Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении. Картотека пальчиковой гимнастики.
картотека
Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании, в сохранении и укреплении здоровья у дошкольников оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Ведь эти игры – это не только увлекательны и эмоциональны, но и замечательные упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры, выполняют функцию массажа, которые влияют на детский организм наилучшим образом. Помимо этого, во время игр, развивается речь ребенка и раскрывается творческая деятельность, умение подражать взрослому, развивается память воображение и фантазия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx | 97.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики
для первой младшей группы
Солнце Пальцы широко раздвину. Руки так соединю. Это солнышко с лучами. Рады все его теплу. | (Перекрещенные ладони прижать друг к другу), (пальцы раздвинуты в стороны), (пошевелить пальцами) |
Встали пальчики Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора! | (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца) (Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить») (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко расставив пальцы.) |
Игрушки Я с игрушками играю: Мячик я тебе бросаю, Пирамидку собираю, Грузовик везде катаю. | (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы.) (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) |
Осень Если листья пожелтели, Дождь холодный моросит, Птицы к югу полетели, - Значит, осень к нам спешит. | (Сжимаем и разжимаем кулачки) (Стучим пальцем) (Изображаем крылья) (Хлопаем в ладоши) |
Овощи – фрукты В огороде много гряд, Тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. | (Сжимают и разжимают пальцы.) (Загибают пальцы поочерёдно.) (Хлопают в ладоши.) |
Домашние животные Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. Мордочку и ушки На своей макушке. Побежали вдоль реки Котята наперегонки. | («Моем руки».) (Круговые движения ладонью по лицу.) (Движения ладошками за ушами, как кошка.) (Двигают указательными и средними пальцами по по-верхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.) |
Вот какие мы большие У меня есть голова, Грудь, живот, а там – спина, Ножки – чтобы поскакать, Ручки – чтобы поиграть. | (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела) |
Цирк. Зоопарк В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок. | Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы |
Наступила весна Вот уж две недели Капают капели. Снег на солнце тает И ручьём стекает. | (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) (Руки ладонями вниз разведены в стороны.) (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.) |
Транспорт По шоссе идут машины, По асфальту едут шины. По дороге не беги, Я скажу тебе: «Би-би». | (Крутим воображаемый руль.) (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) (Погрозили пальцем.) (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».) |
Цвет и форма Мой весёлый круглый мяч, Щёки круглые не прячь! Я тебя поймаю, В ручках покатаю! | (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.) (Смена рук.) (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.) (Покатали воображаемый мяч между ладоней.) |
Цветы Ромашки белые цветки – Как пальцы маленькой руки. И вот слетаются жуки Считать ромашки лепестки. | (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».) (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.) |
«Рубим дрова» Чтобы печку растопить, Надо дров нам нарубить. Рубим, рубим мы дровишки – Пусть тепло будет детишкам. | (Складываем пальцы в замок) (Имитируем действия дровосека) |
Мама – солнышко мое Мамочка хорошая, Мамочка любимая! Очень я её люблю, Поцелуи ей дарю! | (Воздушный поцелуй над ладонью.) (Поцелуй над другой ладонью.) (Сдуваем с ладони поцелуй.) (Сдуваем поцелуй с другой ладони.) |
Мебель На кроватке мы поспали, Вещи в шкаф уже убрали. Мы на стуле посидели И за столиком поели. | (Руки под щёку.) (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».) (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.) (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.) |
Дикие птицы Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук. Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. | (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.) (Смена рук.) |
Картотека пальчиковой гимнастики
для второй младшей группы
«Листопад» Листопад, листопад! Листья по ветру летят: С клёна – кленовый, С дуба – дубовый, С осины – осиновый, С рябины- рябиновый. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). Пальцы выпрямить и развести в стороны. Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. Указ. и большой соединить в виде колечка. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Хлопки в ладоши. |
«Осенью» Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
«Прогулка по городу» Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. | Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола. |
«Солнышко, солнышко» Солнышко, солнышко, Мы колечки соберем, Покатаем, поваляем | Шевелят пальцами обеих рук Быстро сжимают и разжимают кулаки Делают хватательные движения щепотью Круговыми движениями трут ладонь о ладонь |
«Мои игрушки» Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Это зайка, Это пёс. Вот машинка без колёс. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок). Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко). Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть. |
«Транспорт» Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | Сжимать и разжимать пальчики. Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого |
«Профессия-доктор» Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных. Повар, врач, моляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель… Сразу всех не называю, Вам продолжить предлагаю. | соединять пальцы правой руки с большим соединяем пальцы левой руки с большим загибать пальцы сжимать и разжимать кулачки вытянуть руки вперед ладонями вверх. |
