Эколого-оздоровительный поход: "Зимние кормушки для пернатых"
материал (подготовительная группа)

Шкарупова Ольга Владимировна

Формировать бережное, заботливое отношение к живой природе, чувства ответственности за слабых и не защищенных наших маленьких друзей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turisticheskiy_pohod.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Эколого – оздоровительный поход: «Зимние кормушки для пернатых»

Цель: формирование бережного, заботливого отношения к живой природе, чувства ответственности за слабых и незащищенных, гордости за свои поступки.

Задачи: формирование экологической культуры, развитие умения видеть красоту окружающего мира, эмпатийности, наблюдательности и физической выносливости; сплочение детского и родительского коллектива.

Предварительная работа:

1)Разучивание стихотворения А. Яшина “Покормите птиц” с использованием знаково-символических изображений, которые дети придумывают совместно с педагогом. 
2) Знакомство с картой местности и с условными обозначениями, изображенными на ней.
3) Изготовление карт-схем с планом местности и указанием ориентиров движения на каждого ребенка.
4) Инструкции родителям.  

5)была проведена акция «Лучшая кормушка», в результате которой самые красивые и оригинальные кормушки, сделанные руками родителей и детей, взяли в поход для развешивания на деревьях городского парка.

Методические приемы: напоминание, рассматривание, вопросы к детям проблемно-поискового характера, обследование осязательно-двигательным и обонятельное - вкусовым путем коры и игл кедра, кормление птиц с рук, сюрпризный момент, чтение стихов о зиме родителями и детьми.

Оборудование: карты-схемы, цветные ленточки, санки, лыжи, письмо Деда Мороза, мешок с подарками, зерно для кормления птиц.

 

  Организационный момент (в ДОУ).

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло необычное письмо. Смотрите, оно все в птичьих перышках. Как вы думаете, кто его написал? 

Дети: Птицы

Воспитатель: Давайте скорее, его прочитаем. Быть может, нашим пернатым друзьям нужна срочная помощь. (Воспитатель читает письмо).

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся с вами в поход к птичьим кормушкам. Вы готовы спасти от голода птиц, оставшихся в нашем городе на зимовку?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте поспешим. Но сначала нам нужно вспомнить правила поведения в парке, иначе мы своим шумом распугаем птиц и не сумеем им помочь. (Дети называют правила поведения в лесной зоне).

Воспитатель: А теперь мы отправляемся в наш поход. Помните, что нужно быть осторожными. Уважаемые родители и дети вы не забыли взять с собой корм для птиц?.. Прежде чем отправиться в путь, вам нужно получить карты-схемы. Они помогут отыскать дорогу. Цветные ленточки на ветках послужат ориентиром и не дадут вам заблудиться. Отправляемся в путь! (В пути команда сделает две остановки)

В процессе похода, инструктор по физической культуре указывал на то, что на пути может появиться наледь, поэтому проходить эти участки надо не спеша, ступая на всю стопу, не отвлекаясь по сторонам. А также, вел участников похода в парк, показывая различные виды ходьбы: обычная ходьба в умеренном темпе, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба широким шагом.

Воспитатель: А чтобы нам было, веселей идти давайте вспомним стихотворения А. Яшина “Покормите птиц”

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать: Улететь могли,

 А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: наша первая остановка исследовательская деятельность называется «Найди почку»

Ни листочка, ни травинки! Только ёлочка одна
Тихим стал наш сад. Весела и зелена.
И берёзки и осинки Видно, ей мороз не страшен,
Скучные стоят. Видно смелая она!

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках?  С ними что то случилось, что они без листочков ?

Дети: Нет просто  наступила осень, стало холодно, день стал короткий),

Воспитатель: А как вы думаете, все деревья сбросили листву? (Подходим к елочке.). Посмотрите,  елочка стоит красивая и зеленая. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зеленая. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди. Какие деревья растут на нашем участке?

Дети: Береза, ель, лиственница и др.

Воспитатель: А какие это деревья?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них?

Дети: Ствол, ветки, корень.

Воспитатель: Какие условия необходимы для роста деревьев? Какую пользу приносят хвойными лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине.

Дети: Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.

Основная часть (В ПАРКЕ).

Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место, указанное птицами в письме. -- Ребята, почему именно сейчас птицы попросили нашей помощи? Наступает зима.

- Почему летом и осенью они не нуждались в нас? Были ягоды, семена и др. корм.

- Чем опасна зима для птиц? Они могут умереть от голода и холода.

- Что приготовили дети и родители нашего детского сада, чтобы спасти пернатых друзей от голода? Кормушки, корм.

- Где мы должны разместить наши кормушки? На деревьях, как можно выше.

Воспитатель (подходит к одному из деревьев): Давайте выберем дерево и разместим на нем нашу первую кормушку. Ребята, посмотрите, какое высокое дерево! Потрогайте. Чувствуете, какая шершавая и твердая у него кора?! Как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель: (Прикладывает руку к дереву, как-будто «читает его мысли»). Ребята, тише. Мне кажется, это дерево хочет нам что-то рассказать. Это дерево рассказало мне о том, что оно служит домом для маленькой птички, а какой вы угадаете сами:

Он на дереве сидит,

Чик-чирик всем говорит,

Очень любит угощенье,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгает, а не идёт,

Рядом с нами он живёт,

Угадайте поскорей,

Кто же это?.. (Воробей)

Воспитатель: Ой, смотрите, а вот и воробушек к нам подлетел! Давайте расскажем про него. Как выглядит воробей? Чем он питается? Как передвигается? Как поет?

