Программа работы кружка "Здоровейка"
календарно-тематическое планирование
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zdoroveyka.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»
программа
физкультурно-оздоровительного кружка в старшей разновозрастной группе «Кораблик»
«Здоровейка»
(для детей 4-7лет)
Составленная на основе программы формирования здоровья детей дошкольного возраста
М. Л. Лазарева « Здравствуй!»
Составила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Медведева Т.А.
Пояснительная записка
Давай оденем маски
И поиграем в сказки, сказки, сказки…
И попадем в здоровую страну,
Болезням объявили там войну,
Там каждый другу рад,
Там всех благодарят
И « Здравствуй» говорят.
М. Л. Лазарев
Программа «Здравствуй!» разработана с учетом оздоровительной направленности в работе детского сада.
Цель программы: Организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у родителей, педагогов, воспитанников мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно: наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка); образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики и укрепление здоровья у дошкольников, учитывая пожелания родителей, я разработала программу физкультурно - оздоровительного кружка «Здоровейка».
Общее положение
Помещение для кружка «Здоровейка», предоставляет собой оборудованный физкультурный зал для непосредственной образовательной деятельности детей.
Цель программы:
Основная направленность программы оздоровительного кружка «Здоровейка» - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи программы:
Оздоровительные:
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- Формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохрание и укрепление своего здоровья.
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
Образовательные:
- Совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств;
- Создание здоровье сохраняющей среды.
Воспитательные
- Воспитание физического и психического здорового образа жизни.
Для выполнения поставленных оздоровительно – воспитательных задач программы кружка предусмотрены следующие компоненты:
- Беседы о здоровье
- Корригирующая гимнастика
- Динамические и оздоровительные паузы
- Релаксационные упражнения
- Хороводы, различные виды игр
- Занимательные разминки
- Различные виды самомассажа
- Дыхательная гимнастика
- Зарядка для глаз
- психогимнастика
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- традиционные
- круговые тренировки
- игровые
- занятия – путешествия
- обучающие
- познавательные
Актуальность программы:
Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка.
Принципы реализации программы:
- принцип индивидуальности
- принцип доступности
- принцип систематичности
- принцип активности, самостоятельности, творчества
- принцип последовательности
- принцип эмоционального благополучия каждого ребенка
- принцип оздоровительной направленности
- принцип связи теории с практикой
- принцип повторения умений и навыков
Режим занятий:
Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся с учетом предусмотренного учебного плана.
Занятия проводятся с сентября по май, 1 раз в неделю, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях. Продолжительность занятия для детей 4-5 летнего возраста составляет 20минут, 5-6 летнего возраста 25 минут, 6-7летнего возраста 30 минут.
Способ организации детей на занятии в физкультурно-оздоровительной группе зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
С целью закаливания стоп и профилактике плоскостопия, укрепления организма детей во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей способствует музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий.
Создание полноценной физкультурно - оздоровительной среды для работы кружка, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, батут, специальные тренажеры и т. д.)
Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы кружка «Здоровейка» делается на повышение сопротивляемости организма к ОРВИ и повышению уровня физического, психического здоровья детей и осознанному отношению к своему здоровью.
Информационно-образовательная работа с детьми
- Первичный осмотр детей медсестрой детского сада и педиатром детской поликлиники при поступлении в детский сад.
- Взаимосвязь медработника ДОУ, администрации детского сада с воспитателями и родителями в вопросах профилактике вирусных инфекций.
- Обследование детей, предварительная и итоговая диагностика.
- Использование специальных упражнений на занятиях.
Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
- Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования.
- Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д)
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
- информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих лечебных процедур;
- физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
Ожидаемый итоговый результат освоения программы
- Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
- Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
- Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
- Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
- Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
- Усвоение программы, дети научились ценить свое здоровье, любить себя, свой организм и окружающих людей.
Перспективный план работы кружка «Здоровейка»
Сентябрь
Тема: «Волшебное зеркальце»
Цель: Научить детей любить себя свой организм и окружающих людей.
Задачи:
- Закрепить знания, об общих признаках отличия людей друг от друга возраст, пол, профессия;
- Знать основные части тела;
- Закрепить знания о семье, го том, кто на кого в семье похож по внешним признакам;
- Дать понятия: тень, отражение в зеркале, воде, стекле;
- Закрепить понятие «родственники»;
- Повысить самооценку.
Урок№1 «На кого я похож?»
- Игра « Самое дорогое на свете»,
- Игра « Мое тело» (самомассаж),
- Психо – гимнастика « В магазине зеркал»,
- Создание и рассматривание семейных альбомов.
- Игра малой подвижности «Кто позвал?»
Урок №2 «.Чем я отличаюсь от других?»
- Беседа с детьми « Мы разные»
- П. игра « Мы веселые ребята »;
- Настольная игра « Собери человечка»
- Игра « Назови родственников»
Урок№ 3.»Чтоя люблю?»
- Коммуникация « Расскажи том, что я любишь»
- Игра « здравствуй!»
- Игра « найди свою тень»
- Игра « Изобрази походку»
- П. игра « Найди себе пару»
Урок № 4.Чем хочу заниматься?
