Беседы с детьми о правильном питании
картотека
Беседы с детьми о правильном питании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_s_detmi_o_pravilnom_pitanii.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ
Беседа с детьми 4-5 лет на тему
«Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?»
Цель: Сформировать у детей представление о пользе и разнообразии каш.
Материал: Колоски злаков; тарелочки с крупой; добавки к каше: варенье, сухофрукты, фрукты, орехи, шоколад; тарелки с кашей – на каждого ребенка.
Ход беседы:
Воспитатель. Дети, что мы часто едим на завтрак?
Дети. Кашу.
Воспитатель. Какую кашу вы любите? (Ответы детей). Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? О ком так говорят?
Дети. Так говорят о слабых.
Воспитатель. Правильно. Каша – полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным. В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь». А вы знаете, из чего варят каши? (Ответы детей).
Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно).
Воспитатель. Крупа получается из зерен. Послушайте рассказ о зернышке.
Посадили весной в землю маленькие зернышки. Вскоре из них появились зеленые ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с маленькими зернами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зерна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зерен сделали крупу, из которой можно было варить кашу.
Давайте поиграем. Я буду показывать колоски, и загадывать загадки. Вам надо отгадать загадку и показать блюдечко с нужной крупой.
Черна, мала крошка.
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. (Гречка).
Как во поле, на кургане,
Стоит курица с серьгами. (Овес).
В поле метелкой,
В мешке – жемчугом. (Пшеница).
Воспитатель. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Отгадай и назови». Я буду показывать колоски, а вы должны назвать растение, крупу, которую делают из его зерен, и кашу из этой крупы.
- Колосок – просо; крупа – пшено; каша – пшенная.
- Пшеница – манка – манная.
- Пшеница – пшеничная – пшеничная.
- Овес – овсяная – овсянка.
- Гречиха – гречка – гречневая.
Воспитатель. Молодцы. Хотите еще поиграть? (Дети соглашаются).
Игра «Курочки и петушки». На тарелке вперемешку лежат бобы, горох, семена гречихи и манная крупа. Сначала надо выбрать бобы, затем горох и гречку.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Что осталось на тарелке?
Дети. Манная крупа.
Воспитатель. Правильно. Какую кашу можно сварить из этой крупы?
Дети. Манную.
Воспитатель. Есть такая поговорка: «Кашу маслом не испортишь». Но в кашу можно добавлять не только масло, но и ягоды, фрукты, изюм, варенье, шоколад. А кто не любит очень сладкую кашу, можно добавить в нее орехи.
У воспитателя на столе стоит кастрюля с теплой манной кашей.
Воспитатель. Сейчас я каждому дам тарелку с кашей, а вы добавите в нее что хотите: яблоки, бананы, изюм, варенье, орешки – и попробуете.
Дети пробуют кашу, обмениваются впечатлениями – кому с какой добавкой больше понравилось.
Воспитатель. Теперь вы знаете, как сделать кашу вкусной.
Беседа с детьми 6-7 лет на тему
«Правильно ли Вы питаетесь?»
Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога
Цель: демонстрация детям значимости их физического и психического здоровья.
Задачи:
Оборудование: плакат с изображением пирамиды правильного питания.
Ход беседы:
Прежде чем начать нашу беседу, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему?
Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете и зачем нам нужно здоровье?
А кто из вас считает себя здоровым? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Внешний вид, хорошее самочувствие, настроение. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье?
От образа жизни, режима работы и отдыха, занятий спортом и от того, чем мы питаемся и как мы питаемся.
Сегодняшний наш разговор мы посвятим тому, что более всего оказывает влияние на наше здоровье – правильному питанию.
Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак - гамбургер и кока-колу или овсяную кашу и фруктовый сок? На обед - щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом и черный кофе? На полдник - творог, банан и ряженку или курицу-гриль и чипсы с фантой? На ужин - рыбу с овощным салатом и чай или лапшу быстрого приготовления с мясным полуфабрикатом, сникерс и чайный напиток?
