Программа дополнительного образования по физическому развитию (подвижные игры) "Веселые ребята".
рабочая программа (старшая группа)
В данной программе содержится подборка материала по подвижным и малоподвижным играм для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования | 59.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Турочакского района
МО «Турочакский район».
Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» с. Турочак
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДЕНА:
На заседании педагогического совета МДОУ д/с «Родничок» Протокол №3 _______________ О.А.Синкина от «13» июня 2018 года № 78 от 13. 06. 2018 года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому развитию (подвижные игры) «Веселые ребята».
Программа рассчитана на детей в возрасте: от 5 до 6 лет
Срок реализации программы -1 у/год.
Составила:
Шумарина Елена Александровна
Воспитатель старшей группы
с. Турочак 2018 у/г.
Содержание.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка……………………………………………стр3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………стр4
1.3. Принципы и подходы к реализации программы………………..стр4
1.4. Планируемые результаты……………………………………….стр4-5
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет…..стр5-6
1.6. Организация и проведение игры…………………………………..стр6
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график…………………………………...стр7
2.2. Условия реализации программы……………………………...….стр7
2.3. Формы отчетности…..………………………………………….стр7-8
2.4. Методические материалы………………………………………....стр8
Список литературы……………………………………………………..стр9
Приложение ..………………………………………………………стр10-28
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка.
Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Одним из важнейших направлений развития и образования детей является физическое развитие, которое включает в себя приобретение опыта в двигательной деятельности (координация, гибкость, равновесие); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (в т.ч. о спортивных играх); овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни.
Подвижная игра с правилами - это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий. По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Подвижная игра, незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, но и формирование качеств личности, что полностью отвечает ФГОС ДО.
Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Актуальность.
Дополнительная образовательная программа ориентирована на развитие ловкости, силы, укрепление здоровья, скоростных и скоростно-силовых способностей на умение самостоятельно организовывать игры.
Проблема:
Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации подвижных игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать игру.
Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель.
- Обеспечение физического развития детей в подвижных играх, воспитание необходимых морально – волевых качеств.
Задачи.
- Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и проявлению здорового образа жизни.
- Знакомство детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- Формирование устойчивого интереса к подвижным играм и играм, игровым упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- Обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правилам и условиям выполнения подвижных игр;
- Содействие развитию двигательных способностей;
- Развитие сообразительности, речи, воображения, коммуникативного умения, внимания, ловкости, инициативы, быстроты реакции и также эмоционально-чувственной сферы;
- Воспитание положительных морально-волевых качеств;
- Формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Направление программы: физкультурно-оздоровительное.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- Доступность материала, системность и постепенность его усложнения
1.4 Планируемые результаты.
Дети должны знать:
- Дети должны хорошо владеть основными движениями (легкими, красивыми, уверенными);
- быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость (изменение правил игры, придумывание новых игр), творчески решать двигательные задачи.
- правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
Дети должны уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Дети отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.
Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений.
В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.).
Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные).
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников.
1.6. Организация и проведение игры.
Место для игры должно соответствовать ее содержанию, подходить по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.). В подвижной игре, как и в большом спорте, иногда результат зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, везения, погодных условий. Если ребенок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за случайного вмешательства не участвующих в игре детей, лужи, ямки воспринимается ребенком как трагедия и может нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее необходимо продумать условия для проведения игры и необходимый спортивный инвентарь.
Непосредственно перед игрой необходимо обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, проветрить, а на участке детского сада следует освободить от посторонних предметов территорию, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли.
Важное значение имеет одежда и обувь детей. Перед игрой надо по возможности облегчить одежду детей, предложить им снять лишние теплые вещи, переобуть их в тапочки, если игра проводится в помещении. Переодевать детей полностью в физкультурную форму нецелесообразно, так как это займет больше времени, чем сама игра.
Проведение игр зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие –на осенний или зимний периоды.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
- Периодичность занятий – один раз в неделю, во вторую половину дня.
- Длительность занятий: старшая группа 25 минут.
- Занятия кружка начинаются с 6 сентября и заканчиваются 25 мая
- Количество учебных часов в учебном году 35
- Возраст детей 5-6 лет.
- Количество детей 20 человек (постоянный состав детей).
2.2. Условия реализации программы.
- Принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем;
- Общепедагогические принципы: -принцип культуросообразности: построение и или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного
содержания программы с учетом природных и климатических о особенностей данной местности и данный момент времени.
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач физического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к незнакомому»;
- Принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
Материально-техническое обеспечение.
Перечень оборудования и материалов:
Мячи, обручи, веревки, маски, кегли, кубики, флажки, мешочки с песком, шнур, дуги.
2.3. Формы отчетности.
- Консультации для родителей и воспитателей по теме: «Подвижные игры».
- Участие детей в спортивных праздниках, развлечениях.
- Совместные спортивные мероприятия с родителями.
2.4. Методические материалы.
Для решения поставленных задач используются разнообразные методы работы с детьми:
Методы и приемы, используемые на занятиях:
- наглядные методы:
- правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающий жизни; использование зрительных; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач, использование предметов, пособий, музыка, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения.
- вербальные (словесные) методы: приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений, указания о выполнении движения, беседа, вопросы, команды, распоряжения, сигналы, считалки. образный сюжетный рассказ;
- практические методы:
- игровой и соревновательный методы. Игровой метод развивает познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Соревновательный метод совершенствует движения, развивает творчество.
Форма организации детей на занятии: – групповая;
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая).
Методы проведения занятия:
- Словесные (беседа, художественное слово, загадки, объяснение последовательности работы).
- Наглядный.
- Игровой.
- Практический.
Список литературы.
- Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева.–СПб.:ВВМ, 2004-С.331-332.
- Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
- Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
- Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С. Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
- Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
- Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
- Кузнецов В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
- Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. М.: 1989г.
- Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С.42-52.; №10. – С.56-63.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка:
учеб.пособие / Э.Я. Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми среднего дошкольного возраста, 1986 г. М.М. Косторович, А.И. Михайлова «Подвижные игры в детском саду»,1961 г.
- Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О.Филиппова, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.
Приложение №1
Дополнительное образование «Подвижные игры»
Список детей старшей группы
- Афонина Соня (01.07.2013)
- Миллер Слава (29.09.2013)
- Брусановская Лера (05.10.2013)
- Кабаков Коля (14.06.2013)
- Кабаков Рома (14.06.2013)
- Казанцев Ваня (08.09.2013)
- Пронина Вика (13.06.2013)
- Азанова Саша (12.03.2013)
- Трушкокова Ива (06.10.2013)
- Лобанова Ксюша (17.12.2013)
- Макаренко Арина (23.03.2013)
- Новикова Саша (27.07.2014)
- Свиридов Леша (11.07.2013)
- Еремеев Никита (11.11.2013)
- Степанов Саша (02.04.2014)
- Хайнацкая Даша (14.09.2013)
- Чакселиани Рада (06.06.2013)
- Чечулин Артем (15.07.2013)
- Экибашев Ваня (06.11.2013)
- Кандараков Дима (02.04.2013)
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование подвижных игр на год.
Месяц/ дата проведения | Тема | Цель | Содержание | |
Сентябрь 2018 | Игры с бегом | Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления. | ||
06.09.2018 | Занятие 1 | Развивать двигательную активность детей. | «Вороны и воробьи» Малоподвижная игра « Пропавшие ручки» | |
13.09.2018 | Занятие 2 | Выполнять движения по сигналу. | «Ловишки-перебежки» Малоподвижная игра « Пропавшие ручки» | |
20.09.2018 | Занятие 3 | Упражнять детей скоростным навыкам в беге. | «Паровозик» Малоподвижная игра « Пропавшие ручки» | |
27.09.2018 | Занятие 4 | Развивать у детей умение действовать по правилам в игре. | «Землемеры» Малоподвижная игра «Пропавшие ручки» | |
Октябрь 2018 | Игры и игровые упражнения с прыжками | Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений. | ||
04.10.2018 | Занятие 5 | Упражнять детей в умении прыгать. | «Собери орехи» Малоподвижная игра «Две подружки» |
11.10.2018 | Занятие 6 | Отрабатывать навыки прыжка. Действовать по сигналу. | «Не оставайся на полу» Малоподвижная игра «Две подружки» |
