Инновационная форма работы в ДОУ "Степ - аэробика"
учебно-методический материал (старшая группа)
В данной работе прописана актуальность, цель,задачи, педагогические принципы, преимущества степ- аэробики, методические рекомендации. основные правила техники выполнения на степ - платформах. А также прописана практическая часть ( упражнения,подвижные игры и основные базовые шаги в степ - аэробике).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кизнерский детский сад № 4»
Инновационнная форма работы в ДОУ
«Степ – аэробика»
Подготовила:
Чернышова Т.Н.
воспитатель
l квалификационной категории
п.Кизнер
2020 г.
Теоретическая часть:
Актуальность
Забота взрослого человека о здоровье ребёнка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские сады, продолжает оставаться высокой.
Воспитывать бережное и уважительное отношение к здоровью необходимо начинать с раннего детства. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно растет и развивается, у него формируются навыки основных движений, приобретаются базовые физические качества и вырабатываются привычки здорового образа жизни. Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, они только на занятии по физической культуре могут дать волю энергии, заложенную в них. Поэтому необходимо внедрять в работу детского сада новые формы двигательной активности.
Степ – аэробика – новая для детского сада форма двигательной активности. Занятия с детьми дошкольного возраста степ - аэробикой - это уникальная возможность не только удовлетворять их двигательную активность, но и развивать у них координацию, ловкость и чувство равновесия. Дети делают большие шаги в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Они приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности и целеустремлённости.
"Step" в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце XX века Джина Миллер разработала новую методику – степ-аэробику. Она приспособила ее для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джин Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлёк миллионы людей, поддерживающих своё тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ-аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни. Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см. Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.
Цель: Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством степ – аэробики.
Задачи:
- Развивать быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка;
- Формировать навыки правильной осанки;
- Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые движения под музыку;
- Поддерживать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
Педагогические принципы:
- Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.
- Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку.
- Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
- Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения со взрослым и сверстниками.
- Творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
- Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Новизна:
Степ - аэробика позволит добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей.
Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактика плоскостопия и нарушений осанки.
У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, быть здоровым и бодрым).
Преимущества степ-аэробики:
- В степе используются те же упражнения, что и в классической гимнастике.
- Все они направлены на тренировку мышц сердца, на выработку лучшей координации движений.
- Огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
- Степ-аэробика воздействует на тело комплексно, при этом деликатно корректирует форму ног, развивая нужную группу мышц. Тело будет более стройным, гибким, пластичным и выносливым.
- Степ-аэробика, равно как и все прочие аэробные упражнения, дает результат только при относительно продолжительных (не меньше 30 минут) тренировках средней интенсивности.
- Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создаѐт у детей хорошее настроение.
- Аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.
- Степ просто незаменим при гиподинамии, т. е. недостатком движения. Сегодня от гиподинамии страдает чуть ли не половина человечества, в которую входят и молодежь, школьники и дошкольники.
Формы организации занятий:
Основной формой организации деятельности является групповое занятие.
Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются подвижные игры, круговые тренировки, сюрпризные моменты и др.
В процессе реализации работы по степ-аэробике проводятся показательные выступления.
Структура занятия:
Части занятий | Длительность | Темп |
Разминка (виды ходьбы, бег) |
5 минут | Умеренный |
Основная (аэробная) | 15 - 20 минут | Выше – среднего, высокий |
Стретчинг, упражнения на осанку, равновесие | 5 минут | Умеренно - медленный |
Заключительная (дыхательные упражнения, игра) | 5 минут | Умеренно - медленный |
Разучивание комплекса степ – аэробики условно можно разделить на три этапа (3комплекса рассчитаны по 3 месяца):
I этап - подготовительный (2 занятия)
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки и способах выполнения упражнений.
Педагог под музыку демонстрирует перед детьми комплекс, обращает их внимание на связь нового движения с изученными ранее.
II этап - основной (8 занятий)
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком допущенные ошибки.
На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
При разучивании комплекса степ – аэробики необходимо учитывать следующие требования:
- показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
- наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
- при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
- во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
III этап - заключительный (2 занятия)
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
Методические рекомендации:
- Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;
- Избегать перенапряжения в коленных суставах;
- Избегать излишнего прогиба спины;
- Не делать наклон вперёд от бедра, наклоняться всем телом;
- При подъёме или опускании со степ — платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;
- Стоя лицом к степу — платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
- Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.
- Одежда не должна сковывать движения и мешать своей излишней длиной или украшениями. Выбирать для спортивной одежды стрейтчевую и дышащую ткань.