Любителям чипсов, сухариков, кетчупов, майонезов, газированных напитков, хот-догов, гамбургеров, картошки фри, которые содержат множество очень вредных веществ, следует знать, что быстрая еда, с красивым названием "Фаст Фуд", не просто вредна для нашего организма, а просто очень опасна и несет серьезную угрозу нашему здоровью. При сомнительных плюсах фаст фуда - быстроте приготовления и его особенном вкусе - он обладает рядом несомненных и очень серьезных минусов. Наш желудок и кишечник не приучены к такой пище, жирной и тяжелой. Она не содержит никаких полезных веществ, она очень жирная, содержит много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки - каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов.
Частое употребление быстрой пищи чревато возникновением сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени, таких заболеваний как гастрит, панкреатит, язва и рак желудка и кишечника.
Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно стал частью их повседневной жизни и настолько же самой собой разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления.
Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите.
Как мы должны питаться, чтобы быть здоровыми?
Ответ на этот вопрос один - это здоровое питание, самый верный способ быть здоровым.
Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.
В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола (ржаной хлеб, хлеб с отрубями). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: овсяная, гречневая, рисовая, пшенная. Все эти продукты содержат грубую клетчатку, которая просто необходима для нашего кишечника.
Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи.
Ягоды, фрукты и овощи - настоящий кладезь витаминов.
В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Правильно употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные полуфабрикаты включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, рыба быстрее усваивается. В ней содержатся жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк, которые повышают сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. А в кефирах и йогуртах к тому же содержатся полезные бифидобактерии, формирующие иммунитет человека.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места. Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли и сахара приводит к болезням и ожирению. Любители сахара рискуют испортить себе зубы. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: вместо сахара, тортов, конфет, например, полезнее кушать джемы и фрукты.
Организм ребенка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается. Именно поэтому очень важно следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.
Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали сегодня? Какой еде нужно отдавать предпочтение? Как нужно питаться?
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Где найти витамины?»
Цель: Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека.
Материал: Карлсон (игрушка); баночка квашеной капусты; сухофрукты на тарелках – на каждого ребенка; лук, чеснок.
Ход беседы:
Воспитатель. Сегодня к нам в окно залетел удивительный человечек. Угадайте, кто это?
Смешной человечек
На крыше живет.
Варенье он любит,
Конфеты и мед.
Дети. Карлсон!
Воспитатель (показывает куклу - Карлсона). Конечно же, Карлсон. Но мне кажется, что он какой-то грустный, вялый.
Карлсон (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Карлсончик, дорогой, что случилось, почему ты такой печальный?
Карлсон (грустно). Да что-то настроения нет, не хочется мне ни озорничать, ни хулиганить. Хочется все время спать, лежать на своем любимом диванчике. Я даже не хочу со своим другом Малышом гулять по крышам!
Воспитатель. А ешь ты с аппетитом?
Карлсон. Нет у меня аппетита! Я даже банку варенья не могу съесть – не хочу и все!
Воспитатель. Так, все ясно! У тебя, дорогой Карлсончик, нехватка витаминов.
Карлсон. А что такое витамины?
Воспитатель. Витамины – это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет, становится вялым, слабым, грустным – таким, как ты сейчас.
Карлсон. А где же я возьму витамины?
Воспитатель. Давайте попробуем помочь Карлсону. Мы ведь знаем, что очень много витаминов…. Дети, где?
Дети. В овощах, ягодах и фруктах!
Воспитатель читает сказку Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад».
Воспитатель. Но когда овощи и фрукты долго хранятся, витаминов в них становится меньше. Где взять витамины весной?
Дети. Можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например лук.
Карлсон. Лук? Да я ел один раз – горький, невкусный, да еще в носу щиплет и слезы текут.
Воспитатель. В луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Есть даже такая поговорка: «Лук от семи недуг».
Карлсон. Надо же, какой он полезный. Теперь вы отгадайте, что это: маленький, горький, луку брат.
Дети. Чеснок!
Карлсон. Да, угадали. А он тоже полезный?
Дети рассказывают о пользе чеснока.
Карлсон. Я понял, понял! Теперь буду есть только лук и чеснок.
Воспитатель. Карлсон, нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Отгадайте загадку.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ……..
Дети. Капуста!
Воспитатель. Знаешь, Карлсон, в капусте до конца зимы сохраняется много витаминов. Много их и в квашеной капусте. Попробуй, она очень вкусная и полезная. Раньше моряки, отправляясь в дальнее плавание, обязательно брали с собой бочки с квашеной капустой.
