План по самообразованию
учебно-методический материал

Ажнакина Марина Шавкетовна

План по самообразованию на тему " Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Государственное бюджетное  учреждение здравоохранения

                                     « Оренбургский областной дом ребенка»

        Индивидуальный план работы по самообразованию

                         воспитателя Ажнакиной. М.Ш

                                     на 2018 – 2019 год.

        Тема: «Формирование основ здорового образа жизни

                                  у детей раннего возраста »

                                                                       

 Тема: «Формирование основ здорового образа жизни

                             у детей раннего возраста»

Цель работы: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у детей раннего возраста здорового образа жизни.

 Задачи:

- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу и интернет-ресурсы по данной теме;

- создать  в группе условия  для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей;

- подготовить консультацию  педагогов на тему: «Формирование первоначальных навыков  здорового образа жизни  у детей раннего возраста»;

- провести мастер- класс на тему: « Изготовление дорожек здоровья»;

- разработать  проект « Быть здоровым – здорово!»;

- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для педагогов по теме самообразования;

- провести открытое занятие по теме: « Орешки для белочки».

Ожидаемые результаты:

- овладение детьми навыками здорового образа жизни;

- снижение количества заболеваний;

- повышение заинтересованности  всех субъектов педагогического процесса  в укреплении здоровья детей;

- положительная динамика показателей физического развития детей.

Актуальность выбранной темы:  

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей  являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. И начинать  решать эти задачи важно с самого раннего возраста. Основы здорового образа жизни у детей раннего возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Важно не только рассказать обо всём этом, но ещё и показать детям всё на примерах, включить их в деятельность, которая им самим интересна, чтобы они самостоятельно захотели поддерживать свои физические способности и продолжали вести здоровый образ жизни даже когда их никто не заставляет.

  На основании вышеизложенного я и выбрала тему самообразования «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста».   

                                       Перспективный план работы

  Месяц

                                        Формы работы

          с детьми

      с педагогами

  по самообразованию

 сентябрь

Беседа: «Овощи и фрукты- полезные продукты»,-

познакомить с полезными продуктами – овощами и фруктами(лук, капуста, яблоко, груша, зелень и др.).

Ознакомить с правилами питания.

Проведение закаливающих мероприятий:

-утренняя  гимнастика;

-оздоровительная прогулка;

-воздушные ванны;

-воздушные ванны с упражнениями;

-сон с доступом свежего воздуха;

-умывание в течение дня прохладной водой;

-полоскание рта прохладной водой;

-хождение босиком до и после дневного сна;

-хождение босиком по «дорожке здоровья»

(массажные коврики) после дневного сна;

-солнечные ванны.

Участие в празднике осени.

Выяснить актуальность данной темы среди коллег, обмен опытом.

Изучение методической литературы интернет ресурсов по теме.

Проведение диагностики, уровня физического развития детей.

Составление конспектов интегрированных занятий.

Составление комплекса закаливания.

Подготовка к открытому мероприятию: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения.

 октябрь

Беседа « Режим дня», -сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. 

Беседы с детьми:  « Как устроено тело человека?», познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека ( человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) ; « Как растёт человек?»

Проведение закаливающих мероприятий.

Консультация для воспитателей:

« Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста».

Создание комплекта демонстрационного и раздаточного материала для занятий.

 ноябрь

Беседа: «Как правильно мыть руки и лицо». Заучивание слов: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу! От простой воды и мыла у микробов тают силы!»

Занятие на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».

Уход за зубами и полостью рта.

Закрепить представление о важности для здоровья санитарно-гигиенических процедур.

Проведение закаливающих мероприятий.

Мастер-класс для педагогов « Дорожка здоровья своими руками»

Изготовление информационных буклетов: « Как правильно мыть руки и лицо».

 

Работа по проекту « Быть здоровым – здорово».

Изготовление спортивных атрибутов для подвижных игр на прогулке.  

 декабрь

 Беседа с детьми:

« Микробы и вирусы», - дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.

С\Р игра «Больница».

Экспериментирование. Опыт: « Можно ли снег есть снег и сосульки?» ,- на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы. 

Проведение закаливающих мероприятий.

Участие в новогоднем празднике.

Консультация:

« О значении для здоровья санитарно-гигиенических процедура».

 

Составление комплекса закаливания.

Работа по проекту « Быть здоровым – здорово».

 январь

Рассказать о пользе физической подвижности.

Формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений.

Закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.

Продолжать заниматься физическими упражнениями и спортом

Проведение закаливающих мероприятий.

 

Обмен опытом.

Изготовление информационных буклетов « Прогулка зимой с пользой для здоровья».

Пополнение методической копилки.

Создание картотеки:

« Загадки о здоровом образе жизни».

февраль

Физкультурный досуг « Мы ребята смелые, быстрые, умелые». Проведение закаливающих мероприятий.

Участие в спортивном празднике.

Обмен опытом.

Посещение открытых занятий.

Оформление физкультурно-оздоровительного центра в группе.

Подготовка к открытому мероприятию: сбор необходимой информации, составление плана, конспекта проведения

 март

Заучивание с детьми стихов, песенок, потешек.

Проведение закаливающих мероприятий.

