Картотека "Минутки вхождения в день" с использование кинезиологии
картотека (младшая группа)

Ильинова Ирина Васильевна

Цель минуток: способствовать психическому и личностному росту ребенка, помогать переключаться от самостоятельных видов деятельности к непосредственно-образовательной деятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психологический климат в группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 129»

Вологодская область, г. Череповец, ул. К. Беляева, 57 (8202)264730

«Минутки вхождения в день»

для детей 3-4 лет

Автор:

Ильинова Ирина Васильевна воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 129»

Череповец, 2021

Актуальность

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями, а также трудностями при адаптации. Педагоги находятся в постоянном поиске новых продуктивных методов, методик и технологий для развития и воспитания детей. 

Когда дети приходит в детский сад, они попадают в новый для них мир, их окружают чужие вещи, люди и ребенку нужно время для того, чтобы адаптироваться в новой среде.  Одной из эффективных методик для легкой адаптации к новым условиям или позитивного начала нового дня является введение режимных ритуалов, помогающих сплотить детский коллектив, способствующих формированию внимательного отношения друг к другу, снижающих раздражительность и агрессию. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю, снимает эмоциональную напряженность и создает положительный эмоциональный настрой.

Проблема

В этом учебном году ко мне пришли дети 2 младшей группы - это знакомство, адаптация, привыкание. В течение нескольких месяцев работы была выявлена проблема – многим детям сложно вливаться в образовательную деятельность, переключать внимание на общение с воспитателем после самостоятельной игровой деятельности. Поэтому для решения данной проблемы я решила разработать картотеку минуток вхождения в образовательную деятельность с использованием упражнений «Гимнастика мозга», которые проводятся непосредственно перед образовательной деятельностью.

Цель минуток: способствовать психическому и личностному росту ребенка, помогать переключаться от самостоятельных видов деятельности к непосредственно-образовательной деятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психологический климат в группе.

Методы и приемы

Упражнение для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.

Растяжки необходимы для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, и развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма.

Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Массаж благотворно воздействует на биологические активные точки.

Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления, избавление от напряжения.

Картотека «Минутки вхождения в день (образовательную деятельность)»

 

Упражнения для развития мелкой моторики рук

  1. «Колечко»                                                    

Прыгнул заинька с крылечка.

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.

  1. «Лягушки»

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. 

  1. «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

  1.  «Фонарики»      

Зажигают огоньки

Крошки-мошки-светлячки.

Каждый светлячок

Несет фонарик за крючок.

Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук.

  1. «Ладушки-оладушки»

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки,

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами.

6.«Домик» 

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Строим-строим новый дом.

Нам уютно будет в нем.

Строим-строим новый дом,

Дружно в доме заживем!

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

7.«Ладошка»

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)

8. «Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Бусинки блестящие,

Словно настоящие.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 Растяжка

  1. «Снеговик»

Лепим мы снеговика - тело твердое пока.

К нам весна пришла опять, стало солнце пригревать.

Начал таять снеговик и головушкой поник.

Снеговик все тает, тает – весна его в лужу превращает. C:\Users\Admin\Desktop\Кинезиология\oydu4RPXr2Y.jpg         C:\Users\Admin\Desktop\Кинезиология\chW8fcRrUVM.jpg

Представляем, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. «Дерево»

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. 

 

  1. «Тряпичная кукла и солдат»

Я в солдатиков играю,

Их давно я собираю.

Дома выстрою их в ряд

И отправлю на парад.

Рядом куколки стоят

Не веселый у них взгляд.

Ручки, ножки их грустят

Словно тряпочки висят.

   

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

  1. «Сорви яблоки»    

Вот так яблоко! Оно,

Соку сладкого полно!

Руку вправо потяните,

Яблоко свое возьмите.

Его в корзинку положи

И немножко отдохни.

Отдохнул,и а теперь,

Руку влево потяните,

Яблоко свое возьмите.

И в корзинку положите.

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения

  1. «Свеча»

Мы устали чуточка,

Отдохнем минуточку.

