СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Профилактика табакокурения в подростковой среде» 12.03.2021
проект

Кузнецова Екатерина Николаевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tabak.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 39 муниципального образования Тимашевский район

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Профилактика табакокурения в подростковой среде»

Составитель проекта:

Кузнецова Е.Н.,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 39

2021г.

Содержание

Введение…………………………………………….………………….………….3 1.Литературный обзор…………………………………………..….……………6    1.1.Особенности профилактики наркогенных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста. ………………………………………………..………… 8    1.2.Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика курения……………………………….…..…….10    

2.Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни как метод профилактики курения..........……………………………………………………...……………..11 2.1.Цикл  занятий по  первичной профилактике курения и ПАВ……………………………………………………………………….…..…..16 2.2.Обучение конструктивным приемам снятия психического        напряжения……………………………………………………...………………..17 2.3.Формирование позитивного мышления у детей и их родителей…………………………………………………………………….…...22                                   2.4.Результаты обследования освоенности детьми способов конструктивного снятия стресса……………………………………...…………………………..   29

Списоклитературы………………………………………….…………………....31Приложение………………………………………………………………………32

                                       

  Введение

В настоящее время в нашей стране резко обострились проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, сигаретами,  наркотиками и другими психоактивными веществами.

Несовершеннолетние дети и подростки, употребляющие психотропные вещества и наркотики, – это беда и боль любого общества.

Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами, становятся агрессивными, нетерпимыми по отношению к себе и другим. Это приводит к дезаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.

Как и другие формы поведения, употребление сигарет начинается с подражания и одобрения со стороны окружающих, сочетающихся с внутриличностными факторами: переживаниями, страхами, установками и т.д. рассматривая особенности старших дошкольников, необходимо отметить, что для этого возраста характерны такие психологические черты, как восприимчивость, внушаемость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных  условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия психоактивных веществ  и состояния опьянения или даже способствовать формированию установки на «престижность» употребления табака, алкоголя уже с осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые.

Сегодня, говоря о проблеме профилактики наркомании, специалисты все чаще обращают внимание на необходимость реализации трех основных принципов: комплексность, системность, своевременность. В отношении первых двух, как правило, вопросов не возникает. Конечно, вряд ли удастся остановить волну наркомании силами одной педагогики. Для этого необходимы жесткая законодательная база, обширная сеть специальных медицинских учреждений, служба психологической поддержки, активная пропаганда в средствах массовой информации и многие, многие другие составляющие защитного барьера. На смену эпизодичной работе должна прийти целостная профилактическая система, квалифицированные специалисты, научный и, самое главное, своевременный подход.

К сожалению, сегодня на приеме у наркологов можно встретить не только студенческую молодежь и пресловутых подростков, которых традиционно относят к группе риска, но и детей 6-7 лет. Возраст приобщения к наркотикам неумолимо снижается, что, впрочем, и не удивительно, если учесть масштабы активной наркотической пропаганды, которая царит в нашей стране.

Один из главных положительных героев знаменитого мультсериала «Гриффины» - мальчик 6 лет - с гордостью заявляет в кругу друзей: «Я люблю ежевику больше, чем секс» или «Люблю кокаин, я помешан на кокаине!» Согласно замыслу создателей, мультфильм изначально был задуман для взрослых. Но действительность внесла свои коррективы. Жизнь забавных рисованных мультяшек надолго приковала к экранам телевизоров юных детсадовцев и учеников младшего школьного возраста, пробуждая в них любопытство и желание попробовать наркотический препарат, когда «станут взрослыми».

Благодаря видеофильмам, сериалам, рассказам старших друзей дети очень рано узнают о существовании наркотических веществ, их внешнем виде, некоторых способах применения. При этом разъяснительные беседы о вреде наркотиков, как правило, начинают вести только в среднем звене, считая, что для малышей они еще далеко не актуальны. Таким образом, профилактика, призванная носить опережающий характер, на деле является лишь отстающей и догоняющей, а значит, малоэффективной.

Даже самая счастливая и благополучная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой курение, алкоголь и использование наркотиков среди молодежи становится все более распространенной формой поведения. Дети ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ: реклама пива

на экране телевизора, праздничное застолье, красивая дама на скамейке парка с дымящей сигаретой и т.д., поэтому профилактику здорового образа жизни мы начинаем уже  в детском саду. Детей нельзя оградить от внешнего мира, но научить их сознательно отказываться от предлагаемых наркотиков (сигарет, алкоголя)  можно и нужно.

Педагогическая философия XXI века – научить ребенка верить в себя. Без осознанной веры в свое «Я» дети не могут думать самостоятельно, иметь собственную точку зрения и свободно высказывать ее, без стеснения выступать публично, находить новых друзей и легко включаться в совместную деятельность.

Цель данной работы – воспитание физически и психически здоровой личности с сформированными здоровыми установками и навыками ответственного поведения, снижающими вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Объект исследования – дети подготовительной  группы МБДОУ д/с № 39.