Участие в празднике.

Проведение открытого занятия « Орешки для белочки».

 

Проведение открытого занятия  для анализа со стороны коллег.

Составление комплекса закаливания.

Пополнение методической копилки.

 апрель

 Беседа  с детьми: «Если хочешь быть здоров  – закаляйся!»,- закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека.

 Занятие: «Оденься правильно» ,-  продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны.

Проведение закаливающих мероприятий.

 Обмен опытом.

Изготовление информационных буклетов, памяток о здоровом образе жизни.

Подбор музыки для выполнения релаксационных упражнений.

  май

Итоговое занятие «Путешествие по человеческому организму»,-обобщить и закрепить знания детей о строении своего организма , правилах ухода за ним; о первой помощи в различных ситуациях.

Организация фотовыставки:

«Как мы укрепляем здоровье!»

Проведение закаливающих мероприятий.

Презентация « Сундучок здоровья».

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Проведение диагностики, уровня физического развития детей.

                              Отчет по самообразованию.

      "Формирование основ здорового образа жизни у детей

                                      раннего возраста"

Принимая во внимание, что состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития и учитывая, что задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных, я и выбрала тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста».
Над темой я работаю 1 год, возраст детей: 2-3года.

Целью моей работы по самообразованию на 2018 – 2019  год было: повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у детей раннего возраста здорового образа жизни.

Были поставлены следующие задачи:

- изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу и интернет-ресурсы по данной теме;

- создать  в группе условия  для сохранения и укрепления физического, психического здоровья детей;

- подготовить консультацию  педагогов на тему: «Формирование первоначальных навыков  здорового образа жизни  у детей раннего возраста»;

- провести мастер- класс на тему: « Изготовление дорожек здоровья»;

- разработать  проект « Быть здоровым – здорово!»;

- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, газет материалы для педагогов по теме самообразования;

- провести открытое занятие по теме: « Орешки для белочки».

Свое самообразование по данной теме я начала с изучения литературы по данному направлению:
1.Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей» Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 2014 г.

2.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

3.«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозаика-синтез, 2016.

4.Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)» М.: ВЛАДОС, 2016г.

5.Тихомирова Л. Ф. « Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью» Ярославль, 2017 г.

6.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М., " Просвещение" 2017 г.

 И детской  художественной  литературы:

1.О физическом воспитании - Е. Кан «Наша зарядка»

2.О закаливании - М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»

3.О сне  С. Михалков «Не спать»; С. Маршак «Дремота и зевота».

4.О питании С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,

Э. Успенский «Дети, которые плохо едят ».

5.О санитарно-гигиенических навыках: Н. Найденова «Наши полотенца»,  

К. Чуковский «Мойдодыр».

6.О прогулке - А. Барто «Прогулка»; И. Беляков «На санках»; Е. Благинина «Проулка»

Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Медицинский кабинет
• Спортивная площадка
• Наличие игрового материала для освоения темы

Работа над темой осуществлялась мною по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Обмен опытом с воспитателями.

 В работе с детьми я способствовала:

-сформированности у детей  первоначальных знаний о здоровом образе жизни;

-сформированности культурно-гигиенических навыков, знаний детьми  элементарных правил личной гигиены;

-проявлению самостоятельной инициативы в рассматривании иллюстраций, участия в беседах, проявлении творчества и активности в работе.

В целях формирования основ здорового образа жизни у детей раннего возраста и повышения результативности работы над темой мною использовались такие закаливающие мероприятия:
-утренняя  гимнастика;

-оздоровительная прогулка;

-воздушные ванны;

-воздушные ванны с упражнениями;

-сон с доступом свежего воздуха;

-умывание в течение дня прохладной водой;

-полоскание рта прохладной водой;

-хождение босиком до и после дневного сна;

-хождение босиком по «дорожке здоровья»

(массажные коврики) после дневного сна;

-солнечные ванны.

В ходе дальнейшей работы был реализован проект«Быть здоровым здорово».

Реализация проектов направлена на актуализацию задач воспитания культурно-гигиенических навыков и положительного отношения к здоровому образу жизни детей через взаимодействия педагог-ребенок.

Так же проводилась работа с педагогами. Были предложены консультации :

 « Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»; « Гигиенические навыки и закаливание». Изготовлены информационные буклеты: « Как правильно мыть руки и лицо»; « Прогулка зимой с пользой для здоровья».Было проведено открытое занятие « Орешки для белочки» для анализа со стороны коллег. Изучила и провела мастер класс по изготовлению « Дорожек здоровья»

 

В результате реализации плана работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации к здоровому образу жизни. Таким образом, за 7 месяцев работы был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в атмосфере ориентированной на успешное физическое развитие ребенка.

Рекомендации: продолжать внедрение инновационных технологий в направлении физического развития детей дошкольного возраста

В связи с этим я наметила цель своей дальнейшей работы:

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей; повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте.

Задачи:

- разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе использования здоровьесберегающих технологий;

- создать предметно-развивающую среду в группе, благотворно влияющую на психическое и физическое здоровье детей;

- создать информационно-консультативное пространство по вопросам использования здоровьесберегающих технологий для всех участников образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...