Угощает Карлсона и детей квашеной капустой.
Карлсон. О-о.... Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И настроение стало лучше! Я-то ел чипсы, тортики, пил газировку, не знал, что бывают продукты полезные и необходимые.
Воспитатель. Много витаминов содержится в сухофруктах.
Карлсон. Знаю, знаю. Сухофрукты – это изюм.
Воспитатель. И не только. Давайте поиграем.
Дети и Карлсон пробуют на вкус сухофрукты и отгадывают, из каких фруктов они приготовлены, разгадывают кроссворд «Сухофрукты».
Карлсон. Спасибо, у меня уже очень хорошее настроение! Полечу на рынок, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и конечно, сухофруктов.
Воспитатель. А мы тебе, Карлсончик, подавим баночку квашеной капусты. Ешь и не болей!
Карлсон благодарит детей и улетает.
Приложение.
Н. Ю. Чуприна
МАША И ФРУКТОВЫЙ САД
Жила-была девочка Маша. Каждое утро она приходила в свой фруктовый сад, где росли разные деревья и кустарники. Яблони, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев.
Маше нравилось гулять в саду, ухаживать за деревьями и кустарниками, поливать и удобрять их.
Однажды Маша заболела. У нее поднялась температура, горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, черной и красной смородины богаты витаминами, которые помогут Маше справиться с болезнями. А чай с вкусным и полезным малиновым вареньем снизит температуру и уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты: яблочно-вишневый, грушевый, сливовый.
Обрадовались деревья и кустарники, расправили ветки, зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась, что хотят сказать питомцы ее дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила чай с малиной, напоила Машу.
Поела девочка ягоды черной и красной смородины, выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше.
На следующий день Маша вышла в свой любимый фруктовый сад. Она поблагодарила деревья и кустарники за помощь. Долго шелестели они листвой, радуясь выздоровлению девочки.
Беседа с детьми 3-4 лет на тему
«Кто живет в Молочной стране»
Цель: Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды.
Материал: Молочные продукты; миксер, бокалы и продукты для коктейля. На столе отдельно стоят гречка, соль, сахар; яйцо, соль; мука, яйцо, соль.
Ход беседы:
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас замечательный и долгожданный гость. А какой, вы сейчас узнаете.
За дверью шорох мягких лап:
- Примите угощение!
- Конечно, это …
Дети. Рыжий Ап!
Воспитатель. Какие тут сомнения?
Появляется Рыжий Ап (взрослый).
Рыжий Ап. Здравствуйте, дорогие ребята! Наконец-то я к вам приехал! Вы меня ждали?
Дети. Да!
Рыжий Ап. Дело в том, что я вместе с другими молочными продуктами живу в далекой Молочной стране. Вы знаете какие-либо молочные продукты?
Дети. Знаем.
Рыжий Ап проводит игру «Кто живет в Молочной стране» (с мячом). Дети перечисляют: молоко, кефир, топленное молоко, сливки, сыр, глазированные сырки, йогурт, сметана и т. д.
Рыжий Ап. Однажды несколько жителей страны поспорили.
Инсценировка сказки Н.Ю. Чуприной «Молоко, Йогурт и Кефир».
Рыжий Ап. Как вы думаете, какой же продукт все-таки самый главный?
Дети. Молоко.
Рыжий Ап. Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Правильно. Из молока получаются другие молочные продукты. Показывает стакан с жирным молоком. Видите этот слой сверху молока? Это сливки. Вспомните, как мы их используем? Для чего они нужны?
Дети. Сливки можно добавлять в чай, кофе.
Рыжий Ап. А еще сливки взбивают миксером и украшают ими торты, пирожные. Много сливок есть нельзя, потому что они очень жирные, а вы знаете, что много жирного ...
Дети. Есть вредно.
Рыжий Ап. Еще из сливок можно сделать сметану. Сливки аккуратно снимают с молока, складывают в мисочку, и через некоторое время они превращаются в сметану. Хотите поиграть? Тогда подходите ко мне.
Игра «Узнай по вкусу».
Дети с закрытыми глазами пробуют молочные продукты и называют их.