«Дружба» Дружат в нашей группе девочки и мальчики. С вами мы подружим маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать. | соединять пальцы в «замок» касание кончиков пальцев обеих рук парное касание пальцев от мизинцев руки вниз, встряхнуть кистями |
«Семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
«Мы веселые матрешки» | Хлопают в ладоши Указательным и средним пальцами идут по полу Соединяют ладошки вместе Руки в замок |
«Дом» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана" |
«Светофор» Загорелся красный свет: Стой на месте, хода нет! Желтый свет впереди: Будь внимательный и жди! Никаких препятствий нет, Когда горит зеленый свет! | Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте Дети соединяют большой и указательные пальцы обеих рук, изображая круг Два пальца: средний и указательный обеих рук стоят на месте Два пальца: средний и указательный обеих рук шагают по столу |
«Лыжники» Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной поры! | Скользить по столу указательным и средним пальцами, изображая движения лыжников |
«Пирожки» Муку в тесто замесили А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают кулачки Прихлопывают ладошками, «лепят» Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук Обе ладошки разворачивают вверх Гладят живот. |
«Папин день» Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | сжимают и разжимают пальцы хлопают в ладоши из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу сжимают и разжимают пальцы |
«Мышка» Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке. | Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты - это "ушки". Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после - двумя руками одновременно |
«Лодочка» Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. | На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. |
«Вышла курочка гулять» Вышла курочка гулять Свежей травки пощипать А за ней ребятки - желтые цыплятки «Ко-ко-ко, ко-ко-ко Не ходите далеко Лапками гребите Зернышки ищите» | шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки щиплющие движения всеми пальцами каждой руки бегут всеми пальцами обеих рук хлопают в ладоши грозят пальцем ведущей руки гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д. |
«День Победы» Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | сжимают и разжимают пальцы хлопают в ладоши из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу сжимают и разжимают пальцы |
«Ножницы» Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу! | Исходное положение: Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми |
«Речка» Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой. Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила - Прямо в речку угодила. | Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении |
Картотека пальчиковой гимнастики
для средней группы
«Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Будем снова мы считать. Мы закончили считать. | Хлопают в ладоши. Стучат кулачками друг об друга.) Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке. |
«Овощи - фрукты» В огороде много гряд, Тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит целый год. | Сжимают и разжимают пальцы. Загибают пальцы поочерёдно. Хлопают в ладоши. |
«Хлеб» Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают кулачки Прихлопывают ладошками, «лепят» Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца Обе ладошки разворачивают вверх Гладят живот |
«От куда хлеб пришел» Бублик, Баранку, Батон И буханку Пекарь из теста испёк спозаранку. | Большой и указательный пальцы образуют круг Большой и средний пальцы образуют круг. Большой и безымянный пальцы образуют круг. Большой и мизинец образуют круг. Имитация лепки хлеба |
«Новогодний праздник» Ждали праздника мы долго. Наконец пришла зима. Наконец пришла зима В гости ёлку привела. К ёлке все мы подошли, Хороводы завели.. Покружились, поплясали, Даже чуточку устали. Дед Мороз скорей приди, Нам подарки принеси. | Трём ладошку о ладошку. Сжать кулаки, прижать их друг к другу. Пальцы «идут» по столу, по коленкам. Пальцы показывают Ёлочку, указ. пальцы сцепляются Круговые движения кистями рук Кисти рук опустить, расслабить Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд. |
«Грибы» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. | массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца |
«Дом» Этот дом - он двухэтажный. А вот этот - трехэтажный. Этот дом - он самый важный: Он у нас пятиэтажный. | Разгибают пальцы из кулачка начиная с мизинца |
«Собираем листики» Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины. Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет принесем. | Отгибать пальчики. Кулачки сжимать и разжимать. Загибать пальчики. Изобразить фонарики. |
«Осенью» Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями |
«Мебель» Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет . Много мебели назвали, Десять пальчиков зажали! | показывают ладошки обеих рук пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки разжимают кулачки и показывают ладошки сжимают кулачки и поднимают их вверх |
«Домашние животные» Довольна корова своими телятами Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья? Поросятами! Довольна коза своими козлятами, А я довольна своими ребятами! | показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших показывают на себя и разводят ладони в стороны |
«Дружат добрые зверята» Дружат добрые зверята . Дружат малые зайчата . Дружат в озере бобры, . Дружат в небе комары, . Дружат милые ежата, . Дружат даже медвежата . Вот как разыгрались, по лесу разбежались! | соединяем одинаковые пальчики рук ритмичное касание мизинцев обеих рук ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук ритмичное касание средних пальцев обеих рук ритмичное касание указательных пальцев обеих рук ритмичное касание больших пальцев обеих рук руки опустить, потрясти кистями |