Литературный обзор

Психоактивные вещества (ПАВ) – это исторически выявленные и социально закрепленные адаптогены, т.е. средства, способствующие адаптации (истинной или иллюзорной) к условиям и требованиям жизни благодаря своему воздействию на психическое состояние, настроение, эмоции, тонус, поведение. Употребление ПАВ  - это системное биопсихосоциальное явление, социальные, медицинские, экономические, криминальные последствия которого влияют на общественное благосостояние.

Наркология (греч. Narke – сон, оцепенение) – наука о сне или об измененном под влиянием наркотического вещества сознании. В группу наркологических социальных болезней входят:

Наркомании – группа хронических заболеваний, вызываемых злоупотреблением лекарственных или нелекарственных наркотических средств и характеризующихся патологическим влечением к этим средствам, развитием психической и физической зависимости, изменением (чаще повышением) толерантности к ним и выраженными медико-социальными последствиями.

Алкоголизм – хроническое заболевание, вызванное злоупотреблением спиртными напитками (напитками, содержащими этиловый спирт), характеризующееся патологическим влечением к алкоголю.

Токсикомании – группа заболеваний, вызываемых хроническим употреблением психоактивных средств и определяющихся патологическим влечением к ним.

Табакокурение или никотинизм – разновидность токсикомании.

 Как проявляется психическая зависимость?

Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой  все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях и в какой момент принять наркотик. При этом желание употребить наркотик сохраняется всегда, но разум может победить в борьбе мотивов.

Частичная возможность контролировать прием наркотика создает у потребителя иллюзию того, что наркотик еще не влияет на его жизнь, он свободен в своих решениях и сможет прекратить употребление в любой момент.

Что такое физическая зависимость?

Физическая зависимость проявляется в том, что организм не может нормально функционировать без наркотика, и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром). Он характеризуется физическими и психологическими нарушениями, связанными с тем, что наркотик стал часть обменных процессов организма.

  Основные механизмы формирования зависимости от психоактивных веществ (ПАВ)

«Зависимость» подразумевает необходимость повторных приемов ПАВ для обеспечения хорошего самочувствия или для избегания плохого. В детском, подростковом, юношеском возрасте гораздо легче формируется зависимость от ПАВ из-за присущих данным возрастам незрелости головного мозга и вегетативной нервной системы, лабильности обмена веществ.

Выделяются различные формы зависимости, одной из первых среди которых является социальная зависимость. На этой стадии ребенок или подросток, оказавшись в среде употребляющих или зависимых от наркотика лиц, формирует внутреннюю готовность начать прием наркотиков.

Начало употребления ПАВ формирует психическую зависимость, первой стадией которой является групповая психическая зависимость. Эта стадия характеризуется возникновением потребности в  употреблении ПАВ, как только собирается «своя компания». Далее возникает индивидуальная психическая зависимость, сопровождающаяся стремлением увеличить дозу, добиваясь получения наркотика любым путем. Перерывы в употреблении вызывают психические расстройства в виде абстиненции.

Продолжение приема ПАВ приводит к более тяжелой форме зависимости – физической, когда наркотик становится необходимым участником биохимических процессов в организме человека. Увеличивается толерантность, вызывающая необходимость потреблять все большее количество наркотика.

1.1. Особенности профилактика наркогенных заболеваний у детей старшего дошкольного возраста.

Ранняя профилактика наркотизма среди детей старшего дошкольного возраста  должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.

Важно, чтобы содержание профилактической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в их среде. Поэтому при работе  основное внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсикоманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане.

Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Родители могут считать, что благодаря контролю и вниманию, их детям не грозит встреча с наркотиками. Но смогут ли взрослые обеспечить антинаркотическую безопасность и позже, когда ребенок повзрослеет и станет подростком? Ясно, что стоит побеспокоиться об этом заранее и уже сейчас подготовить его к возможной встрече с дурманом.

Особенность профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее, альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

При организации профилактической работы следует соблюдать принцип "запретной информации". Это значит, что полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то "привлекательных" свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения.

Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья. Одурманивание психологи неслучайно называют саморазрушающим поведением. Поэтому столь необходимо, чтобы дети как можно раньше хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм, и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.

Основная цель педагогической профилактики наркотизма заключается главным образом не только в том, чтобы предотвратить реальное знакомство ребенка с наркогенным веществом, сколько в том, чтобы сформировать у него личностный иммунитет к соблазну, твердые антинаркогенные установки. Для этого  необходимо дать ему представление о негативных последствиях  наркотизации для физического здоровья человека, его благополучия, научить правилам поведения, позволяющим преодолевать  наркогенное давление со стороны окружающих.

Чтобы сведения о негативном воздействии наркогенных веществ были восприняты ребенком личностно, нужно в доступной форме познакомить его со строением и работой человеческого организма, объяснить, что, несмотря на огромные возможности таящиеся в нем, требуется постоянная забота о его состоянии.  Хорошо на ярких примерах показать ребенку, как здоровье помогает людям добиваться успеха в жизни и почему оно является важнейшей личностной ценностью.

