пару», «Перепрыгнем через ручеёк, Птички и кошка»
- «Ловишка», «Поймай за хвост», «Лови – бросай»
- «Птичка, раз! Птичка, два!», «Птички и кошка», «Охотник и зайцы»

Поисковая деятельность :

Предложить ребятам потрогать воду в луже, сделать вывод, что вода ещё очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.
- Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести веточки дерева в группу, понаблюдать, где скорее зацветет, в группе или на улице.
- Где снег не тает?
- Почему тает снег.

Труд.

 Собрать выносной материал. Подкормить птиц. Измерить лопатой или палочкой глубину лужи. Убрать снег со скамеек. Посыпать дорожки песком.

Природа весной. Май

Май-Травень. Весна одевает природу в новые чистые одежки. радостно щебечут птицы. На земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев прорываются молодые листики, каких-то несколько дней и лес не узнать - шумит листвой. Месяц роста травы и зелени так и назвали - Травень.

Май: примеряет одежки

майОписание природы начала мая (I - II неделя).
         Вступил в дело май и раскрасил природу в первые яркие цвета. Деревья стремительно примеряют новые наряды, словно, готовясь к лету, а по земле разошлась молоденькая травушка. Тут же пчелы принялись за дело, оплодотворяя нектаром цветы. С первой половины мая, как только солнце уже постоянно отдает тепло, трава уже стремительно зеленеет, а деревья начинают покрываться плотными листьями. Буквально за неделю листовой покров увеличивается в несколько раз.

весна         В самом начале мая зачастую случается резкое понижение температуры, шумят сквозные холодные ветра, и изредка бывает выпадение небольшого количества осадков в виде снега, который однако быстро таял на уже прогретой весенней почве. Побудут холода и наступает резкое потепление. С потеплением средняя температура ввоздуха в мае повышается до +10 +12° C. Зацвела черемуха, тут же наполнила воздух ароматом сирень, яблоня раскрывает свои первые цветки. Природа, словно, юная девица преображается, примеряя то одно, то другое платье. Вот уже слышится соловьиное пение. Цветет весна, а соловей уже лето зовет.

Гуляет май в народном календаре

"Небо в мае ярко - бабам в избе жарко "

бабочка         Май торжественно шествует по земле, готовя ее к плодородию, украшая природу нарядными цветами и одеяниями. Хотя майское тепло еще ненадежно, недаром говорили "май обманет, да и в лес уйдет", холода еще бывают, но как правило, непродолжительное время, как раз к цветению черемухи. На Егорье-Теплое, что 6 мая, приходит первое скромное веяние лета. 8 мая - Марк приглашает певчих птиц стаями, а там уже и Яков 13 числа одаривает май теплыми безветренными ночами.

Весна в русской поэзии

Еще одним мастером слова, который воспевал весну, был А.А Фет. При чтении его стихотворения «Весенний дождь» создается впечатление присутствия в атмосфере солнечной весны и радости, а также ощущение быстрого движения, как у весенних ручейков. Природа весной оживает в его произведениях. Не зря А.К.Толстой сказал, что стихотворения Фета пахнут душистым горошком и клевером, а также в них запах переходит в цвет. Он был истинным мастером слова.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/vesna_str8.jpgЕще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листям барабанит.

Май: до лета рукой подать

Весне дорогу!Описание природы поздней весны (III - IV неделя).
         Еще могут случаться кратковременные заморозки по ночам, но, как правило, к 3-4 неделе мая погода становится сухой и жаркой. Отмечаются первые раскаты грома и грозы. Солнце набирает обороты и с самого утра до захода пропитывает землю и весь растительный мир природы теплыми, зачастую жаркими лучами. К концу мая вместе с воздухом быстро прогревается и земля и может установится по летнему жаркая погода.

          Спешит природа, до лета совсем немного времени осталось, надобно все успеть. Не узнать недавний лес, не узнать прихорошившиеся березки, чопорно одетые в зелень осины, приукрашенные модно рябины. Пока только дуб не спешит одеваться в новый костюм, но и его время недалеко, когда ветви обзаведутся листьями. А вот и тополя украсились душистыми бантиками, скоро и им цвести. Фестивалем лепестков развернулась яблоня, сияют молодыми красками цветы, а на полянках желтеют одуванчики.

Предлетье мая в народном календаре

"Дождь весенний хлеба поднимает. Дождь в мае лишним не бывает "

весна         На глазах взметнулись травы, растет крапива, а к Мавре, что 16 мая, впору уже кушать щи. С 18 мая сажают капусту, это день Арины-Рассадницы. Вот и семенами огурцов пора засыпать небольшие бороздки пряной земли, 19 мая - Иов-Огуречник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Районный этап всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России", 2021г.

В 2021 году я приняла участие в муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России".Визитная карточкаКонспект педагогического мероприятия с детьми подгото...

Утренник для 2 младшей группы « Встречам весну! » 2021г

Утренник для 2 младшей группы « Встречам весну! »(Дети забегают взал становятся  линейку)...

" Весна 2021г."

Весна 2021г....

Проект "Времена года. Лето",2021г.

На данном занятии ребята познакомятся с приметами лета, стихами о лете....

День воинской славы России. День победы в Сталинградской битве в 1943 году. Февраль 2021г.

Цель: воспитание патриотических чувств детей, воспитание любви и уважения к людям, завоевавшим для нас Победу....

Долгожданное время года Весна, долгожданное время года.

Долгожданное время года  Весна, долгожданное время года. И вот,она пришла. Дети рады весне, весёлому щебетаниюптиц яркому солнышку , первым проталинам и первымвесенним цветам, росткам клубни...