18.10.2018 | Занятие 7 | Развивать мышцы ног, быстроту движений. | «Кто лучше прыгнет» Малоподвижная игра «Две подружки» |
25.10.2018 | Занятие 8 | Учить прыгать в длину с места. | «Кто сделает меньше прыжков» Малоподвижная игра «Две подружки» |
Ноябрь 2018 | Игры и игровые упражнения на метание | Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. | |
01.11.2018 | Занятие 9 | Закреплять умение бросать мяч в цель. | «Охотники и зайцы» Малоподвижная игра «Дерево, кустик, травка» |
08.11.2018 | Занятие 10 | Развивать силу броска. | «Брось за флажок» Малоподвижная игра «Дерево, кустик, травка» |
15.11.2018 | Занятие 11 | Развивать глазомер. | «Попади в обруч» Малоподвижная игра «Дерево, кустик, травка» |
22.11.2018 | Занятие 12 | Учить попадать в цель. | «Сбей кеглю» Малоподвижная игра «Дерево, кустик, травка» |
29.11.2018 | Занятие 13 | Развивать ловкость и глазомер. | «Охотники» Малоподвижная игра «Дерево, кустик, травка» |
Декабрь 2018 | Игры со словами | Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи. |
06.12.2018 | Занятие 14 | Воспитывать организованность, внимание. Совершенствовать навыки ходьбы по кругу. | «Колпачок и палочка» Малоподвижная игра « Дом» |
13.12.2018 | Занятие 15 | Упражнять движения в соответствии с текстом. | «Тетери» «Пройди по верёвочке» Малоподвижная игра « Дом» |
20.12.2018 | Занятие 16 | Приучать детей слушать текст. | «Гуси-лебеди» Малоподвижная игра « Дом» |
27.12.2018 | Занятие 17 | Развивать ловкость, быстроту. | «Хитрая лиса». Малоподвижная игра « Дом» |
Январь 2019 | Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве | В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве | |
10.01.2019 | Занятие 18 | Учить навыкам ориентировки в пространстве. | «Лесная эстафета» Малоподвижная игра «Елочка» |
17.01.2019 | Занятие 19 | Развивать умение действовать сообща в паре. | «Всадник» Малоподвижная игра «Елочка» |
24.01.2019 | Занятие 20 | Развивать ориентировку в пространстве на слух. | «Жмурки с колокольчиком» Малоподвижная игра «Елочка» |
31.01.2019 | Занятие 21 | Продолжать учить быстро, реагировать на сигнал и изменения в окружающей обстановке. | «Скок-перескок» Малоподвижная игра «Елочка» |
Февраль 2019 | Игровые упражнения в ползание и лазанье | Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп (плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины. | |
07.02.2019 | Занятие 22 | Развивать ловкость, смелость, быстроту. | «Медведи и пчелы» Малоподвижная игра «Капуста-редиска» |
14.02.2019 | Занятие 23 | Учить подлезать под дугу (шнур) удобным способом. | «Кто быстрее до флажка» Малоподвижная игра «Капуста-редиска» |
21.02.2019 | Занятие 24 | Совершенствовать навыки лазанья. | «Перелет птиц» Малоподвижная игра «Капуста-редиска» |
28.02.2019 | Занятие 25 | Упражнять в пролезании в обруч. | «Кто скорее через обруч к флажку» Малоподвижная игра «Капуста-редиска» |
Март 2019 | Игры соревнования | Совершенствование навыков игровых умений; развитие быстроты, внимания, мышления, реакции на сигнал; наблюдение за соблюдением правил; умение работать в команде; сплочение коллектива | |
07.03.2019 | Занятие 26 | Развивать умение играть в коллективе. | «Быстро возьми, быстро положи» Малоподвижная игра «Котик к печке подошел» |
14.03.2019 | Занятие 27 | Развитие глазомера, ловкости. | «Попади в корзину» Малоподвижная игра «Котик к печке подошел» |
21.03.2019 | Занятие 28 | Развивать быстроту движений. | «Мяч над головой» Малоподвижная игра «Котик к печке подошел» |
28.03.2019 | Занятие 29 | Воспитывать сотруднические отношения со своими сверстниками, помогать партнеру во время игры. | «Руки вместо ног» Малоподвижная игра «Котик к печке подошел» |
Апрель 2019 | Спортивные игры | Соблюдение правил игры; развитие игровых умений; умение договариваться, сотрудничать, взаимодействовать | |
04.04.2019 | Занятие 30 | Развитие игровых умений и общей выносливости. | «Пройди – не задень» Малоподвижная игра «Овощи и фрукты» |
11.04.2019 | Занятие 31 | Освоение техники игры в спортивные игры. Развитие быстроты реакции. | «Пас на ходу» Малоподвижная игра «Овощи и фрукты» |
18.04.2019 | Занятие 32 | Упражнять в переноски мяча в корзину, на скорость. | «Переноска мячей» Малоподвижная игра «Овощи и фрукты» |
25.04.2019 | Занятие 33 | Тренировка умения двигаться быстро. | «Возьми быстро» Малоподвижная игра «Овощи и фрукты» |
Май 2019 | Игры с мячом | Воспитывать чувство мяча, координируют движения, служат первой ступенькой к дальнейшему изучению более сложных игр | |
16.05.2019 | Занятие 34 | Учить детей действовать по сигналу. | «Кто скорее до мяча» Малоподвижная игра «По дорожке» |
23.05.2019 | Занятие 35 | Развивать координацию движений. | «Эстафета с мячом» Малоподвижная игра «По дорожке» |
Приложение №3
Картотека подвижных игр.