Профилактика наркотизма предполагает развитие у детей навыков социальной адаптации. Наркотизацию недаром называют компенсирующей деятельностью. В сети дурмана первыми попадают дети, не умеющие найти себя в коллективе, стремящиеся любым путем завоевать признание, испытывающие трудности в общении со взрослыми или сверстниками.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что профилактика наркотизма является одним из направлений единого процесса формирования личности,, воспитания у ребенка высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

1.2.Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика курения.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

На наш взгляд, решению поставленных задач в значительной мере способствует использование в воспитательной работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления, которые вбирают в себя элементы дыхательной гимнастики, релаксации, концентрации, визуализации и позитивного мышления, а также занятий, в ходе которых перед детьми раскрываются три аспекта здоровья: физическое, психическое и социальное благополучие.

2.Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни как метод профилактики курения, представляет собой комплекс из 4 взаимосвязанных блоков:

блока

   Н а з в а н  и е        б  л ока…...

Аспект    здоровья

Частота проведения

занятий

1.

Релаксация

Физическое здоровье

2 –3  раза в неделю

2.

 Цикл занятий по  первичной профилактике курения

Социальное благополучие

1 раз в неделю

3.

Обучение конструктивным приемам снятия психического напряжения.

Психическое благополучие

Ежедневно

4.

 Формирование позитивного мышления

Психическое благополучие

Ежедневно

I блок.  

 Укрепление физического здоровья (релаксация)

Используемые нами методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, могут проводиться с любыми возрастными категориями, что дает возможность внедрения их в дошкольные учреждения.

Релаксация -  это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Практика показывает, что дети с удовольствием выполняют упражнения как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнении:

1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3. В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др.

4. Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать  ощущение напряженности и расслабленности.

5. Не спешить заканчивать релаксацию.

6. Дети могут полежать, если им  хочется.

7. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть  глаза  и потихоньку сесть.

Виды релаксации очень разнообразны: от простых до очень сложных и длительных по времени. Мы рекомендуем начинать  знакомиться с «прогрессивной мышечной релаксацией Ж. Джекобсона».  Данный метод основывается на знании того, что за сильным напряжением мышц всегда следует расслабление. Он учит отличать эти состояния друг от друга и управлять ими, дает возможность почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением всех частей тела от ног до головы.

Методика релаксации для детей дошкольного возраста

Тренаж проводится лежа на полу (на ковре). Одежда детей должна быть свободной, не стесняющей движений. Руки неподвижно лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты, глаза закрыты.

  Релаксация рук

  • Согнуть левую руку в запястье так, чтобы ладонь встала

вертикально («заборчик»), удерживать ее в таком положении в течение 5-10 сек. Предплечье остается неподвижным, мышцы предплечья напряжены. Расслабить руку, опустить кисть на пол. Несколько секунд лежать в расслабленном состоянии, следить за ощущением расслабленности в кисти и предплечье. Тоже с другой рукой.

  • Руки согнуть в запястье пальцами вниз (т.е. иначе, нежели

прежде), удерживать 5-10 сек., расслабиться.

  • Левую руку приподнять невысоко от пола, держать 10-15 сек.,

затем расслабить. То же с другой рукой.

  • Напрячь обе руки, лежащие на полу, на 5-10 сек., затем

привести их в расслабление. Повторить 2-3 раза.

   Релаксация ног

Все тело расслаблено, тренируются только ноги (сначала левая, затем правая).

  • Согнуть ногу в колене, напрячь мышцы ноги, удержать 5-10

сек. Опустить ногу на пол, расслабить мышцы.

  • Согнуть ступню носком к себе. Напрячь икроножные мышцы,

удержать 5-10 сек., затем расслабить мышцы.

  • Приподнять прямую ногу невысоко от пола на 5-10 сек., затем

опустить, расслабить мышцы.

  • Напрячь ягодичные мышцы на 5-10 сек., затем расслабить их.

Релаксация мышц туловища

  • Втянуть живот в себя, напрячь мышцы пресса, удержать это

положение в течение 5-10 сек., затем расслабиться.

  • Выгнуться в пояснице из положения лежа на спине, удержать

положение  в течение 5-10 сек., затем вернуться в исходное положение и расслабиться.

Релаксация мышц шеи

  • Наклонить голову влево – зафиксировать напряжение

правосторонних мышц шеи, затем вернуться в исходное положение.

  • Наклонить голову вправо – зафиксировать напряжение

левосторонних мышц шеи, затем вернуться в исходное положение.

  • Наклонить голову вперед – зафиксировать напряжение

 мышц задней части шеи, затем вернуться в исходное положение.

Релаксация лицевых мышц

  • Стиснуть зубы. Почувствовать напряжение. Расслабиться.

Повторить упражнение 2-3 раза.

  • Открыть рот. Удержать напряжение в течение 3-5 сек., затем

расслабиться. Повторить упражнение 2-3 раза.

  • Округлить рот, как бы говоря «Ох!», почувствовать

напряжение, затем расслабить губы. Повторить упражнение 2-3 раза.

  • Как можно шире улыбнуться, следить за напряжением в щеках,

расслабиться. Повторить упражнение 2-3 раза.