«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок, У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! | Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца Показывают пальчики, играя ими |
«Бытовые электроприборы» Пылесос, пылесос, Ты куда суёшь свой нос? Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. | Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд) то же, но ладони обращены друг к другу. Соприкосновение кончиков пальцев. |
«Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки На каждое название птицы загибают по одному пальчику Опять сжимают и разжимают кулачки |
«Это я» Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох устали вытрем лоб! | Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом. |
«Одежда и обувь» Я надену сапоги, Курточку и шапку. И на руку каждую Натяну перчатку. | Показываем на ноги, туловище, голову. Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток Смена рук |
«Зима» Снег ложится на дома, Улицы и крыши. Тихо к нам идёт зима, Мы её не слышим… | Руки разводим в стороны, ладонями вниз. Руки «домиком». Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. Рука за ухом |
«Зимние забавы» Лепим мы из снега ком, Из комочков слепим дом. Звери будут в доме жить, Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить | Дети сжимают и разжимают кисти рук Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны Хлопают в ладоши Соединяют руки в «замок» |
«Строители» Мы строители, мы строим, Много мы домов построим, Много крыш и потолков, Много окон, стен, полов, Много комнат и дверей, Лифтов, лестниц, этажей. Будет у жильцов веселье – В новом доме новоселье! | Ребенок стучит кулачком о кулачок Загибает по очереди пальцы на обеих руках. Произносит слова веселым голосом. Произносит громко |
«Цветы» Наши алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают. | Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения. |
«Дикие животные зимой» Ёж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год . Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдёшь в лесу. | смена рук |
«Мы веселые матрешки» | Хлопают в ладоши Указательным и средним пальцами идут по полу Соединяют ладошки вместе Руки в замок |
«Защитники Отечества» Илья Муромец – Добрый молодец. Зорко в даль глядит Да врагов разит. | Приосаниться Показать бицепсы.) Рука козырьком «Бросить копьё». |
«Птички» Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. | Большой палец отгибают в горизонтальное положение, сверху присоединяют сомкнутые прямые остальные пальцы. Машут ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставлены. Большие пальцы отгибают (как движения в первой строчке) |
«Насекомые» Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелек И веселый мотылек, Жук – жучок и стрекоза, Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | Взмахи перекрещенных кистями рук. На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. «Колечки» - указ. и большие пальцы соединены. Взмахи перекрещенными кистями рук. Тихо кладут руки на стол. |
«Этот пальчик…» Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! | Загните большой палец. Загните указательный палец. Загните средний палец. Загните безымянный палец. Загните мизинец. Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны… |
«Весна» Вот уж две недели Капают капели. Снег на солнце тает И ручьём стекает. | Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе. Руки ладонями вниз разведены в стороны. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону. |
«Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой реке То сожмутся, разожмутся, То закружатся в воде. | Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются. Винтообразные движения кистью. |
«Книги» Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем | Дети ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книжку». Поочередно соединяют одноименные пальцы, начиная с мизинца. |
«Транспорт» Раз, два, три, четыре, пять – Буду транспорт я считать. Автобус, лодка, и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет. | Сжимают и разжимают пальчики Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки |
Мамочка Мамочка хорошая, Мамочка любимая! Очень я её люблю, Поцелуи ей дарю! | Воздушный поцелуй над ладонью. Поцелуй над другой ладонью. Сдуваем с ладони поцелуй. Сдуваем поцелуй с другой ладони. |
«Что такое лето?» Что такое лето? Это много света, Это поле, это лес, Это тысячи чудес, Это в небе облака, Это быстрая река, Это яркие цветы, Это синь высоты, Это в мире сто дорог Для ребячьих ног. | Дети произносят вопросительно, поднимают плечи. Поднимают руки вверх. «Рисуют» круги, делают упражнение «Деревья». Хлопают. Поднимают руки вверх, рисуем круги. Соединяют ладони вместе, делают ими «змейку». Кисти рук ставят вертикально и соединяют. Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны. Поднимают руки вверх. «Ходят» пальцами. Хлопают. |
Картотека пальчиковой гимнастики
для старшей группы
«Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками поочерёдно загибают пальчики поочерёдно разгибают пальчики попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
«У Зиночки» Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец. |
«Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот! Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают» загибают пальчики по одному, начиная с большого опять «варят» и «мешают» |
«Осень» Разбросала осень листья Разукрасила их кистью Мы в осенний парк пойдем, В букеты листья соберем. Лист кленовый, лист с осинки, Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист На дорожку спрыгнул вниз. | Волнообразные движения ладонями. Плавные взмахи ладонями вверх-вниз. «Шагают» пальцами обеих рук. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист. Звонко хлопают в ладоши. |
