Мастер-класс "Адаптация детей к детскому саду"
материал

Тодирашко Олеся Михайловна

Адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида                                                                      Кировского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс на тему: «Адаптация детей раннего возраста в детском саду»

Старший воспитатель:

Тодирашко Олеся Михайловна

Санкт-Петербург

2020

2 слайд

Цель мастер-класса:

Распространение педагогического опыта работы с детьми раннего возраста в адаптационный период к дошкольному учреждению.

Задачи:

1.Повышать компетентность педагога в области адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

2. Познакомить педагогов с играми, которые способствуют скорейшей и безболезненной адаптации.

Ход мастер-класса

Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы поделиться своим опытом работы в группе раннего возраста. Считаю, что она актуальна в наши дни, ведь нам доверяют самое дорогое, что есть на свете-это дети. Тем более, что дети раннего возраста и родителям вдвойне тяжелее расставаться с ними, даже на несколько часов.

Отрыв от дома, близких и родных, и встреча с новыми взрослыми и детьми переживаются малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, безтравматичным. Рано или поздно вам всем придется столкнуться с такой проблемой как АДАПТАЦИЯ.

Итак, начнём.

(3слайд)

Что такое адаптация?

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке.

Адаптация в детском саду – это вхождение ребёнка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения в обществе,приспособление к условиям пребывания, способность к самоконтролю,самообслуживанию.

(4 слайд)

В детском саду ребенку нужно привыкнуть:

• К новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;

• К новой обстановке, помещениям, мебели, игрушкам;

• Обществу своих сверстников;

• Новой пище и условиям еды;

• Новой обстановке для сна;

• К новому режиму

(5 слайд)

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:

1. Возраст ребёнка;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

7. Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;

8. Шумовой фон в группе детского сада;

9. Стабильность воспитательного состава.

(6 слайд)

Рассмотрим виды адаптации (лёгкая, средняя, тяжёлая)

(7 слайд)

Легкая адаптация

Поведение - нормализуется в течение 1 недели.

Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается.

Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

Адаптация проходит в течение 1 месяца.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

(8 слайд)

Средняя адаптация

Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков.

Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

Сон - восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

Адаптация проходит в течение 1,5 -2 месяцев.

Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

(9слайд)

Тяжелая адаптация

Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

Аппетит - длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается, отказ от сна.

Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

Адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

(10 слайд)

Необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребенка к условиям ДОУ прошел как можно мягче. Успешная адаптация зависит от многих факторов (их мы уже рассмотрели), а также от грамотных действий родителей и сотрудников детского сада.

Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

(11 слайд)

Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания.Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.

(12 слайд)

Например, приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.

(13 слайд)

Почему палец во рту?

(14 слайд)

Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот.

Такое переключение на древнюю пищевую реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции.

Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры:

(15 слайд)

нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками, упражнения для кистей рук и пальчиковые гимнастики.

(16 слайд)

Например, воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя.

Ритмично хлопают в ладоши.

Грозят указательным пальцем.

(17 слайд)

Полезны в использовании массажные мячики. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На ладони взрослого появляется необычный шарик. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривают его. Оказывается, что он похож на ёжика. Взрослый аккуратно кладет шарик на ладонь ребенка, прокатывает «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаясь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия можно сопровождать стихами:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и обще-оздоровительный эффект.

(18 слайд)

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха.

(19 слайд)

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, воспитатель может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».

(20 слайд)

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком.. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

(21 слайд)

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

(22 слайд)

Воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнямикартотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

Водичка, водичка,

Умой Кате, ручки, личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

***

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку надели.

А потом и куртку

Для длительной прогулки.

Раз,два,три,четыре,пять

Собираемся гулять.

***

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

***

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

***

Баю-баю,баиньки

В огороде заиньки,

Зайки травушку едят

Деткам спать велят

***

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже.

***

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять –

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

***

Не, плач,

Успокаивая плачущего малыша, прижмите его к себе, обнимите и погладьте по головке.

Не плач, не плач,

Куплю тебе калач

Не хнычь, не ной

Куплю другой,

Слезы утри,

Дам тебе три.

***

Что-то болит!

Обнимаем и ласково поглаживаем ребенка.

