Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста
Если спросить у ребенка дошкольного возраста: «Что такое здоровье?» Он ответит: «Это когда не болеешь!» Следующий вопрос: «А что необходимо делать, чтобы быть здоровым?» может вызвать долгую паузу… Здесь ответы детей будут разные. Но насколько они будут правильные и полные, это зависит от взрослых, которые его окружают.
Здоровье человека в понимании ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения)
- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, СанПиН.
Так, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области «Физическое развитие» обращается внимание на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Опираясь на данные Всемирной организации здравоохранения, можно выделить четыре группы факторов, влияющих на состояние здоровья человека:
· наследственность - 15 %;
· экологически благоприятная среда - 20 % (со временем вклад этого фактора будет увеличиваться);
· медицинское обеспечение - 10 % (со временем вклад этого фактора будет уменьшаться);
· образ жизни человека - 55 %.
Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.
Основные компоненты здорового образа жизни
1.Рациональный режим.
2.Правильное питание.
3.Рациональная двигательная активность.
4.Закаливание организма.
5.Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
6.Соблюдение правил личной гигиены
Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ - задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.
Помимо нормативной базы в нашей работе мы опираемся на Программу развития Пушкинского района СПб. Подпроект «Здоровье с детства» полностью раскрывает работу ДОУ в этом направлении.
Реализация обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
На основании этого можно рассматривать МОДЕЛЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Формирование здорового образа жизни актуально с самого начала развития ребёнка. Созданная модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни является основополагающей при осуществлении образовательного процесса.
Цель – воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи; воспитание созидательного отношения к своему здоровью.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- воспитание потребности в здоровье;
- формирование целостного понимания здорового образа жизни;
- создание правильных представлений о здоровом образе жизни;
- обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
Блок 1. Воспитание навыков культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков:
- гигиена тела и одежды;
- культура питания в детском саду и дома;
- половое воспитание;
- воспитание гуманных качеств и положительных взаимоотношений;
- воспитание способности справедливо оценивать поступки свои и сверстников.
Блок 2. Физическая культура и спорт:
- физкультурные досуги и развлечения;
- праздники и дни здоровья;
- занятия разных форм;
- участие в соревнованиях, знакомство с видами спорта.
Блок 3. Лечебно-профилактические мероприятия
Блок 4. Оздоровительные мероприятия:
- комплексное закаливание (солнечные ванны, воздушные процедуры);
- контроль часто болеющих детей;
- проветривание – сквозное, сон с открытой форточкой (на свежем воздухе).
Блок 5. Воспитательно - образовательная работа (согласно плану).
Блок 6. Использование здоровьесберегающих технологий
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Динамические паузы | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы | Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог |
Технологии эстетической направленности | Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп | Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса | Все педагоги ДОУ |
Гимнастика пальчиковая | С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) | Воспитатели, логопед |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста | Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога | Все педагоги |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры | Все педагоги |
Гимнастика бодрящая | Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. | Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ | Воспитатели |
Гимнастика корригирующая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
2. Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младш.возраст- 15-20 мин.,средн. возраст - 20-25 мин, старш. возраст - 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение | Воспитатели, руководитель физического воспитания |
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) занятия | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом | Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности | Воспитатели, психолог |
Коммуникатив-ные игры | 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста | Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. | Воспитатели, психолог |
Самомассаж
| В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму | Воспитатели, медсестра, руководитель физического воспитания |
Точечный самомассаж | Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста | Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал | Воспитатели, медсестра, руководитель физического воспитания |
Биологическая обратная связь (БОС) | От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста | Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников | Специально обученный педагог |
3. Коррекционные технологии | |||
Арттерапия | Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы | Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей | Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. | Все педагоги |
Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста | Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей | Воспитатели, психолог |
Технологии воздействия цветом | Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач | Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка | Воспитатели, психолог |
Технологии коррекции поведения | Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста | Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий | Воспитатели, психолог |
Психогимнастика | 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. | Занятия проводятся по специальным методикам | Воспитатели, психолог |
Фонетическая ритмика | 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурн. или музыкальном залах. Мл.возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. | Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений | Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед |
Блок 7. Работа с родителями:
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
- физкультурные досуги;
- родительские собрания, беседы;
- информация о физическом развитии ребенка;
- творческие совместные работы родителей и детей группы;
- информационное просвещение родителей через родительские уголки, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, картотеки, публикации в журналах и на сайте.
Проанализировав содержание каждого из представленных блоков, можно прийти к выводу, что задачи данного направления решается ежедневно и комплексно, необходимо лишь правильно расставлять акценты.
1.Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья.
2.Воспитывать навыки здорового поведения.
3.Любить двигаться.
4.Есть побольше овощей и фруктов.
5.Мыть руки после каждого загрязнения.
6.Быть доброжелательным.
7.Больше бывать на свежем воздухе.
8.Соблюдать режим.
9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения.
10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких.
11.Вырабатывать навыки правильной осанки.
12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом.
13.Развивать художественный интерес.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у него навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Здоровые дети - в здоровой семье.
Здоровые семьи – в здоровой стране.
Здоровые страны – Планета здорова!
Здоровье! Какое прекрасное слово!
Так пусть на здоровой планете
Растут здоровые дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693591-1445456286.jpg)
Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Презентация для педагогов детский садов о воспитании у детей здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-862033-1480947850.jpg)
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»
Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-895934-1487387743.jpg)
Программа работы с родителями средней группы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Огонек здоровья»
ЗОЖ с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/04/picture-1064792-1538673091.jpg)
Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Презентация для педагогов детский садов о воспитании у детей здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-1226374-1583999982.jpg)
Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»
ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...
Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/25/picture-654656-1721886596.jpg)
Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших ус...