Статья "Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста"
статья

волкова майя николаевна

Волкова М. Н.

МБДОУ д/с №2, г. Арзамас

ЗНАЧЕНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Первоочередная задача нашего государства -  это воспитание здорового подрастающего поколения. От решения этой задачи во многом зависит его будущее процветание. Первоочередной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях приоритетным является использование здоровьесберегающих технологий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей.

Здоровьесберегающие технологии присутствуют во всех образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Музыка». Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить и с пользой для здоровья. И одним из таких видов музыкальной деятельности является пение.

         Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого места на земле, где люди не пели бы песни. Нет такого человека, который бы хоть раз не пробовал петь. Но пение можно рассматривать и как средство укрепления организма дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Человек регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, а звучание его голоса – показатель этого здоровья.

Пение  - это отличная тренировка и вентиляция легких, что очень важно для растущего организма. У людей, систематически занимающихся пением, увеличивается жизненный объем легких, что добавляет организму запас прочности и является хорошей профилактикой простудных заболеваний.  Врачи утверждают, что бывают случаи не только прекращение у больных детей приступов бронхиальной астмы, но и полного излечения этого заболевания.

Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания в раннем возрасте, дети постепенно к старшему дошкольному возрасту овладевают навыками правильного дыхания при пении и управлению своим голосовым аппаратом: пение в полный голос, правильное интонирование и выражение своих чувств.

Голосовой аппарат ребенка еще не сформирован, голосовые  связки короткие и тонкие. Поэтому голос ребенка высокий, а диапазон небольшой. Как же сделать, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь высоким, светлым, естественным звуком без крика. Для развития чистоты интонирования, прежде всего нужно подбирать песни удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без музыкального сопровождения, максимально выразительно и чисто интониронными. Музыкальный руководитель должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум, портят голос, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.

Перед разучиванием или исполнением песни, следует провести подготовку голосового аппарата и всего организма к пению. На своих занятиях я провожу различного виды упражнения.

        Для тренировки мышц речевого аппарата, развития чувства, используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ. Это такие упражнения как «Покусаем язычок», «Конфетка» - прячем язычок за щечку, «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик» и другие. Также проводятся ритмичное исполнение стихотворного текста. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками и под музыку.

Важнейшим  компонентом пения является дыхание. От правильного дыхания зависит качество звучания детского голоса. Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, что позволяет пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека.  Оно способствует полной вентиляции легких, усиливает кровообращение, улучшается обмен веществ.

Использование дыхательной гимнастики успешно решает эту задачу, а также является профилактикой заболеваний органов дыхания. Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они проводятся в игровой форме и вместе с тем приносят неоценимую пользу укрепления здоровья в целом.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

«Собачка» - дышать, как собачка после продолжительного бега, высунув язык.

«Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом)

«Ветер» - предавать своим дыханием разные образы ветра сильного с порывами, спокойного, мягкого и т.п.)

«Горячий чай», «Задуваем свечи на торте», «Снежинки» и др.

Далее идет подготовка голосового аппарата  к певческим нагрузкам – это валеологические распевки (например «Доброе утро», «Здравствуй, музыка»,. Но цель распевок,  не только в подготовке голосовых связок к пению, но и в развитии звуковысотного и ритмического слуха. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии.  Необходимо понимать, что голосовой аппарат дошкольника еще только формируется и не все ему подвластно, как бы этого не хотелось.

Следует помнить о психическом комфорте детей во время пения:

  • Не заставлять ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинае петь. Малыш должен много раз услышать одну и туже песенку, прежде чем сам начинает петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, чтобы он увидел разницу между правильным исполнение и своим.
  • Никогда не говорить ребенку, что он поет неправильно, ведь правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связано с верой ребёнка в себя.
  • Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
  • Пойте! Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте, даже если это не очень хорошо получается.

Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление

здоровья детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. Успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей.  Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Соблюдая все здоровьесберегающие факторы, мы делаем наших детей здоровыми и счастливыми.

Поющий человек – счастливый человек! Счастливый человек – здоровый человек! Пойте с нами, пойте сами и будите здоровы!

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аманова Е. «Проснись и пой». Москва. АиФ Здоровье № 8, 18.02.2010.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.
  3. Купальная, Е. В. Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 50-52. — URL:
  4. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 1987.-144с.
  5. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» Москва, «Вано»,2004.
  6. Рыбаков Г. «Любители вы петь? Пойте на здоровье!» СПб. Школа жизни ру, сетевое издание. 29.03.2009.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова М. Н.

