"Дорожки здоровья"
материал (старшая группа)

Горбунова Вера Викторовна

Стопотерапия- один из современных  здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_na_2021god.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Дорожки здоровья».

 Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия

Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко используются в детских садах. Одним из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия является стопотерапия.

Она включает в себя несколько видов:

  • Массаж и самомассаж стоп
  • Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика для стоп
  • Вибрационный массаж
  • Водные профилактические процедуры
  • Босохождение / игры, упражнения, разные виды деятельности на улице, желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др.
  • Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.

Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления.

Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками.

Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе - профилактика и коррекция плоскостопия. На сегодняшний день этот вид заболевания у детей дошкольного возраста наиболее распространён и считается одним из самых актуальных вопросов здоровья.

Плоскостопие - это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Плоскостопие бывает продольным и поперечным, но чаще смешанным. Несмотря на то, что на первый взгляд это заболевание не заметно, кажется простым и не имеет каких либо особых симптомов, а на начальных стадиях и вовсе не выражено, в медицине оно считается серьёзным заболеванием, которое существенно влияет на здоровье. В действительности плоскостопие в детстве без соответствующей профилактики и лечения у взрослого человека усиливается, вызывает серьёзные нарушения здоровья, ведёт к различным патологиям, а нередко приводит к полной потере трудоспособности.

Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения (иногда сильные боли) в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.

Общеизвестно, что Родину нельзя унести на подошвах своих сапог. А вот на Востоке уверены что на подошвах, конечно, не сапог, а наших ног, можно унести собственное здоровье!

На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.

Стопы, по воззрениям традиционной медицины, представляют органы, расположенные в средней части тела, включая печень, желчный пузырь, селезёнку, желудок, почки и мочевой пузырь, в отличие от кистей, представляющих в большей степени верхнюю и нижнюю области тела, включая лёгкие, сердце, тонкий и толстый кишечник. Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.

Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам - массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья». Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т. д. /, а так  же коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

Методические рекомендации

По «дорожке здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2-3 раза. Ходьба может быть прямо, боком, на носках, на пятках, в приседе, с поворотом вокруг себя, с упражнениями для рук, плеч в чередовании с прыжками и т. д. При ходьбе следует чётко следить за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учить детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе. «Дорожки-коврики» можно применять в ритмической гимнастике.

При раскладывании ковриков учитывать чередование разных покрытий, например: мягкий коврик - игольчатое покрытие - следы - дорожка с мелкими предметами - ребристая доска.

При ходьбе полезно выполнять дыхательные упражнения, можно сопровождать ходьбу игровым текстом (рассказ, сказка, стихами (логоритмическая гимнастика):

Идут наши ножки по лесной дорожке

По иголкам из хвои, по колючкам из земли,

По песочку, по следам, по канавкам и буграм,

По болотным кочкам, травке и цветочкам.

Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Утка с боку на бок переваливается

Ей ходить так очень нравится.

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.

Тут горка, там овраг - короче делай шаг.

При проведении стопотерапии желательно использовать музыкальное сопровождение - это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.

Стопотерапию можно включать в любые режимные моменты, физкультурные занятия, спртивно-оздоровительные кружки, утреннюю гимнастику.

Дорожки - массажёры можно приобрести в магазинах спортивных товаров, в хозяйственных магазинах обычные резиновые и пластмассовые коврики, коврики для прихожих, лесенки, а так же можно сделать своими руками из различных предметов и материалов, т. е. использовать нестандартное оборудование \пуговицы, поролон, старые игрушки, колечки от пирамидок .

Стопотерапия – универсальный, многофункциональный, эффективный оздоровительный метод для здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Исследования показали, что регулярные занятия стопотерапией укрепляют здоровье, улучшают психофизическое состояние организма, развивают иммунную систему, являются эффективным средством профилактики и коррекции плоскостопия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План тематической недели «Путешествие по волшебным дорожкам здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе»

·         Познание –развивать интерес к физической культуре·         Коммуникации- развивать умение детей активно участв...

Здоровье сберегающие технологии: "Дорожки здоровья"

Цель:оздоровление организма ребёнка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы. ...

Здоровье сберегающие технологии: "Дорожки здоровья" в старшей группе

Цель: оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы. Задачи: Закаливание организма. Профилактика и коррекция плоскос...

НОД по формированию Здорового образа жизни в средней группе «Дорожка здоровья»

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме "Формирование здорового образа жизни в средней группе "Дорожка здоровья". Проводя с детьми данное занятие...

ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ» ПО ПРОГРАММЕ «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК ЗДОРОВЬЯ» (М. Ю. КАРТУШИНА)

ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»ПО ПРОГРАММЕ «ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК ЗДОРОВЬЯ» (М. Ю. КАРТУШИНА)...

Занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет» «Дорожка здоровья».

Учить детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для человеческого организма....