У лисы болит,

У медведя болит,

У волка болит,

А у детки (имя ребенка) не болит:

Всё у детки (имя ребенка) пройдет

Всё заживёт!

(23 слайд)

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на коленях дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

(24 слайд)

Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

(25 слайд)

Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

(26 слайд)

Требования к играм, проводимым в адаптационный период

• они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

• всем детям предлагаются одинаковые предметы;

• инициатором игры выступает взрослый.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши,обыгрываются песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки», если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. Игры быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом.

Например, воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки

-А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

-Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите мне ваши

Головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики.

Кружатся. Показывают названные части тела.

- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.

Если воспитатель наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.

- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

объятия к воспитателю.

(27 слайд)

Чему может научить взрослый? Главное, что может сделать взрослый,-это научить его играть с другими детьми. Важно знать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Организуя совместную игру, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу- легко подражают действиям, заряжают его эмоциями и настроением.

(28 слайд)

Сегодня, я хотела бы предложить вам побыть в роли моих малышей и чуть-чуть поиграть.

Я подобрала игры, которые считаю более эффективными и интересными в период адаптации.

(29 слайд)

Первая игра называется «Паровозик»

Я буду вашим паровозиком, а вы мои вагончики. Стали друг за другом, прицепились вагончики крепко-крепко и поехали. Ехали-ехали и приехали на полянку, где скачут зайки(попрыгали), а теперь прилетели на полянку красивые бабочки (машут крыльями и бегают по залу). Затем, сели опять все на паровозик и возвращаемся в детский сад. Для большего эффекта использую музыкальное сопровождение (Мантессори «Паровозик»)

Цель этой игры заключается  том, что б помочь детям преодолеть стрессовые состояния в период адаптации, дать ощущение того, что все мы единый паровозик. Развивать навыки взаимодействия друг с другом.

(30 слайд)

Следующая игра, которую я хочу вам предложить называется «Красивые бабочки». Нам понадобятся прозрачные платочки и так же музыкальное сопровождение.

Целью этой игры является регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности.

Итак, накрываем голову прозрачным платочком, ребёнок спрятался, но в тоже время всё видит. Можно параллельно поиграть в игру «Где мои детки?» Спрятаться и спросить «А где же детки? Ку-ку! Вот они!» Затем предложить ребятам превратиться в бабочек, опустить  платок на плечи и с сопровождением стихотворения продолжить игру:

Бабочки на листочках сидели

Ветер дунул-полетели.

Мы летели, мы летели

На цветочек тихо сели.

Ветер снова набежал

Высоко нас поднял.

Он вертел нас и кружил

И на землю опустил.

(выполняем движения, согласно стихотворению)

После того, как ветерок бабочек опустил на землю, можно предложить детям потянуться, раскрыть крылышки и расслабиться, лёжа на коврике.

(31 слайд)

Третья игра, которую я использую в своей работе называется «Весёлые лягушата». Её цель заключается в снятие психоэмоционального напряжения. Обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций. Для проведения этой игры вам потребуется игрушка какой-нибудь птички и бумажные салфеточки на каждого ребёнка. Как и в предыдущих играх всё сопровождаем словами и музыкой. Для этой игры можно привлечь в процесс помощника воспитателя, что б он выполнял роль птички, которая будет охотиться на лягушат.

Все ребята превращаются в лягушат и кладут перед собой листик бумаги, присаживаются.

Я произношу такие слова:

В тихом пруду жили весёлые лягушата. Они любили греться на солнышке и разговаривать. Можно спросить у детей «Как разговаривают лягушата?» «Ква-ква». Однажды, на пруд прилетела птичка и захотела съесть лягушат, но они оказались очень шустрыми, взяли свои листочки, смяли их в комочек и забросали или птичку. Птица улетела. А лягушата уже ничего не боялись.

После игры можно предложить детям убрать салфетки за собой, приговаривая «Собираем быстро-быстро, собираем чисто-чисто». Детям это тоже очень нравится.

(32 слайд)

На смену эмоционально возбужденных игр, приходит более спокойная и расслабляющая игра , такая как «Лёгкое пёрышко»

Природой заложено возможность саморегуляции, когда на смену процесса напряжения приходит процесс расслабления.