При составлении комплексов для релаксации необходимо учитывать специфику детского восприятия. В силу того, что у дошкольников хорошо развито воображение и превалирует наглядно-образное мышление, желательно, чтобы название упражнений и их содержание носили образный характер.  Важно учитывать и возрастные особенности детей. Детям 5-6 лет гораздо легче будет расслабиться и получить удовольствие от выполняемых упражнений, если тренаж будет построен в игровой форме. Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку. Она поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.  Если одна мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм сам настраивается на ее восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.  В дальнейшем достаточно будет вслух или мысленно напеть данную мелодию, чтобы достичь расслабления.

Предлагаем адаптированную нами и используемую в работе с детьми старшего дошкольного возраста методику релаксации «Буратино». 

Перед выполнением тренажа воспитатель напоминает детям о том, что Буратино – это деревянная кукла, поэтому его руки, ноги и туловище жесткие.

И.п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.

1. Лягте поудобнее. Представьте, что вы – деревянные человечки, которые очень устали и хотят отдохнуть.

2. Медленно закройте глаза.

3. Дышите спокойно. Вдох – задержка дыхания (5 сек.) – выдох. (повторить 5-6 раз).

4. Отдыхаем 10 сек. Настроение прекрасное, все улыбаемся, и радость своей улыбки дарим окружающим.

5. Итак, все вы – деревянные куклы. Ваша правая нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 сек. И опускаем на пол, расслабляемся.

6. Ваша левая нога поднимается вверх. Она прямая и жесткая, как палочка. Держим ее 5 сек. И опускаем на пол, расслабляемся.

7. Поднимаются ваши руки. Удерживаем их 5 сек., они прямые и напряженные. Опустили. Руки упали и отдыхают.

8. Ваша голова медленно поднимается вверх. Напрягли шею. Удерживаем это положение в течение 5 сек. Опускаем спокойно голову на пол. Отдыхаем.

9. Буратино отдыхает, расслабляется все тело от кончиков пальцев рук до кончиков пальцев ног.

10. Расслаблены ноги, руки, туловище.

11. Напряжение уходит.

12. Дыхание спокойное.

13. Шея расслаблена, голова лежит неподвижно.

14. Мышцы лица тоже расслаблены.

15. Буратино отдыхает.

16. Сейчас я досчитаю до 5, и Буратино откроет глаза!

17. 1, 2, …5. Наступает пробуждение. Все куклы чувствуют себя бодрыми и радостными.

18. Буратино потянулся, Буратино улыбнулся, он открыл глаза и сел.

19. Влево, вправо посмотрел, ручкой, ножкой повертел.

Использование в работе с детьми  релаксационных тренажей помогает в укреплении здоровья, снятии напряжения, формировании положительных эмоций и чувств.

II блок.

2.1.Цикл  занятий по  первичной профилактике курения и ПАВ

Название занятия

№ приложения

Здоровье и болезнь

1

Вред, наносимый организму алкоголем и никотином

2

Закаливание и польза физических упражнений

3

Эмоции

4

Основы рационального питания

5

Навыки осторожного поведения при встрече с неизвестными веществами

6

Общение

7

Моя семья

8

Вредные и полезные привычки

9

Умей сказать «Нет»

10

III блок.

2.3.Обучение конструктивным приемам снятия психического          напряжения.

Необходимо обучать детей конструктивным приемам преодоления стрессов, формировать у них знания о разнообразии эмоций и чувств и умение выражать свои чувства в социально приемлемых формах.

Тревожность – это неотъемлемая часть жизни всех нас, и дети могут освоить некоторые приемы, которыми смогут пользоваться, чтобы совладать с напряжением. В игровой форме  дети успешно осваивают приемы снятия эмоционального  напряжения и в дальнейшем, пользуясь ими, значительно облегчают себе жизнь :

  • «Возьми себя в руки»

«Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека»

  • «Врасти в землю»

«Попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сложите в кулачки, крепко сцепите зубы. Вы – могучее, крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека»

  • «Стойкий солдатик»

«Когда вы сильно возбуждены и не можете успокоиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы – стойкие оловянные солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. Мысленно сосчитайте до десяти. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее»

  • «Дыши и думай красиво»

«Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните и мысленно (про себя) скажите:

«Я – лев», - выдохните; вдохните, скажите: «Я – птица», -  выдохните; вдохните, скажите: «Я – камень», - выдохните; вдохните, скажите: «Я – цветок», - выдохните; вдохните, скажите: «Я спокоен», - выдохните.

И вы действительно успокоитесь»

  • «Внутренний диалог».

Научите ребенка произносить про себя фразу, которая поможет ему оставаться спокойным и преодолевать стресс. Вот несколько примеров: «Расслабься, не волнуйся», « Дыши медленно, будь спокоен», «Это – пара пустяков, я с этим справлюсь»и т.п.

  • «Лифтовое дыхание»

Это сработает, если ребенок хоть раз ездил в лифте. Попросите его закрыть глаза, легко вздохнуть 3 раза, а затем представить, что он находится в лифте на последнем этаже очень высокого здания. Он нажимает кнопку первого этажа и наблюдает, как кнопки каждого этажа постепенно загораются по мере того, как лифт опускается. Как только лифт остановится, стресс исчезнет.

