Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
статья (младшая группа)
В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению здоровьесберегающих задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_vospitatelya.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Воспитатель МОУ
Детский сад №274
Белозерова Л.В.
В настоящее время от воспитателя требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать свою работу в общении с ребенком таким образом, чтобы способствовать его всестороннему развитию и воспитанию. Педагог, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизнедеятельности.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно - методического, организационного, правового, финансово - экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ как организациями, осуществляющими образовательную деятельность, так и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями (статья 20, п. 3).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы.
Ранний возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.
Однако исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза (В.Р.Кугма, М.И.Степанова).
Проблема оздоровления стала особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. Поэтому в своей профессиональной деятельности использую инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. В настоящий момент это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Основными задачами инновационной деятельности воспитателя по здоровьесбережению детей являются:
- Обеспечить условиями для физического и психологического благополучия детей раннего возраста;
- Создать здоровьесберегающее образовательное пространство в группе и семье;
- Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми раннего возраста для своевременного развития двигательных навыков, физических способностей и здоровьесберегающих компетенций детей.
Аспекты инновационной деятельности
Инновация (нововведение) - в социально-психологическом аспекте - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)
Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: «новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». [6; с.381]
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[8; 198]
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. [7; 492]
Общая цель инновационной деятельности воспитателей - это улучшение способности педагогической системы образовательного
учреждения достигать качественно более высоких результатов
образования отмечает В.С. Лазарев [2, с. 186].
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Понятие «здоровьесберегающие технологии»
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Реализуемая мною инновационная деятельность позволяет лучше понять свои «инновационные» и креативные возможности, повысить свою мотивацию и профессиональную компетентность.
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности, используемые в образовательном процессе
Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОО, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
В работе по здоровьесбережению детей используются следующие технологии:
- Медико-профилактическая технологии.
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
- Физкультурно-оздоровительная технология.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Обеспечиваются оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
Применение в своей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно - профилактическая работа:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- полоскания горла, умывание и обливание рук до локтя прохладной водой;
- босохождение;
- точечный массаж;
- самомассаж;
- подвижные игры;
- бодрящяя гимнастика (физические упражнения после сна);
- максимальное пребывание детей на свежем воздухе и др.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Работа по здоровьесбережению осуществляется в трёх направлениях:
1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни: оздоровительная гимнастика, игры – релаксации, физкультминутки во время занятий, специально организованные занятия оздоровительной физкультуры, массовые оздоровительные мероприятия, упражнения для глаз, самомассаж и т.д.
2. Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни, консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, распространение буклетов, выставки, проведение совместных мероприятий.
3. Создание условий и развивающей среды: изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подбор картотек, разработка отдельных оздоровительных комплексов.
Особое значение придаётся дыхательной гимнастике, которая проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Дыхательные упражнения улучшают работу головного мозга, а также всех органов и систем, укрепляют общее состояние здоровья. Это профилактика болезней органов дыхания и простудных заболеваний.
Высокая степень обучаемости дыхательной системы позволяет проводить в раннем возрасте обучение регуляции для оздоровления и профилактики. [4, с. 13]
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В связи с этим регулярно проводится пальчиковая гимнастика индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС. Массируя, акупунктурные точки, мы воздействуем на внутренние органы, которые рефлекторно с ними связаны. Таким образом, эти упражнения тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика показана всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
В процессе проведения режимных моментов уделяется внимание такой здоровьесберегающей процедуре как массаж, который является великолепным средством профилактики множества заболеваний, снятия усталости, поднятия жизненного тонуса.
Важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Малыши легко обучаются массировать ладони, предплечья, кисти рук.
Самомассаж используется как система приемов механических воздействий на поверхность тела. Самомассаж рук, ступней ног, тела – в качестве профилактики простудных заболеваний, сколиозов, вегетативных дистонии, плоскостопия и нарушения осанки. Он тонизирует весь организм, улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, снимает тревожность, способствует развитию мелкой моторики, повышает работоспособность, развивает мышление, внимание. Стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.
Для предупреждения простудных заболеваний регулярно применяется массаж мячами с шипами. При перекатывании мяча имеющиеся на его поверхности шипы воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови, стимулируя кровообращение. Маленькие мячи развивают мелкую моторику рук и используются нами для профилактики болезней суставов; они позволяют хорошо проработать любую проблемную зону на теле. Регулярные занятия с массажными мячами оказывают благотворное влияние на организм в целом, улучшают питание тканей, способствуют восстановлению мышечных функций, уменьшают болезненные ощущения, повышают упругость кожи.
Бодрящая гимнастика является еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды.
В работе с детьми используются и лечебные игры А.С. Галанова. Они предназначены для профилактики и лечения различных заболеваний: дыхательной системы, бронхо - легочных заболеваний, сердечно - сосудистой системы, нарушения осанки, плоскостопия. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Таким образом, основной целью проведения здоровьесберегающих технологий является осуществление профилактики простудных заболеваний, что так актуально для детей раннего возраста. Рассмотренные технологии, имеют оздоровительную направленность, а используются в комплексе, здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Педагогические условия по решению здоровьесберегающих задач
В связи с накопленным опытом работы с детьми раннего возраста уделяется большое внимание содержанию образовательной, здоровьесберегающей предметно – развивающей среды в группе в соответствии с реализуемой рабочей программой и оздоровительными технологиями.
В группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:
- организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
- оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, эстетически привлекательна, обеспечивающая безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе. Созданная предметно-пространственная развивающая среда группы отражает возрастные особенности детей. Способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы, отражает содержание областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Работа по здоровьюсбережению невозможна без сотрудничества с родителями воспитанников. В совместной работе широко использую консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка в вопросе здоровьясбережения.
Таким образом, проводимая нами работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в группе.
Список литературы:
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.-
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.
- Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- 112 с. М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зинатулин С.Н. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания ООО «Издательство» «АЙРИ – Пресс», –М.:2007
- Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
- Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.Поэтому важно закладывать патриотические ценности с самого раннего возроста, когда формируется характер,отношение к миру,к окруж...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (нетрадиционная форма проведения)
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»(нетрадиционная форма проведения)...
Решение задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, методы, приёмы для их решения.
В разных возрастных группах соотношение приемов обучени...
Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из ведущих приоритетов образования является социально коммуникативное развитие детей дошкольного в...
«Проектная деятельность как средство формирования первичных представлений о себе, малой родине и Отечестве у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Проект "Моя семья"
Данный проект поможет педагогу Сформировать патриотические чувства младших дошкольников, через семью и семейные ценности....