Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)
Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети позна-ют предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получа-ют полезную информацию о разных сторонах жизни, моделируют поведение взрослых. Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. По-движные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внима-тельности, сообразительности, быстроты реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_detey_6.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района детский сад «Аленький цветочек»
Картотека подвижных игр для тетей старшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель:
Назарова Т.А.
2018г.
Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 лет
Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети позна-ют предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получа-ют полезную информацию о разных сторонах жизни, моделируют поведение взрослых. Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. По-движные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внима-тельности, сообразительности, быстроты реакций.
Ниже хочу представить картотеку подвижных игр различной интенсивности, подобранную для детей подготовительной группы.
Подвижные игры малой интенсивности
Пять шагов
Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с заданием.
! Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.
Мяч соседу
Цель игры: закреплять быструю пере-дачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется.
! Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.
Воротца
Цель игры: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.
Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.
! Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.
Запрещённое движение
Цель игры: развивать моторную память.
Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все дви-жения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.
! Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.
Зеркало
Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений.
Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.
! Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.
У кого мяч?
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза.
! Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.
Фантазёры
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавлива-ются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал пе-дагог. Отмечается самый интересный образ.
! Каждый игрок старается придумать свою фигуру.
Повтори наоборот
Цель игры: развивать пространственную координацию.
Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.
Летает – не летает
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.
! Можно построить игроков в шеренгу или в круг.
Эхо
Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.
Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог про-износит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо протягивая по-следнее слово. Например, педагог говорит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам».
! В игру можно включить дыхатель ные упражнения или звуковую гим-настику.
Подвижные игры средней интенсивности
Приветики
Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассыпную.
Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – играющие должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается; каждый ребёнок выбирает себе пару, чтобы поздороваться.
Игра проводится 5 – 6 мин.
Сбей грушу
Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.
Игроки делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»).
! Сбитым считается тот игрок-«груша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.
Озорные гномы
Цель игры: развивать быстроту реакций.
Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Игра проводится 2 – 3 мин.
Слушай – танцуй
Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций.
Дети двигаются под музыку. Музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подбирается музыка разная по ритму.
! Во время движения дети не должны задевать друг друга.
День и ночь
Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.
У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.
Игра проводится 3 – 4 мин.
Дракон
Цель игры: развивать бег с увёртыванием, прыжки.
Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» старается достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назначаются новые «голова» и «хвост».
Смелый охотник
Цель игры: развивать умение ползать и бегать.
Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На рас-стоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя дра-конов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника.
Большая черепаха
Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать.
Группа из 2 – 6 детей встаёт на четвереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат или что подскажет фантазия из подручных материалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас.
У ребят порядок строгий
Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизо-ванность и внимание.
Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!
С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.
Горячая картошка
Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.
Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля.
При передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры
Кто внимательный?
Цель игры: воспитывать внимание и организованность.
Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.
Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать и другие упражнения.
Ручейки и озёра
Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения.
Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Быстро шагай
Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.
Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.
! Нельзя бежать – шагать быстро.
Переправа на плотах
Цель игры: развивать равновесие.
Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро стано-вятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика). Затем направляю-щий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, пе-редавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «ре-ку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следу
Подвижные игры высокой интенсивности
Караси и щука
Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «ка-раси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.
! Карасям нельзя трогать камешки руками.
Линеечка
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась.
! Строиться только в своей команде, очерёдность в шеренге значения не имеет.
Охотники и утки
Цель игры: воспитывать ловкость.
Игроки-«утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится 1,5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.
! Мяч бросать в спину или ноги игрокам.
Части тела
Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность.
Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, пры-гают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.
Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и др.
Совушка
Цель игры: формировать творческое воображение.
Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.
! Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.
Рыбаки и рыбки
Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.
Игроки-«рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.
Плетень
Цель игры: воспитывать самоорганизацию.
Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится.
! Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.
Снежная королева
Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр будет полезна воспитателям и инструкторам по физической культуре...
картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
картотеки можно использовать в летний период...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста в виде карточек для фотоальбома. Для воспитателей и инструкторов по физической культуре...
картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста с указанием целей, материала и хода игр....
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
В этом материале описанны подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста.
В помощь педагогам предлагаю картотеку подвижных игр для детей старшегодошкольного возраста....
Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"
Картотека "Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста"Составитель: Тюленева Любовь Витальевна, воспитатель, высшая категория, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск...