Консультация для родителей по ЗОЖ "Закаливание. Виды закаливания."
консультация

Смирнова Любовь Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по ЗОЖ

« Закаливание. Виды закаливания»

Инструктор по ФК Смирнова Л.Н.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается высокой, несмотря на успехи медицины. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из видов закаливания применяются в дошкольных учреждениях, включены в режимные моменты, являются частью физкультурных занятий.

Закаливание – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на постепенное повышение сопротивляемости организма к тем или иным неблагоприятным факторам внешней среды: холода, жары, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации. Механизм терморегуляции человека заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, при различных внешних температурах соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией.

Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце. В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры. Закаленный человек не только хорошо переносит охлаждение, у него значительно повышается устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии, обладают хорошим здоровьем, аппетитом. Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы человека, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у человека отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов:

1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

Например: постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т. д.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным. Важно помнить о принципе постепенности. Невозможно купание в открытом водоеме, если предварительно не были проведены процедуры обтирания и обливания.

3. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется.

4. Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня…

5. Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию, можно разделить на три группы:

1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных);

2 - дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья (можно пользоваться любыми рекомендациями, указанными в литературе);

3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

6. Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущими занятиями. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

7. Также важно отметить, что при проведении закаливающих процедур нужно учитывать климатические и погодные условия. Следует помнить, что неблагоприятные погодные условия не должны стать причиной отмены мероприятия закаливания, всегда можно подобрать наиболее подходящие для данного сезона, погоды.

Существует много методик закаливания детского организма. В ДОУ закаливающие мероприятия проводятся согласно под наблюдением медицинского персонала, рекомендациям врача, применимых конкретно к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей. Но тем не менее воспитатель обязан знать, уметь, понимать необходимость проведения закаливающих мероприятий.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной форме одежды в помещении и на открытом воздухе.

Закаливание воздухом - наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять гимнастические упражнения. Через 10-12 дней после начала закаливания можно начинать хождение по полу босиком, затем присоединяются водные процедуры (обтирания, обливания, душ и т. д.). Если возникает ощущение озноба, следует прекратить процедуру либо увеличить двигательную активность. Хорошо помогает при появлении озноба растирание сухим полотенцем. Важно, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе и чтобы помещения, в которых они находятся, всегда хорошо проветривались. Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка. Прием ребенка в детский сад ежедневно проводится на улице, если на улице нет сильного ветра и дождя. За это время дети играют в спокойные игры на участке, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, проводятся наблюдения за природой, беседы. Утренняя гимнастика также проводится на улице (за исключением зимы, ненастной погоды – в хорошо проветриваемом помещении, в облегченной одежде). Когда на улице тепло, то снимаем куртки, шапки, перчатки, расстегиваем пояса, развязываем шарфы. Во время проведения гимнастики на улице особое внимание уделяем правильному дыханию. Придя с прогулки, дети обязательно переодеваются (в зависимости от температуры воздуха в групповой комнате дети одевают облегченную одежду). Эти переодевания способствуют закаливанию организма детей. Дети не перегреваются в помещении.

Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15о С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15о С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.

Во время одевания на прогулку, следим, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подборе подвижных игр с чередованием малоподвижных игр, проведении гимнастических упражнений, направленных на развитие двигательной активности, организованная трудовая деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организация сюжетно – ролевых игр, проведение индивидуальной работы с детьми с учетом возрастных особенностей).

После дневного сна проводим закаливающую гимнастику. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений, например«Подними карандаш»«Сложи платочек»«Прокати мяч»«Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18о градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

После гимнастики дети обтирают лицо, руки до плеча, шею, грудь мокрыми руками, затем растирают полотенцем досуха. Обязательно обращаем внимание на состояние ребенка. Если есть насморк, кашель или только пришел после болезни, то процедура обтирания для них не проводится, происходит замена на другое мероприятие закаливания.

В ДОУ три раза в неделю проводятся физкультурные занятия, одно из них на улице. Переодевание для занятий также способствует закаливанию организма, так как некоторое время он получает воздушную ванну. В нашем ДОУ проводятся спортивные досуги, развлечения, праздники (зимой в зале).

Закаливание водой. Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающее влияние. Температура воды постепенно снижается (с 29-30 до 22-20 на 2 через каждые 5-6 дней). Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти рук, затем шею и руки до локтя.