«Мы по городу шагаем» Мы по городу шагаем, Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. | «шагают» пальчиками по столу загибают поочередно пальчики, начиная с большого |
«Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому, Воробью, синичке, Заиньке усатому. Кому в платок, кому в зобок, Кому в лапочку. | хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно загибают по одному пальчику, начиная с большого хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно |
«Обновки» Танечка, бери иголку, Сошьем рубашку и футболку, Брюки, кофточку и платье, И оденем куклу Катю. | Показывают указательный палец правой руки - иголку. Вращают указательным пальцем вокруг каждого пальца левой руки. Повторяют другой рукой. |
«Новые кроссовки» Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. Вот так. Вот так. Новые кроссовки | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках |
«Мамины помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Потирают ладони Загибают пальчики, начиная с мизинца Потирают ладони Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Хлопают в ладоши |
«Елочка» Перед нами елочка Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. | Кулачки указательные пальчики выставлены шарики из пальцев рук, вниз, вверх Ушки из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты Ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе. |
«Машина каша» Маша каши наварила Маша кашей всех кормила Положила Маша кашу Кошке — в чашку, Жучке — в плошку, А коту — в большую ложку В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам Всю посуду заняла Все до крошки раздала. | Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ладошки. |
«Повар» Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет, И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он! | Ребром ладони дети стучат по столу Загибают большой палец правой руки Загибают указательный палец Загибают средний палец Загибают безымянный палец Загибают мизинец Разводят руками |
"Мы во двор пошли гулять". Раз, два, три, четыре, пять, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз — подбросим, Два — поймаем Три — уроним , И... сломаем. | Загибают пальчики. Дети "лепят". Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком. "Подбрасывают". "Ловят". "Роняют". Топают. |
«Козлик» Вот мостик горбатый Вот козлик рогатый На мостике встретил он Серого брата . Упрямцу с упрямцем Опасно встречаться. И козлик с козликом Стали бодаться Бодались, бодались Сражались, сражались И в речке глубокой Вдвоем оказались | Пальцы прижаты друг к другу, одну ладонь положить поверх другой. Правой рукой сделать «козу» Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук. Не отрывая пальцы, друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую. Разъединить руки и резко опустить их кистями вниз. |
«Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним И …сломаем. | загибают пальчики, начиная с большого «Лепят», меняя положение ладоней показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую грозят пальчиком |
«Мебель» У стола четыре ножки. Сверху крышка, как ладошка. Ножки, спинка и сиденье – Вот вам стул на удивленье. | Одну рука сжать в кулак. Ладонь второй положить сверху Одну ладонь поставить ребром вверх. Вторую сжать в кулак и соединить руки |
«Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять. Будем пальчики считать. Вот кулак, а вот ладошка, На ладошку села кошка и крадется потихоньку, Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу! | загибаем пальчики Показать кулак и ладошку По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки |
“Уточка” Шла уточка бережком, Шла серая по крутому Вела детей за собой, И малого и большого, И среднего, и маленького, И самого любимого. | “Идут”двумя пальчиками по столу переваливаясь Загибают безымянный палец, большой палец Загибают средний палец, мизинец Загибают указательный палец |
«Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? | Ритмично сжимают и разжимают кулачки |
«Птичка». Птичка летала, Птичка устала. Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла. Птичка клювом повела Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, Снова крылышки раскрыла, Полетела. | скрестить ладони рук сделать замок вращение замком выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв соединённые мизинцы стучат по столу скрещенные ладони делают взмахи |
«Новый дом» Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, Есть окошко в доме том. Есть еще одно, повыше, Есть труба вверху на крыше. Дом готов, зовем гостей: «Приходите поскорей!» Сколько в доме этажей? Этот дом - он двухэтажный. А вот этот - трехэтажный. Этот дом - он самый важный: Он у нас пятиэтажный. | Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. Ставят рядом ладошки-«стены», Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют «крышей». Мизинец отставляют в сторону - труба. Делают приглашающий жест рукой. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. |
«Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Я вас всех приветствую | пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками |
«Весна пришла» Стучат всё громче дятлы, Встаёт пораньше солнце, | Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены Движения повторяются Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз Ладони сомкнуты “ковшом” Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка). |
«Моя семья» Этот пальчик - дедушка, | Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком. |
«Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка! | Обе ладони поставлены на ребро |
«Кого встретили в лесу?» Раз, два, три, четыре, пять. | "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук Рукой показать хвост за спиной. Кулачки прижать к подбородку. |
«Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки. | Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Развести пальцы рук. Ритмично двигать пальцами вместе-врозь. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. |
