Релаксация с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
« РЕЛАКСАЦИЯ – КАК МЕТОД РАССЛАБЛЕНИЯ».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Массу возможностей для релаксации предоставляет природа. В разное время года когда дети гуляют в лесу, в поле, когда рассматривают разнообразные цветы и растения, насекомых и птиц, наблюдают за небом, лёжа на полянке под деревом или на солнышке, предложите им запомнить, те чувства, которые ини в даный момент испытывают. Позже, после такой установки, им намного проще будет вспомнить что они ощущали в разное время года..
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
С этой целью для снятия психологических нагрузок в своей работе можно использовать специально подобранные релаксационные игры и упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Ведь это один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управлении дыханием, что через подсознание воздействует на работу внутренних органов и мозга. Для большего эффекта можно подобрать несколько аудиозаписей с расслабляющей музыкой или звуками природы. Игры и упражнения можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Очень полезно к релаксации прибегнуть в конце занятия или, например, перед сном.
"Тишина"
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать.
Ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
Если подобное упражнение выполняется в конце занятия, то детям можно предложить лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить и слегка раздвинуть. Затем включить музыку и проговаривать текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт ( прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставах). Возможна дополнительная мотивационная поддержка, например, воспитатель говорит, что Колобок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать (Колобок должен обязательно подойти ко всем детям). По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3 – 4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх – вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки – выдох. Продолжительность релаксации – от 2 до 7 минут.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование упражнений на релаксацию с детьми дошкольного возраста.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения, дети получают огромное количество информации, которую им необхо...
Использование упражнений для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
упражнения на релаксацию с детьми дошкольного возраста
Чтобы снять напряжение, настроить на рабочий лад или помочь расслабиться, мы используем игры, этюды и упражнения. Ниже предложена подборка игр, разработанная ведущими специалистами....
"Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные дошкольники порой загружены не меньше своих родителей, так как они получают большое количество новой информации, много двигаются, общаются. Они, как и взрослые, устают и физически, и эмоци...
Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста
Игры и упражнения на релаксацию с детьми дошкольного возраста...
Релаксация. (Упражнения и игры на релаксацию с детьми дошкольного возраста).-консультация для инструкторов по физической культуре
РелаксацияУпражнение на релаксацию “Порхание бабочки”( Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты).Инструктор: “Закройте глаза и с...
Упражнения для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоциона...