План по самообразованию
учебно-методический материал
План по самообразованию на тему " Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie_zdravoohraneniya.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
« Оренбургский областной дом ребенка»
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя Ажнакиной. М.Ш
на 2018 – 2019 год.
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни
у детей раннего возраста »
Тема: «Формирование основ здорового образа жизни
у детей раннего возраста»
Цель работы: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у детей раннего возраста здорового образа жизни.
Задачи:
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
- создать в группе условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей;
- подготовить консультацию педагогов на тему: «Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»;
- провести мастер- класс на тему: « Изготовление дорожек здоровья»;
- разработать проект « Быть здоровым – здорово!»;
- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для педагогов по теме самообразования;
- провести открытое занятие по теме: « Орешки для белочки».
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми навыками здорового образа жизни;
- снижение количества заболеваний;
- повышение заинтересованности всех субъектов педагогического процесса в укреплении здоровья детей;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
Актуальность выбранной темы:
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. И начинать решать эти задачи важно с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Важно не только рассказать обо всём этом, но ещё и показать детям всё на примерах, включить их в деятельность, которая им самим интересна, чтобы они самостоятельно захотели поддерживать свои физические способности и продолжали вести здоровый образ жизни даже когда их никто не заставляет.
На основании вышеизложенного я и выбрала тему самообразования «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста».
Перспективный план работы
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | по самообразованию | |
сентябрь | Беседа: «Овощи и фрукты- полезные продукты»,- познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами(лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.). Ознакомить с правилами питания. Проведение закаливающих мероприятий: -утренняя гимнастика; -оздоровительная прогулка; -воздушные ванны; -воздушные ванны с упражнениями; -сон с доступом свежего воздуха; -умывание в течение дня прохладной водой; -полоскание рта прохладной водой; -хождение босиком до и после дневного сна; -хождение босиком по «дорожке здоровья» (массажные коврики) после дневного сна; -солнечные ванны. Участие в празднике осени. | Выяснить актуальность данной темы среди коллег, обмен опытом. | Изучение методической литературы интернет ресурсов по теме. Проведение диагностики, уровня физического развития детей. Составление конспектов интегрированных занятий. Составление комплекса закаливания. Подготовка к открытому мероприятию: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения. |
октябрь | Беседа « Режим дня», -сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Беседы с детьми: « Как устроено тело человека?», познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека ( человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) ; « Как растёт человек?» Проведение закаливающих мероприятий. | Консультация для воспитателей: « Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста». | Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для занятий. |
ноябрь | Беседа: «Как правильно мыть руки и лицо». Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы!» Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности». Уход за зубами и полостью рта. Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур. Проведение закаливающих мероприятий. | Мастер-класс для педагогов « Дорожка здоровья своими руками» Изготовление информационных буклетов: « Как правильно мыть руки и лицо». |
Работа по проекту « Быть здоровым – здорово». Изготовление спортивных атрибутов для подвижных игр на прогулке. |
декабрь | Беседа с детьми: « Микробы и вирусы», - дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. С\Р игра «Больница». Экспериментирование. Опыт: « Можно ли снег есть снег и сосульки?» ,- на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы. Проведение закаливающих мероприятий. Участие в новогоднем празднике. | Консультация: « О значении для здоровья санитарно-гигиенических процедура».
| Составление комплекса закаливания. Работа по проекту « Быть здоровым – здорово». |
январь | Рассказать о пользе физической подвижности. Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений. Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр. Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом Проведение закаливающих мероприятий.
| Обмен опытом. Изготовление информационных буклетов « Прогулка зимой с пользой для здоровья». | Пополнение методической копилки. Создание картотеки: « Загадки о здоровом образе жизни». |
февраль | Физкультурный досуг « Мы ребята смелые, быстрые, умелые». Проведение закаливающих мероприятий. Участие в спортивном празднике. | Обмен опытом. Посещение открытых занятий. | Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе. Подготовка к открытому мероприятию: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения |
март | Заучивание с детьми стихов, песенок, потешек. Проведение закаливающих мероприятий. Участие в празднике. Проведение открытого занятия « Орешки для белочки».