Рыжий Ап. Молодцы! Давайте еще поиграем, Какие блюда могут получиться из этих продуктов, если к ним добавить молоко?
Рыжий Ап показывает группу продуктов, дети называют блюдо (гречневая каша, омлет, блины и т. п.).
Рыжий Ап. Вот молодцы!
Воспитатель. Рыжий Ап, мы очень рады, что ты у нас в гостях, и хотим подарить тебе песню, которая так и называется: «Рыжий Ап».
Дети поют песню.
Рыжий Ап. Как здорово! Я вас тоже не оставлю без подарка, сейчас мы с вами вместе приготовим клубничный коктейль.
(Все строчки стихотворения сопровождает действиями.)
Пакет клубничного молока –
Непременно от Рыжего Апа.
Три ложки сахара,
Два желтка,
Сок апельсиновый чуть-чуть покапать.
Нарезать дольками пол банана,
Сливки жирные – полстакана,
И наконец, добавить сюда
Кофейную чашку дробленого льда.
В миксере взбить
И разлить по бокальчикам –
Коктейль предлагается
Девочкам и мальчикам.
Дети пьют и благодарят Рыжего Апа.
Приложение
Ю. Чуприна
МОЛОКО, ЙОГУРТ, КЕФИР.
В молочном магазине на соседних полках стояли молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди покупали эти молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой, и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не любили тепло и жару. Им от теплого воздуха плохо становилось, и они скисали.
Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются. Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:
- Ну-ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.
- Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни-ка нам! – попросил Кефир.
- А что объяснять-то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.
- Подумаешь, легко усваивается! – возразил Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато у меня живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!
- Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир.
- А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнес Йогурт.
Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось Молоко:
- Как бы там не было, все равно я, Молоко, являюсь основой и для тебя, Йогурт, и для тебя, Кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки получаются из молока.
- Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты, Молоко, - король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.
Выслушав все это, Молоко подобрело:
- Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, вы тоже очень полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Каша - радость наша»
Цель: формировать у детей необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, правильном питании. Уточнить знания детей витаминов групп A, B, C, D. Учить распознавать по вкусу фруктовые добавки в кашах.
Закрепить названия круп каш, навыки сервировки стола к разным режимным моментам питания, КГН. Упражнять детей: в отгадывании загадок, чтении слов, в наклеивании круп на готовую форму. Воспитывать чувства дружбы, заботы друг о друге, доброжелательности, вежливость. Вызвать у детей желание помочь сказочным героям, попавшим в беду. Раскрепостить детей с помощью сказочно-игровой мотивации.
Материал: фигурки на панно: мальчики - худой и полный, номер дома. На "коромыслах" - "кастрюли" с крупой. На конторках - пенал с различными крупами, "кастрюлька", клей, салфетки. Фланелеграф и для него - картинки продуктов, подходящих группе витаминов A, B, C, D. На столах - салфетки, пластмассовая посуда.
Предварительная работа. Проведение бесед о правильном питании: "Как правильно есть", "Удивительное превращение яблока", "Самые полезные продукты, "Пора ужинать", "Если хочется пить", "Плох обед, если хлеба нет",
"На вкус и цвет - товарища нет". Изготовление "кастрюль", пеналов с крупами. Вырезание овощей и фруктов. Сервировка стола к завтраку, обеду, полднику, ужину. Заучивание загадок об овощах и фрукта. Беседы на тему "Моя любимая каша". Составление "таблицы витаминов".
Ход беседы:
- Ребята, сегодня мы отправимся в гости к самому лучшему повару - Якову. Живет он в деревне "Кашкино" дом №7. Посмотрите, кто идет! Здравствуйте.
- Познакомьтесь, это два друга - Алеша и Сережа. Как вы изменились! Сережа, ты так похудел! Алеша, ты так располнел! Что с вами случилось?
Алеша: "Мы играли, как всегда. Бабушка мимо проходила. В гости нас к себе звала - показать нам чудеса, угощений разных дать. И, вдруг, вспомнил я, что с чужими и незнакомыми уходить нельзя. На прощанье нам она вкусные, большие конфеты отдала. Только съели их, как вдруг, - похудел Сережка, а я стал в миг полным. Вот беда! И с тех пор я ем только сладкое одно, а Сережка - ничего".