«Путешествие» Тук-тук–тук, тук–тук–тук. Наши ушки слышат стук. Вот ладошечки шуршат, Наши пальчики трещат. Теперь в ладоши громко бей, А теперь ты их согрей . К путешествию готовы? Да! В путь отправимся мы снова: Сядем мы на самолет и отправимся в полет. Мы теперь на корабле, Нас качает на волне. Едет поезд , колеса стучат! В поезде много веселых ребят! | потирание ладоней друг о друга потирание кулачков друг о друга хлопки ладони на щеки кулаки на коленях руки вверх, ладони раскрыть вращательные движения кистями руки вытянуты в стороны, ладони напряжены ладони лодочкой одна вверх, вторая вниз ребром ладони двигаем по коленям подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени |
«Весна» Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | («шагают» пальчиками обеих рук по столу) загибают по одному пальчику с мизинца |
«Наперсток» Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, Пальцу колко. А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке: - Шей, а колоться ты не смей! | Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указ. палец левой руки наперсток «Шьют». Грозят указательным пальчиком левой руки |
«Что принес нам почтальон» Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он! Перевод, журнал, газету В бандероли две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали! | Сжимают и разжимают кулачки «Шагают» пальчиками по столу. На каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого |
«За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем, И братишке отнесем! | Пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших пальцев. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. Загибают пальцы на обеих руках, начиная с больших пальцев |
«Деревья» Вот деревья: клен, рябина, Липа, дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта Мы в лесу встречаем вас! | Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке. |
Картотека пальчиковой гимнастики
для подготовительной группы
«Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем | Загибают пальчики, начиная с большого Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. |
«Осень, осень» Осень, осень, приходи! Осень, осень, погляди Листья желтые кружатся Тихо на землю ложатся. Солнце нас уже не греет Ветер дует все сильнее, К югу полетели птицы, Дождик к нам в окно стучится. Шапки, куртки надеваем И ботинки обуваем Знаем месяцы: Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. | трем ладошки друг о друга, зажимаем кулаки по очереди трем ладошки друг о друга ладони на щеки плавное движение ладонями ладони гладят по коленям сжимаем и разжимаем кулаки по очереди синхронно наклоняем руки в разные стороны «птица» из двух скрещенных рук барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони имитируем топаем ногами ладони стучат по коленям кулак, ребро, ладонь |
«Вышел дождик погулять» Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: ОХ! И ушел. Газон засох. | Удары по столу пальчиками. «Шагают» Удары ладонями по столу. Хлопок. Хлопки по столу. |
Капельки Пять весёлых капелек по земле стучат, Пять весёлых капелек земле говорят: Том – том – том – том! Тим – тим – тим – тим! Тик – тик – тик – тик! Тип – тип – тип – тип! | Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. |
« Зайчик-кольцо» Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое- Блестит, словно золотое. | Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный соединить в кольцо |
«За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. | Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого. Обе руки идут по столу. Загибают пальчики, начиная с большего. Обе руки идут по столу |
«Осенний букет» Пошли пальчики гулять Стали листья собирать: Красный листик, желтый листик… А потом давай считать: Один, два, три, четыре, пять! Сколько листиков собрали? Пять! С листьями осенними Будем мы играть. | «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям. Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому. Поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы |
«Утром» Мама мишек будит рано. Не встают они с дивана. -Эй, Большак, вставай скорей! Ждут друзья уж у дверей! -Ну, а ты, лентяй Указка! У тебя засохла краска! Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом. -Безымянный, мой бедняжка! Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! | Пальцами обеих рук изобразить мишек Удивленно пожать плечами Встряхиваем большие пальцы рук Указать руками на дверь Встряхнуть указательные пальцы Изобразить руками ведро Встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх Погладить безымянный палец пальцами другой руки Прижать безымянный палец к ладони и погладить его Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста. Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы |
«Улитка» Улитка, улитка, высуни рога. Улитка, улитка, высуни рога. Дам тебе, улитка, Я пирога. | Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены. Большие пальцы обеих рук «появляются» их кулачков и ложатся на стол. Затем мизинцы, указательные… Все пальцы убегают и прячутся в кулак. |
«Помощники» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли: Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. | Удары кулачками др. о друга. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики, начиная с большого. Удары кулачками др. о друга |
«Наши пальчики» Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем – И опять писать начнем. | Ритмично сжимать пальцы в кулачки. Выполнять соответствующие движения. Ритмично сжимать пальцы в кулачки. |
«Пчела» Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали | Машут ладошками. На каждое название насекомого загибают пальчик. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. Роняют ладони на стол. |
