«Картотека кинезиологических упражнений»
картотека

Цель создания картотеки: обобщить, систематизировать практический материал по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Картотека предназначена для использования воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Материал систематизирован в следующих направлениях: развитие соматогностических функций (восприятие тела), растяжки, массажи; формирование пространственных представлений; развитие артикуляционных движений и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие межполушарного взаимодействия; дыхательные упражнения; развитие тонального звукоразличения (шумовое восприятие). Рекомендуется использовать в Непрерывной Образовательной Деятельности (НОД): индивидуальной и подгрупповой работе, можно использовать в качестве динамических пауз, растяжки можно включать в двигательную деятельность, в комплексы утренней гимнастики. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия логопеды могут использовать на этапе автоматизации звуков, подключая речевой материал. Все упражнения преследуют цель – развитие интеллекта через движения, позволяют выявить скрытые способности ребенка старшего дошкольного возраста, расширить границы возможностей его мозга. Занятия с использованием кинезиологических упражнений совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и уметь постоять за себя в непростой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kineziologicheskih_uprazhneniy.docx89.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Картотека кинезиологических упражнений»

https://sun9-74.userapi.com/impf/q9hqJ1e99JehpmlXiBMyW__XhsG6_SZgYkYCHw/CB-FSwa6qwA.jpg?size=936x547&quality=96&proxy=1&sign=518e4c926e534ac0514aaf43cf253059&type=album

Картотека кинезиологических упражнений

Цель создания картотеки: обобщить, систематизировать практический материал по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Картотека предназначена для использования воспитателями, логопедами, психологами в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Материал систематизирован в следующих направлениях: развитие соматогностических функций (восприятие тела), растяжки, массажи; формирование пространственных представлений; развитие артикуляционных движений и мелкой моторики; развитие зрительного восприятия; развитие межполушарного взаимодействия; дыхательные упражнения; развитие тонального звукоразличения (шумовое восприятие). Рекомендуется использовать в Непрерывной Образовательной Деятельности (НОД): индивидуальной и подгрупповой работе, можно использовать в качестве динамических пауз, растяжки можно включать в двигательную деятельность, в комплексы утренней гимнастики. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия логопеды могут использовать на этапе автоматизации звуков, подключая речевой материал. Все упражнения преследуют цель – развитие интеллекта через движения, позволяют выявить скрытые способности ребенка старшего дошкольного возраста, расширить границы возможностей его мозга. Занятия с использованием кинезиологических упражнений совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и уметь постоять за себя в непростой жизни.

Развитие соматогностических функций (восприятие тела); растяжки.

Цель: нормализация тонуса мышц.

«Дерево». На корточках спрятать голову в колени и обхватить их руками (семена). Медленно подниматься на ноги, распрямляя туловище. Поднять руки, напрячь тело и вытянуть его вверх. «Подул ветер»: раскачивать тело.

«Бревнышко». Лежа на спине. Прокатываться «бревнышком» по полу туда и обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища. Необходимо следить, чтобы ноги, руки и тело ребенка было прямыми.

«Лучики». Лежа на спине. Поочередно напрягать и расслаблять шею, спину, ягодиц, правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, руки, кисти, бока, бедра, ноги, стопы.

Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно.

«Яйцо». Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

Массажи

Цель: улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление рефлекторных связей коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли ЦНС.

Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину, растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

«Пунктиры». Подушечки 4-х пальцев правой рук установить у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на сантиметр вперед, постепенно продвигаясь к луче-запястному суставу. Тоже проделать с левой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки на столе. Ребром ладони правой рук»и сымитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделать тоже для другой руки.

«Буравчики». Фалангами сжатых в кулак пальцев произвести движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Перекатывание орехов или шариков сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.

Прижмите ладонь к крышке стола. Сначала по порядку, затем хаотично поднимите пальцы по одному и называйте их.

Формирование пространственных представлений

Цель: развивать пространственную функцию: лево – право, верх – низ, перед - зад

«Карточки». Карточки с различными фигурами (квадрат, круг, крестик). Задания нарисуй фигуру слева или справа от вертикальной линии; положи кружок, справа от него крестик, слева от крестика поставь точку; нарисуй точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок; нарисуй квадрат, справа от него крестик, выше крестика поставь точку определи правую и левую сторону предмета. Возьми книгу обеими рукамии покажи правую, левую стороны. Определи стороны предмета, который лежит на столе.