- Да! Беда! Не оставим вас в беде. Идем в гости к повару. Он - сказочный герой. С колдуньей той встречался. Может, он поможет вам.
- Вот дом его - №7. Давайте постучим.
/ Появляется "кастрюля и поет про кашу /(играет роль взрослый)
- Здраствуйте! Мы пришли в гости к Якову.
Кастрюля: "Он ненадолго вышел. Проходите и немного подождите.
А пока, есть загадки у меня:
Приготовила я кашу для ума.
Умными хотите быть? (Дa! Да! Да!)
Найдите кастрюлю и расскажите - какая в ней крупа,
И как называется каша моя".
- Кто же подскажет мне о какой каше идет речь? (Пшенная). Почему вы так решили? (В кашах много разных питательных веществ. А в пшенной есть полезное вещество - калий. Он помогает работать мозгу, и мы лучше считаем, решаем задачи: Поэтому ее называют кашей ума.)
Кастрюля: "Да, правильно.
Есть каша, что силу дает.
Ешь ее чаще - проживешь много лет.
Даже поможет она,
Чтоб сохранилась твоя красота.
Какую крупу взяла я, чтобы получилась каша?".
- Кто догадался о какой каше идет речь? (Геркулес)
Найдите кастрюлю с геркулесовой кашей.
Кастрюля:
"Белая каша есть у меня.
Для очищенья полезна она.
Зернышки белые плавают в ней.
Станет вся кожа наша белей".
О какой каше идет речь? (Рисовой)
Найдите на коромысле кастрюлю с рисовой кашей.
Кастрюля:
"Предлагаю кашу черную.
Не смотря на это - очень вкусную.
Все вещества в ней очень полезны.
В кровь попадая они помогают:
Не болеть и быстрей подрастать".
- Кто догадался? (Гречневая) (дети подходят к кастрюле с гречневой кашей.)
Кастрюля: "Вы любите каши?".(обращается к героям на панно)
Алеша и Сережа: "Нет. Каши не вкусные".
Кастрюля:
"Как это не вкусные!? Просто вы никогда не ели вкусную кашу. Рецепт вкусной каши прост.
Берем крупу любую, варим с молоком.
Затем добавим масла, посыплем сахарком.
А если в кашу добавить витамины,
То не страшны нам простуды и ангины".
Алеша: "Витамины? Это же такие кругленькие желтенькие в аптеке продаются!"
Кастрюля: "Нет, в кашу добавляют натуральные витамины".
- А мы с ребятами знаем таблицу витаминов.
Игра "Найди место продуктам в таблице" (дети выкладывают на фланелеграфе к "А", "В", "С", "Д" карточки с различными продуктами в которых превалируют витамин "А" или другой.)
Кастрюля: "Пока вы играли, приготовила вам каши с разными фруктами. Попробуйте, с какой витаминной добавкой каши. (дети пробуют кашу из риса с различными добавками фруктов)
Молодцы! Правильно угадали".
- Кастрюля, а можно нам самим приготовить такую кашу да всех гостей угостить?
Кастрюля: "Пусть мне помогу две девочки и два мальчика. Наденьте фартуки и протрите руки влажной салфеткой. Разложите кашу и добавьте фрукты".
- Спасибо, Кастрюля! А скоро ли Яков придет? Может, вы за ним сходите и позовете?
Кастрюля: "Не могу. Мне еще комбинированную кашу варить"
- Мы тебе поможем. Пока ты ходишь, мы приготовим.
/ Кастрюля уходит /
- Что нужно сделать прежде, чем заняться приготовлением каши? (Надо помыть руки, надеть фартук, косынку повязать или специальную шапку надеть)
/ все ответы сопровождаем действиями /
- Для приготовления каши нужна посуда. Выберем посуду и сделаем разминку.
Вот большой стеклянный чайник. Рядом маленькие ложки - |
Беседа с детьми 5-7 лет на тему
«Хлеб – наше богатство»
Цели: уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких зерновых культур получают муку; познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий; уточнить какую форму имеют различные изделия; воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Оборудование: репродукция картин Шишкина “Рожь”, иллюстрации СС изображением пира, застолья, засушенные колоски ржи, пшеницы, метелки овса. Початок кукурузы, виды хлеба и хлебобулочных изделий, четные палочки, сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”.
