Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения физкультурных занятий»
презентация
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 211.59 КБ |
prezintatsiya_konsultatsii.pptx | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №35 «МОРЕ» г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Консультация для педагогов
на тему:
«Организация и методика проведения физкультурных занятий»
Выполнила: инструктор
по физической культуре:
Маслова С.А.
г. Феодосия
2020 г.
Организация физкультурных занятий в детском саду.
Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:
- разные виды занятий по физической культуре;
- физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
- активный отдых;
- самостоятельная двигательная деятельность детей;
- занятия в семье.
Традиционно считается, что физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.
Основными целями и задачами занятия являются:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности;
- удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки;
- воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.
Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю. Учебный процесс стоит организовывать таким образом, чтобы занятия спортом можно было проводить в первой половине дня. Также следует нормировать нагрузку и контролировать, чтобы продолжительность занятий не превышала 20 минут. В первую очередь для того, чтобы дети не израсходовали свой физический потенциал полностью и не переутомились, а, во - вторых, продолжительные занятия могут показаться им скучными.
Проводить физкультуру можно с использованием музыкального сопровождения или без него. На занятии дети должны учиться прыгать на возвышенность и в длину, приседать, бегать, ходить разными способами. Проводить занятие следует в игровой форме, поскольку это позволяет детям расслабиться и выполнять упражнения более непринужденно. Правильно организованное занятие может помочь ребенку развиваться не только физически, но и интеллектуально.
Неважно какого возраста ребенок и как часто он занимается физкультурой, в любом случае ему нужна физкультурная форма. В первую очередь сменка ему нужна для поддержания личной гигиены. Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.
Спортивная форма для занятий в помещении:
1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.
2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.
3.Обувь. Обувь детей должна быть спортивной, обеспечивать правильное формирование стопы, безопасность движений и отвечать задачам занятия.
4.Носочки. Носки лучше приобрести не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.
Таким образом, такой не существенный, с точки зрения некоторых родителей момент, как спортивная форма помогает ребенку сохранить здоровье, а также гармонично развиваться в художественно - эстетической области, в познавательной области, в социально - коммуникативной области, и конечно же, совершенствоваться в физическом развитии.
При построении предметно - пространственной среды необходимо соблюдать принципы:
• Открытости;
• Гибкого зонирования;
• Стабильности - динамичности;
• Гендерный подход.
Цель развивающей среды:
• Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
• Активизация двигательной деятельности.
Структура занятия по физической культуре.
НООД по физическому развитию состоит из трех частей:
I. Водная часть: в вводной части ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.
Содержание вводной части: построение, обычная ходьба, ходьба разными способами и направлениями, легкий бег, упражнения для формирования стопы, упражнения на внимание, танцевальные шаги, организующая игра. Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (круг, 3 звена, в колонну по 3).
Продолжительность вводной части:
Группа | Продолжительность |
2 младшая группа | 1,5 - 2 мин. |
Средняя группа | 2 - 3 мин. |
Старшая группа | 4 - 5 мин. |
Подготовительная группа | 4 - 5 мин. |
II. Основная часть: в основной части реализуются главные образовательные задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.
Содержание: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Основные движения - ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, лазанье и перелезание, равновесие; упражнения на осанку. В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Продолжительность основной части:
Группа | ОРУ | ОВД | П/И |
2 - ая младшая группа | 3 - 5 мин. | 2 - 3 мин. | 1 - 2 мин. |
Средняя группа | 5 - 6 мин. | 3 - 4 мин. | 2 - 3 мин. |
Старшая группа | 6 - 7 мин. | 4 мин. | 3 мин. |
Подготовительная группа | 6 - 7 мин. | 3 - 5 мин. | 4 мин. |
III Заключительная часть: в заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия.
Содержание: спокойная ходьба, малоподвижная игра, хоровод, дыхательные упражнения, заключение занятия воспитателем.
Продолжительность:
Группа | Продолжительность |
2 младшая группа | 2 мин. |
Средняя группа | 3 мин. |
Старшая группа | 3 - 4 мин. |
Подготовительная группа | 4 - 5 мин. |
Виды занятий:
1.Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей.
2.Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе: беря за основу классическую структуру физкультурного занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности.
3.Тренировочные занятия - закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.
Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре.
4. Круговая тренировка - способ организации физических занятий, используемый в основном в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому - либо пособию и упражняется на нём в течении 2 минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.
В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажеры. Этот вид занятий условно можно назвать, как занятия на тренажёрах.
5.Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
6.Занятия, построенные на музыкально - ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.
7.Наряду с проведением в течении года оздоровительной работы, целесообразно проводить занятия - походы. От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения – от 1,5 до 3-х часов, в которые включается время привалов, отдыха игр, наблюдений и т.д..
Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзаками, бутербродами, фляжками с чаем), в первую часть пути дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен. Но очень важно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. В процессе движения организуются промежуточные остановки (для наблюдений, сбором природного материала и просто подышать воздухом леса) можно предложить немного попить.
8.На участке детского сада также возможно проведение занятий с элементами спортивного ориентирования. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами.
9. Кроме выше перечисленных занятий, проводятся еще и контрольно -диагностические занятия. Оно может быть построено в виде «отбора в школу космонавтов», для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.
Способы организации детей на занятии.
Способы организации | Применение |
Фронтальный способ | Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с мячом. |
Поточный способ | Дети поточно друг за другом (с небольшим интервалом) передвигаются, выполняя упражнение (равновесие - ходьба по шнуру, гимнастической скамейке; прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия детей, устранять ошибки и главное - оказывать страховку в случае необходимости. Данный способ широко используется для закрепления пройденного материала. |
Групповой способ | Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом). |
Индивидуальный способ | Применяется при объяснении нового программного материала, когда на примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания, внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные ошибки и неточности. |
Занятия на свежем воздухе.
На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, с использованием игр с элементами спорта и подвижных игр.
В холодное время года большое внимание следует уделить эстафетам: при проведении которых дети оживлены, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, подбадривают товарищей; задания в эстафетах должны быть знакомы детям, выполняются быстро и не ждут долго своей очереди.
В весенне - летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить в занятие упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем.
При проведении занятия на открытом воздухе главное – четко и правильно организовать детей. При этом возможны варианты, например:
- одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем разделяются на пары (в играх с мячом, играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей));
- разделяются на подгруппы, при этом одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;
- разделяются на 3 - 4 группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий;
- малоподвижных детей, воспитателю необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений;
- детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности). Так же дети могут помогать в раздаче пособий, смотреть за правильностью выполнений упражнений и правил игр, и в конце занятий давать оценку своим одногруппникам (старший возраст).
При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия, привлекая к этому достаточное количество ребят и т. д.
Продолжительность занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Провести физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть и продолжить прогулку или же провести занятие в конце прогулки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ
Цели и задачи по физическому воспитанию: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.
Организационные формы работы по физическому воспитанию: разные виды занятий по физической культуре; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; активный отдых; самостоятельная двигательная деятельность детей; занятия в семье.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задачи вводной части организовать детей; возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям; создать необходимую эмоциональную настроенность; подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.
Содержание вводной части: построение; обычная ходьба; ходьба разными способами и направлениями, легкий бег, бег змейкой, бег с изменением направления и темпа движения; упражнения для формирования стопы, и на внимание; танцевальные шаги; организующая игра; перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (круг, 3 звена, в колонну по 3).
Продолжительность вводной части: Группа Продолжительность 2 младшая 1,5 - 2 мин. Средняя 2 - 3 мин. Старшая 4 - 5 мин. Подготовительная 4 - 5 мин.
Задачи основной части: обучение детей новым упражнениям; повторение и закрепление ранее пройденного; совершенствование умений и навыков детей в движениях; воспитание физических качеств.
Содержание основной части: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; основные движения - ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, лазанье и перелезание , равновесие; упражнения на осанку; подвижная игра.
Продолжительность основной части: Группа ОРУ Кол – во ОРУ ОВД П/И 2 младшая 3 - 5 мин. 4 - 5 упр. 2 - 3 мин. 1 - 2 мин. Средняя 5 - 6 мин. 4 - 5 упр. 3 - 4 мин. 2 - 3 мин. Старшая 6 - 7 мин. 5 - 6 упр. 4 мин. 3 мин. Подготовительная 6 - 7 мин. 6 - 8 упр. 3 - 5 мин. 4 мин.
Задачи заключительной части: постепенный переход от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному.
Содержание заключительной части: спокойная ходьба; малоподвижная игра; игра – хоровод; дыхательные упражнения; подведение итога занятия.
Продолжительность заключительной части: Группа Продолжитльность 2 младшая 2 мин. Средняя 3 мин. Старшая 3 - 4 мин. Подготовительная 4 - 5 мин.
Виды занятий:
Способы организации детей на занятии: фронтальный способ; поточный способ; групповой способ; индивидуальный способ.
Занятия на свежем воздухе:
Организация занятия на свежем воздухе: дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге; разделяются на подгруппы (одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд 2 - 3 упражнения); разделяются на 3 - 4 группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий; малоподвижных детей необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений; детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...
Консультация для педагогов на тему«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после нод и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться...
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Прогулка является одним из основных режимных моментов в детском саду, ее значение трудно переоценить. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всесто...
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....
Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
Консультация для педагогов на тему:«Организация и методика проведения прогулки в детском саду»....