- Коммуникация « Любимые занятия»
- П. игра « Мышеловка»
- Чтение стихотворения В. Маяковского « Кем быть?»
- Игровое упражнение «Огонь»
Октябрь
«Знай свое тело»
Цель: Научить детей любить себя и свой организм.
Дать знания о внутренних органах человека и функции работы органов.
Задачи:
- Дать знания о назначении мышц и скелета;
- Дать знания о назначении сердца и его роли в жизни человека;
- Дать знания о назначении мозга и его роли в жизни человека.
Урок№1. « Скелет и мышцы»
- Беседа « Что у меня внутри?
- Психогимнастика « Тряпичные и деревянные куклы»
- Упражнение «Силачи»
- Чтение Худ. литературы Г. Остер « Зарядка для хвоста»
- П. игра « Перелет птиц»
Урок№2. «Сердце»
- Беседа « Стучи мое сердечко»
- Мини тренировка « Тренируемся вместе» - подбор упражнений на укрепление сердечной системы;
- Игра « Пища – полезная для сердца»
Урок№3 «Мозг – самый главный орган»
- Беседа « Чем я думаю»
- Игра « Чего не стало?»
- Игра « Какое платье у Наташи?»
П. игра « Будь внимателен!»
Урок№4 « Уроки Айболита! Будь Здоров!»
- Беседа « Где живут витамины»
- Витаминотерапия: витаминный напиток из шиповника
- Гимнастика для глаз «Диагонали»
- П. игра «зайцы и волк» « Сделай фигуру»
Ноябрь
«Целебные звуки»
Цель: Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья.
Задачи:
- Улучшить показатели функции внешнего дыхания;
- Повысить эмоциональный тонус;
- Выработать навыки слушать окружающую природу:
- Заниматься звуковой дыхательной гимнастикой.
Урок№1 «Знакомство со Звуками»
- Сказка « Приключение Виты»
- Песня « Музыка здравствуй»
- Звукодыхательные игры:
« Звинелки», «Рычалка»
- Упражнение «Ветер»
- П. игра «Гуси – Лебеди»
Урок№2 «Музыкальный алфавит»
- Звукодыхательные игры:
- Песня «Музыкальный алфавит»
«Жужжалка», « Мычалка»
- Упражнение « Комарик»
- П. игра «Кот и мыши»
- «Звуковая релаксация»
Урок №3 « Звуковые игры»
- Игра « Тихий голос» (в кругу)
- Игра «Рифмы»
- Игра «Последнее слово»
- Игра « Изображалки»
- Оздоровительная пауза « Музыкотерапия»
Урок№4 «Уроки радости»
Песни:
- « Первое сердцебиение»
- Первое шевеление»
- «Рождение»
- «Первый вдох»
- «Первое слово»
- «Топ- топ»
- П. игра « Едет, едет паровоз»
Декабрь
«Полезная еда»
Цель: Научить ребенка сознательно подходить к своему питанию.
Задачи:
- Объяснить детям, Что часто рекламируют не самые полезные продукты;
- Отличать полезные продукты от вредных продуктов;
- Улучшить функцию пищеварения;
- Научиться противостоять телевизионной рекламе;
- Освоить ритуал приема пищи;
- Закрепить знания о назначении зубов, об уходе и поддержании их в здоровом состоянии.
Урок№1 « Полезные и вредные продукты»
- Беседа « Полезные и вредные продукты»
- Мотив здоровья « Ням – Ням»
- Песня « Вредная еда»
- Игра «Еда для «Здоровячков» и еда для «Хлюпиков»
- Реклама и антиреклама
- Выставка рисунков « Полезные и вредные продукты»
Урок№2. « В столовой»
- Песня « Еда»
- Сюжетно – ролевая игра « Столовой»
- Игра «Угадай, что съел?»
- Упражнение « Вредно полезно»
Урок№3. « Зубы»
- Беседа « Зачем человеку зубы?»
- Песня « Зубы»
- Сюжетно – ролевая игра « У зубного врача»
- Психогимнастика « Вкусные конфеты»
- Практическое упражнение по обучению способам ухода за зубами.
Урок №4.Вкусные загадки.
- Загадки « Полезная еда»
- Загадка « Вредная еда»
- Игра « Собери, что в суп, а что в компот»
- Сюжетно – ролевая игра « Магазин продуктов»
Январь
«Веселые движения»
Цель: Оптимизировать двигательную активность детей, формировать двигательную мотивацию.
Задачи:
- Знать семь двигательных качеств;
- Улучшить показатели двигательной функции;
- Сформировать психофизиологический алгоритм двигательной активности;
- Сформировать навыки : имитировать движения животных;
- Оценивать развитие двигательных качеств;
- Ежедневно заниматься гимнастикой.
Урок№1.Знакомство с движением.
- Мотив здоровья « Веселые движения»
- Сказка « приключения Огника»
- П. игра « Ловишки»
- Игра «Приседалки», тест на выносливость
- Упражнение «Огонь»
Урок№2. «Зоопарк» Двигательные игры.