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины Шишкина “Рожь”; беседа “Откуда хлеб пришел”; экскурсия в хлебобулочный магазин;
изготовление хлебобулочных изделий из соленного теста для сюжетно – ролевых игр; разучивание стихов и пословиц о хлебе.
Ход беседы:
Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья.
Воспитатель: Посмотрите на репродукцию Кто может вспомнить название картины и фамилию ее художника?
Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный, пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Дорогих гостей встречали солью и хлебом. Раньше пекли только ржаной хлеб. Говорят: “Ржаной хлеб пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус.
2. Рассматривание засушенных колосков ржи и пшеницы, метелки овса, початок кукурузы.
Рассмотрите. Как называются эти растения?
Ответы детей.
Обратите внимание, что говорят колосья ржи и пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.
3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками.
4. Игра “Назови какой, какая, какое?”
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
Поле с рожью – ржаное.
Поле с пшеницей – пшеничное.
Поле с овсом – овсяное.
Поле с ячменем – ячменное.
Поле с кукурузой – кукурузное.
Поле с гречихой – гречишное.
Поле с просом – просяное.
5. Игра “Доскажи словечко”
Воспитатель: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу.
Я знаю пословицу о ….
Мама купила пшеничный ….
Дети едят суп с …
Ваня пошел в магазин за …
Я не люблю есть суп без ….
У меня дома нет …
6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в стихотворении:
Вырос в поле дом
Полон дом зерном
Стены позолочены
Ставни заколочены
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
7. Беседа “Хлеб – наше богатство”.
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
Говорят: “Хлеб всему голова”.
Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.).
Действительно:
Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий.
Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет?
Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?
9. Составление предложений.
Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение. Например: Я угощу Таню тортом.
Обратите внимание, что правильно говорить тортом, торты.
10. Чаепитие.
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Наши друзья – витамины»
Цель: дать представление о пользе витаминов для здоровья, о том, где они содержатся, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни.
Материалы: конверт с письмом от Матроскина и Шарика, картинка с изображением различных продуктов питания, витаминов, фруктов и овощей.
Ход беседы:
- Сегодня в садик принесли письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика. У них случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. А вот что пишут Матроскин и Шарик: «Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки. Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь. Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как Дядю Фёдора вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.»
- Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Дядю Фёдора?
(выслушать ответы детей)
- Я знаю, что нам может помочь побыстрее вылечить Дядю Фёдора. Это витамины! (показать картинку с изображением витаминов).
- А кто знает, что такое витамины?
- Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие - глазам хорошо видеть, третьи - голове - хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от болезней.
- Где живут витамины? (В продуктах питания. Прикрепить к доске картинку с продуктами)
- Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт. А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему?
- А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витаминки – таблетки продаются в аптеках. (показать).
- Особенно богаты витаминами овощи и фрукты.(прикрепить картинку с овощами и фруктами к доске).
- Назовите овощи и фрукты, которые вы знаете и любите.
- Ну, и конечно же, нашим ребятам здоровыми, ловкими и сильными помогает оставаться физкультура.
Физминутка.
Беседа с детьми 6-7 лет на тему
«Витаминная семья»
Цель: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день для здоровья, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни; воспитание способности к согласованному взаимодействию; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.
Оборудование: плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах, рисунки, муляжи овощей и фруктов, овощи и фрукты, свежие и вареные для салата, кухонный инвентарь.
Приемы и методы: сюрпризный момент (осень приносит корзину с овощами и письмо от больного товарища), вопросы, беседа.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам стучится в дверь. Откройте, пожалуйста. А это к нам пришла Осень. Здравствуй, Осень!
Осень: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Осень, что ты нам принесла?
Осень: Я вам принесла «Письмо» и свои дары, но сначала отгадайте, пожалуйста, мои загадки (прилагается).
Осень уходит, оставляет свои овощи и фрукты.
Воспитатель прощается с осенью и говорит, что осень принесла нам для чего-то овощи, фрукты и письмо.
