Адаптация к ДОО
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Характеристика адаптации детей к условиям дошкольных образовательных организаций
В детском саду и во всей дальнейшей жизни ребенку потребуется: умение жить в коллективе; считаться с особенностями характера и поведения других людей; сдерживать свои эмоции и т. п.
Дети, посещающие детский сад (ДОО), с раннего возраста учатся: самостоятельности; самообслуживанию; приобщению к гигиеническим навыкам.
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, он попадает в новые для него условия: меняются режим дня; характер питания; температура помещения; характер общения и т. п.
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольная организация является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит: от психофизиологических и личностных особенностей ребенка; от сложившихся семейных отношений; от условий пребывания в дошкольной организации.
Выделяют 3 фазы адаптационного процесса: 1) острая фаза , которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит - к снижению веса, - к частым респираторным заболеваниям, -к нарушению сна, - к снижению аппетита, - к регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; - адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; - от разницы в методах воспитания.
Причинами плохой адаптации могут быть: во-первых, есть дети, которые нуждаются в особых условиях, во-вторых, причина может лежать в поведении родителей, не способных приучить ребенка к режиму дня, приближенного к режиму ДОО, в-третьих, трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной атмосферы в семье.
2. Факторы, влияющие на характер адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.
1. Социальные факторы Формы общения со взрослыми Круг общения Привязанность ребенка к матери Страх перед расставанием Особенности семейного воспитания
2. Анатомо-физиологические факторы Возраст ребенка Особенности нервной системы Уровень развития речи Состояние здоровья и уровень физического развития
3. Гигиенические факторы Оптимальная планировка и зонирование групповых ячеек Гигиенически обоснованная организация режима дня - Игровая деятельность - Сон - Физическое воспитание - Питание - Прогулки Соблюдение регламентируемых микроклиматических условий Организация оптимального инсоляционного режима в помещениях ДОО и на игровых площадках Оптимальное цветовое кондиционирование Соблюдение требований к детской одежде и игрушкам Культурно-гигиенические навыки и привычки
Особенности нервной системы, влияющие на течение адаптации
На поведение детей накладывают отпечаток особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность, неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.
Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены , отличаются: спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью: бурно выражают свое отношение к окружающему; быстро переходят от одного состояния к другому; любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки; легко отвлекаются; постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой; предпочтение отдают шумным играм.
Дети с инертным типом поведения: очень не активно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися; свойственная им заторможенность может в этот период усилиться; медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений; отстают в освоении окружающего; отстают в овладении умениями и навыками; предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.
Дети со слабым типом нервной системы: болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания; их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они и не выражают; все новое пугает их и дается с большим трудом; они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают навыки.
Состояние здоровья и уровень физического развития
Ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям чаще заболевают труднее переживают разлуку с близкими ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений теряет в весе не играет подавлен
Режим дня и рацион питания
Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает: Укрепление здоровья. Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и сверстниками. Приучение к режиму дня. Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада. Формирование навыков самообслуживания; культурно-гигиенических навыков и привычек. Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация и прогноз адаптации
В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста и «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»...
Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка
Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...