Для этой игры нам необходимы пёрышки на каждого ребёнка и спокойная тихая музыка.

Пёрышко пушистое на ладонь кладу

Пёрышком пушистым по носу проведу

Шейку я поглажу пёрышком своим

Буду дуть на пёрышко воздухом моим.

(33 слайд)

Ещё один не мало важный момент в нашей работе, это работа с родителями детей раннего возраста.

(34 слайд)

Исследования ученых (Э. Торндайк, И. П.Павлов, В. Штерн) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

(35 слайд)

Когда лето подходит к концу и многие дети пойдут в детский сад первый раз, для нас – взрослых понятно, что это такое. Что там происходит, а для ребёнка это что-то новое и неизвестное. В связи с этим у многих родителей это вызывает тревогу и беспокойство.

Это хорошо иллюстрирует одна забавная история.

Однажды мама привела сою дочку первый раз  детский сад. И говорит воспитателю: «Это Машенька!» Воспитатель берёт девочку за ручки и говорит: «Хорошо Машенька. Проходи, выбирай себе шкафчик!» Маша выбрала шкафчик, который ей больше всего понравился и тоненьким, перепуганным, дрожащим голосом говорит: «Пока, мамочка!» Залазает в шкафчик и закрывает дверцу.

Всё это произошло, потому что родители не объяснили ребёнку, что такое детский сад, что там делают дети и зачем он нужен.

 И тогда, им на помощь приходите вы. Именно вы должны помочь родителям преодолеть боязнь и нежелание ребёнка идти в детский сад.

(36 слайд)

В связи с этим, я хочу поделиться с вами пятью простыми и интересными играми для подготовки детей к детскому саду. В эти игры родители могут играть с малышом до прихода ребёнка в детский сад.

  1. «Мамины поцелуйчики»

Когда родители привели ребёнка в детский сад, нужно положить ему в карман множество поцелуйчиков. В течении дня, ребёнок достает их по одному, когда ему нужно будет почувствовать теплоту мамы, заботу. Можно эти поцелуйчики прятать под подушку перед сном.

  1. «Игрушка хочет в детский сад»

В данном случае не мама разговаривает с ребёнком, а игрушка, которая тоже ходила накануне с ребёнком  детский сад. Игрушка рассказывает о том, что же её понравилось в детском саду и как она с нетерпением ждёт утра, что б снова отправиться к ребятам, охватывая все положительные моменты, главное что б это было интересно и эмоционально. (Например, понравился большой красный грузовик, или домик на площадке, или каша на завтрак).

  1. «Сказка»

Родители должны рассказать ребёнку перед сном, что в детский сад всегда приходит сказка или сказочный герой (Например, Фея или Гномик) и оставляет всегда в шкафчике какой-нибудь сюрприз. Ребёнок каждое утро будет с удовольствием бежать в детский сад, что б посмотреть какой же сюрприз ему приготовила сказка сегодня. Родители с вечера должны положить в шкафчик какую- нибудь или игрушку, или заколку, или наклеечку и т.д.

  1. «Волшебные превращения»

Если ребёнок утром не хочет идти в детский сад. То нужно предложить ему перевоплотиться в какого нибудь положительного героя, обязательно с какой-нибудь миссией (спасение, помощь)

  1. «Живое письмо»

Эта игра похожа на первую «Мамины  поцелуйчики». Ребёнок дома вместе с мамой рисует послание (сердечко, дорога домой, маму и т.д.), нужно свернуть и положить в кармашек и тогда, когда ребёнку станет грустно, он всегда сможет достать и прижать к себе этот рисунок, вспомнить моменты и будет знать, что мама где-то рядом и обязательно его заберёт.

(37 слайд)

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

(38 слайд)

Спасибо за внимание и  за помощь. Я надеюсь вам понравились игры и вы обязательно будете использовать их в своей работе.

Надеюсь, мой сегодняшний мастер-класс поможет вам в работе. И хочу, в память о нашей встрече подарить вам небольшие сувениры.

Лёгкой вам адаптации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей к детскому саду "Здравствуй детский сад"

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи, решаемые проектом:-преодоление стрессовых состояний у детей р...

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...

Сценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮСценарий праздника ко Дню защиты детей в детском саду. Воспитатель:Туртаева СЮ

Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей.&rdquo...