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«Землемеры»
На площадке проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие делятся на две команды и располагаются с гимнастическими палками на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил.
«Собери орехи»
Дети делятся на команды. Каждой из них даются по 5 обручей и по 1 волейбольному мячу. Обручи кладутся на пол. Причем они могут лежать не по прямой линии. Задача каждой «белки»: пронести «орех» - волейбольный мяч, прыгая с «дерева на дерево» (из обруча в обруч), до отметки и обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Побеждает та команда, которая быстро и без потерь перенесет «орехи».
«Не оставайся на полу»
Выбирается ловишка, который бегает по залу вместе с детьми. Как только воспитатель произнесёт: «Лови!» - все убегают от ловишки и взбираются на предметы – скамейки, кубы, пеньки. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых дотронулся ловишка, отходят в условленное место.
Варианты: выбирается 2 ловишки, бегают разными видами бега, использовать музыкальный сигнал.
«Кто лучше прыгнет?»
Цель: развивать быстроту движения, ловкость, учить прыгать точно на определённое место.
Ход игры:
Дети подходят к начерченной на земле линии и прыгают как можно дальше. Кто прыгнул дальше, тот выиграл.
Правила: прыгать следует на двух ногах, приземляться на носочки.
«Кто сделает меньше прыжков?»
Цель: учить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги. Развивать силу толчка, укреплять мышцы ног.
Ход игры:
На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 метров. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь её за меньшее число прыжков. Ноги слегка расставить и приземляться мягко на обе ноги.
Варианты: увеличить дистанцию до 10м. (это в среднем 8-10 прыжков).
«Охотники и зайцы»
Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч, стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.
Ход игры:
Выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, на другой дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе. Зайцы выпрыгивают на двух ногах или на правой, на левой поочерёдно в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мяч. Те, в кого он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом.
Варианты: охотников может быть 2-3, и у зайцев дома нет, они просто увёртываются от мяча.
«Брось за флажок»
Цель: учить детей метать мешочки вдаль правой, левой рукой из-за головы, стараться, чтобы мешочек улетел как можно дальше. Развивать силу броска, глазомер. Укреплять мышцы плечевого пояса.
Ход игры:
Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4-5м. стоят на одном уровне несколько флажков. Дети одновременно бросают мешочки из-за головы двумя руками или одной рукой, стараясь забросить их за линию флажков. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают своей паре. Бросает следующая шеренга, результаты сравниваются.
Варианты: можно мешочки передавать своей паре перебрасыванием.
«Попади в обруч»
Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой и левой рукой прицеливаясь. Развивать глазомер, точность броска.
Ход игры:
Дети стоят по кругу диаметром 8-10м. через одного, в руках мешочек с песком. В центре круга лежит обруч. По сигналу воспитателя дети, у которых в руках мешочки, передают их товарищам справа или слева по договорённости. Получив мешочки, дети бросают их, стараясь попасть в обруч. Затем дети поднимают мешочки, и возвращаются на свои места в круг. Снова раздаётся сигнал, и дети передают мешочки своим соседям – вторым номерам и т. д.
Варианты: забрасывать мешочки двумя, одной рукой из-за головы, сидя, стоя на коленях.