- Обувь – это самое важное. Нельзя приходить на занятия степ-аэробикой в носках, чешках и балетках. Подошва должна быть от 1 до 2,5 см с хорошей амортизацией на пятках и носках. В области носка подошва должна гнуться, чтобы обеспечить естественную свободу и работу стопы. Пятка – она должна быть жесткой. Чем выше кроссовок, тем лучше он фиксирует ногу. Для степ-аэробики этот фактор экстремально важен. Обувь обязательно должна быть дышащей и по размеру.
Практическая часть: знакомство со степами
Упражнения на степах:
- «Птички на ветке» - сидение на корточках на степе.
- «Флюгер на крыше» - кружение в обе стороны на степе. Одна рука отведена в сторону.
- «Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.
- «Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ.
- «Аист на крыше» - стойка на одной ноге с открытыми глазами.
- «Стойкий оловянный солдатик» - стойка на степе на одной ноге, вторая согнута в колене, отведена назад.
- «Египетский шаг» - стоя на степе (по длине степа) – носок одной ноги касается пятки другой.
- «Великан» - стоя на носочках на степе, потянуть руки вверх.
- «Кран» - стоя на степе ноги на ширине плеч, руки к плечам, выдвинуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и. п. то же – левой ногой»
- «Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.
Практическая часть: проводится 2-3 подвижные игры со степами
Подвижные игры с использованием степов
«Пингвины на льдине»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; формировать умение бегать в различных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
- Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.
«Бездомный заяц»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, ловкость; четко соблюдать правила игры.
- Степы расположены произвольно по залу на один меньше, чем количество участников в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде «Все в дом!» - дети встают на любой степ. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял степ. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество степов сокращается на один.
«Лиса и тушканчик»
Цель: формировать умение слушать команду водящего; развивать ловкость, быстроту реакции.
- Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого, кто пошевелился».
«Космонавты»
Цель: развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.
- Степов «ракет» на один меньше, чем игроков. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
После эти слов дети разбегаются и занимают «ракеты». Ребенок, оставшийся без степа, пропускает игру.
«Паук и мухи»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге.
- В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). Остальные дети изображают мух, степы – домики мух. По сигналу играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в своем домике. По сигналу «Паук!» мухи разбегаются по своим домикам и замирают. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит к себе в дом. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.
«Лиса и куры»
Цель: развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.
- Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По сигналу педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит «Ку–ка-ре-ку!». Куры убегают, взлетают на насест (степы). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест.
«Липкие пеньки»
Цель: формировать умение бегать врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч, стараясь попасть в играющих. Развивать ловкость, глазомер.
- По залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь.
Основные правила техники выполнения на степ – платформе:
- Выполнять шаги в центр степ — платформы;
- Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- Опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степа — платформы;
- Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
- Не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;
- Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.
Практическая часть: знакомство с несколькими (5-6) базовыми шагами на степ - платформах
Базовые шаги в степ - аэробике
Упражнение 1. Степ-тач
- Приставной шаг, выполняемый на полу без степ-платформы. Легко сгибая ноги в коленях, выполняются пружинистые шаги из стороны в сторону, приставляя одну ногу к другой. Увеличьте темп шага в два раза. Затем снова снизьте темп и начните выполнять приставные шаги, не отрывая ног от пола - скользя по нему. Руки должны активно работать - они опущены вдоль тела, а при каждом шаге выпрямляем их перед собой. Упражнение выполняется в течение трех-пяти минут.
Вариант 1
- Шаги "захлест" выполняются также без степа. В основе или пружинистые или скользящие шаги на ваш вкус или их чередование. Делается два приставных шага, а на третий пятку подтягивайте к ягодице.
Вариант 2
- Похоже на предыдущее, только за двумя приставными шагами следует приведение колена к грудной клетке. Приставные шаги могут быть пружинистыми, а могут быть скользящими. Это зависит либо от личных предпочтений, либо от выбора музыки. Чем четче ритм, тем более пружинистыми могут быть шаги. Это упражнение также готовит мышцы бедер к дальнейшему выполнению высоких нагрузок.
Вариант 3
- В основе упражнения лежит простой шаг. Выполняем два шага (по одному каждой ногой), делаем большой шаг в сторону, в этой позиции выполняется четыре основных шага, и снова боковой шаг другой ногой. В течении упражнения желательно увеличивать темп упражнения, причем шаг в сторону менять на прыжок вправо или влево. При некоторой тренированности время выполнения упражнения увеличивайте с пяти до десяти минут. Благодаря этому упражнению тренируется ловкость, координация движений.
Упражнение 2. Бейсик степ
- Это основной шаг на степ-платформе, имитация ходьбы по лестнице. Делаем шаг на платформу правой ногой, приставляем к ней левую, затем спускаемся со степа, вначале правой, а затем левой ногой. Через 3-5 минуты ногу можно сменить. Необходимо добиться максимальной естественности, выполняя основной шаг, корпус не стоит наклонять назад, а колени выгибать. Упражнение желательно делать в максимально возможном темпе.
