Статья "Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста"
статья
Волкова М. Н.
МБДОУ д/с №2, г. Арзамас
ЗНАЧЕНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Первоочередная задача нашего государства - это воспитание здорового подрастающего поколения. От решения этой задачи во многом зависит его будущее процветание. Первоочередной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях приоритетным является использование здоровьесберегающих технологий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей.
Здоровьесберегающие технологии присутствуют во всех образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Музыка». Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить и с пользой для здоровья. И одним из таких видов музыкальной деятельности является пение.
Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого места на земле, где люди не пели бы песни. Нет такого человека, который бы хоть раз не пробовал петь. Но пение можно рассматривать и как средство укрепления организма дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Человек регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, а звучание его голоса – показатель этого здоровья.
Пение - это отличная тренировка и вентиляция легких, что очень важно для растущего организма. У людей, систематически занимающихся пением, увеличивается жизненный объем легких, что добавляет организму запас прочности и является хорошей профилактикой простудных заболеваний. Врачи утверждают, что бывают случаи не только прекращение у больных детей приступов бронхиальной астмы, но и полного излечения этого заболевания.
Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания в раннем возрасте, дети постепенно к старшему дошкольному возрасту овладевают навыками правильного дыхания при пении и управлению своим голосовым аппаратом: пение в полный голос, правильное интонирование и выражение своих чувств.
Голосовой аппарат ребенка еще не сформирован, голосовые связки короткие и тонкие. Поэтому голос ребенка высокий, а диапазон небольшой. Как же сделать, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь высоким, светлым, естественным звуком без крика. Для развития чистоты интонирования, прежде всего нужно подбирать песни удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без музыкального сопровождения, максимально выразительно и чисто интониронными. Музыкальный руководитель должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум, портят голос, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.
Перед разучиванием или исполнением песни, следует провести подготовку голосового аппарата и всего организма к пению. На своих занятиях я провожу различного виды упражнения.
Для тренировки мышц речевого аппарата, развития чувства, используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ. Это такие упражнения как «Покусаем язычок», «Конфетка» - прячем язычок за щечку, «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик» и другие. Также проводятся ритмичное исполнение стихотворного текста. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками и под музыку.
Важнейшим компонентом пения является дыхание. От правильного дыхания зависит качество звучания детского голоса. Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, что позволяет пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливает кровообращение, улучшается обмен веществ.
Использование дыхательной гимнастики успешно решает эту задачу, а также является профилактикой заболеваний органов дыхания. Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они проводятся в игровой форме и вместе с тем приносят неоценимую пользу укрепления здоровья в целом.
Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
«Собачка» - дышать, как собачка после продолжительного бега, высунув язык.
«Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом)
«Ветер» - предавать своим дыханием разные образы ветра сильного с порывами, спокойного, мягкого и т.п.)
«Горячий чай», «Задуваем свечи на торте», «Снежинки» и др.
Далее идет подготовка голосового аппарата к певческим нагрузкам – это валеологические распевки (например «Доброе утро», «Здравствуй, музыка»,. Но цель распевок, не только в подготовке голосовых связок к пению, но и в развитии звуковысотного и ритмического слуха. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии. Необходимо понимать, что голосовой аппарат дошкольника еще только формируется и не все ему подвластно, как бы этого не хотелось.
Следует помнить о психическом комфорте детей во время пения:
- Не заставлять ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинае петь. Малыш должен много раз услышать одну и туже песенку, прежде чем сам начинает петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, чтобы он увидел разницу между правильным исполнение и своим.
- Никогда не говорить ребенку, что он поет неправильно, ведь правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связано с верой ребёнка в себя.
- Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
- Пойте! Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте, даже если это не очень хорошо получается.
Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление
здоровья детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. Успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей. Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Соблюдая все здоровьесберегающие факторы, мы делаем наших детей здоровыми и счастливыми.
Поющий человек – счастливый человек! Счастливый человек – здоровый человек! Пойте с нами, пойте сами и будите здоровы!
ЛИТЕРАТУРА.
- Аманова Е. «Проснись и пой». Москва. АиФ Здоровье № 8, 18.02.2010.
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.
- Купальная, Е. В. Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 50-52. — URL:
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 1987.-144с.
- Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» Москва, «Вано»,2004.
- Рыбаков Г. «Любители вы петь? Пойте на здоровье!» СПб. Школа жизни ру, сетевое издание. 29.03.2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста" | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова М. Н.
МБДОУ д/с №2, г. Арзамас
ЗНАЧЕНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Первоочередная задача нашего государства - это воспитание здорового подрастающего поколения. От решения этой задачи во многом зависит его будущее процветание. Первоочередной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Во всех существующих программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях приоритетным является использование здоровьесберегающих технологий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей.