«Сбей кеглю»
Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.
Ход игры:
На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м. от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.
Варианты: бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.
«Охотники»
Выбирают четырех охотников. Остальные играющие изображают зверей - медведей, волков, лисиц, зайцев. На противоположных сторонах площадки укладывают по два обруча. В каждый обруч становится один охотник с мячом. Дети бегают по площадке, имитируют движения и повадки зверей. По сигналу учителя "Охотники" все участники останавливаются и замирают, а охотники стреляют - бросают мячи в ноги зверей, не выходя из своего круга или обруча. Зверей, которых охотнику удалось подстрелить, он уводит в свой круг. Если охотник промахнулся, то он бежит за мячом и снова становится в круг. После 2-3 повторений учитель подсчитывает сколько каждый охотник подстрелил зверей. В конце игры отмечают самых ловких охотников.
Учитель следит, чтобы охотники бросали мяч в ноги.
«Колпачок и палочка»
Цель: совершенствовать навыки ходьбы по кругу; развивать внимание. Ход: Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы от спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держатся за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: Раз, два, три, четыре, пять – Будет палочка стучать. Ребёнок в колпачке стучит палочкой. С окончанием слов все останавливаются, поворачиваются в середину. Ребёнок в колпачке протягивает палку. Тот, на которого она указывает, берётся за конец палки и называет имя стоящего в кругу. Ребёнок в центре должен угадать, кто его позвал. Если угадал, выбирает, кто пойдёт в середину.
«Тетери»
Цель: упражнять детей в выполнении движений в соответствии с текстом потешки, в беге с ловлей.
Ход: Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу,
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6-8человек) стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки. На третью строку тетери подскоками приближаются к чашке творогу. На четвёртую строку тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклоняя голову внутрь круга (клюют). С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая «Шу у у!», как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто её поймал. Игра повторяется.
«Гуси-лебеди»
Цель: совершенствовать навыки ходьбы и бега врассыпную, развивать навыки бега с ловлей и увёртыванием; приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал воспитателя.
Ход: Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. «Пастух» выгоняет «гусей» пастись на луг. «Гуси» ходят, летают по лугу.
Пастух: Гуси, гуси» Гуси: (останавливаются и отвечают) Га-га-га!
Пастух: Есть хотите? Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите вы домой! Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Пастух: Так летите как хотите, только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбирается новый волк и пастух.
«Хитрая лиса»
Цель: совершенствовать навыки бега врассыпную с ловлей и увёртыванием; развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал.
Ход: Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Педагог предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором сначала тихо, а потом громче: «Хитрая лиса, где ты?». Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. После того как лиса поймает 2-3 человек, педагог говорит: «В круг!». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.
«Лесная эстафета»
Цель: приучать детей быстро бегать, ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, скорость.
Ход: Играющие делятся на 2-3 команды, становятся в колонны на одной стороне поляны. На другой стороне поляны выбираются 2-3 дерева, расположенные на одинаковом расстоянии от играющих. По свистку или другому сигналу воспитателя стоящие в командах первыми быстро бегут, пересекая полянку, оббегают своё дерево и возвращаются назад. Следующие игроки стоят наготове, протянув левые руки вперёд ладонью вверх. Когда первые прибегают, они прикосновением руки передают эстафету, и тогда бегут дети, стоящие вторыми. Побеждает та команда, чьи игроки раньше и безошибочно выполнят задание.
Варианты эстафет:
· каждый игрок оббегает дерево 2-3 раза;
· каждый игрок оббегает деревья 2 раза, описывая вокруг них восьмёрку;
· выполнять задание парами, взявшись за руки.
"Всадник"
Цель: развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.
Оборудование: -
Содержание: Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.
«ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: колокольчик, повязки.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.
Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.
«Скок-перескок»
На земле чертят большой круг диаметром 25 м, внутри него—маленькие кружки метром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!»
После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется на месте, становится водящим.
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
«Медведи и пчёлы»
Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, взбираться на скамейки, кубы без помощи рук, спрыгивать на носки, на полусогнутые ноги, бегать врассыпную. Развивать ловкость, смелость, быстроту.