Вариант Бейсик-степа, в котором задействованы руки.
- В исходном положении руки на поясе. Шаг левой ногой на степ, левая рука поднимается к левому плечу, во время шага правой ногой, к правому плечу поднимается правая рука. Спускаясь со степа, поочередно отпускаем руки на талию, вначале с левой ногой спускаем левую руку, а с правой - правую. Положение рук можно разнообразить. После того, как упражнение будет выполняться с легкостью, для усиления его можно взять в руки гантели.
Упражнение 3. Степ-ап
- С помощью этого упражнения можно отдыхать, когда вы устанете, оно не является слишком интенсивным, поэтому его можно вставлять в качестве очередной связки после очередной активной порции движений. Сделайте шаг правой ногой, приставьте к ней на носок левую ногу, и сразу же верните ее на пол, вслед за ней спустите правую ногу. Выполнив упражнение в течение 3-5 минут, смените ногу. Во время движений следите, чтобы пятка не свисала со степа.
Упражнение 4. Шаг-колено
- Делаем шаг правой ногой на степ, левую, сгибая в колене, необходимо подтянуть к животу. Корпус можно подать чуть вперед, нога должна быть направлен прямо, колено не стоит выворачивать наружу. Меняем ногу.
Упражнение 8. Шаг-бэк
- Правой ногой делаем шаг на степ, а левую ногу отводим назад, используя напряжение ягодичной мышцы. Затем начинаем движения с другой ноги. Благодаря этому упражнению укрепляются ягодичные мышцы и задняя поверхность бедер.
Упражнение 9. Шаг-кик
- Правой ногой делаем шаг на степ, левую выбрасываем перед собой, как будто выполняем удар. После цикла упражнений необходимо сменить ногу.
Упражнение 10. Шаг-кёл
- Шагаем на степ правой ногой, а левую сгибаем в коленном суставе, пятку подтягивая к ягодице. Движения должны быть довольно энергичными, без пауз, замираний. Следующий цикл движений делаем с другой ноги.
Упражнение 11. Бейсик-овер
- Делаем шаг на платформу с правой ноги, приставляем к ней левую, после этого спускаемся со степ-платформы с другой стороны, поворачиваемся снова лицом к платформе. Повторите упражнение, вернувшись в исходное положение. Спускаться со степа можно с помощью небольшого прыжка. Упражнение выполняется по 8-10 повторений.
Упражнение 12. Ви-степ
- Делаем шаг правой ногой в верхний правый угол, а левой - в верхний левый угол, после чего возвращаем вначале правую ногу, затем левую в исходное положение. Движения ногами напоминают букву V. Через несколько минут выполнения упражнений, повторите его с другой ноги.
Упражнение 13. Мамбо
- Наступаем на степ-платформу правой ногой, приставляем к ней левую - делаем точку, и сразу спускаем ее на пол, приставляем к ней правую (делаем точку), и снова шагаем правой ногой на степ и т.д. Поменяем ногу.
Планируемые результаты
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволяет достичь следующих результатов:
- развитость двигательных способностей детей и физических качеств: быстроты, силы, гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений и функции равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка;
- сформированность навыков правильной осанки;
- сформированность правильного дыхания;
- сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;
- эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
Практическая часть : разучивание танца на степ – платформах
Литература:
- Веракса Н. Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»// Мозаика Синтез, М., 2010г.
- Калинина Е.В. Физкультурное занятие с элементами степ - аэробики
« Инструктор по физической культуре» №3,2020г.
- Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.
- Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005г.
- Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г.
- Сгадова Ю.С. Степ- аэробика как здоровьесберегающая технология для старших дошкольников « Инструктор по физической культуре», №2,2018г.
- «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11
- Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2, 2010г.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: (Танцевально – игровая гимнастика для детей) Учебно-методическое пособие. – СП. Детство-пресс., 2000.
Интернет- ресурсы:
https://multi-mama.ru/kartoteka-52-podvizhnye-igry-dlya-starshej-gruppy/
https://infourok.ru/konsutaciya-dlya-roditelej-step-aerobika-v-detskom-sadu-4055908.html
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-podvizhnye-igry-s-ispolzovaniem-step-platformy-v-dou.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/26/step-aerobika-bazovye-shagi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/21/picture-471401-1408633305.jpg)
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907697-1490118292.jpg)
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»
Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....
Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»
В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/05/picture-1351565-1633418129.jpg)
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...
Родительское собрание в подготовительной группе в форме квеста Инновационные формы работы с родителями. Квест «Как помочь ребенку стать учеником»
Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Задачи:1) развивать у родителей предс...
- Мне нравится (1)