массаж по Картушиной. Готовая консультация
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игровой массаж
в течение дня
(технология здоровьесбережения по М.Ю.Картушиной)
Здоровье складывается из мелочей.
Из здоровых привычек: с удовольствием ложиться спать и бодро просыпаться, зарядки , готовности мыть руки и умываться с удовольствием , тщательного пережёвывания пищи и полоскания рта после еды.
Из ритуалов здоровья : режима дня, завтраков и обедов, уборки помещения.
Ребёнку интересно быть здоровым. Но для этого должен существовать принцип – всё здоровое делается с удовольствием. А что может вызвать этот эффект? Приятные ощущения, красота, азарт, а вместе с тем, чувство того, что становишься сильнее, умнее, вызываешь уважение у близких, чувство собственной значимости – «Я уже большой».
А ещё интересно - когда незнакомо, таинственно, загадочно. Сюрприз, игра!!!
Интересно, когда о здоровых привычках говорят не пафосно, когда слышишь не нотации, а всевозможные прибаутки.
Здоровье складывается из умения оценить своё самочувствие , из особых форм внушения («Я могу! Я хочу стать сильнее!») , из внимания к образу здорового человека и стремления быть таким.
Есть одно золотое правило организации жизнедеятельности в детском сообществе: «можно делать всё, если это не мешает окружающим и не опасно для здоровья».
Выбирая технологии здоровьесбережения для работы с детьми в старшей группе и основываясь на медицинских показаниях и диагностике по физическому развитию детей, мы пришли к выводу, что игровой массаж более подходит для наших детей.
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.
Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и снеговиком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
- вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
- растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используем приемы:
- поглаживание,
- растирание,
- разминание,
- поколачивание.
Ожидаемые результаты применения массажа:
в образовательном направлении:
- усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
- умение овладеть простейшими приемами;
в оздоровительном направлении:
- расширение капилляров кожи;
- ускорение циркуляции крови и лимфы;
- усиление функций потовых и сальных желез;
- влияние на обменные процессы;
- улучшение подвижности связочного аппарата;
- побуждение к активности;
в воспитательном направлении:
- тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
- развитие положительных эмоций.
Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:
- массаж стоп:
- ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
- самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», см. Приложение);
- катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
К сведению! Для снятия усталости ног нужно сто раз ударить кулаком по подошвам ног – японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».
- массаж рук и пальцев рук:
- самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
- многочисленные пальчиковые гимнастики;
- массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
- ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
К сведению! Связь пальцев с органами:
- большой палец – легкие и печень;
- указательный – пищеварительный тракт, печень, толстая кишка;
- средний – сердце, кровообращение, секс;
- безымянный – нервная система, здоровье в целом;
- мизинец – сердце, секс, тонкий кишечник;
- ладонь – в центре точка повышения активности.
Скорая помощь:
- при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;
- утоление нервной усталости – массаж мизинцев до полного расслабления;
- сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем – улучшает запоминание важных вещей;
- устранение психической напряженности – круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
- проверка функции печени – при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть указательный в виде крючка;
- активизация функции печени – растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;
- простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа – точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).
- массаж спины:
- игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
- массаж специальными и самодельными массажерами;
- массаж гимнастическими палками;
- массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
- упражнения на мяче (большом)
- массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды):
- игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
- массаж тела и ног:
- игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
- массаж специальными и самодельными массажерами;
- растирание массажными рукавичками;
- выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
К сведению! Упражнения для красивых глаз.
- Массируют все пальцы рук до расслабления (мизинцы и указательные – 3минуты, остальные – по одной минуте).
- Массируют все пальцы ног до расслабления (указательные – 2 минуты, остальные – по одной минуте).
- Точка в центре ладони – сильное нажатие 50 секунд 3 раза (точка жизненной энергии).
- Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
- Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
Примерная схема проведения массажа в группе ДОУ
в течение дня
№ п.п. | Режимные моменты | Выполняемые виды массажа |
1. | Утро | Массаж рук «Мышка», «Рукавицы», пальчиковая гимнастика |
2. | Утренняя гимнастика | Массаж биологически активных зон «Наступили холода», «Снеговик», ходьба по массажным дорожкам. |
3. | Время после завтрака | Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время пищеварения организм занят самим собой и мало способен к энергоконтакту. |
4. | На занятиях, между занятиями, физкультминутки | Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж тела, массаж лица, массаж биологически активных зон, массаж от простуды. |
5. | После занятий, перед прогулкой | Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке «Обезьянки» (руками и ногами). |
6. | На прогулке | Массаж пальцев рук «Рукавицы» |
7. | Возвращение с прогулки, перед обедом | Массаж тела и спины, массаж с использованием массажеров, взаимомассаж. |
8. | После сна | Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой. |
9. | Перед ужином | Массаж рук «Строим дом» |
10. | После ужина | Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием специальных и самодельных массажеров (по желанию детей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии Данный материал может быть использован при проведении консультаций с родителями, педагогами. Слайды использузуются при проведении самомассажа с детьми Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от ар
Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одни...
Адаптированный японский массаж и массаж дарами природы в коррекции речевых нарушений у детей.
В материале для родителей раскрывается роль осязательных ощущений в механизме формирования речи, описывается методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями и технология лечебного массажа с дарам...
Картотека по массажу биологически активных зон (аурикулотерапия - массаж ушей)
Картотека по массажу биологически активных зон (аурикулотерапия - массаж ушей)...
Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте. Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.
Комплексы закаливающих процедур...
Значение массажа и его влияние на развитие, и формирование детского организма. Комплексы массажа с предметами и без.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируется и совершенствуеются все системы его организма. Дошкольный возраст ...
Памятка для родителей " Аурикулярный массаж" ( Массаж ушных раковин)
Массаж ушных раковин – аурикулярный массаж – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию вниман...
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....