| Проведение открытого занятия для анализа со стороны коллег. | Составление комплекса закаливания. Пополнение методической копилки. |
апрель | Беседа с детьми: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»,- закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека. Занятие: «Оденься правильно» ,- продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны. Проведение закаливающих мероприятий. | Обмен опытом. Изготовление информационных буклетов, памяток о здоровом образе жизни. | Подбор музыки для выполнения релаксационных упражнений. |
май | Итоговое занятие «Путешествие по человеческому организму»,-обобщить и закрепить знания детей о строении своего организма , правилах ухода за ним; о первой помощи в различных ситуациях. Организация фотовыставки: «Как мы укрепляем здоровье!» Проведение закаливающих мероприятий. | Презентация « Сундучок здоровья». | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. Проведение диагностики, уровня физического развития детей. |
Отчет по самообразованию.
"Формирование основ здорового образа жизни у детей
раннего возраста"
Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я и выбрала тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста».
Над темой я работаю 1 год, возраст детей: 2-3года.
Целью моей работы по самообразованию на 2018 – 2019 год было: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у детей раннего возраста здорового образа жизни.
Были поставлены следующие задачи:
- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу и интернет-ресурсы по данной теме;
- создать в группе условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей;
- подготовить консультацию педагогов на тему: «Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»;
- провести мастер- класс на тему: « Изготовление дорожек здоровья»;
- разработать проект « Быть здоровым – здорово!»;
- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для педагогов по теме самообразования;
- провести открытое занятие по теме: « Орешки для белочки».
Свое самообразование по данной теме я начала с изучения литературы по данному направлению:
1.Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 2014 г.
2.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
3.«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозаика-синтез, 2016.
4.Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)» М.: ВЛАДОС, 2016г.
5.Тихомирова Л. Ф. « Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью» Ярославль, 2017 г.
6.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., " Просвещение" 2017 г.
И детской художественной литературы:
1.О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»
2.О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»
3.О сне С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».
4.О питании С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят ».
5.О санитарно-гигиенических навыках: Н. Найденова «Наши полотенца»,
К. Чуковский «Мойдодыр».
6.О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
• Наличие игрового материала для освоения темы
Работа над темой осуществлялась мною по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Обмен опытом с воспитателями.
В работе с детьми я способствовала:
-сформированности у детей первоначальных знаний о здоровом образе жизни;
-сформированности культурно-гигиенических навыков, знаний детьми элементарных правил личной гигиены;
-проявлению самостоятельной инициативы в рассматривании иллюстраций, участия в беседах, проявлении творчества и активности в работе.
В целях формирования основ здорового образа жизни у детей раннего возраста и повышения результативности работы над темой мною использовались такие закаливающие мероприятия:
-утренняя гимнастика;
-оздоровительная прогулка;
-воздушные ванны;
-воздушные ванны с упражнениями;
-сон с доступом свежего воздуха;
-умывание в течение дня прохладной водой;
-полоскание рта прохладной водой;
-хождение босиком до и после дневного сна;
-хождение босиком по «дорожке здоровья»
(массажные коврики) после дневного сна;
-солнечные ванны.
В ходе дальнейшей работы был реализован проект«Быть здоровым здорово».
Реализация проектов направлена на актуализацию задач воспитания культурно-гигиенических навыков и положительного отношения к здоровому образу жизни детей через взаимодействия педагог-ребенок.
Так же проводилась работа с педагогами. Были предложены консультации :
« Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»; « Гигиенические навыки и закаливание». Изготовлены информационные буклеты: « Как правильно мыть руки и лицо»; « Прогулка зимой с пользой для здоровья».Было проведено открытое занятие « Орешки для белочки» для анализа со стороны коллег. Изучила и провела мастер класс по изготовлению « Дорожек здоровья»
В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Таким образом, за 7 месяцев работы был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере ориентированной на успешное физическое развитие ребенка.
Рекомендации: продолжать внедрение инновационных технологий в направлении физического развития детей дошкольного возраста
В связи с этим я наметила цель своей дальнейшей работы:
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей; повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте.
Задачи:
- разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий;
- создать предметно-развивающую среду в группе, благотворно влияющую на психическое и физическое здоровье детей;
- создать информационно-консультативное пространство по вопросам использования здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...