  • «Таяние стресса»

Попросите ребенка найти на своем теле место, где он чувствует самое большое напряжение – это может быть шея, плечи или челюсть. Затем он должен закрыть глаза, сконцентрироваться на этом месте, напрячь его на 3-4 сек., а затем отпустить (расслабить его). Посоветуйте ребенку представить, как стресс тает в то время, как он делает это упражнение.

  • Представить себе спокойное место (визуализация)

Предложите ребенку подумать о месте, где он уже когда то был и где чувствует себя в безопасности, - например, на пляже, в своей кроватке, в саду у дедушки и т.д. когда ребенка начнет одолевать тревога, предложите ему закрыть глаза и представить это место. Дыхание в это время должно быть медленным.

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии (тренинги и этюды «Игрушечный магазин», «На цветущем лугу» и т.п.  (1,2,3))

Тренинг «Прогулка на велосипеде»

Детям предлагается лечь или сесть поудобнее, расслабиться. Затем инструктор старается ввести детей в ситуацию, причем описывая ее во всех подробностях, как если бы все это происходило на самом деле.

« Утро. Прекрасная солнечная погода. Я еду на велосипеде по широкой ровной дороге. Вокруг красивые цветущие кусты сирени. Они благоухают. Щебечут птицы. Солнышко пригревает. Я чувствую его тепло на ногах, руках и шее. Тепло растекается по всему моему телу. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Все неприятности уходят. Настроение чудесное. Я улыбаюсь и радость улыбки дарю окружающим. Я еду ровно и красиво. Спокойно и уверенно держу руль, не спеша кручу педали. Все прекрасно!»

При выполнении  такого рода тренингов важным является умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить свое настроение.

  • Создание собственного «Энергетического щита»

Отличной универсальной визуализацией является создание «Энергетического щита» от негативных ситуаций и тревог. «Энергетический щит» - это невидимая защитная оболочка, «излучаемая» самим ребенком. Эта метафора мощи характера, силы воли, решимости. Ниже описывается процедура создания «энергетического щита».

Прежде чем начать, найдите спокойное место, где ребенок сможет комфортно сесть. Попросите его сделать 3 глубоких вдоха и выдоха и закрыть глаза. Дальнейшие слова можно несколько видоизменять по собственному усмотрению.

«Сделай еще один глубокий вдох и полностью расслабь тело. Почувствуй, как расслабляются пальцы ног… почувствуй, как расслабляются ноги… почувствуй, как расслабляются бедра и ягодицы… почувствуй, как расслабляется живот… почувствуй, как расслабляются руки и кисти… почувствуй, как расслабляются плечи и шея… почувствуй, как расслабляется голова… почувствуй, как расслабляется все тело…. Ты чувствуешь себя очень уютно. Теперь представь, что  ты переносишься в какое- то  волшебное место… это может быть остров, прекрасный волшебный остров. Этот остров называется островом спокойствия, потому что там нет огорчений, одно лишь счастье. На этом острове ты можешь заниматься всем тем, что тебе нравится. Посмотри, как ты это делаешь, как плаваешь в море, как ты играешь с друзьями, лакомишься любимыми сладостями. Почувствуй, какой мир и веселье царят на острове спокойствия. Все там счастливы, прекрасны и безмятежны.

Представь, что твой остров окружен оборонительным энергетическим щитом. Ты можешь увидеть его внутренним оком. Этот энергетический щит пропускает на остров только хорошее – любовь, счастливые мысли, друзей. Ничто и никто не может пробраться на остров без твоего приглашения. Энергетический щит очень мощный. Вокруг тебя могут бушевать бури, но ты на острове спокойствия полностью защищен от них благодаря энергетическому щиту.

Столь же мощный энергетический щит ты можешь иметь вокруг своего тела. Представь, как он окружает тебя, невидимый и мерцающий.

Теперь всего лишь на секунду представь, что кто-то говорит тебе злые слова, жестокие и несущие боль. Может быть, кто-то кричит на тебя. Ты начинаешь расстраиваться, ощущаешь обиду… но вдруг… ты вспоминаешь про свой энергетический щит. Он окружает тебя со всех сторон, и злые слова просто отскакивают от него. Они не могут пробиться в твою душу, и крик не волнует тебя. Ты остаешься спокойным и уверенным в себе.

Увидь себя спокойным, расслабленным и уверенным.  Неприятности не достигают тебя, потому что ты окружен энергетическим щитом. Этот щит всегда остается вокруг тебя, и он совершенно невидим, но очень силен. Когда ты оказываешься в ситуации, которая могла бы расстроить тебя, ты можешь положиться на свой энергетический щит и видеть себя за ним улыбающимся и уверенным.

Чувствуй себя спокойным и уверенным в любой ситуации. Это очень приятное ощущение. Когда ты спокоен и уверен, ты всегда делаешь именно то, что нужно. Теперь посмотри, как прекрасна и отчетлива мысленная картинка, какие смелые и яркие краски. Заметь, что ты можешь сделать цвета еще ярче, как в телевизоре.

