Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии
Для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика – основополагающее звено
здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Освоение фонетической системы родного языка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, а взрослые не всегда улавливают на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся. Чаще вызывают затруднения у детей свистящие (с, сь, з, зь, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные звуки (р, рь, л, ль). Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Сверстники замечают дефекты речи, посмеиваются, взрослые постоянно делают замечания, и в школьных тетрадях появляется масса необычных ошибок. Ребенок начинает стесняться участвовать в праздниках, рассказывать стихотворения, общаться с детьми и взрослыми.
Ребенку нужно умело и вовремя помочь, не ограничиваться критическими замечаниями и требованиями говорить лучше. В одних случаях требуется специальная логопедическая помощь, в других достаточно консультаций учителя - логопеда. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, а также от индивидуальных особенностей ребенка. Участие родителей в этой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по звукопроизношению: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, рисование, художественное слово и другие виды деятельности, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления.
Занятия с ребенком рекомендуется проводить систематически, не менее 3 раз в неделю, подкрепляя ежедневными 2-3 - разовыми кратковременными упражнениями. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия родителей в этой работе. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми. Основная цель - включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении возможно развить внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценить качество воспроизводимых в собственной речи звуков, научить узнавать и различать звуки и сформировать речедвигательные навыки.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются ребенком постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (артикуляционных укладов), необходимых для правильного произношения звуков. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, советую педагогам всех возрастных групп проводить артикуляционную гимнастику с воспитанниками как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. Проводить гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3-5 минут. Артикуляционную гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально. При отборе материала необходимо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполнять сидя или стоя перед зеркалом, так чтобы дети видели лицо педагога и свое лицо. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Работу над каждым упражнением необходимо проводить в определенной последовательности:
- рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке);
- показ педагогом упражнения;
- выполнения упражнения детьми перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения, указание на ошибку;
- выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
При выполнении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие требования:
- Проводить гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
- Соблюдать последовательность от простого к сложному.
- Вводить по одному новое упражнение.
- Новое упражнение не вводить, пока не отработаны предыдущие упражнения.
- Для закрепления использовать новые игровые приемы.
- Движения проводить неторопливо, ритмично, чётко.
- Чаще сравнивать образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
- Выполняя упражнения для языка, использовать ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка.
- Помнить - гимнастика не должна надоедать ребёнку.
- Следить, чтобы ребенок не уставал.
Не всегда ребёнок точно ощущает, где должен находиться в данный момент язык и если какое-то упражнение у него не получается, используется механическая помощь (шпатель и зонды). В таком случае шпателем, зондом или чистым, продезинфицированным пальцем взрослый проводит ребенку по месту, которое ребенок не может ощутить (например, у бугорков за верхними резцами или у основания нижних резцов). В начале работы может быть напряженность движений речевых органов языка, губ. Необходимо выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными:
- в 3 - 4 года дети должны усвоить основные движения;
- к детям 4 - 5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний;
- в 6 - 7 - летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
Эффективно использовать в комплексах фотографии ребенка и картинки-символы, которые помогут педагогу и самому ребенку выполнять упражнения более качественно, увлекательно и с интересом. Картинка-образ и фотография дается ребёнку для того, чтобы он знал какое упражнение и как он должен выполнять, а подробная запись для родителей, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упражнений у ребенка развивается внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.
С целью удобства работы педагогов, все комплексы целесообразнее оформить в альбоме. Руководствуясь принципом преемственности перехода воспитанников из младшего дошкольного возраста в старший. Альбомы рационально оформить в едином стиле.
- Комплекс № 1 - статические упражнения для языка;
- Комплекс № 2 - статические упражнения для губ;
- Комплекс № 3 - динамические упражнения для языка и губ;
Комплекс № 1 и комплекс № 2 рекомендуется проводить с детьми младшего дошкольного возраста, а комплекс № 3 – с детьми старшего дошкольного возраста и учениками начальной школы.
Данные комплексы могут использоваться учителями - логопедами, воспитателями, родителями и учителями начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...