Эколого-оздоровительный поход: "Зимние кормушки для пернатых"
материал (подготовительная группа)
Формировать бережное, заботливое отношение к живой природе, чувства ответственности за слабых и не защищенных наших маленьких друзей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turisticheskiy_pohod.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого – оздоровительный поход: «Зимние кормушки для пернатых»
Цель: формирование бережного, заботливого отношения к живой природе, чувства ответственности за слабых и незащищенных, гордости за свои поступки.
Задачи: формирование экологической культуры, развитие умения видеть красоту окружающего мира, эмпатийности, наблюдательности и физической выносливости; сплочение детского и родительского коллектива.
Предварительная работа:
1)Разучивание стихотворения А. Яшина “Покормите птиц” с использованием знаково-символических изображений, которые дети придумывают совместно с педагогом.
2) Знакомство с картой местности и с условными обозначениями, изображенными на ней.
3) Изготовление карт-схем с планом местности и указанием ориентиров движения на каждого ребенка.
4) Инструкции родителям.
5)была проведена акция «Лучшая кормушка», в результате которой самые красивые и оригинальные кормушки, сделанные руками родителей и детей, взяли в поход для развешивания на деревьях городского парка.
Методические приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям проблемно-поискового характера, обследование осязательно-двигательным и обонятельное - вкусовым путем коры и игл кедра, кормление птиц с рук, сюрпризный момент, чтение стихов о зиме родителями и детьми.
Оборудование: карты-схемы, цветные ленточки, санки, лыжи, письмо Деда Мороза, мешок с подарками, зерно для кормления птиц.
Организационный момент (в ДОУ).
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло необычное письмо. Смотрите, оно все в птичьих перышках. Как вы думаете, кто его написал?
Дети: Птицы
Воспитатель: Давайте скорее, его прочитаем. Быть может, нашим пернатым друзьям нужна срочная помощь. (Воспитатель читает письмо).
Воспитатель: Сегодня мы отправляемся с вами в поход к птичьим кормушкам. Вы готовы спасти от голода птиц, оставшихся в нашем городе на зимовку?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте поспешим. Но сначала нам нужно вспомнить правила поведения в парке, иначе мы своим шумом распугаем птиц и не сумеем им помочь. (Дети называют правила поведения в лесной зоне).
Воспитатель: А теперь мы отправляемся в наш поход. Помните, что нужно быть осторожными. Уважаемые родители и дети вы не забыли взять с собой корм для птиц?.. Прежде чем отправиться в путь, вам нужно получить карты-схемы. Они помогут отыскать дорогу. Цветные ленточки на ветках послужат ориентиром и не дадут вам заблудиться. Отправляемся в путь! (В пути команда сделает две остановки)
В процессе похода, инструктор по физической культуре указывал на то, что на пути может появиться наледь, поэтому проходить эти участки надо не спеша, ступая на всю стопу, не отвлекаясь по сторонам. А также, вел участников похода в парк, показывая различные виды ходьбы: обычная ходьба в умеренном темпе, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба широким шагом.
Воспитатель: А чтобы нам было, веселей идти давайте вспомним стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: наша первая остановка исследовательская деятельность называется «Найди почку»
Ни листочка, ни травинки! Только ёлочка одна
Тихим стал наш сад. Весела и зелена.
И берёзки и осинки Видно, ей мороз не страшен,
Скучные стоят. Видно смелая она!
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? С ними что то случилось, что они без листочков ?
Дети: Нет просто наступила осень, стало холодно, день стал короткий),
Воспитатель: А как вы думаете, все деревья сбросили листву? (Подходим к елочке.). Посмотрите, елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке?
Дети: Береза, ель, лиственница и др.
Воспитатель: А какие это деревья?
Дети: Хвойные и лиственные.
Воспитатель: Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них?
Дети: Ствол, ветки, корень.
Воспитатель: Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойными лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине.
Дети: Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Основная часть (В ПАРКЕ).
Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место, указанное птицами в письме. -- Ребята, почему именно сейчас птицы попросили нашей помощи? Наступает зима.
- Почему летом и осенью они не нуждались в нас? Были ягоды, семена и др. корм.
- Чем опасна зима для птиц? Они могут умереть от голода и холода.
- Что приготовили дети и родители нашего детского сада, чтобы спасти пернатых друзей от голода? Кормушки, корм.
- Где мы должны разместить наши кормушки? На деревьях, как можно выше.
Воспитатель (подходит к одному из деревьев): Давайте выберем дерево и разместим на нем нашу первую кормушку. Ребята, посмотрите, какое высокое дерево! Потрогайте. Чувствуете, какая шершавая и твердая у него кора?! Как называется это дерево? (Ответы детей).
Воспитатель: (Прикладывает руку к дереву, как-будто «читает его мысли»). Ребята, тише. Мне кажется, это дерево хочет нам что-то рассказать. Это дерево рассказало мне о том, что оно служит домом для маленькой птички, а какой вы угадаете сами:
Он на дереве сидит,
Чик-чирик всем говорит,
Очень любит угощенье,
Просо, зёрнышки, печенье.
Прыгает, а не идёт,
Рядом с нами он живёт,
Угадайте поскорей,
Кто же это?.. (Воробей)
Воспитатель: Ой, смотрите, а вот и воробушек к нам подлетел! Давайте расскажем про него. Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет?