Читают письмо: «Здравствуйте, друзья! Это вам пишет Семен. Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах «звездочки», все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я люблю: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси-колу. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров!»
Воспитатель: Ребята, правда плохо быть больным? Почему? Как выздороветь? Игровое действие. Воспитатель подзывает к себе детей и спрашивает: «Кто из вас, ребята, знает, что закалке помогает и полезно нам всегда?»
Дети: Солнце, воздух и вода! Наши лучшие друзья!
Дети (поочередно)
Чтоб расти нам сильными,
Ловкими и смелыми,
Ежедневно по утрам
Мы зарядку делаем.
К солнцу руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем,
Приседаем и встаем
И ничуть не устаем!
Воспитатель: Проверим! Значит, возьмем за правило:
Утром долго не валяться,
Физкультурой заниматься!
Бегать, прыгать и скакать,
Душ прохладный принимать,
Спортом заниматься,
Водою закаляться.
Как следует поучиться -
И так всему научиться.
Воспитатель: Мы предлагаем всем, кто часто болеет, начинать день с зарядки. Дети, еще, что мы делаем, чтоб поддержать наш организм всегда крепким и здоровым?
Дети: Занимаемся физкультурой и спортом, оздоровительным бегом, посещаем бассейн, ходим босиком, загораем. Употребляем в пищу овощи и фрукты, свежими принимаем витамины, чеснок, лук, пьем отвары трав и плодов.
Воспитатель: Несмотря на это, некоторые дети осенью склонны к болезням. Почему?
Дети: Потому что, не все люди закаленные, одеваются не по сезону, постоянные дожди, холодные ветра, липкий снег. Осенью начинается грипп. Это заболевание, которое сопровождается высокой температурой.
Воспитатель: Еще какие признаки гриппа вы знаете?
Ответы детей (чихание, кашель, боль в суставах, головная боль).
Воспитатель: Можно ли при гриппе ходить в садик? Почему? (можно заразить других, могут быть осложнения, если не прививаться от гриппа) А вот наши ребята не болеют! Как уберечь себя от болезней?
День особенный у нас!
День здоровья без прикрас!
Будем многому учиться:
Как здоровыми нам быть,
Фрукты овощи, как мыть. . .
Воспитатель: Помогает ли нам «зеленый огород» на окне?
Дети: Да!
Воспитатель: Как?
Ответы детей (зеленый лук, чеснок круглый год).
Воспитатель: Есть ли витамины в них?
Дети: Конечно!
Воспитатель: Витамины могут ли принести вред?
Ответы детей (нужно употреблять в определенном количестве, иначе можно отравиться).
Воспитатель: А как природа помогает поддерживать наше здоровье в порядке?
Ответы детей.
Воспитатель ( стоит перед детьми у стенда)
Детский сад, где наши дети
Очень весело живут,
Теплым солнышком налиты,
Свежим дождиком умыты,
В гости фрукты и овощи идут.
Осень нам принесла овощи, фрукты. А мы про них чуть не забыли. Что же мы будем делать с ними?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, а хотите приготовить витаминный завтрак, используя лук, чеснок со своего огорода. А теперь, давайте дружно, за работу. Приготовим витаминный салат из свежих овощей и фруктов; винегрет из вареных овощей. Назовите, пожалуйста, какие продукты нужны для салата «Витаминный». Какие продукты нужны для винегрета?
Ответы детей.
Воспитатель: Итак, дети приступаем к делу. Мы сегодня становимся волшебными поварятами. Давайте коротко вспомним правила на всю жизнь.
С чего нужно начать?
Дети: Помыть руки, надеть фартуки, приготовить рабочий инвентарь и т.д.
Воспитатель: А теперь за работу!
Ребята по выбору, распределяют работу. Начинается дружная работа. Дети охотно помогают друг другу ( крошить, натирать на терке, складывать и т.д.)
Попутно вспоминают загадки об овощах, пословицы, поговорки о труде.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Умелые руки – не знают скуки.
Делу время – потехе час.
Кто трудится, у того все сбудется.
Без труда и рыбку не вытащишь из пруда.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто не работает, тот не ест.
Работа не волк – в лес не убежит.
Один за всех, все за одного.