Ход игры:
Дети делятся на две равные группы: одна – пчёлы, другая – медведи. На гимнастической стенке, скамейке, кубах находится улей, на другой стороне – луг, в стороне - берлога медведей. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья, жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят на луг за мёдом, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Воспитатель подаёт сигнал: «Медведи!». Пчёлы летят к ульям, стараясь ужалить медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. После 2-3 повторений дети меняются ролями.
«Кто скорее до флажка»
Цель: учить детей действовать по сигналу, прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, подлезать под дугу удобным способом, бегать наперегонки. Развивать умение соревноваться, передавать эстафету.
Ход игры:
Дети распределяются на три колонны поровну. На расстоянии 2м от исходной черты ставятся дуги или обручи, можно натянуть шнур, затем на расстоянии 3м. ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом вернуться в конец своей колонны.
Варианты: вводится усложнение: натягивается верёвка на высоте – 60см, дети должны не касаясь руками пола подлезть под шнуром.
«Перелет птиц»
Цель: совершенствовать навыки детей лазать по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, используя чередующийся шаг.
Ход игры:
Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» - бегают по площадке, по сигналу «буря» - влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места па лестницах (3—4 ребенка на пролете). Правила: бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая.
«КТО СКОРЕЕ ЧЕРЕЗ ОБРУЧИ К ФЛАЖКУ»
Цель: упражнять в пролезании в обруч снизу и сверху, развивать ловкость и быстроту движений. Описание. 4— 5 детей на одной стороне площадки. На противоположной стороне лежат флажки (погремушки, кубики, кегли). На середине площадки напротив каждого играющего положено по два обруча. По сигналу дети бегут к обручам, пролезают в один снизу и кладут его на пол, в другой—сверху и также кладут на пол, добегают до флажка, поднимают его вверх. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание и прибежал первым.
«Быстро возьми, быстро положи»
Оборудование: Корзина с флажками, мел.
Ход игры:
Дети бегут друг за другом, добегая до углов площадки. В одном углу площадки стоит корзина с флажками, на противоположной стороне стоит пустая корзина. Каждый из детей должен на бегу, не задерживая сзади бегущего, быстро взять флажок из корзины, а на другой стороне площадки положить в корзину.
«Попади в корзину»
Оборудование: Корзины, мешочки – по количеству детей.
Ход игры:
Дети берут мешочки и строятся в 2-3 колонны. В двух метрах от черты ставят корзины. Дети по очереди бросают мешочки от черты в корзину снизу, от плеча. Когда все дети выполнят бросок, определяют в какой корзине больше мешочков. При повторении дети бросают другой рукой. Постепенно можно увеличить расстояние до трех метров.
«Мяч над головой»
Условия: по мячу на каждую команду; количество участников — от семи человек в команде.
Игроки делятся на команды. Команды выстраиваются в ряд одна параллельно другой. Игрок, стоящий первым в ряду, получает мяч. Он направляющий.
Игра начинается по сигналу ведущего. Направляющий игрок поднимает мяч над головой, над головой же передает его стоящему сзади, тот делает то же самое. Оборачиваться, передавая мяч, нельзя. Когда мяч окажется у последнего игрока, он бежит вперёд и встает перед первым, игровые действия повторяются. Когда мяч снова вернется к направляющему игроку, команда хором кричит: "Стоп!". Вторая команда останавливает свои действия. Она проиграла.
«Руки вместо ног»
Условия: количество участников — от пяти человек в команде.
Отмечается начало и конец игровой площадки. Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются в линию одна параллельно другой. Игра начинается по сигналу ведущего и осуществляется, как любая другая эстафета.
Первый игрок опирается на руки, а второй берет его сзади за ноги. Так пара двигается до финиша, обратно дети бегут, взявшись за руки. Кто вперед завершит эстафету, тот и победил.
«Пройди – не задень»
Играющие строятся в две колонны и «змейкой» выполняют
ходьбу между кеглями на носках (8—10 кеглей; расстояние между кеглями 40 см). Побеждает команда, которая быстро и без потерь (не уронив кеглю) прошла обозначенную дистанцию.
«Пас на ходу»
Играющие распределяются на пары и становятся на исходную линию.
В руках у одного игрока каждой пары мяч большого диаметра. По сигналу воспитателя
дети, бросая по ходу мяч друг другу, передвигаются на противоположную сторону зала (площадки) до обозначенной черты (дистанция 10 м). Отмечается пара, которая быстро и без потери мяча достигла линии финиша.