Обтирание можно проводить круглый год утром после зарядки. Для этого махровую варежку опускают в воду, отжимают ее и быстро смачивают руки и ноги, затем шею, спину, ягодицы, грудь, живот. После этого растирают тело сухим полотенцем до легкого покраснения. Температура воды в первые дни для детей 33-31 градус с постепенным понижением воды на 1 градус в течении 6 дней до 23-20 градусов (с учетом возрастных особенностей).

Более сильное закаливающее действие оказывают обливания. Температура воды для обливания должна быть такой же, как и для обтирания. Особенно полезно проводить обливания в летнее время после солнечных ванн. Важно отметить, что обливание проводят только со здоровыми детьми. Обливание ног проводится при температуре воздуха в помещении не ниже 20 градусов. Вначале температура воды 30 градусов, постепенно ее доводят до 20 – 18 градусов (с учетом возрастных особенностей детей, затем обтирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Также контрастное обливание ног способствует укреплению, закаливанию организма (с 36 постепенно снижая температуру холодной воды до 20 градусов). Купание в открытых водоемах – одно из любимых детьми закаливающих мероприятий. При купании одновременно действуют воздух, солнце и вода. Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, мышечной, сердечно - сосудистой и других систем организма. Купание в открытых водоемах должно строго контролироваться. Начинать купаться следует в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25 градусов, воды 23. Продолжительность купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем время увеличивается до 5-10 минут. После купания детей обтирают полотенцами и предлагают игры в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Солнечные ванны. Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). Однако в городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для принятия солнечных ванн остается утреннее время. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима. Так как дети летом проводят основное время на улице, то перед педагогом стоит важная задача в организации деятельности детей (подбор разных игр, упражнений двигательной активности, трудовой деятельности, игры с песком, водой, наблюдений и т. д.) Специальные методы закаливания – полоскание полости рта водой комнатной температуры.

Гимнастика после сна и закаливание». Профилактически-закаливающее мероприятие с детьми 3–5 лет

 Цели:

обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности;

закреплять навыки проведения самомассажа рук, носа, ушей,активизируя биологически активные точки;

проводить профилактику плоскостопия;

формировать правильную осанку;

осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босоножье, кратковременное воздействие холодной водой — обширное умывание (рук, лица, шеи, груди);

закреплять умение осознанно, активно, с должным мышечным напряжением выполнять все виды движений;

воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать, выполнять разнообразные упражнения, подвижные игры.

Материал: дорожки "Здоровья" с различными раздражителями.

Время проведения: после дневного сна.

Место проведения: спальня, групповая комната.

ХОД:

1. Гимнастика-побудка

Воспитатель

- Эй, ребята, просыпайтесь!

Вам вставать пришла пора.

Потянитесь. Улыбнитесь

На живот перевернитесь.

А теперь опять на спину,

Потянулись еще раз.

Вдох и выдох. Вдох и выдох

Повторим еще раз.

Поднимите ноги вместе,

Опустите на кровать.

Руки в стороны расставьте

Хватит спать! Пора вставать!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

2. Ходьба по дорожкам здоровья с различными раздражителями

Мы стараемся, стараемся

Физкультурой занимаемся!

Пусть будут руки крепкими,

Пусть будут ноги сильными.

Мы будем все здоровыми,

Веселыми, спортивными.

3. Общеразвивающие упражнения

1. «Пловцы»

И. П. основная стойка, руки развести вперед «плывем» (повт. 6-7 раз)

2.»Футболисты»

И. П. ноги на ширине плеч, руки за спиной.

- поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене (повт. 6-7 раз)

3.»Штангисты»

И. П. основная стойка Приседания, руки сжаты в кулачки (повт. 6-7 раз)

4.»Бегуны» - бег на месте высоко поднимая колени

4. Дыхательная гимнастика

И. П. основная стойка

1 - руки опущены, глубокий вдох носом

2-5 – на выдохе произнести «Ах» (5 раз)

5. Самомассаж

И. П. – сидя на коврике «по-турецки»

• «Погреем ручки»

Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

• «Лепим лицо»

Поглаживать лоб, щеки и подбородок.

• «Для губ»

Указательными пальцами прижать крылья носа, поворачивать влево вправо.

• «Лепим ушки»

Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.

• «Рисуем глазки»

Указательными пальцами лёгкое поглаживание век.

• «Рисуем бровки»

Указательными пальцами с нажимом «рисуем» брови.

Чтобы быть всегда здоровым,

Нужно очень много знать,

Надо правильно питаться

Всегда спортом заниматься.

Затем дети идут одеваться и расчесываться

Консультация по закаливанию

 «Закаливание в летний период»

Закаливание - мощное оздоровительное средство, которое уменьшает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.

