Проект "Здоровячок"
проект (подготовительная группа)
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. В нашу группу поступили дети с интеллектуальной недостаточностью и проблемами в физическом развитии и подготовленности. Поэтому перед нами, педагогами, встала проблема о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей.
Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением особенно у детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Беседы с родителями показали, что во многих семьях потребность детей в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Здоровячок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_ya_mogu_zdorovym_byt.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 5», дошкольные группы.
Проект на тему:
«Здоровячок»
(формирование знаний и навыков здорового образа жизни у детей разновозрастной группы компенсирующей направленности с интеллектуальными нарушениями)
Сроки реализации проекта: октябрь 2020-май 2021
Проблема:
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. В нашу группу поступили дети с интеллектуальной недостаточностью и проблемами в физическом развитии и подготовленности. Поэтому перед нами, педагогами, встала проблема о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей.
Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением особенно у детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Беседы с родителями показали, что во многих семьях потребность детей в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Здоровячок».
Цель: разработать и провести мероприятия для создания единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта и их родителей.
Задачи:
- провести диагностику и анкетирование детей и родителей по вопросу развития и воспитания ЗОЖ в семье;
- разработать мероприятия для детей и родителей, направленных на формирование здорового образа жизни;
- подобрать познавательный материал на формирование интереса к проблеме и потребности к ЗОЖ
(игры, мультфильмы, презентации, книги, стихи и загадки);
- создать условия для повышения уровня педагогической компетентности родителей по оздоровлению детей;
-заинтересовать родителей в передаче их собственного опыта детям.
-способствовать выработке у детей и родителей привычки соблюдения режима дня, потребности в ежедневных физических упражнениях и играх;
- провести с детьми с интеллектуальными нарушениями и родителями цикл мероприятий по теме ЗОЖ;
- изготовить книжку – самоделку «Здоровячок».
Вид проекта: оздоровительный, информационно – игровой, групповой.
Длительность проекта: октябрь 2020 – май 2021 г.
Участники проекта: учитель – дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети с интеллектуальными нарушениями 5- 7 лет, родители.
Месяц, тема | Цель, мероприятия | Дата проведения |
Организационный этап: Октябрь «Будем красивыми и здоровыми» | Цель: выявить уровень физического развития и подготовленности детей с УО Определение темы, цели, задач, содержания проекта. Прогнозирование результата. Первичная диагностика знаний детей о правилах здорового образа жизни (по методике В.Г Кудрявцева) Беседа «Спортивный инвентарь» (использование и польза) Музыкально – ритмическое упражнение с флажками (песня и пляска с флажками с музыкальным сопровождением) Рисование «Наш спортивный инвентарь» Пальчиковая гимнастика «Флажки» С родителями: Цель: выявить заинтересованность родителей в физическом развитии и активности детей. Анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ «О пользе спорта» Консультация для родителей «Наше здоровье в наших руках» | 1,2.10 5-9 .10 12.10 19.10 22.10 27.10 5,9.10 15.10 |
Основной этап: Ноябрь «Овощи и фрукты – полезные продукты!» | Цель: познакомить детей с полезными и вредными продуктами для организма Коллективная аппликация «Дерево здоровья» Развитие речи (разучивание стихов, четверостиший о пользе фруктов и овощей (витамины) П/И «Разбери фрукты и овощи», Д/И «Полезные и вредные продукты» Дыхательная гимнастика «Осенние листочки» Конкурс чтецов «Овощи и фрукты – витаминные продукты» С родителями: Папка – передвижка «О пользе витаминов для детского организма» | 5.11 9.11 13.11 17.11 25.11 10.11 |
Декабрь «Спорт – это наше здоровье!» | Цель: уточнить и закрепить знания детей о различных видах спорта Развитие речи «Виды спорта» (с элементами рассматривания, беседы и составления предложений по картинкам о различных видах спорта) Лото «Здоровый малыш» П/И «Узнай и покажи» Зрительная гимнастика С родителями: Фотовыставка «Спорт в нашей семье!» | 8.12 16.12 24.12 28.12 21-25.12 |