МБДОУ д/с №2, г. Арзамас

ЗНАЧЕНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Первоочередная задача нашего государства -  это воспитание здорового подрастающего поколения. От решения этой задачи во многом зависит его будущее процветание. Первоочередной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях приоритетным является использование здоровьесберегающих технологий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей.

Здоровьесберегающие технологии присутствуют во всех образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Музыка». Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить и с пользой для здоровья. И одним из таких видов музыкальной деятельности является пение.

         Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого места на земле, где люди не пели бы песни. Нет такого человека, который бы хоть раз не пробовал петь. Но пение можно рассматривать и как средство укрепления организма дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Человек регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, а звучание его голоса – показатель этого здоровья.

Пение  - это отличная тренировка и вентиляция легких, что очень важно для растущего организма. У людей, систематически занимающихся пением, увеличивается жизненный объем легких, что добавляет организму запас прочности и является хорошей профилактикой простудных заболеваний.  Врачи утверждают, что бывают случаи не только прекращение у больных детей приступов бронхиальной астмы, но и полного излечения этого заболевания.

Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания в раннем возрасте, дети постепенно к старшему дошкольному возрасту овладевают навыками правильного дыхания при пении и управлению своим голосовым аппаратом: пение в полный голос, правильное интонирование и выражение своих чувств.

Голосовой аппарат ребенка еще не сформирован, голосовые  связки короткие и тонкие. Поэтому голос ребенка высокий, а диапазон небольшой. Как же сделать, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь высоким, светлым, естественным звуком без крика. Для развития чистоты интонирования, прежде всего нужно подбирать песни удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без музыкального сопровождения, максимально выразительно и чисто интониронными. Музыкальный руководитель должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум, портят голос, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.

Перед разучиванием или исполнением песни, следует провести подготовку голосового аппарата и всего организма к пению. На своих занятиях я провожу различного виды упражнения.

        Для тренировки мышц речевого аппарата, развития чувства, используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ. Это такие упражнения как «Покусаем язычок», «Конфетка» - прячем язычок за щечку, «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик» и другие. Также проводятся ритмичное исполнение стихотворного текста. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками и под музыку.

Важнейшим  компонентом пения является дыхание. От правильного дыхания зависит качество звучания детского голоса. Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, что позволяет пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека.  Оно способствует полной вентиляции легких, усиливает кровообращение, улучшается обмен веществ.

Использование дыхательной гимнастики успешно решает эту задачу, а также является профилактикой заболеваний органов дыхания. Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они проводятся в игровой форме и вместе с тем приносят неоценимую пользу укрепления здоровья в целом.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

«Собачка» - дышать, как собачка после продолжительного бега, высунув язык.

«Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом)

«Ветер» - предавать своим дыханием разные образы ветра сильного с порывами, спокойного, мягкого и т.п.)

«Горячий чай», «Задуваем свечи на торте», «Снежинки» и др.

Далее идет подготовка голосового аппарата  к певческим нагрузкам – это валеологические распевки (например «Доброе утро», «Здравствуй, музыка»,. Но цель распевок,  не только в подготовке голосовых связок к пению, но и в развитии звуковысотного и ритмического слуха. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии.  Необходимо понимать, что голосовой аппарат дошкольника еще только формируется и не все ему подвластно, как бы этого не хотелось.

Следует помнить о психическом комфорте детей во время пения:

  • Не заставлять ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинае петь. Малыш должен много раз услышать одну и туже песенку, прежде чем сам начинает петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, чтобы он увидел разницу между правильным исполнение и своим.
  • Никогда не говорить ребенку, что он поет неправильно, ведь правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связано с верой ребёнка в себя.
  • Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
  • Пойте! Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте, даже если это не очень хорошо получается.

Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление

здоровья детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. Успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей.  Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Соблюдая все здоровьесберегающие факторы, мы делаем наших детей здоровыми и счастливыми.

Поющий человек – счастливый человек! Счастливый человек – здоровый человек! Пойте с нами, пойте сами и будите здоровы!

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аманова Е. «Проснись и пой». Москва. АиФ Здоровье № 8, 18.02.2010.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.
  3. Купальная, Е. В. Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 50-52. — URL:
  4. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 1987.-144с.
  5. Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» Москва, «Вано»,2004.
  6. Рыбаков Г. «Любители вы петь? Пойте на здоровье!» СПб. Школа жизни ру, сетевое издание. 29.03.2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты

Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования.  В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...

Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"

Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...

Статья "Экология здоровья. Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Специалисты ДОУ в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Оздоровление ...