Программа "Здоровячок"
рабочая программа (подготовительная группа)
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1280546854.docx | 250.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №89 «Журавлёнок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №89 «Журавлёнок» компенсирующего вида г. Улан-Удэ» __________________ /Р.К. Бальхаева/ |
Программа, пропагандирующая здоровый образ жизни «Здоровячок»
Автор: Амагаланова Ц.Э., воспитатель
г. Улан-Удэ
2020 г.
Пояснительная записка
Программа «Здоровячок» разработана на основе программы детского сада «Тропинки здоровья» определяет основные направления оздоровления детей подготовительный группы №11, задачи, а также пути их реализации.
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.
Приоритетной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии. Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей актуальна.
Программа «Здоровячок» комплексно подходит к решению проблемы сохранения укрепления здоровья детей подготовительной группы №11.
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
• медицинский кабинет, изолятор;
• спортивный зал, оборудованный спортивным инвентарем: гимнастическими скамейками, спортивными матами, гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами, спортивными модулями, спортивными дорожками, тренажѐрами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;
• методическая литература для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений;
• спортивный уголок в группе;
• спортивный стадион.
Концепция программы
Укрепление здоровья детей - ценностный приоритет всей образовательной работы дошкольного учреждения: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
Цель программы:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
Основными направлениями программы «Здоровячок» являются:
1. Образовательное направление.
2. Лечебно-профилактическое направление.
3. Мониторинг реализации программы.
Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:
1. Воспитательно-образовательное направление
1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей
Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин можно оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление.
Активная двигательная деятельность способствует:
• повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
• совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих её устойчивость к простудным заболеваниям
• повышению физической работоспособности
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, так возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития
• созданию положительных эмоций, способствующих охране и укрепления психического здоровья
Основные принципы организации двигательной активности:
1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
4. Контроль за физическим воспитанием.
5. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков мед. отводов.
6. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
• физические занятия в зале и на спортивной площадке
• утренняя гимнастика
• физкультминутки
• оздоровительный бег
• физкультурные досуги, праздники, дни здоровья
• индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД.
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
• выполнение режима двигательной активности
• преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества
• использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и прогулках.
2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
1. Осознанного отношения к здоровью и жизни человека.
2. Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
3. Компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:
• режимные моменты;
• тематические занятия познавательной направленности (1 раз в месяц);
• физкультурные занятия;
• корригирующая гимнастика после дневного сна;
• организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал);
и работа с родителями:
• тематические родительские собрания по формированию здорового образа жизни дошкольников;
• совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения).
3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
• диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
• индивидуальные консультации воспитателей с родителями;
• индивидуальные беседы с воспитанниками;
• обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
• подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
• обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
• организация уголков с релаксационным материалом для снятия эмоционального напряжения в каждой возрастной группе;
• создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
• формирование культуры общения детей;
• проведение досугов, развлечений, праздников;
• рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).
Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:
• обучение детей приемам релаксации.
2. Лечебно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:
• осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
• дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
• не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
• обеспечивать естественного освещения помещений
• 2 раза в год необходимо выполнять чистку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
• чистка ковровых изделий (стирка, удаление пыли пылесосом, зимой - чистка снегом);
• соблюдать правила применения и хранения моющих и дезинфицирующих средств;
• во время карантинных мероприятий строго придерживаемся санэпидрежима.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в группе осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой. Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее время снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей проводится в определенные периоды жизни и направленна на выработку общего специфического иммунитета.
2) неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности.
К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
- плановые оздоровительные мероприятия (фито- и витаминотерапия);
- закаливающие мероприятия;
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж;
- профилактика нарушения осанки, сколиоза и плоскостопия, близорукости.
Примерный годовой план оздоровительно-профилактической работы
Закаливающие мероприятия
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.
Ведущими методами эффективного закаливания являются:
• контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
• босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
• циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом;
Методы иммунопрофилактики
К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики близорукости, плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Дыхательная гимнастика: Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дыхательные упражнения предшествуют самомассажу и другим заданиям.
После выполнения дыхательных упражнений приступаем к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Массаж и самомассаж: Механизм действия массажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах. Массаж в области применения оказывает механическое воздействие на ткани, результатом которого являются передвижение тканевых жидкостей (крови, лимфы), растяжение и смещение тканей, активизация кожного дыхания.
Методика профилактики зрительного утомления и развития зрения у детей
Близорукость чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья.
У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Нарушение осанки, в свою очередь, угнетает деятельность внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечнососудистой. У тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности. Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание, проведение специальных упражнений для глаз - все это занимает важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и еѐ прогрессированию, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаз.
Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие еще не завершено, во многом он состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития. Осанка зависит от общего состояния скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.
Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста малыша постепенно включаются новые средства физического воспитания. К 7 годам у здорового дошкольника позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнение свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. В основе профилактики лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности. Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Функциональные обязанности работников ДОО в рамках реализации программы «Здоровячок».
Воспитатель, инструктор по физической культуре:
- анализ реализации программы;
- определение показателей двигательной подготовленности детей;
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- соблюдение режима двигательной активности детей;
- включение в физкультурные занятия:
- облегченная одежда детей;
- проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни;
- проведение с детьми оздоровительных мероприятий;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
- иммунопрофилактика;
- реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану;
- упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия;
- упражнений на релаксацию;
- дыхательных упражнений;
- закаливающие мероприятия:
- сниженная температура воздуха;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика.
Младший обслуживающий персонал:
- соблюдение санитарно-охранительного режима;
- помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Ожидаемые результаты программы «Здоровячок»:
1. Снижение уровня заболеваемости.
2. Повышение уровня представлений о ценности здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами.
3. Повышение количества детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о ценности здорового образа жизни в повседневной жизни.
4. Повышение количества родителей, принимающих активное участие в мероприятиях группы по вопросам здорового образа жизни.
5. Повышение педагогической компетентности родителей о факторах здорового образа жизни.