Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание в детском саду»
консультация
Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются
- Законом Российской Федерации “Об образовании”
- Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- первичные представления о многообразии планеты Земля;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения
- познавательно-исследовательская деятельность
- игры
- труд
- художественно-эстетическая практика
- знакомство с природоведческой литературой
- занятия физкультурой и спортом
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- в процессе образовательной деятельности;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- групповые;
- индивидуальные.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать мероприятия, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В детском саду наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
К принципам экологического воспитания относятся:
- Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
- Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
- Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
- Целостность — установление взаимосвязи разных сфер
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- праздники.
- родительские собрания;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- походы и экскурсии;
- оформление фотовыставок;
- совместные проекты.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Экологическое воспитание в детском саду»
Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются
- Законом Российской Федерации “Об образовании”
- Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- первичные представления о многообразии планеты Земля;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения
- познавательно-исследовательская деятельность
- игры
- труд
- художественно-эстетическая практика
- знакомство с природоведческой литературой
- занятия физкультурой и спортом
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- в процессе образовательной деятельности;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- групповые;
- индивидуальные.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать мероприятия, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В детском саду наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
К принципам экологического воспитания относятся:
- Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
- Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
- Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
- Целостность — установление взаимосвязи разных сфер
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- праздники.
- родительские собрания;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- походы и экскурсии;
- оформление фотовыставок;
- совместные проекты.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Выступление на пед совете на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отно...
Конспект родительского собрания по теме: "Экологическое воспитание в детском саду и дома"
КОНСПЕКТ родительского собрания«Экологическое воспитание в детском саду и дома»Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; п...
Консультация для родителей на тему «Экологическая тропа в детском саду»
В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления...
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....
Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание в детском саду".
laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину». Так писал русский писатель М. М. Пришвин.Основной задачей...
Консультация для родителей по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду и дома"
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку....