КГН
статья
привитие гигиенических навыков малышам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn_1.docx | 18.32 КБ |
samoobsluzhivanie_1.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование культурно- гигиенических навыков | |
"Водичка, водичка!" Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Оборудование: две куклы. Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!" | "Вымой руки" Цель: учить ребенка мыть руки. Оборудование: заяц резиновый. Ход занятия: взрослый обращается к ребёнку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребёнку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребёнка. |
"Сделаем лодочки" Цель: учить ребёнка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого. Ход занятия: взрослый обращает внимание ребёнка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
Затем ребёнку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребёнка на положение рук. | "Умывалочка" Цель: учить ребёнка умываться. Оборудование: зеркало, полотенце. Ход занятия: взрослый приводит ребёнка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребёнку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: «Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей!» В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребёнок, посмотри на себя в зеркало!" |
"Делаем прическу" Цель: учить ребёнка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла. Ход игры: взрослый демонстрирует ребёнку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребёнка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребёнку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребёнка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла. | "Фонтанчики" Цель: учить ребёнка полоскать рот. Оборудование: стакан. Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: «Наберем водичку в рот – пусть фонтанчик оживет!» Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребёнку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребёнка. |
"Кукла заболела" Цель: учить ребёнка пользоваться носовым платком. Оборудование: кукла, носовые платки. Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку: «Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!» Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие. | "Носики-курносики" Цель: учить ребёнка пользоваться индивидуальным носовым платком. Оборудование: индивидуальные носовые платки. Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие: «Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).» Взрослый просит каждого ребёнка показать, как он умеет пользоваться носовым платком. |
"Мыльные перчатки" Цель: учить ребёнка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце. Ход занятия: взрослый подводит ребёнка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребёнку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребёнка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребёнку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек: Например: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!» В конце игры взрослый хвалит ребёнка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребёнка. | "Почистим зубки" Цель: учить ребёнка чистить зубы. Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало. Ход занятия: взрослый просит ребёнка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребёнку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку: «Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!» В конце игры взрослый вместе с ребёнком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребёнка. |
Предварительный просмотр:
Игры на формирование навыков самообслуживания | |
"Приведи куклу в порядок" Цель: формировать у ребёнка интерес к самостоятельным действиям при одевании. Оборудование: кукла, кукольная одежда. Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребёнка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребёнку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия. | "Оденемся на прогулку" Цель: учить ребёнка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки. Оборудование: одежда ребёнка. Ход занятия: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребёнок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки. |
"Найди пару" Цель: учить ребёнка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла. Ход игры: взрослый вводит ребёнка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребёнку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребёнку примерить Маше найденную обувь. | "Оденем кукол" Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания. Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски. Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске. |
"Обед у кукол" Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду. Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы. Ход игры: взрослый просит ребёнка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребёнку посадить кукол за стол и угостить обедом. | "Убери со стола" Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. Оборудование: посуда, щетка, совочек. Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребёнку дается возможность действовать самостоятельно. |
"Вымой посуду" Цель: формировать у ребёнка самостоятельные действия: учить мыть посуду. Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика. Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребёнка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребёнку предлагается вымыть свою тарелку. | "Подготовь постель ко сну" Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребёнка расстилать свою постель. Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало. Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им. |
"Почистим туфли" Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой. Оборудование: обувь, щетка. Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку: «Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три! Будут чистыми они - раз, два, три!» Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки). | "У нас порядок" Цель: вызвать у ребёнка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол. Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки. Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате. |