Дети: Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Воспитатель: Давайте отдадим воробышку одну из наших кормушек.  Сейчас мы насыплем ему корма, сначала он попробует сам, а потом, когда убедится, что это вкусно, непременно позовет других воробьев. Давайте посмотрим, когда воробьи пообедают, они сядут на дереве в стайку, распушат свои перышки и будут греться друг об друга. Ведь в холодную погоду они мало двигаются и стараются не чирикать. Издалека они будут похожи на большой пушистый комок. (Насыпают корм в кормушку для воробьев).

Воспитатель (Подходит к другому дереву): послушайте стихотворение

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

Дети: Берёза

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий  белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они?

Дети: Через эти полоски дерево дышит.

Воспитатель: Гибкие тонкие веточки.  Ветер любит прилетать к березке  и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине ноября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Воспитатель (Прикладывает руку к стволу, как - будто «читает его мысли»): Ой, посмотрите, а что это за птичка к нам прилетела? Послушайте и отгадайте:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится.

Всё хвастает синим своим сюртучком.
И шапочкой чёрной гордится.     (синица).

 Воспитатель: Правильно, это синичка, и она прилетела в нашу столовую! Какая она красавица! Давайте расскажем и о ней! 

Дети: Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков, гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у нее много кормов в поле, лесу. А вот зимой когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек ее подкармливает.

Воспитатель: Ребята, пора накормить синичку! Скорее разместим здесь ее кормушку и дадим ей корм (размещают кормушку). Она очень любит семена подсолнечника, лебеды, полыни, конопли и конского щавеля. А еще она с удовольствием клюет овес и хлебные крошки. Но по-настоящему вкусным считает синичка, обычное несоленое сало и сырое мясо. А вот чем нельзя кормить эту птицу, так это черным хлебом. Он содержит большое количество дрожжей, которые вызывают процесс брожения в желудке маленькой помощницы. Если синица съест хоть маленький кусочек черного хлеба, она погибнет. (Насыпают корм для синицы).

Воспитатель (прислушиваясь): Мне кажется, что где-то далеко я слышу странные звуки: «Кар-кар! Кар-кар!». Кто их издает, ребята? 

Дети: Ворона

Воспитатель: Да. Это ворона. Сейчас она летает где-то далеко, ищет мусорную свалку, чтобы там пообедать. Вот наестся она там, а остальную найденную пищу припрячет, запомнит это место, а потом, когда проголодается, вернется и доест то, что спрятала. Сюда она не прилетит до самого вечера. Когда придет время сна, ворона вернется в парк и сядет на свое любимое дерево. Она его запомнила и уже никогда не перепутает.

Ребята, а про какую городскую птицу мы забыли? Кто во дворе дома слетается к нам целыми стаями? Кто любит семечки и хлеб? Кто живет под крышами наших домов? 

Дети: Голуби

Воспитатель: Верно. Это голуби. Вы, наверное, очень удивитесь, но эти птицы, как и вороны, любят мусорные свалки, так как на них много, пищевых отходов, выброшенных человеком. Но, конечно, самым главным лакомством для них являются семена подсолнечника, дыни, тыквы, а также зерно. Давайте, разбросаем немного корма прямо на земле. Прилетят уставшие птицы сюда на ночевку, а здесь их ожидает вкусный ужин. (Насыпают корм для ворон и голубей).

Воспитатель: А теперь давайте пообещаем, что никогда не обидим живую природу, будем заботиться о ней и беречь! (Хором произносят слово «Обещаем!»). Никогда не забывайте об этом обещании! Пришла пора прощаться с живой природой, которая раскрыла нам сегодня столько тайн о птицах. Давайте скажем ей: «Спасибо!». 

Воспитатель: А в заключении давайте поиграем в дидактические игры «Природа живая и не живая», «Подскажи словечко» и в подвижные игры «Загадай-ка», «Пташки»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сегодня сделали доброе дело? В чем оно выразилось? А каким птицам мы сегодня помогли? Что интересного о них вы запомнили? (Высказывания детей). Воспитанники довольные и радостные возвращались в детский сад. Поход принес детям много положительных эмоций.

А по возвращению в детский сад участники приняли решение отразить свои впечатления в продуктивной деятельности, и сделали по итогам экологического – похода альбом по названием «Зимующие птицы Белгородчины»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кормушка для пернатых друзей

Изготовление кормушки для птиц. Совместная деятельность дедушки и внука....

Кормушка для пернатых друзей

Цель акции: привлечь внимание людей к зимующим птицам и проблемам их выживания в холодный период года....

Экологический проект " Кормушка для пернатых друзей"

Проект расширяет представление воспитанников о зимующих птицах нашего региона. Заинтересовывает родителей природоохранной деятельностью. Воспитывает заботливое отношение к птицам, желание помогать в т...

Районная онлайн-акция "Синичкин день" и Районный онлайн-конкурс "Кормушки для пернатых"

В ноябре уже чувствуется приближение зимы. Многие зимующие птицы прилетают ближе к человеческому жилью. 12 ноября-Синичкин день.Районная онлайн-акция "Синичкин день" направлена н...

Отчет о проведении выставки «Кормушка для пернатых друзей» в рамках акции «Сохраним птиц – сохраним леса».

Отчет о проведении выставки «Кормушка для пернатых друзей» в рамках акции  «Сохраним птиц – сохраним леса»....

Кормушки для пернатых друзей

Наступила зима. Это трудное время для зимующих птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Птица сильно страдает от холода и голода. Поэтому зимой многие из них перебираются ближе к человеку, в ме...

Проект "Кормушка для пернатых друзей"

Проект "Кормушка для пернатых друзей"...