- Песня « Зоопарк»
- Игра « Подражание»
- Игра « говорящие движения»
- Игра « Говорящие глаза»
- Игровое упражнение «Угольки»
- П. игра « Ловишки – перебежки»
Урок№4.Музыкальные движения:
- Музыкальная зарядка «Солнышко лучистое»
- Песня «Сила»
- Песня « Скорость»
- Песня « Реакция»
- П. игра «Горелки»
Урок№5.Веселые спортсмены.
- Беседа « Почему полезно заниматься физкультурой и спортом»
- Физкультурный досуг « Веселые старты»
Эстафеты:
- « Кто быстрее до флажка»
- « Попади не промахнись»
- « Сбей кегли»
- « Прыжки на мячах до ориентира»
- Выставка рисунков « Мы со спортом крепко дружим!»
Февраль:
« Вода и мыло»
Цель: Обучить детей способам профилактики инфекционных заболеваний.
Задачи:
Познакомить с понятиями « Здоровье», «Болезнь», «микробы»;
- Формировать представление о причине многих заболеваний - микробах;
- Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
- Научить и сформировать навыки детей правильно мыть руки;
- Выполнять закаливающие процедуры;
- Следить за чистотой своего тела.
Урок№ 1. «Чистые руки»
- Беседа « Мои друзья – вода и мыло»
- Просмотр мультфильма « Мойдодыр»
- Мотив здоровья « Вода и мыло»
- Игра «Грязнули и Чистюли»
- Практическая работы. Гигиенические процедуры.
Урок№2. «Микробы»
- Беседа «Осторожно, микробы!»
- Чтение Худ. литературы Г. Остера « Микроб»
- Песня микробы и мыло»
- Игра « Микробы»
Урок№3. «Минутки здоровья»
- Беседа « Что такое здоровье и как его сохранить»
- Игровое упражнение « Чих – чих»
- Игра « Можно – нельзя»
- П. игра « Не оставайся на полу»
- Изодеятельность: Рисование понятий « Здоровье» «Болезнь».
Март:
« Чудо – нос»
Цель: Закрепить знания о назначении носа;
Улучшить функции внешнего дыхания.
Задачи:
- Дать понятия о том, что вдох делается носом;
- Через нос воздух увлажняется, согревается и очищается;
- Закреплять знания об охране дыхания, не кричать на морозе, не дышать ртом, вдыхать воздух носом;
Объяснить, что нос нужен не только для того, Чтобы дышать, но и для того, чтобы различать запахи; - Улучшить основные дыхательные параметры.
Урок №1.Знакомство с дыханием.
- Беседа: «Как я дышу»
- Мотив здоровья « Чудо – нос»
- Дыхательная медитация игра
- Игра «Охота»
- Медитация « Голубая песенка»
Урок№2.Как я дышу? « Дыхательные игры»
- Игра «Вечер»
- Игра «Дальний выстрел»
- Игра «Мычалки»
- Игра « Хохотушки»
- Игра « Водолазы за жемчугом»
Урок№3.Как научиться различать запахи?
- Игра « Выбери приятный запах»
- Игра « Охота»
- Игра « зверек»
Урок № 4.Дыхательные игры и упражнения.
- Игровое упражнение « Машинка»
- Игровое упражнение « Стрельба в воду»
- Игра ( тест) « Ныряние»
Апрель:
« Настроение, Сон»
Цель: Приобщать детей к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Закрепить знания о необходимости сна, о правилах подготовки к дневному и ночному сну:
- Закрепить связь между хорошими поступками людей и настроение окружающих нас взрослых родных, друзей.
- Формировать навыки вежливого и культурного поведения.
Урок№1.»Как я сплю? Зачем мне сон?»
- Беседа « Зачем мне сон?»
- Упражнения на расслабление « Шарик надуваем»
- Психогимнастика «Мой сон»
- Сказка перед сном « Баю – бай»
Урок№2 « Мое настроение»
- Настольные игры: «Расколдуй девочку»,
- « Азбука настроений»
- Игра « Успей поздороваться»
- « Круг здоровья»
- П. игра» Совушка»
Урок№3 «Уроки Вежливости»
Упражнения психогимнастики:
- « Жадный пес»
- « Злюка»
- «Вежливые прятки»
- « Лисенок боится»
- Рассматривание картинок из темы
- П. игра « Хитрая лиса»
Май:
«Праздник здоровья»
Цель: Обобщить пройденный материал.
Ход праздника:
Сцена 1.
- Космический совет
- Песня «Знай свое тело»
Сцена 2:
- Песня « Музыка, здравствуй»
Сцена 3:
- Песня « Слон»
- Песня « Обезьянка»
Сцена 4:
- Песня « Микробы и мыло»
Сцена 5:
- Песня « Это вредная еда»
- Песенка «Здрасика»
- Песенка «Фырки»
- Песенка « Зубы – зубы»
- Песня юных учителей здоровья
- Песня «Земля»
Литература:
1.Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник:
2.Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение,
3.Лазарев М.Л., « Здравствуй» Программа формирования здоровья детей 4.дошкольного возраста.- Издательство: Мнемоника. Серия: Моя книга здоровья. 2004, 317стр.
5.Юдин Г.Н. « Главное чудо света»