Консультация «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте диафрагмальное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Таким образом, у детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном диафрагмальный тип дыхания
А у детей с речевыми нарушениями физиологическое дыхание имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Поэтому, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать диафрагмальный тип дыхания, так как он является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Самые простые дыхательные упражнения доступны даже маленьким детям. Но выполнять упражнения нужно дозировано и очень осторожно. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнить несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или просто чередовать упражнения между собой.
Методические рекомендации по выполнению упражнений на развитие дыхания
• заниматься только в хорошо проветренном помещении, до еды;
• при выполнении дыхательных упражнений не допускается поднимание плеч, напряжение плеч, шеи, надувание щек;
• дыхательные движения воспроизводятся плавно (под счет) с целью выработки дыхательного ритма.
• не допускать переутомления ребёнка (так как дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение, их следует чередовать с другими упражнениями);
Основными задачами дыхательных упражнений являются выработка диафрагмального типа дыхания, координация правильного соотношения вдоха и выдоха, формирование сознательного произвольного управления дыханием. Динамические дыхательные упражнения облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания и оказывают косвенное воздействие на фонационную мускулатуру.
Подготовка к развитию диафрагмального типа дыхания
Целью этих упражнений является развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку она поднимается, когда ребенок делает вдох, и опускается, когда он делает выдох. Ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается зрительно.
«Бегемотик»
Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения)
Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Воздушный шар»
Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание на 5 счетов, а затем постепенно сдуваем живот-шарик. И опять задерживаем дыхание. Всего нужно надуть 5 шариков.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем. «Рыбка»
Качаю рыбку на волне, то вверх (вдох), то вниз (выдох) плывет по мне
В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!»
Развитие длительного направленного выдоха
Ребёнку предлагается, не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной снежинки и т. п.);
• дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке;
• дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);• дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.;
- дутье на карандаш, лежащий на столе так, чтобы он покатился;
• надувание воздушных шаров, резиновых игрушек;
• пускание мыльных пузырей;
• дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки;
• гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»:
детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой;
• сильное дутьё на воду до образования брызг;
• дутьё-катание по желобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
«Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
«Пила»
Выполняется стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя — вдох, руки от себя с замедлением движения — выдох.
Пила, пила
Пили живей,
Мы домик строим
Для зверей.
«Перекаты»
Выполняется стоя, руки на поясе, подниматься на носки — вдох, опускаться на пятки — выдох, т.е. «перекатываться». Корпус держать прямо.
Приемы, используемые для развития длительного направленного выдоха
Упражнение «Наматываем нитку на клубок». Дуя, ребёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.
• Использование графических изображений «волн», «горок». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведущей руки по изображённым дорожкам. Направление движения пальца слева направо.
• Использование графического изображения «спирали». В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.
Развитие фонационного выдоха
Главной особенностью работы над дыханием на этом этапе является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
- Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе:
- Пение гласного звука;
- Пение гласного звука с изменением силы голоса, высоты голоса;
- Пение на выдохе ряда гласных звуков
- Пение с разной интонацией.
«Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом: «ф-ф-ф».
«Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я — жук, я — жук, я здесь живу (плавно размахивать руками),
Я все жужжу, жужжу, жужжу (ритмично переступать ногами),
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
«Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».
Мчится поезд
Во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками):
Чух-чух! Чух-чух!
Паровоз гудит (остановиться):
У-у-у-у-у-у-у (погудеть).
«Кошка и шар»
Можно использовать и стихотворные произведения.
Взрослый проговаривает текст, а ребенок только пропевает звук.
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал. Подошел и лапкой- топ, а у кошки шарик- лоп!
Ш-Ш-Ш
Формирование речевого дыхания
- Пение гласного звука. Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх, затем будем медленно опускать руки и петь звук А (О, У, И, Э);
- Пение гласного звука с изменением силы голоса: сейчас мы будем гудеть то громко, как большой паровоз, то тихо, как маленький паровозик.
- Пение гласного звука с изменением высоты голоса, поем то низким, то высоким голосом.
- Пение на выдохе ряда гласных звуков (А О У ) с разной интонацией: удивления, радости, жалобы, вопроса и т.д.
Таким образом, дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
- Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога, состоящего из звуков хорошо произносимых ребенком.
- Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слова, состоящего из двух слогов (по слогам), затем из трех.
- Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение фразы, включающей знакомые слова. Сначала произносятся фразы состоящие из двух слов, затем из трех и т.д.
- Произнесение нараспев двух стихотворных фраз. Используются строки известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.
Детей обучают равномерному распределению выдоха на три-четыре слова. С этой целью используются и различные скороговорки, пословицы:
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Можно использовать и небольшие стихотворения на автоматизацию поставленных звуков
Пилят пилы без умолку,
Пилят пилы дуб да елку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию...
Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
Зачем нужно обучать детей правильно дышатьМногим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логич...
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
Зачем нужно обучать детей правильно дышатьМногим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логич...
Консультация для родителей "Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию"
quot;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию"...
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
Консультация для родителей ""Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию"...
Консультация "Игра и игровые упражнения для обучения правильному дыханию"
Консультация "Игра и игровые упражнения для обучения правильному дыханию"...
Консультация «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»
laquo;Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»...