Консультация для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет»
консультация (младшая группа)

Елена Викторовна Козлова

Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки  - это неотъемлимая часть кльтурнрго поведения человека. Задача родителей прививать детям гигиенические навыки с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_gigienicheskih_navykov.docx417.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет»

Период дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. 

Обучение действиям самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д. http://igrushkioptom.com.ua/image/data/2016/statyi/rebenok-otkazyvaetsya-kushat-pochemu-rebenok-ne-hochet-est%283%29.jpg

Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!». Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность.

Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Широко используются дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы.http://cs629227.vk.me/v629227497/e0c6/phrlzZ1g00U.jpg

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки.

Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?".

Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.

 Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же» В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.http://www.euro-dent.biz/wp-content/uploads/2012/04/06.jpg

Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях.  Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.http://nachild.com/wp-content/uploads/2015/07/12346.jpg

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

http://doc4web.ru/uploads/files/13/12230/hello_html_4edb906b.jpgВоспитывайте культурно-гигиенические навыки!

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца.

Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».

Всё в ваших руках, уважаемые родители!

Подготовила воспитатель Козлова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и детей среднего возраста»

Консультация для родителейТема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков и детей среднего возраста»...

Консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста".

В материале содержится информация для родителей о возрастных особенностях детей и их навыках в самообслуживании. Так же воспитатель дает рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у ...

Консультация для родителей Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей средней группы

    О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: «Хорошо воспитанный человек»....

Консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Культурно-гигиенические навыки формируютя в раннем возрасте, пока нервная система ещё пластична, а действия связанные с приёмом пищи, одеванием, умыванием, повторяются систематически. Однако в этот пе...

Консультация для родителей: Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

  Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков - необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические навыки — это не что иное, как привычки. Как известно, самые п...

Консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольников"

          Овладение культурно – гигиеническими навыками приводит к самостоятельности, что формирует положительное отношение к процессам  воспит...