На столе стоит свеча

Очень яркая она.

Задуваем – раз, два, три (один выдох) –

Свеча погасла - посмотри.

«Свечи»

Мы устали чуточка,

Отдохнем минуточку.

Свечи на столе горят

Очень манят всех ребят.

Мы задуем их сейчас –

Раз, два, три, четыре, пять (считают).

Не спешите, не зевайте,

Потихоньку задувайте.

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. «Дышим носом»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

3. «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

Глазодвигательные упражнения

  1. «Глаз – путешественник»

Глазкам нужно отдохнуть,

Нужно глубоко вдохнуть.

Глаза по кругу пробегут

Картинку нужную найдут.

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем.

  1. «Глазки»

Глазки видят все вокруг.

Обведу я ими круг.

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

3. «Глазки»

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазкам видеть все дано,

Где игрушки, где окно.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

4. «Глазки»    

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

По три пальчика возьмем

И тихонечко начнем.

Только сильно не спешите!

Потихоньку надавите.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

  1. «Симметричные рисунки».

Ребята, давайте нарисуем … (например, арбуз)

В руки кисточки мы взяли,

Дружно стали рисовать.

Полюбуйтесь посмотрите,

Получается у нас!

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д.

Телесные упражнения

1. «Перекрестный марш»

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

  1. «Паровозик».  

Поезд мчится и свистит

И колесами стучит.

Я стучу, стучу, стучу,

Всех до дачи докачу,

Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

  1. «Колено – локоть»  

Будем ножки поднимать,

Локотками ударять.

Постарайся, не спеши,

Равновесие держи.

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Яйцо»

Спрячемся от всех забот,

Только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

  1. «Ухо – нос».

Спрячем носик, спрячем ушко.

Чтоб не видела подружка.

А теперь наоборот,

Поменяй, скорей дружок!

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Массаж и самомассаж

1.«Пила»    

Левую руку к столу прижимаю,

Правой рукой я ее растираю.

Движется быстро и точно рука,

Как будто в пилу превратилась она.

Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

2.«Ладошки»

Мы массируем ладошки,

Отдохните наши крошки.

Вы сегодня так устали,

Очень много рисовали.

Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Правой рукой сделайте массаж тыльной стороны ладони левой руки. Проделайте то же для правой руки.

3.«Поглаживание»  

Ручки мы свои погладим,

Разрешим им отдохнуть.

Ложку с кашею держали,

Очень уж они устали.

Чашку с чаем поднимали,

Очень уж они устали.

Пусть немножко отдохнут

И опять играть начнут.

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

4.«Буравчик»    

Будем папе помогать,

С инструментами играть.

Винт закрутим мы легко,

Папа скажет «Ого-го!»

Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

Итоги и результаты

За короткий срок использования «Минуток вхождения в образовательную деятельность» уже можно сделать вывод о том, что дети стали активнее и лучше включаться в режим образовательной деятельности. Ребята с нетерпением ждут новое упражнение, стараются выполнять все правильно. Благодаря такому началу занятий мы не только их концентрируем, но и одновременно решаем множество задач по развитию и воспитанию детей, о которых было сказано в актуальности данного метода работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологии в работе педагогов.

Мастер класс для педагогов ДОУ...

«Использование кинезиологии для детей с нарушением речи».

Данная  статья посвящена одной из здоровьесберегающей технологии, используемой в ДОУ -кинезиология...

Опыт работы по использованию кинезиологии и Су-Джок терапии в развитие мелкой моторики рук для развития речи.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, повышает работоспособность коры...

Тема: «Использование кинезиологии в работе педагогов».

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе.1. Теоретическая часть.Цель: знакомство с теорией А.Лурии о функциональных блоках ...

Рабочая программа по самообразованию воспитателя на тему: "Использование кинезиологии в развитии детей младшего дошкольного возраста".

quot;Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения".   Ж.Тассо.Основная цель кинезиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, спосо...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Использование кинезиологии в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников"...