«Забор» Вот забор. В заборе щели. Пальцы в них пролезть хотели. Сунул голову Большак. Дальше не пройти никак! Вслед за ним застрял Указка. Середняк хотел – напрасно! Безымянный – безуспешно! Хоть один прошёл? Конечно! Щуплый, маленький мизинчик Помощь братьям оказал: Из щелей их всех достал. | Пальцы правой руки прижать друг к другу. Раздвинуть пальцы. Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным пальцами правой. Крепко зажать большой палец. Указат.палец левой руки между Указат. и средним пальцами правой, средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой, мизинец несколько раз согнуть – разогнуть, потом помахать им. Каждый палец по очереди освободить из плена. |
«Слон» В зоопарке стоит слон, Уши, хобот – всё при нём. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает | Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью. |
«Щука» Щука хищная, зубастая, Для лещей, плотвы опасная, Ищет, чем бы поживиться? Кто-то там, в воде резвится? Чей-то рядом хвост мелькает? Хвать? Тут щука не зевает! Но попалась на крючок – Тащит щуку рыбачок! | Двумя руками изобразить пасть щуки. Щука щёлкает зубами – пальцами. Ладонь сложить лодочкой. Руками имитировать движения рыб. Помахать кистями рук, как хвостом. Пасть щуки захлопывается. Указательным пальцем изобразить крючок, Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку. |
«На лошадке» Еду, еду на лошадке Еду, еду - путь не гладкий. Скок, Скок Перескок! Через речку на мосток. | Пальцы рук в «замке». Четыре «щелчка» запястьями на сильную долю. То же «щелчок», руки перед собой «щелчок» - руки вверху; «щелчок» - руки внизу «щелчок» - руки вверху; «щелчок» на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд. |
«Пальчики» Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг – скок, прыг – скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево – вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке! | Сжимаем и разжимаем кулачки. Пальчики скачут по столу. Растопырить пальцы, ладони вверх. Пальчики скачут по столу. Лёгкие движения кистями влево, вправо. Погрозить пальцем. Весело хлопать в ладоши |
«Базар» На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины, Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! | Пальцы сжимаются и разжимаются в кулак Соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие, по очереди. большой отводится вверх |
«В гости» На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором - чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем, В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!» Кто–то к нам идёт на стук. В гости к другу мы пришли И подарки принесли. | Кистями рук изобразить домик. Волнообразные движения кистями рук Руками «показать» деревья, кусты Пальцами «показать» бутон. Пальцами «показать» забор. Погладить ладонями стол. «Открываем» кистями ворота. Пальцами пробежаться по столу. Постучать кулаком по столу. Ладонь приложить к правому уху, прислушаться. Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то. |
«Кукушка» Летела кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду, И кричала : «Ку – ку!» Мак, Раскрывай один кулак. | Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев. Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют. Положение рук меняется, выполняются те же действия. Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв. Пальцы сжимаются в кулак. По очереди раскрывают каждый кулак по два раза. |
«Друзья» К Жене гости прибежали, Все друг другу руки жали. - Здравствуй, Жора! - Здравствуй, Жанна! - Рад, Серёжа! -Рад, Снежана! - Не хотите ль пирожок? - Может, коржик? - Иль, рожок? Вот драже вам на ладошку, Всё берите понемножку. С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки. | Пальцы бегут по столу. Рукопожатие. Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук. Из ладоней сложить пирожок. Показать раскрытые ладони. Пальцы сложить в виде рожка. Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т.д.- осторожно брать драже Энергично встряхнуть кистями рук. Похлопать в ладоши. |
«Наряжаем елку» Раз, два, три, четыре, пять Будем елку наряжать. Мы повесим шарики, Яркие фонарики, Веселого Петрушку И разные игрушки: И мишку-шалунишку, И заиньку-трусишку. | Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого. Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны. Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик. Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад. Показывают длинный нос. Вытягивают ладони вперед. Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону. Прикладывают раскрытые ладони к голове. |
«Угощение гномов» Стали гномы гостей приглашать, Стали гномы гостей угощать, Каждому гостю досталось варенье, Пальчики склеило то угощенье, Плотно прижалась ладошка к ладошке, Гости не могут взять даже и ложки. | Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Затем наоборот. «намазывать» варенье на кончик каждого пальца Последовательно, начиеая с большого, склеить пальцы Прижать ладошки одна к другой. Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – «удивиться» |
«Гости» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – Сам мизинчик – малышок Постучался о порог. Вместе пальчики друзья, Друг без друга им нельзя | Вверх большие пальцы. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук. Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках. Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. Кулачки стучат друг о дружку. Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках |
«Ириски от киски» В гости к нам явилась киска, Всем даёт она ириски: Мышке, лебедю, жуку, Псу, зайчонку, петуху. Рады, рады, все гостинцам! Это видим мы по лицам Все захлопали в ладошки. Побежали в гости к кошке. | Из пальцев сделать «киску». Указательным пальцем правой руки положить на подушечки пальцев левой руки «ириски» Из пальцев сделать указанных в тексте «персонажей» Из обоих кулаков одновременной и энергично «выбросить» пальцы. Показать раскрытые ладони. Хлопать в ладоши. Пальцами пробежаться по столу. |