Когда будешь готов, подвигай сначала пальцами ног и рук. Теперь потянись всем телом, открой глаза и подумай о своем энергетическом щите».

Энергетический щит отлично защищает ребенка от обидных прозвищ и делает его уверенным и одухотворенным.

Эти упражнения используются в течение всего дня, вводятся не только в коррекционно-развивающие занятия, но и в ежедневные занятия (как физкультминутки), в утреннюю гимнастику, проводятся как игры в свободное время.

К тому времени, когда ребенок достигает подросткового возраста, тот или иной стиль мышления, позитивный или негативный, уже прочно закрепляется в нем. Даже пятилетний ребенок имеет уже высокоорганизованные привычки мышления, поэтому одна из главных наших задач – научить ребенка избавляться от негативных мыслей в как можно более раннем возрасте. С практикой ребенок научится выявлять негативные мысли на самой ранней стадии возникшей проблемы. Он научится также понимать, почему он чувствует себя так, а не иначе, и какие мысли отвечают за данные чувства. Научившись искоренять мысли, вызывающие негативные ощущения, он сможет переключаться на позитивное мышление и лучше чувствовать себя в любой момент, когда пожелает.

IV блок.

2.4.Формирование позитивного мышления у детей и их родителей

На наш взгляд, воспитать уверенную в себе личность невозможно без формирования оптимистического мироощущения: позитивного отношения к жизни, активности и уверенности в себе.

Способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное – это элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников.

Наша нервная система и головной мозг, по мнению ученых, не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой. Нервная система автоматически реагирует на информацию из головного мозга, и то, что взрослый человек или ребенок думает или воображает о себе, для нее подлинно. На этом свойстве организма и основан метод позитивного мышления и настроя, настроя на удачу. Если мы научим детей концентрировать внимание на своих успехах и достижениях,  в их жизни будет больше положительных результатов, а следовательно, искренности, радости, веселья.

Атмосфера успеха, созданная воспитателями, пробуждает у детей энтузиазм и интерес к занятиям. Дошкольники, добившиеся положительных результатов в небольших делах, в дальнейшем стремятся достигнуть их и в более серьезных начинаниях. Напротив, у детей, постоянно испытывающих разочарование и неудовлетворенность, постепенно формируется устойчивое чувство поражения.

На наш взгляд, созданию в семье и в группе детского сада атмосферы любви и жизнерадостности в значительной мере будет способствовать соблюдение родителями и воспитателями следующих правил

Правило 1.

Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день. Улыбка может уберечь ребенка от многих неприятностей, протянуть руку помощи, и чем доброжелательней научатся дети относиться друг к другу, к миру, тем увереннее они будут чувствовать себя в жизни.

Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я люблю себя, я люблю друзей, я люблю всех, я люблю мир!» особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.

Правило 2.

Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.

Правило 3.

Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными. Воспитатели и родители должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.

Правило 4.

Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.

Правило 5.

Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грезы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы из жизни.

 Дети, также как и взрослые, могут испытывать разные чувства. Они умеют не только смеяться, радоваться и веселиться, но также могут ощущать боль, грусть, печаль, страхи, неуверенность. Положительный настрой, которого можно достичь через аффермации (аффермации – это слова или предложения, которые имеют положительное утвердительное значение и которые  многократно проговариваются мысленно ил вслух).

При помощи аффермаций, утверждений возможно изменить ход мыслей детей в положительную сторону, а это приводит к устойчивому позитивному настрою. Все свои мысли, желания необходимо научить детей высказывать в положительной форме: «Я хочу…»; « Я смогу…»; «Я сильный и помогаю слабым»; «Я уверен в себе», поскольку отрицательные высказывания типа «Я не могу этого сделать», «У меня это не получается» часто приводят к негативному результату. Чтобы аффермация произвела положительное действие, эти утверждения надо повторять с детьми неоднократно в течение дня.

Тренинг «Я все могу»

Может выполняться перед началом занятий, поскольку его формулы направлены на создание у детей настроя на преодоление трудностей.

«Сегодня прекрасный день, и у меня все прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. Я уверен в себе. Я верю, что у меня все получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. Я чувствую, что с каждым днем я становлюсь умнее, сильнее, красивее, трудолюбивее и увереннее в себе и в своих силах. Я готов к работе. Я все могу.»

Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям и окружающему миру.

Огромную роль в формировании позитивного мышления у детей  играет семья.  Поэтому очень важно учить позитивному мышлению не только детей, но и их родителей.

Родителям наших воспитанников был предложен цикл бесед под общим названием «Принципы, которые помогут нашим детям в «дебрях» XXI века проложить верный маршрут к удаче и счастью».

  1. Преподавание силы разума.
  2. Сознательные родители.
  3. Позитивные утверждения.
  4. Визуализация.
  5. Признание достоинств.
  6. Искоренение негатива.
  7. Никаких проблем… только возможности.
  8. Здоровье тела.
  9. Как заводить друзей.
  10. Будущее наших детей начинается сегодня.