Дети: Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Воспитатель: Давайте отдадим воробышку одну из наших кормушек. Сейчас мы насыплем ему корма, сначала он попробует сам, а потом, когда убедится, что это вкусно, непременно позовет других воробьев. Давайте посмотрим, когда воробьи пообедают, они сядут на дереве в стайку, распушат свои перышки и будут греться друг об друга. Ведь в холодную погоду они мало двигаются и стараются не чирикать. Издалека они будут похожи на большой пушистый комок. (Насыпают корм в кормушку для воробьев).
Воспитатель (Подходит к другому дереву): послушайте стихотворение
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
Дети: Берёза
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они?
Дети: Через эти полоски дерево дышит.
Воспитатель: Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине ноября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
Воспитатель (Прикладывает руку к стволу, как - будто «читает его мысли»): Ой, посмотрите, а что это за птичка к нам прилетела? Послушайте и отгадайте:
Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится.
Всё хвастает синим своим сюртучком.
И шапочкой чёрной гордится. (синица).
Воспитатель: Правильно, это синичка, и она прилетела в нашу столовую! Какая она красавица! Давайте расскажем и о ней!
Дети: Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков, гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у нее много кормов в поле, лесу. А вот зимой когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек ее подкармливает.
Воспитатель: Ребята, пора накормить синичку! Скорее разместим здесь ее кормушку и дадим ей корм (размещают кормушку). Она очень любит семена подсолнечника, лебеды, полыни, конопли и конского щавеля. А еще она с удовольствием клюет овес и хлебные крошки. Но по-настоящему вкусным считает синичка, обычное несоленое сало и сырое мясо. А вот чем нельзя кормить эту птицу, так это черным хлебом. Он содержит большое количество дрожжей, которые вызывают процесс брожения в желудке маленькой помощницы. Если синица съест хоть маленький кусочек черного хлеба, она погибнет. (Насыпают корм для синицы).
Воспитатель (прислушиваясь): Мне кажется, что где-то далеко я слышу странные звуки: «Кар-кар! Кар-кар!». Кто их издает, ребята?
Дети: Ворона
Воспитатель: Да. Это ворона. Сейчас она летает где-то далеко, ищет мусорную свалку, чтобы там пообедать. Вот наестся она там, а остальную найденную пищу припрячет, запомнит это место, а потом, когда проголодается, вернется и доест то, что спрятала. Сюда она не прилетит до самого вечера. Когда придет время сна, ворона вернется в парк и сядет на свое любимое дерево. Она его запомнила и уже никогда не перепутает.
Ребята, а про какую городскую птицу мы забыли? Кто во дворе дома слетается к нам целыми стаями? Кто любит семечки и хлеб? Кто живет под крышами наших домов?
Дети: Голуби
Воспитатель: Верно. Это голуби. Вы, наверное, очень удивитесь, но эти птицы, как и вороны, любят мусорные свалки, так как на них много, пищевых отходов, выброшенных человеком. Но, конечно, самым главным лакомством для них являются семена подсолнечника, дыни, тыквы, а также зерно. Давайте, разбросаем немного корма прямо на земле. Прилетят уставшие птицы сюда на ночевку, а здесь их ожидает вкусный ужин. (Насыпают корм для ворон и голубей).
Воспитатель: А теперь давайте пообещаем, что никогда не обидим живую природу, будем заботиться о ней и беречь! (Хором произносят слово «Обещаем!»). Никогда не забывайте об этом обещании! Пришла пора прощаться с живой природой, которая раскрыла нам сегодня столько тайн о птицах. Давайте скажем ей: «Спасибо!».
Воспитатель: А в заключении давайте поиграем в дидактические игры «Природа живая и не живая», «Подскажи словечко» и в подвижные игры «Загадай-ка», «Пташки»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сегодня сделали доброе дело? В чем оно выразилось? А каким птицам мы сегодня помогли? Что интересного о них вы запомнили? (Высказывания детей). Воспитанники довольные и радостные возвращались в детский сад. Поход принес детям много положительных эмоций.
А по возвращению в детский сад участники приняли решение отразить свои впечатления в продуктивной деятельности, и сделали по итогам экологического – похода альбом по названием «Зимующие птицы Белгородчины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кормушка для пернатых друзей
Изготовление кормушки для птиц. Совместная деятельность дедушки и внука....
Кормушка для пернатых друзей
Цель акции: привлечь внимание людей к зимующим птицам и проблемам их выживания в холодный период года....
Экологический проект " Кормушка для пернатых друзей"
Проект расширяет представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона. Заинтересовывает родителей природоохранной деятельностью. Воспитывает заботливое отношение к птицам, желание помогать в т...
Районная онлайн-акция "Синичкин день" и Районный онлайн-конкурс "Кормушки для пернатых"
В ноябре уже чувствуется приближение зимы. Многие зимующие птицы прилетают ближе к человеческому жилью. 12 ноября-Синичкин день.Районная онлайн-акция "Синичкин день" направлена н...
Отчет о проведении выставки «Кормушка для пернатых друзей» в рамках акции «Сохраним птиц – сохраним леса».
Отчет о проведении выставки «Кормушка для пернатых друзей» в рамках акции «Сохраним птиц – сохраним леса»....
Кормушки для пернатых друзей
Наступила зима. Это трудное время для зимующих птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Птица сильно страдает от холода и голода. Поэтому зимой многие из них перебираются ближе к человеку, в ме...
Проект "Кормушка для пернатых друзей"
Проект "Кормушка для пернатых друзей"...