Беседа с детьми 5-6 лет на тему
«Источники витаминов»
Цель: дать знания о витаминах, о том, в каких продуктах питания они содержатся, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Материалы: стенд (фланелеграф, доска), картинки с изображением консервированных фруктов и овощей.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, подборка интересных фактов о пользе овощей и фруктов.
Ход беседы:
Воспитатель: Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Если каких-то витаминов не хватает в организме, то начинаются сбои. Например, нехватка витамина «Е», что наблюдается у большинства людей нашего региона, приводит к нарушению роста, к снижению умственных способностей. Поэтому используют морскую капусту и йодированную соль, которую мы припасли для нашего салата. Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно ребенку, необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества.
Люди употребляют овощи, фрукты свежими, сушеными, консервированными.
Интересно послушать сообщение, как сделать запасы витаминов на зиму?
1 ребенок:
Снег летает за окном,
Ягод нет в саду пустом…
Снег для ягод – не беда,
Мы попросим их сюда.
В добрых банках за стеклом
Дышат ягоды теплом…
Воспитатель помещает на стенд картинки, на которых нарисованы разные банки с вареньем, компотами:
2 ребенок:
Они зимой для деток
Сохраняют лето,
И хранят они нам всю
Витаминную семью!
Вот вишня в сахаре, на диво!
Вот маринованная слива!
И клубника есть на льду,
И смородина в меду…
Виноградный сок хорош –
Словно летом солнце пьешь!..
Пусть зима идет сюда
Белыми снегами,
Наши ягоды всегда дружат с малышами.
Воспитатель: Издавна на Руси квасили капусту. В квашеном виде капуста не только хорошо сохраняется, но главное в ней сохраняются витамины. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вез с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты. Именно благодаря квашеной капусте, которую ели Кук и его спутники, они были здоровы и выдержали испытания на своем пути. Теперь-то мы знаем, что не потерять бодрость и сохранить здоровье отважным мореплавателям помогли, содержащиеся в квашеной капусте, витамины. Кроме этого, овощи еще и лечат. Например, свекла выводит камни. Если в течение длительного времени пить свекольный сок, то камни растворяются постепенно и безболезненно. Чемпион среди низкокалорийных продуктов – огурец. Он содержит меньше 12 калорий на 100 грамм. Регулярно включайте его в свое меню. Лук репчатый – от всяких болезней.
Посмотрите, какие витамины находятся в тех овощах, из которых мы приготовили свой салат и винегрет. Они входят в наш рацион, нас лечат и помогают остаться молодыми, здоровыми, крепкими и красивыми.
А теперь приглашаем всех на дегустацию нашего фирменного блюда.
3 ребенок :
Чтобы быть здоровому,
Дары бери садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Тот, кто ест моркови,
Станет сильным, крепким, ловким.
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг.
Кто капусту очень любит,
Тот всегда здоровым будет.
Далее обращается к детям.
Чтобы это не забыть,
Нужно вместе повторить:
Тот, что много ест моркови…
Дети: Станет сильным, крепким, ловким!
Воспитатель: Верно! А кто любит, дети лук…
Дети: Вырастает быстро вдруг!
Воспитатель: Так. Кто капусту очень любит…
Дети: Тот всегда здоровым будет!
Воспитатель: Молодцы, дети! Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми! Всегда помните об этом. Ведь здоровье – великая сила!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми "Принципы правильного питания"
беседа на тему питания,рассмотрение пирамиды правильного питания...
Беседа с детьми «Как правильно чистить зубы»
Цель:1. Довести до сознания детей важность поддержания чистоты ротовой полости.2. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.3. Развитие продуктивной деят...
Беседа с детьми "Как правильно питаться"
Воспитатель познакомила детей с несколькими важными витаминами (А, В, С), рассказала, в каких продуктах они содержатся. Также ребята узнали, какая пища полезная, а какая – вредная для наше...
Беседа с детьми о этике питания.
Задачи: продолжать учить детей личной гигиены, . приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми...
Беседа с детьми о правильном питании
Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»Развивать...
Беседа с детьми о правильном питании Кто живет в Молочной стране.
Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов.Воспитывать культуру еды....
Беседы с детьми о правильном питании
Цель: Сформировать у детей представление о пользе и разнообразии каш....