Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»
консультация

Новикова Любовь Сергеевна

Чтобы снизить стрессовую для организма ситуацию, организуется специальный режим дня, который совпадает с биоритмами и потребностями малыша. Сон, прогулки, прием пищи, занятия и игры проводятся в определенные часы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:  

«Значение режима дня  для дошкольника»

 

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий  возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это  ответная реакция  на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она  является  результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного  к строгому распорядку,  потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм  как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая  работоспособность в  течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения  это объясняется способностью  коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент  работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера  занятий поле оптимальной возбудимости  перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение  суток активность и работоспособность  ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а  период  минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно, поэтому занятия,  вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы  оптимальной работоспособности.

Работоспособность  неоднозначна и на протяжении  недели. В понедельник  она невысока. Это  можно  объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие  показатели работоспособности  отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели  происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В  известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния  детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное  распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок,  переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток  показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден,  а состоит из двух сменяющих друг друга фаз.  Более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна  (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают,  но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон -  это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей  за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Рекомендуемая в течение  суток продолжительность сна составляет:

• для 2-3- х летних - 12 часов 50 минут;

• для  старших  дошкольников – 12 часов.

Ночной  сон – 10 часов 30 минут – 10 часов  15 минут.

Дневной – 2 часа 20  минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость –  предпосылка хорошего сна.

Процесс  засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна,  удобная чистая пастель, ласковое  обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима  является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком,  обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в  ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это  элемент режима,  дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»

Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»Консультация для родителей на ...

Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий ...

Консультация для родителей на тему «Значение режима дня для дошкольника»

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий ...

Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответств...

Консультация для родителей на тему: «Значение режима дня для дошкольника»

laquo;Значение режима дня для дошкольника»Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных п...