«Мое место». Отработать понятия «лево», «право», «правее, чем …», «левее, чем …», «справа от», «слева от», «впереди», «сзади». Определи место «Я сижу…»

«Клад». В кабинете прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего. «Сделай два шага вперед, один вправо и т.д.».

«Лабиринт». Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом. Обязательно проговори вслух свои действия.

«Моя рука, твоя рука». Дети определяются в пары и, сидя лицом к др. к др. определяют сначала у себя, затем у товарища левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

«Пространство тела соседа». Прикоснуться левой рукой к правому уху соседа слева, затем правой рукой к левой коленке соседа справа и т.д.

«Пространство за спиной». Выполни действия за своей спиной: завяжи шнурки, застегни пуговицы, узнай предмет на ощупь, слепи из пластилина.

Развитие артикуляционных движений и мелкой моторики.

Цель : стимулировать работу базального ганглия лимбической системы.

Движения языком вправо-влево, вверх-вниз.

«Волна». Сначала правой рукой, затем левой двигать волнообразно каждый пальчик.

Выгибание языка, свертывание в трубочку.

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний… Упр. выполняется сначала каждой рукой отдельно.

Прокатывание «орешков» за щеками.

«Колечко». Упр. выполняется вместе в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца…) порядке.

Движения нижней челюстью вправо-влево.

Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5».

Надуть щеки, вытяни губы трубочкой, улыбка, бровки нахмурились (сдвинуть брови). Цокай языком, щелкай, посвистывай. Последовательность: 2 щелканья, 2 цоканья, 2 посвистывания. Вращай карандаш правой Руки (между большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем). Выполни в обратную сторону.

Вращать карандаш большим и указательным пальцем левой руки , большим и средним пальцем и так до мизинца.

«Горизонтальная восьмерка». Нарисуй в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом др. рукой, затем обеими руками вместе.

Развитие зрительного восприятия.

Цель: расширить пространство зрительного восприятия, повысить энергетику мозга, активизировать процесс обучения, профилактика миопии.

Зажмурить, открыть глаза /несколько раз/. Смотреть вдаль, затем перевести взгляд на близко расположенный предмет /несколько раз/.

Следи за игрушкой, не поворачивая шеи. Предметы перемещает, ребенок с усложнением: открыть рот; слегка прикусить язык.

Не поворачивая головы, пытаемся посмотреть за плечо сначала правое, затем левое.

Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз- 2 сек.) – глаза в И.П. – Пассивный выдох – пауза. Глаза влево – вдох – пауза- Глаза в И.П. – выдох – пауза.

Глаза вверх – вдох – Пауза – глаза в И.П.- выдох – пауза. Глаза вниз – вдох – пауза – Глаза в И.П. – выдох – пауза.

«Глаз – путешественник».Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

“Глазки” Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать. Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.         (6 раз)

«Слон».Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Развитие межполушарного взаимодействия

Цель: развитие мозолистого тела, повышение стрессоустойчивости, синхронизация работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, способствовать улучшению памяти и внимания, облегчение процесса чтения и письма.  

«Оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции (можно подключить проговаривание слогов с заданным звуком, счет от 1 – 10 и обратно, называть дни недели, времена года…).

«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая – на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положения рук.

«Кулак - ребро – ладонь.» Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу; пальцы в замок. Выверните рук к себе. Двигайте пальцем, который назовет педагог. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкенизий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук».

«Симметричные рисунки». Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (ничинать лучше с круглого предмета).

«Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Прыжки». На месте, одновременно двигая руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь; Ноги врозь – руки вместе; Ноги вместе – руки вместе; Ноги врозь – руки врозь.

«Прыжки». Ноги вправо-руки влево; Ноги влево- руки вправо; Ноги вправо-руки вправо; Ноги влево-руки влево.

«Рисующий слон». Наклониться головой к правому плечу, вытянуть вперед правую руку (правый хобот) и рисовать ею горизонтальную восьмерку большими мазками. Затем повторить тоже левой рукой.