«Братцы» Пошли два братца Вместе прогуляться, А за ними еще два братца. Ну а старший – не гулял, Очень громко их позвал. Он за стол их посадил, Вкусной кашей накормил. | Ладонь на столе. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем – средний, и указательный, большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей. |
Капитан Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны Путешественник-герой К маме я вернусь домой | концы пальцев направить вперед, прижать руки ладоням друг к другу, слегка приоткрыв. показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями руками волны, показать чайку, скрестив руки, соединить ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. плавными движениями ладоней показать как рыбы плывут в воде |
«Ёлка» Ждали праздника мы долго. Наконец пришла зима. Наконец пришла зима В гости ёлку привела. К ёлке все мы подошли, Хороводы завели. Покружились, поплясали, Даже чуточку устали. Дед Мороз скорей приди, Нам подарки принеси. |
Сжать кулаки, прижать их друг к другу. Пальцы «идут» по столу, по коленкам. Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются Круговые движения кистями рук. Кисти рук опустить, расслабить. Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд. |
«Овечки» У овечек на шубках колечки, Те овечки пасутся у речки, Их пасут две собаки лохматые, Что виляют хвостами мохнатыми. А пастух на пригорке у дерева, На свирели играет затейливо. Быстро бегают ловкие пальчики. На поляне цветут одуванчики, Колокольчик под ветром колышется, Нам мелодия чудная слышится | Пальцами по очереди делать колечки. Пальцами обеих рук сделать собак Кистями помахать, как хвостами Гору изобразить руками, потом пальцами обеих рук. Пальцами обеих рук играть на воображаемой свирели. Обеими руками изобразить цветок Покачать кистями рук. Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. |
«Сорока» Вот сорока прилетала, Угощать всех кашей стала: Кушай, Крошка, и Алёшка, И Антошка, и Серёжка, И для старшего немножко! Кашу пальчики поели, Заплясали и запели. | Левая ладонь – «раскрытый клюв» Правая – пальцы в кулачке. Отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца. Четыре хлопка «тарелочками» Вращение кистями. |
«Прилетайте, птички!» Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны! | «зовущие» движения пальцев 4раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» |
«Ручки» Наши ручки замерзают. Поиграем – ка немножко Да похлопаем в ладошки. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть, Сильно надо растереть. Пальчики мы согреваем, Их сжимаем – разжимаем! | Кулачки крепко прижать друг к другу Разжать кулачки, хлопать в ладони. Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь. Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки |
«На ёлке» Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, Один золотистый мандарин. | Ритмичные хлопки в ладоши Удары кулачками. «шагают» средним и указательным пальчиками по столу. «рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши Загибают пальчики, начиная с большого. |
«Кто приехал?» Кто приехал? Мы-мы-мы! Мама, мама, это ты? Да-да-да! Папа, папа, это ты? Да-да-да! Братец, братец, это ты? Да-да-да! Ах, сестричка, это ты? Да-да-да! Все мы вместе, да-да-да! Очень дружная семья! | Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Быстро хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками указательных пальцев. Хлопаем кончиками больших пальцев. Хлопаем кончиками средних пальцев. Кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают. |
«Мороз» Ой, сердит мороз! Ветки снегом занес. Хватает за нос. Щиплет до слез. Ребятишки не испугаются И на лыжах, И на саночках катаются, Над морозом сердитым Потешаются. | Качают головой, взявшись за нее руками. Взмахивают кистями рук. Хватают себя за нос. Щиплют себя за щеки. Грозят пальчиком. «Едут на лыжах». «Едут на санках». Прыгают, одновременно хлопая в ладоши. |
«Пальчики» В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний – Сам мизинчик – малышок Постучался о порог. Вместе пальчики друзья, Друг без друга им нельзя | Вверх большие пальцы. Соединить под углом кончики пальцев обеих рук. Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках. Вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. Кулачки стучат друг о дружку. Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках |
«Паучок» Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки Дождик с неба вдруг полил Паучков на землю смыл Солнце стало пригревать Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки Чтобы погулять на ветке. | Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки Кистями рук выполняем стряхивающие движения (дождик) Хлопок ладонями по коленям или по столу пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки «паучки» ползают по голове |
«Прогулка» Пошли пальчики гулять А вторые догонять Третьи пальчики бегом, А четвертые пешком, Пятый пальчик поскакал И в конце пути упал. | Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену. Выполняются ритмичные движения указательными пальцами. движения средних пальцев в быстром темпе. Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям Ритмичные касания мизинчиками по бедрам. Хлопок обеими ладонями по коленям . |
«Две курицы» В сарае две курицы жили | большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста постепенно разгибаем остальные пальцы дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста пальцы переплетаем, быстро ими шевелим большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста |
«Цветки» Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. | Медленно разжимать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперёд – назад. |
«Дом» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана" |
«Гигиена» Кто зубы не чистит, Не моется с мылом Тот вырасти может Болезненным, хилым. Дружат с грязнулями Только грязнули | Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка. |