Ниже приводим содержание беседы « Позитивные утверждения»

« Наш мозг, подобно компьютеру, обрабатывает всю информацию, которую мы вносим в него. Наши убеждения и ожидания накапливаются и закрепляются за счет мыслей и установок, которые мы внушаем себе. То же самое касается и детей. Ум ребенка невероятно активен, его посещают тысячи мыслей каждый день. Позитивные утверждения – короткие простые фразы, которые мы повторяем про себя или вслух, (аффермации) – могут эффективно направлять эти мысли к определенной цели.

При работе с очень маленькими детьми эти утверждения могут произноситься их родителями и педагогами, что обогащает их словарный запас и подкрепляет уверенность в себе. Маленькие дети любят слушать слова о своих достоинствах и способностях, особенно если эти утверждения высказываются людьми, которых они любят и уважают. По мере того, как дети растут, и их речь развивается, они могут уже проговаривать утверждения сами, направляя свои мысли и зрительные образы на достижение желанной цели.

Например, если ваш ребенок боится предстоящего выступления, вы можете научить его повторять про себя : «Я выступлю хорошо, я выступлю хорошо, я выступлю хорошо…». При многократном повторении этой позитивной установки в течение нескольких минут мозг настраивается на «хорошее выступление», переключаясь с тревоги на уверенность. Утверждения воздействуют и на поступки. В результате позитивного стимулирования мозга ребенок может даже проявить готовность прорепетировать лишний час перед сном. Что самое главное, он начинает думать о том, чтобы «выступить хорошо» и ожидать самого лучшего от себя.

Когда дети ощущают подавленность, тревогу или страх, как это случается с каждым, очевидно, что эти чувства обычно задаются соответствующими мыслями. Негативные мысли вроде «Никто меня не любит» или «Я обязательно запутаюсь» почти всегда приходят к детям не как зрительный образ, а как послание, звучащее в ушах. Как будто бы чей-то голос твердит им: «Я запутаюсь» или «Никто меня не любит». Мы можем помочь своим детям преодолеть страхи и сомнения, используя ту же силу слов, но уже направленную в конструктивную сторону. Главное – показать им, как они могут изменить негативные мысли, поселившиеся у них в голове, на позитивные установки. Именно эту цель имеют утверждения.

Объяснить ребенку силу аффермаций легче всего, если сравнить мозг с магнитофоном. Он всегда включен и записывает каждую нашу мысль, какая бы она ни была – веселая или грустная, позитивная или негативная. Например, когда мы оказываемся в ситуации, которая напоминает нам о прежних неудачах, мозг включает одну из соответствующих старых записей. Хотя мы не можем изменить неприятное прошлое, мы можем изменить свою реакцию на схожие ситуации в настоящем и будущем. Побуждая мозг с помощью утверждений регистрировать позитивные ожидания, мы постепенно затираем старые записи негативных мыслей позитивными.  Ребенку будет интересно и приятно узнать, что он обладает силой менять свои собственные мысли с помощью слов, и вы можете побудить его стараться делать это в самых разных ситуациях.

Дополнительной пользой от утверждений является то, что само повторение этих воодушевляющих слов вызывает радостное настроение. Дети начинают лучше себя чувствовать, произнося эти слова. Утверждения можно использовать практически в любой ситуации, и зачастую они обеспечивают отличные результаты.

Утверждения можно не только проговаривать; их можно также написать на  листе картона или бумаги и повесить на стену. Сделайте это прямо сегодня! Достаньте фломастеры, бумагу и творите. Можно также повесить в комнате ребенка черную или белую доску и мелом писать на ней каждодневные утверждения. Существует масса способов внедрить позитивные утверждения в повседневную жизнь ребенка. Можно сделать соответствующую надпись на майке, можно придумать песню, зарифмовав утверждения. Вспомните, каким образом нам в голову вбивается реклама, и действуйте примерно так же со своими утверждениями. Возможности здесь безграничны!

Некоторые утверждения для вас и вашего ребенка

У меня много друзей.

Я сам себе добрый друг.

Я хорошо играю с другими детьми.

Я – хороший спортсмен.

Я полезен.

Я люблю всех.

Я умею слушать.

Я умею задавать вопросы.

Я полон хороших идей.

У меня сказочное воображение.

Я очень умный.

У меня большие творческие способности.

Я могу сделать все, к чему приложу мозги.

Я уверен в себе – Я СПРАВЛЮСЬ.

Я верю в себя.

Я способен быстро бегать, хорошо читать и т.д.

Я очень хорошо езжу на велосипеде, разбираюсь в математике и т.д.

МНЕ ВЕЗЕТ.

Каждая проблема имеет решение.

Я всегда оказываюсь в нужное время в нужном месте.

Я СЧАСТЛИВ.

Я всегда делаю правильный выбор.

Со мной всегда случается только хорошее.

Я могу стать тем, кем захочу.

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ.

Люди рады видеть меня.

Я люблю свою жизнь, и она очень интересная.

Я ВСЕ ВРЕМЯ СТАРАЮСЬ

Я уникальный и особенный.

Я здоров и силен.