Здоровьесберегающие технологии присутствуют во всех образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Музыка». Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить и с пользой для здоровья. И одним из таких видов музыкальной деятельности является пение.
Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого места на земле, где люди не пели бы песни. Нет такого человека, который бы хоть раз не пробовал петь. Но пение можно рассматривать и как средство укрепления организма дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Человек регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое, и психическое здоровье, а звучание его голоса – показатель этого здоровья.
Пение - это отличная тренировка и вентиляция легких, что очень важно для растущего организма. У людей, систематически занимающихся пением, увеличивается жизненный объем легких, что добавляет организму запас прочности и является хорошей профилактикой простудных заболеваний. Врачи утверждают, что бывают случаи не только прекращение у больных детей приступов бронхиальной астмы, но и полного излечения этого заболевания.
Певческие возможности дошкольников невелики. Но, начиная с подпевания в раннем возрасте, дети постепенно к старшему дошкольному возрасту овладевают навыками правильного дыхания при пении и управлению своим голосовым аппаратом: пение в полный голос, правильное интонирование и выражение своих чувств.
Голосовой аппарат ребенка еще не сформирован, голосовые связки короткие и тонкие. Поэтому голос ребенка высокий, а диапазон небольшой. Как же сделать, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь высоким, светлым, естественным звуком без крика. Для развития чистоты интонирования, прежде всего нужно подбирать песни удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без музыкального сопровождения, максимально выразительно и чисто интониронными. Музыкальный руководитель должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум, портят голос, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему.
Перед разучиванием или исполнением песни, следует провести подготовку голосового аппарата и всего организма к пению. На своих занятиях я провожу различного виды упражнения.
Для тренировки мышц речевого аппарата, развития чувства, используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ. Это такие упражнения как «Покусаем язычок», «Конфетка» - прячем язычок за щечку, «Улыбка», «Хоботок», «Заборчик» и другие. Также проводятся ритмичное исполнение стихотворного текста. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками и под музыку.
Важнейшим компонентом пения является дыхание. От правильного дыхания зависит качество звучания детского голоса. Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, что позволяет пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливает кровообращение, улучшается обмен веществ.
Использование дыхательной гимнастики успешно решает эту задачу, а также является профилактикой заболеваний органов дыхания. Детям нравится выполнять дыхательные упражнения, они проводятся в игровой форме и вместе с тем приносят неоценимую пользу укрепления здоровья в целом.
Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
«Собачка» - дышать, как собачка после продолжительного бега, высунув язык.
«Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом)
«Ветер» - предавать своим дыханием разные образы ветра сильного с порывами, спокойного, мягкого и т.п.)
«Горячий чай», «Задуваем свечи на торте», «Снежинки» и др.
Далее идет подготовка голосового аппарата к певческим нагрузкам – это валеологические распевки (например «Доброе утро», «Здравствуй, музыка»,. Но цель распевок, не только в подготовке голосовых связок к пению, но и в развитии звуковысотного и ритмического слуха. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии. Необходимо понимать, что голосовой аппарат дошкольника еще только формируется и не все ему подвластно, как бы этого не хотелось.
Следует помнить о психическом комфорте детей во время пения:
- Не заставлять ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинае петь. Малыш должен много раз услышать одну и туже песенку, прежде чем сам начинает петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, чтобы он увидел разницу между правильным исполнение и своим.
- Никогда не говорить ребенку, что он поет неправильно, ведь правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связано с верой ребёнка в себя.
- Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
- Пойте! Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте, даже если это не очень хорошо получается.
Эмоциональное благополучие, физическое развитие и укрепление
здоровья детей средствами музыки может быть успешно достигнуто. Успех решения данной проблемы напрямую зависит от слаженности усилий педагогов, родителей и самих детей. Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Соблюдая все здоровьесберегающие факторы, мы делаем наших детей здоровыми и счастливыми.
Поющий человек – счастливый человек! Счастливый человек – здоровый человек! Пойте с нами, пойте сами и будите здоровы!
ЛИТЕРАТУРА.
- Аманова Е. «Проснись и пой». Москва. АиФ Здоровье № 8, 18.02.2010.
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.
- Купальная, Е. В. Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология / Е. В. Купальная. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 50-52. — URL:
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 1987.-144с.
- Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» Москва, «Вано»,2004.
- Рыбаков Г. «Любители вы петь? Пойте на здоровье!» СПб. Школа жизни ру, сетевое издание. 29.03.2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.
В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....
Выступление на методическом объединении по теме "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через досуговую и физкультурно-оздоровительную деятельность, развитие интереса к подвижным, спортивным играм. Совместная работа ДОО и семьи".
quot;Организация совместной работы воспитателя и родителей по формированию ЗОЖ через досуговую и физкультурно-оздоровительную деятельность (из опыта работы)...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Статья "Экология здоровья. Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста"
В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Специалисты ДОУ в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников. Оздоровление ...