«Снежок» Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем – совсем не сладкий Раз – подбросим. Два – поймаем. Три – уроним И… сломаем. | Загибают пальчики, начиная с большого «Лепят», меняя положение ладоней Показывают круг, сжимают ладони Вместе, гладят одной ладонью другую Грозят пальчиком Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Приседают, ловят воображаемый снежок Встают, роняют воображаемый снежок топают |
«Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок Он превратится в толстый ком И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза… шляпа… нос…метла… Но солнце припечет слегка - Увы! – и нет снеговика | Хлопки Показать руками, как лепим снежок. Сомкнуть и округлить кисти рук Обвести руками в воздухе две окружности Хлопки Показывать по тексту Ладонь правой руки приложить к левой, пальцы растопырить (солнце) Развести руками. |
«Птичка» Птичка летала, птичка устала. Птичка крылышки сложила Птичка пёрышки помыла Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела Снова крылышки раскрыла, Полетела | скрещенные ладони делают взмахи скрестить ладони рук сделать замок вращение замком выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв соединённые мизинцы стучат по столу скрещенные ладони делают взмахи |
«Про кошку» Подставляй ладошку, Расскажу про кошку. Будем пальчики считать? Будем пальчики считать! Раз – два – три – четыре - пять! Вот - кулак, А вот – ладошка. На ладошку села кошка! И крадется потихоньку, И крадется потихоньку… Видно мышка там живет! | Вытягивают вперед руку ладошкой вверх. Гладят ладонь другой рукой. Шевелят пальчиками. Сжимают пальцы в кулак и разжимают их. Поочередно загибают пальчики на руке. Сжимают пальцы в кулак. разжимают их. Ставят на ладонь пальцы, пальцы второй руки. «Пробегают» пальчиками по руке до плеча Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину. |
«Фикус» Ну-ка, фикус, похвались - Вот какой огромный лист! Сделан будто бы из кожи, Фикус, мы тебе поможем: Каждый толстенький твой лист Вымоем старательно. Зеленей ты становись Ростом - с воспитателя! | Хлопки Растопырить пальцы рук Потереть ладони Сжимать и разжимать кисти рук Прижать ладони друг к другу Поглаживаем кисти («моем») Хлопки Потянуться, руки поднять вверх |
«Деревья в лесу» Друг от друга деревья росли далеко Человеку пройти этот путь нелегко, Только корни деревьев Однажды сплелись, Будто дерева два навсегда обнялись. | Показать дерево обеими кистями Шагать указательным и средним пальцами Приложить кисти друг к другу тыльными сторонами, пальцы вниз («Деревья») |
«Кораблик» По реке плывёт кораблик, Он плывёт издалека, На кораблике четыре очень храбрых моряка. У них ушки на макушке, У них длинные хвосты И страшны им только кошки, только кошки да коты! | Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик" Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль" Показать 4 пальца Приставляем обе ладошки к своим ушам Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки" |
«Божьи коровки» Божьей коровки папа идёт, Следом за папой мама идёт, За мамой следом детишки идут, Вслед за ними малышки бредут. Красные юбочки носят они, Юбочки с точками чёрненькими. На солнышко они похожи, Встречают дружно новый день. А если будет жарко им То спрячутся все вместе в тень | Всеми пальцами правой руки шагать по столу. Всеми пальцами левой руки шагать по столу. Шагаем обеими руками одновременно. Поджать ладони, пальцы плотно прижаты. Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко. Спрятать пальцы обеих рук в кулачки. |
«Цветок» Утром рано он закрыт, Но к полудню ближе Раскрывает лепестки, красоту их вижу. К вечеру цветок опять закрывает венчик, И теперь он будет спать До утра, как птенчик. | Кисти рук плотно сомкнуты. Ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон. Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок. Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок. Кисти рук возвращаются в исходное положение. Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон. |
«Угощение гномов» Стали гномы гостей приглашать, Стали гномы гостей угощать, Каждому гостю досталось варенье, Пальчики склеило то угощенье, Плотно прижалась ладошка к ладошке, Гости не могут взять даже и ложки. | Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Затем наоборот. «намазывать» варенье на кончик каждого пальца Последовательно, начиеая с большого, склеить пальцы Прижать ладошки одна к другой. Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – «удивиться» |
«В сад за сливами» Палец сильный и большой В сад за сливами пошёл, Указательный с порога Указал ему дорогу, Средний палец самый меткий – Он срывает сливы с ветки! Безымянный подбирает, А мизинчик в землю косточки сажает. |
Указательным сделать указывающий жест. Средний оттянуть и отпустить. Безымянный «подбирает» Мизинцем показать как сажают |
«Дом» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла. Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, Солнце было, дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл! | Руки сложить домиком, и поднять над головой Пальчики обеих рук соединить в кружочек Ладошки рук соединяем вместе вертикально Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П Р О Е К Т на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».
П Р О Е К Тна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»....
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.
Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе детского сада....
«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Цель, классификация. система, виды здорвьесберегающих технологий....
«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Цель, классификация. система, виды здорвьесберегающих технологий....
"Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении"
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных....
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
Мои публикации...
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех време...