Я в отличной форме.

Мое тело – мой лучший друг.

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛИКОЛЕПНО.

Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше.

Я спокоен и расслаблен (когда ребенок расстроен).

2.5.Результаты обследования освоенности детьми способов конструктивного снятия стресса

1. Перед началом проведения профилактической работы детям   было предложено ответить на вопрос: «Когда тебе плохо (обидно, грустно, ты злишься), что ты делаешь? Как улучшить себе настроение? Можешь дать несколько ответов. Не бойся отвечать, любой твой ответ будет правильным»

Было опрошено 10 детей шестилетнего возраста.

Дети дали следующие ответы:

№ п/п

Вариант ответа

                                     Количество

     

%  

1

Плачу, капризничаю.

5

50

2

Дерусь.

3

30

3

Поговорю с родителями.

6

60

4

Поговорю с друзьями.

2

20

5

Ем сладкое.

6

60

6

Швыряю игрушки, а мама бьет посуду.

1

10

7

Отрываюсь на других.

1

10

8

Смотрю телевизор.

5

50

9

Играю на компьютере.

3

30

10

Иду гулять.

4

40

11

Глажу кошку или смотрю на рыбок.

1

10

Радует, что дети обращаются за помощью к родителям, друзьям, природе, но вызывает тревогу тот факт, что в названных детьми способах снятия напряжения преобладают проблемные модели поведения: зависимости (от ТВ, компьютера, сладкого), снятие напряжения через агрессивные действия по отношению к окружающему миру.

Очевидно, что  необходимо формировать у детей здоровые установки и навыки ответственного поведения, обучать конструктивным способам снятия физического и психического напряжения,  снижающими вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

2. После проведения цикла занятий  детям повторно было предложено ответить на те же вопросы:  «Когда тебе плохо (обидно, грустно, ты злишься), что ты делаешь? Как улучшить себе настроение? Можешь дать несколько ответов. Не бойся отвечать, любой твой ответ будет правильным»

Были опрошены 10 детей шестилетнего возраста.

Ниже приведены варианты ответов детей и их процентное соотношение. Радует, что значительно расширился запас способов физического и психического напряжения, которыми владеют дети. Особенно радует, что увеличилась доля  конструктивных способов преодоления стресса.

№ п/п

   Варианты    ответа…………………………………..

Количество

        %  

1

Плачу

3

30

2

Говорю с родителями или воспитателями

6

60

3

Ем сладкое

2

20

4

Сделаю упражнения

5

50

5

Буду танцевать

3

30

6

Представлю спокойное место и подумаю о приятном

3

30

7

Включу «Энергетический щит»

7

70

8

Возьму себя в руки

4

40

9

Вспомню лифт, сосчитаю до 10 и улыбнусь

6

60

10

Поглажу кошку или посмотрю на рыбок

6

60

Значительное преобладание конструктивных способов снятия напряжения доказывает эффективность проведенной работы.

Литература

  1. Алябьева Е.А.  Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. -  Москва: Сфера, 2015.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - Москва: Сфера, 2015.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. - Москва: Сфера, 2015.
  4. Борба М. Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2014.
  5. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. – С.-Пб., 2014.
  6. Кехо Д. Сила разума для детей. – Минск, 2016.
  7. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. Валеология в детском саду. – С.-Пб., 2017.
  8. Первичная профилактика наркологических заболеваний в образовательных учреждениях. Под ред. С.С. Петрова. – Рязань, 2012.
  9. Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе – М., 2015.
  10. Родионов А. В. Родионова В.А. Подросток и наркотики. – Ярославль: Академия развития, 2014.
  11.  Система работы по профилактике наркомании (в помощь администрации школы) под ред. О.В. Галичкина – Волгоград, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-социальный проект "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ"

Психолого-социальный проект "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ" Проект и презентация.актуальность данной темы моего проекта обусловлена:·         ...

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ЖИЗНЬ БЕЗ СИГАРЕТ"

Цель программы: - Снижение потребления табачных изделий воспитанниками.- Укрепление и сохранение здоровья детей.- Подготовка детей к формированию и осознанному выбору здорового образа жизни и ответств...

План мероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в МБДОУ №22 «Золотая рыбка».

П Л А Нмероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возрастав МБДОУ №22 «Золотая рыбка»...

Профилактика табакокурения с дошкольниками.Сказка "Хрустальный дворец".

В образной форме в сказке детям дается понятие о вреде курения....

Адаптивная дополнительная общеобразовательная программа по профилактике табакокурения «Быть свободным от курения»

Программа дополнительного образование «Быть свободным от курения» направлена на то, чтобы изменить мысли, потребности, поведение, ориентиры подростков, научить подростков принимать решения...

Проект - профилактика подросткового экстремизма с подростками.

Актуальность. Данный проект направлен на профилактику подросткового экстремизма, воспитание толерантности у подростков. Средством воспитания выступают психологические за...

Программа по профилактике случаев жестокого обращения в подростковой среде «Формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях»

quot;И с другом и с врагом ты должен быть хорош!Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.Обидишь друга — наживешь врага ты.Врага обнимешь &md...