Январь «Наши друзья – лыжи и коньки» | Цель: уточнить и закрепить знания детей о многообразии зимних забав, зимних видах спорта Просмотр мультфильма "Кто первый" (1950, реж. Б. Дежкин, Г. Филиппов). НОД «Что мы видели, расскажем» (закрепление полученных знаний в ходе просмотра мультфильма) Д/И «Собери картинку и расскажи» Детская энциклопедия (чтение, беседа по тексту) Массаж пальцев рук «Весёлый карандаш» С родителями: Конкурс рисунков и поделок «Зимние виды спорта | 12.01 14.01 19.01 21.01 25.01 25-29.01 |
Февраль «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание организма)» | Цель: познакомить детей с понятием «Закаливание организма», формировать привычку умываться и мыться. Просмотр мультфильма «Мойдодыр» НОД «Что мы знаем о воде и солнце» (закрепление полученных знаний в ходе просмотра мультфильма) Пальчиковая гимнастика «Ветер-ветерок» Д/И «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» П/И «Солнце, воздух и вода» Отгадывание загадок С родителями: Консультация «Босиком за здоровьем» СРИ «Больница» (дома) Спортивный досуг с родителями «Как стать Неболейкой» | 3.02 9.02 17.02 19.02 22.02 24.02 4.02 18.02 26.02 |
Март «Физкульт ура!» | Цель: развивать двигательную активность детей. Веселая утренняя гимнастика (с использованием ИКТ) Целевая прогулка «Занимательная физкультура на свежем воздухе» Массаж кистей рук «Приключения мячика – ёжика» Зрительная гимнастика П/И «Посмотри и повтори, придумай и покажи» Д/И, настольные игры «Ходилки », «Угадай, кто что делает» Дыхательная гимнастика «Футбол» С родителями: Выставка рисунков «Утренняя гимнастика дома» | 4.03 9.03 11.03 16.03 18.03 23.03 29-31.03 |
Апрель «Моя семья – моя крепость!» | Цель: воспитывать любовь, уважение и заботу друг к другу всех членов семьи. СРИ «Семья» Рисование «Моя семья» Настольная игра «Кто чем занят дома» Развлечение для детей «Мой весёлый, звонкий мяч» Д/И «Собери картинку» С родителями: Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья» | 7.04 13.04 16.04 21.04 26.04 30.04 |
Заключительный: Май «Мы любим спорт!» | Цель: выявить уровень физического развития детей с УО на этапе завершения проекта, изготовление книжки – самоделки. Повторная диагностика знаний детей о правилах здорового образа жизни Изготовление коллективной работы Книжка – самоделка «Здоровячок» С родителями: Цель: привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков, эстафете и выявить заинтересованность и желание родителей в развитии и активной физической деятельности детей. Конкурс поделок «Летние виды спорта» Папка- передвижка «Игры на свежем воздухе летом» Эстафета «Весёлые старты» Итоговое анкетирование для родителей | 12-14.05 11-14.05 17-21.05 4.05 7.05 24-28.05 |
Планируемые результаты:
- повысился уровень физического развития и активности у детей с УО;
- снизилась заболеваемость;
- у детей сформированы элементарные представления о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков, о пользе витаминов;
- дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик;
- активизировалось участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
- повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
Условия реализации проекта:
1.Информационные (создание презентаций, наглядного материала; подбор стихов, загадок и ритмических упражнений, фотовыставка, выставка творческих работ )
2. Материально- технические (просмотр мультфильмов)
Используемая литература:
1. Алфёрова В.П. «Как вырастить здорового ребёнка» Медицина 1991г.
2. Гаврилова В.В. «Занимательная физкультура для детей 4-7 лет» Учитель 2008 г.
3. Гаврючина Л.В.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Москва 2007
4. Евдокимова Е. С «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» М: ТЦ Сфера 2005
5. Кузнецова М.Н.«Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» АРИЙС ПРЕСС Москва 2007.
8. Картушина М. А.«Быть здоровыми хотим» Архангельск 2003г
Возможные риски:
Возможные риски | Меры по их устранению |
Инертность родителей в участии в проекте | Заинтересовать и активизировать родителей посредством совместных мероприятий |
Карантинные мероприятия ввиду новой коронавирусной инфекции. | Работа в дистанционном режиме |