Первое условие закаливания — процедуры проводятся не от случая к случаю, а систематически каждый день. Второе условие — продолжительность процедур увеличивается постепенно. Третье условие — обязательно учитывается состояние здоровья и эмоциональное состояние ребенка.

Начинать закаливание лучше в теплое время года. При ухудшении состояния ребенка после закаливания его следует прекратить. Эффект от закаливающихпроцедур достигается за 2-3 месяца. В случае болезни ребенка, закаливающиепроцедуры возобновляют по щадящему режиму через 1-2 недели после полного выздоровления.

Закаливание организма рекомендуется начинать с воздушных ванн. Выполнять такие процедуры лучше утром в сочетании с утренней гимнастикой.

Воздушные закаливания:

- воздушные ванны при переодевании ребенка и во время утренней гимнастики.

- сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха (открытые форточки).

- поддержание оптимального температурного режима в помещении (+ 18. 20 градусов).

- ежедневные прогулки на свежем воздухе по 3-4 часа в любую погоду.

Одежда должна быть легкой, не стесняющей движений с минимальным содержанием искусственных материалов.

Закаливание водой:

- мытье рук после сна теплой водой, затем — попеременное умывание рук до локтей, лица, шеи, теплой и прохладной водой.

- полоскание горла кипяченой водой с постепенным снижением температуры с 36 до 22 градусов на 1 градус каждый день.

Еще один из эффективных факторов закаливания — солнце. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон. Солнечные ванны лучше принимать утром до 11 часов. Начинают с 5 -10 минут, доводя до 2-З часов. Солнечные ванны целесообразно сочетать с активными движениями.

Закаливание детей дошкольного возраста включает в себя хождение босиком.

Прибавляйте, по 1-2 минуте в день и это тоже будет закаливание. Летом можно выпускать побегать ребенка босиком по траве, песку или нагретым камушкам на речке. Применение такого естественного массажа стоп не просто закаливает, но и оздоравливает организм. Так как действие поверхности благотворно отражается на работе внутренних органов.

«Рижский метод закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста»

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, создание условий для систематического закаливания организма Рижским методом. В чем заключается рижский метод закаливания? Название данной методики пришло к нам из Прибалтики. Дети, целыми днями бегающие по песку и в прохладной воде Рижского взморья, крайне редко болеют простудными заболеваниями. Работники дошкольных заведений отметили этот факт и решили сымитировать те же условия для детей в детском саду.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Процедура состоит в следующем.

Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, и другие упражнения в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу. Дети проходят по "Дорожке Здоровья", которая представляет собой полосу из ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

Механизм действия: Механический и химический через термо и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение “игру”, периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Оборудование: 3 фланелевых коврика,

а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,

б) с нашитыми палочками.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Закаливание

Закаливание — это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования механизмов адаптации.

Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы — солнце, воздух и вода — действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха. В помещениях для детей его температура не должна превышать 20 (это максимум для детей раннего возраста) и 18 (для дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо специально изменять в определенном диапазоне — от 16 до 23. Заметим, что температурный режим зависит от вида деятельности детей: при активных мышечных действиях (подвижные игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при спокойных действиях — более теплым. Следует с самого раннего возраста постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной марлей.

Одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой, позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает работоспособность, улучшается работа сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез.

Основу традиционного метода воздушных ванн для закаливания детейсоставляет постепенное снижение температуры воздуха от + 20 до + 10 с разной длительностью пребывания детей в облегченной одежде.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных рецепторов, которые непосредственно связаны со слизистой оболочкой дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.

Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует поощрять это. Однако, начиная такое закаливание, нужно соблюдать определенную последовательность. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом — по траве на лесной поляне или по песку у реки. Порой родители запрещают детям ходить босиком из опасения, что они заразятся грибковыми заболеваниями. Такие страхи безосновательны, так как грибки могут проникать только во влажную и изнеженную кожу. Простое и надежное профилактическое средство — после прогулок босиком вымыть ноги с мылом.

Успешно применяется в массовой практике нетрадиционный методконтрастных воздушных ванн, который может применяться и в детских садах и дома. В домашних условиях эта процедура выглядит следующим образом.

Проснувшись раньше, чем обычно и укрыв ребенка одеялом, мама открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15 – 14 С. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и температура повышается до 22. Далее под веселую музыку проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке (через 2 – 3 недели — без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной комнаты в теплую и обратно в течение 5 – 6 минут. Такие контрастные воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением разницы температур воздуха в комнатах до 15 – 20. Летом в одной из комнат устраивается сквозное проветривание или используются вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.

Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть — при соблюдении правил их выполнения — солнечные ванны, обладающие многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное значение состоит в бактерицидности (многие бактерии и вирусы под воздействием прямых солнечных лучей погибают, в повышении сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее, при длительном пребывании на солнце, особенно без движения (как это присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу моря, возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.

Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а также светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при температуре воздуха +20 и более не должны превышать 7 – 10 минут. Через 3 – 5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8 – 10 минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в реке или море с интервалами в 15 – 20 минут.

Полезно принимать солнечные ванны в движении — в подвижных играх или занимаясь физкультурными упражнениями. На голове ребенка должна быть легкая шапочка.

Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной радиации в горах.

Более сильным, чем воздух, закаливающим средством является вода, теплопроводность которой в 28 раз выше. Для закаливания воду также применяют с древнейших времен.

Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко вторым — умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении температуры воды (до 0,5 – 1 мин, а также полоскание горла — сначала теплой, затем прохладной водой.

Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у него радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой, затем теплой и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоравливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25 – 28 и воды не менее 22.

Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных ванн с поочередным погружением ног ребенка в тазы с водой разной температуры (34 – 36 и 18 – 20).

Одна из удобных и требующих не много времени методик контрастного душа такова. После утренней зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой водой в течение 30 – 40 секунд, затем температуру воды снижают на 2 – 3, а время ее действия сокращают до 15 – 20 секунд. Далее такие чередования приемов теплого и прохладного душа повторяют 2 – 3 раза. В первых процедурах температуру воды определяют водным термометром, затем — «на глазок». Через 3 – 4 дня время обливаний менее теплой водой доводят до 30 – 40 секунд. Через 8 – 10 дней разницу в температуре воды увеличивают на 3 – 4 градуса и так постепенно в течение 3 – 3,5 месяцев разницу в температуре горячей и прохладной воды доводят до 20 у дошкольников и 24 — у школьников (т. е. 40 – 42 и 18 – 20). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем.

Имеющийся опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Основу оздоровительного эффекта бань, издавна популярных в нашей стране, также составляют контрастные температурные воздушные и водные процедуры. Насколько показаны посещения бань детьми и подростками, полезны ли они для их здоровья? Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей очевидностью показывает, что и русская парная баня, и финская сауна помогают закалке как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников. Конечно, для последних и младших школьников должен создаваться более щадящий режим, особенно при первых посещениях. Так, температура в парилке должна быть в пределах 65 для дошкольников, 75 — для младших школьников. Соответственно время нахождения в ней — 5 – 7 минут. За одно посещение ребенок может побыть в парной 2 – 3 раза, чередуя посещение с приемами прохладного (20 – 25 0) душа в течение 20 – 30 секунд. По мере повторения процедур температуру воздуха в парилке можно увеличить до 80, а время пребывания в ней — до 7 – 8 минут. Дети старшего школьного возраста могут находиться в парной вместе со взрослыми, однако лишь на нижней полке и все же меньше времени, чем они.

Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей — в содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль закаливания детей.»

Закаливание ребенка имеет огромную роль в формировании здоровья детей. Закаливание водой, воздухом, солнцем - все это приводит к закаляющим свойствам, главное правильно выбрать методику закаливания, и...

Консультация для родителей: «Контрастное и нетрадиционное закаливание» Воронина Елена Валентиновна

Закаливать ребенка полезно и даже необходимо. Закаленные дети меньше болеют,  у них хорошее настроение и  иммунитет. Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить мног...

Консультация для родителей второй младшей группы "Закаливание детей дошкольного возраста"

Закаливание - это образ жизниГиппократПод закаливанием следует понимать повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (повышенная или пониженная ...

Консультация для родителей «Плавание как средство закаливания детского организма»

Плавание как средство закаливания детского организма О пользе плавания известно с давних времен. Воду считали источником здоровья, бодрости, молодости и красоты. Плавание как вид спорта эффективн...

Консультация для родителей по физическому развитию "Закаливание детского организма"

1. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья, профилактика многих заболеваний. 2. Эффективные способы закаливания ребенка - дошкольника. 3. Условия эффективного закаливания. 4. Принципы о...

Консультация для родителей. Средства и методы закаливания ребенка

     Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы (воздух, солнце, вода). Воздух действует на организм своей температурой, содержанием влаги, движением части...