«Зеркальное рисовании». На чистом листе бумаги рисуем обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы…

Дыхательные упражнения

Цель: улучшить ритмы, повысить энергетическое обеспечение деятельности мозга, профилактика соматических заболеваний, снятие стрессов.

«Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом»

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

«Надуй шарик». Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

«Ритмичное дыхание» : вдох в два раза короче выдоха.

«Задувание на снежинку». Вдох носом, выдох – ртом. Подуй, чтобы снежинка полетела.

«Дыхательные упражнения по схемам»: вдох носом – выдох носом; вдох ртом – выдох носом; вдох ртом – выдох ртом; вдох носом – выдох ртом.

Глубоко вдохнуть. Пауза.. На выдохе произноситьзвуки:пф-пф-пф.Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе : з-з-з-з. Пауза. Вдох.Пауза.на выдохе: мо-ме-мэ-му.

Развитие тонального звукоразличения (шумовое восприятие)

Цель: воспринимать, дифференцировать, называть услышанные шумы.

«Послушай тишину». Закрой глаза и послушай звуки на улице, за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.

Узнавание музыкальных инструментов. «На чем играл…».

«Шумящие коробочки». Коробочки заполненные различными материалами (песок, крупа, скрепки …) прислушайся к шуму, найди у себя такой же.

 

Расслабление и напряжение

Цель:Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо - или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматичеcком, эмоциональном, познавательном статусе ре6ёнка   на общем его развитии.

В ходе игры, подойдя к ребенку,  воспитатель должен проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Необходимо, например, показать на его собственном теле разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «руки сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае), через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела воспитатель называет поочередно части тела, останавливаясь на каждой в отдельности, — правая рука,шея,   живот, поясница, правая нога и т.д.). По позе ребенка и «волне» его дыхания можно легко определить «зажатые» места.

Ребенка просят «прислушаться» к своему телу.

«Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы  держите в руках   на плечах тяжелые гири;   поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками   переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечка  весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз». Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены на встречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. Уравновесить  чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее, другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз повернув пальцы от себя, с силой вытянуть ее, на этой чашечке весов лежит груз, медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

«Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

«Раскачивающееся дерево». По тому же принципу строится упражнение (корни — ноги, ствол — туловише, крона — руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

«Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и. п.

«Дракон» Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

«Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута, дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого человека.

«Смазка». Детям предлагается представить свое тело в виде любого механизма, который нуждается в смазке: «Я ввожу масло в твой указательный палец, чтобы смазать им все суставы твоего тела. Сосредоточься, чтобы ни один участок не остался без смазки; ведь я не вижу, все ли я делаю правильно: подсказывай мне своим телом».

«Двигательный репертуар». Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь, друг друга, самыми разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в спину и т.п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые—медленные; мягкие—жесткие; сильные — слабые; тяжелые  легкие; непрерывные — отрывистые; свободные — с сопротивлением.

«Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде: «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

Аналогичны упражнения со сменой ролей.

«Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей — на месте и рыб — с передвижением в воде. «Облако и камень»: движения тяжелые, законченные — образ камня и легкие,  непрерывные, связанные с представлением об облаке.

 «Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, ухватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрывая и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности другой. «Один» — медленно выпрямляются ноги. «Два» — ноги продолжают  расти, постепенно оживают руки, но пока висят, как «тряпочки». «Три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам). «Четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова. «Пять» — руки поднимаются вверх, ребенок смотрит вверх, солнышко  тянется к нему. Усложняя задачу, психолог может увеличивать этапы «роста» до 10—20.

«Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони, медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх, поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

«Потянулись — сломались».Руки, и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки на полу) ... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Литература:

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Творческий центр Сфера. М., 2002

Сиротюк А.Л. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание.2006. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека кинезиологических упражнений для детей с ТНР

Практический материал для воспитателей групп компенсирующей направленности...

Картотека кинезиологических упражнений

Картотека кинезиологических упражнений...

Картотека кинезиологических упражнений

Кинезиология-наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

Картотека кинезиологических упражнений

Включены различные комплексы кинезиологических упражнений....

Картотека кинезиологических упражнений для детей дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

Картотека кинезиологических упражнений.

Картотека кинезиологических упражнений. КИНЕЗИОЛОГИЯ  - наука о развитии  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием ки...