Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка
статья
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К. Д. Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya_rebenka.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка»
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
ВВЕДЕНИЕ
Дыхание – важнейший физиологический процесс, он происходит автоматически и рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальная фаза дыхания – выдох. Для нормального функционирования организма необходимо получить новую порцию воздуха, но для этого надо освободить место в воздухоносных путях, это, как раз достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза не менее важна, чем активные фазы дыхания, она характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Именно дыхательная пауза обеспечивает эффективный обмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Фазы физиологического дыхания выдох – пауза – вдох короткие и равные по времени.
При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова: короткий энергичный вдох – пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки. Все звуки нашей речи образуются на выдохе. И именно организация выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время говорения имеет важное и первостепенное значение для постановки правильного речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, вырабатывать правильное ритмичное дыхание у детей раннего возраста.
Задачи:
- Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
- Формировать навыки правильного речевого дыхания.
- Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений.
Рекомендации для развития речевого дыхания у детей.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательных упражнений необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3.«Буря в стаканчике». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «буря в стаканчике» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «буря в стаканчике», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
4.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
5.«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
6.«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
7. "Звукоподражание" Предложите малышу изобразить различные звуки. Пример: как воет волк - «ууу-ууу»; капает дождь - «кап-кап-кап» и т. д. А лучше, чтобы звукоподражание сопровождалось движениями. Например, дровосек - стать прямо, ноги на ширине плеч, на вдохе руки соединить в замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе опускаемся вниз "рубим дерево", так примерно 5 повторений; изображаем водителя и произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Работа с родителями.
Для вовлечения родителей в процесс развития речевого дыхания детей раннего возраста проведены: консультации, беседы, рекомендации. Так же родители привлекались к изготовлению игр.
Данные виды взаимодействия с родителями помогли:
- Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для дыхательной гимнастики.
- Вызвать интерес и желание заниматься с детьми дыхательными упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания
представлены игры и упражнения для развития речевого дыхания...
Консультация для родителей. "Игры и упражнения на развитие речевого дыхания"
игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох, активизируют мышцы губ...для развития речевого дыхания....
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Игры и упражнения развивают длительный и плавный выдох , способствуют активации мышй губ.....
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.
Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....