«Переноска мячей»
Игроки строятся в две колонны и встают по четырем сторонам
зала (площадки). В центре находится обруч большого диаметра (или корзина), в котором
лежат малые мячи по количеству играющих. По команде воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к обручу, берут один мяч, возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые игроки начинают бег после того, как первые пересекут обозначенную линию. И так далее. Побеждает команда, быстро и без ошибок выполнившая задание.
«Быстро возьми»
Играющие образуют круг и выполняют ходьбу вокруг предметов
(кубики, мячи, кегли); предметов на 2–3 меньше, чем игроков. Неожиданно педагог подает сигнал: «Быстро возьми!» Каждый игрок должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел взять предмет, считается проигравшим. Повторить 3–4 раза.
«Кто скорее до мяча»
Дети становятся в две шеренги. Задание: как можно
быстрее добежать до предмета, взять его в руки и поднять над головой (дистанция 10 м). По команде воспитателя «Марш!» упражнение выполняет первая шеренга. Педагог отмечает первых трех участников. Затем вторая группа выполняет задание, педагог отмечает победителей. Задание выполняется каждой командой 3 раза, поочередно.
«Эстафета с мячами»
Цель: развивать у детей координацию движений, умение действовать по сигналу. Упражнять в ловкости. Описание игры: играющие делятся на две колонны. Первым в колонне дается по мячу. На сигнал воспитателя: «Вверх!» - дети поднимают руки и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади и т. д. Выиграет та колонна, которая первой принесет мяч. Продолжительность игры 6 – 8 минут.
Приложение №4
Малоподвижные игры.
«Пропавшие ручки»
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)
Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)
У меня пропали ножки. (Присаживаются.)
Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)
«Две подружки»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)
«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)
Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)
«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)
«Ква!» (Притопывают одной ногой.)
Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их – это ротик.)
«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)
«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)
И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)
«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)
«Ква!» (Делают один притоп.)
«Дерево, кустик, травка»
Дети образуют круг и двигаются по кругу.
Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» – разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.
Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
«Дом»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)
На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».)
За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)
Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.)
«Тук-тук-тук – дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)
«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)
«Елочка»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Наша елочка – краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)
Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)
Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)
«Капуста – редиска»
Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» – хлопнуть в ладоши. Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, а дети выполняют движения. Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного слова (например, на слово «морковка» – прыжок на месте).
«Котик к печке подошел»
Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог становится в круг вместе с играющими. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.)
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.)
Пироги в печи пекутся, (Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх.)
Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)
«Овощи и фрукты»
Дети стоят в шеренге или врассыпную.
Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если назван овощ, то дети должны быстро присесть, а если фрукт – поднять руки вверх. Игроки, которые ошиблись, делают шаг вперед.
Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
«По дорожке»
Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ноги разминать.
Мы шагаем по дороге,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
А теперь еще немножко
На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Мы похлопаем в ладошки,
Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.)
Стоп. Присядем – отдохнем. (Приседание.)
И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маугли" программа дополнительного образования для физически одаренных детейных детей
Делюсь для всех программой, которую реализовывала в детском саду. Программа рассчитана на детей физически развитых....
программа дополнительного образования по физической культуре, группа здоровья
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. Цель наших занятий научить детей таким упражнениям и играм, которые помогут пр...
Программа дополнительного образования по физической культуре "Степ аэробика" для детей 5-7 лет
Программа «Степ аэробика» является рецензированной модифицированной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей ...
Программа дополнительного образования по физическому воспитанию «Школа мяча»
Аннотация. Направленность пособия: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию мор...
Программа Дополнительного образования по физическому развитию детей на координационной лестнице «Спортивные ребята» 6-7 лет на 2020-2021 год
ПрограммаДополнительного образованияпо физическому развитию детей на координационной лестнице «Спортивные ребята»6-7 лет на 2020-2021 годЦель: Развитие у детей дошкольного возраста к...
Программа дополнительного образования по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов баскетбола.
Данная программа направлена на получение детьми знаний, умений и навыков по баскетболу, обеспечивает укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятел...
Программа дополнительного образования по физическому развитию (формированию основ здорового образа жизни) детей 3-7 лет «Будь здоров малыш!»
Цель программы: создание условий для повышения функциональных ресурсов организма ребенка и формирование ценностных установок здорового образа жизни....