Консультация для родителей на тему: «Экологическое воспитание в детском саду»
консультация

Абрамова Галина Петровна

Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются

  • Законом  Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  •  первичные представления о  многообразии планеты Земля;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения
  • познавательно-исследовательская деятельность
  • игры
  • труд
  • художественно-эстетическая практика
  • знакомство с природоведческой литературой
  • занятия физкультурой и спортом

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • в процессе образовательной деятельности;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • групповые;
  • индивидуальные.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать мероприятия, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В детском саду  наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

К принципам экологического воспитания относятся:

  1. Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
  2. Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
  3. Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
  4. Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  5. Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
  6. Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
  7. Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
  8. Целостность — установление взаимосвязи разных сфер

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • праздники.
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • дни открытых дверей;
  • походы и экскурсии;
  • оформление фотовыставок;
  • совместные проекты.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Экологическое воспитание в детском саду»

Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются

  • Законом  Российской Федерации “Об образовании”
  • Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  •  первичные представления о  многообразии планеты Земля;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения
  • познавательно-исследовательская деятельность
  • игры
  • труд
  • художественно-эстетическая практика
  • знакомство с природоведческой литературой
  • занятия физкультурой и спортом

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • в процессе образовательной деятельности;
  • в повседневной жизни.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.

Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:

  • групповые;
  • индивидуальные.

К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать мероприятия, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.

В детском саду  наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.

В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.

К принципам экологического воспитания относятся:

  1. Индивидуальный подход — ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития.
  2. Научность — обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
  3. Доступность — содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
  4. Наглядность — чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  5. Систематичность и последовательность — необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребёнком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
  6. Согласованность — продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
  7. Комбинаторность — продуманное сочетание различных видов образовательной деятельности.
  8. Целостность — установление взаимосвязи разных сфер

Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации;
  • конкурсы;
  • семейные встречи;
  • выставки детских работ;
  • праздники.
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • дни открытых дверей;
  • походы и экскурсии;
  • оформление фотовыставок;
  • совместные проекты.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.

В этом  докладе  изложен  мой  опыт  работы по экологическому  воспитанию , представлены формы и методы  работы с детьми и их родителями....

Выступление на пед совете на тему: "Экологическое воспитание в детском саду"

     В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильное отно...

Конспект родительского собрания по теме: "Экологическое воспитание в детском саду и дома"

КОНСПЕКТ родительского собрания«Экологическое воспитание в детском саду и дома»Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; п...

Консультация для родителей на тему «Экологическая тропа в детском саду»

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления...

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».

Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....

Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание в детском саду".

laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять родину». Так писал русский писатель М. М. Пришвин.Основной задачей...

Консультация для родителей по теме: "Музыкальное воспитание в детском саду и дома"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку....