Картотека зрительной гимнастики
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Васюченко Галина Валерьевна

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются самым драгоценным даром природы из всех органов чувств. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учёба, отдых, повседневная жизнь – необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Одним из замечательных способов улучшения и сохранения зрения является зрительная гимнастика. Для того, чтобы занятия были интересными и эффективными, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, все они построены в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zritelnoy_gimnastiki.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Таловский детский сад «Малыш»

Подготовил: Васюченко Г. В.


Методические рекомендации

по проведению зрительной гимнастики

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются самым драгоценным даром природы из всех органов чувств. 90%  информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учёба, отдых, повседневная жизнь – необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети очень восприимчивы к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных способов улучшения и сохранения зрения является зрительная гимнастика.

Для того, чтобы занятия были интересными и эффективными, учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, все они построены в игровой форме.

Подбор комплексов зрительной гимнастики осуществлялся с учетом лексических тем.

Лексическая тема

Зрительная гимнастика

Ранняя осень

Дождик, Осень

Игрушки

Мой веселый звонкий мяч

Детский сад

Тренировка

Овощи и фрукты

Морковка, Что растет на нашей грядке, Овощи

Одежда, обувь, головные уборы

Одежда

Дом, мебель

Мебель

Посуда

Чайник

Продукты питания

Булки. Колосок

Зима. Природные явления

Зима, Зимний лес

Зимние забавы

Снеговик

Дикие животные

Три медведя, Зайцы, Белка

Домашние животные

Кошка

Транспорт

Самолет

День 8 марта

Мамины помощники

Приход весны

Весна

Наш город

Город

Дни недели. Части суток

Солнышко встает

Космос

Космос

Части тела

Послушные глазки

Лето. Растения. Насекомые

Лето. Лучик солнца. Бабочка. Цветы

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах по 3-5 мин. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Необходимо следить за напряжением глаз и практиковать расслабляющие упражнения.

Зрительную гимнастику можно начать с вращательных движений глаз (влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения), в конце упражнения обязательно надо выполнять вращательные движения глазами. На первых занятиях воспитатель одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, на последующих занятиях дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз. Это можно повторить 2 раза.

Можно после гимнастики для глаз для снятия напряжения использовать гримасы.


Комплексы зрительной гимнастики

Дождик

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели.
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли, посмотрите,
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами следят за пальцем.
Смотрят вверх.

Вытирают лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Круговые движения плечами.
Моргают глазками,

приседают.

Осень

Осень по опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами.
Смотрят влево – вправо.

Смотрят вверх – вниз.

Жмурятся,

затем моргают глазками.

Мой веселый звонкий мяч

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.

Смотрят влево – вправо,
Смотрят вниз – вверх.
Круговые движения глазами.
Жмурятся, затем моргают глазками.

Тренировка

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе – дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

Смотрят влево, затем вправо.
Смотрят вверх – вниз.
Круговые движения глазами.

Смотрят на пальчик, затем переводят взгляд вдаль.


Гладят веки.


Быстро моргают.

Морковка

Вверх морковку подними
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти,
Только глазками смотри
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ах, да Заинька умелый.
Глазками моргает,
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево. Смотрят вправо.

Быстро моргают.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

Что растет на нашей грядке

Раз, два, три, четыре, пять-
Будем овощи искать.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Там редиска, там салат –
Наша грядка просто клад!

Круговые движения глазами.

Смотрят вверх-вниз.

Смотрят влево-вправо.
Быстро моргают.

Овощи

Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть – не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.

Круговые движения глазами.

Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево - вправо,
Смотрят влево – вправо.
Смотрят вниз.
Смотрят вверх.
Жмурятся,

затем моргают глазками.


Одежда

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Широко открывают глаза

Взор переводят вправо, влево

Взор перемещают вверх, вниз

Закрывают глаза

Мебель

Стул высокий, а стол еще выше,

Есть у каждого свои крыши.

На одной из них сидят,

На другой одни едят.

Есть кровать - на ней едят,

А в шкафу белье хранят.

«Вертикали»

«Горизонтали»

«Стрельба глазами»

«Расслабление»

«Удивление»

Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу,

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!»

Моргают

Взор переводят вправо, влево

Широко открывают глаза

Закрывают глаза и представляют, что пьют чай.

Булки

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Смотрят влево-вправо.
Смотрят вверх-вниз.
Круговые движения глазами.
Быстро моргают.

Колосок

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

Смотрят вправо.
Смотрят влево.
Смотрят снизу вверх.
Смотрят слева направо.
Круговые движения глазами.
Моргают.


Зима

Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке.

Моргание,

движения глазами влево-вправо,

моргание,

круговые движения,

моргание, посмотреть вдаль,

моргание глазами,

посмотреть на ладошку

Зимний лес

Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь полно чудес!
Справа – березки в шубах стоят,
Слева – елки на нас глядят,
Снежинки в небе кружатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет-
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит,
Пролетают снегири-
Как красивы они.
В лесу красота и покой,
А нам пора идти домой.

Поморгать глазами.

Посмотреть вправо.
Посмотреть влево.
Круговые движения глазами.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вправо – влево.


Закрыть глаза.
Поморгать глазами.
Посмотреть по дуге вверх – вправо

И вверх – влево.
Поморгать глазами.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла...
Но солнце припечет слегка —
Увы! — нет снеговика.

Круговые движения глазами.

Смотрят влево-вправо.
Смотрят вверх-вниз.

Моргают глазами.

Глаза закрывают, зажмуриваются.


Три медведя

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок - малютка просто.

Движения глазами вверх, вперед, вниз

Белка

Белка дятла поджидала,
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри!
Вот орехи – 1,2,3.
Пообедал дятел с белкой
И пошел играть в горелки.

Резко перемещают взгляд влево-вправо.
Смотрят вверх-вниз.
Моргают глазками.
Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

Кошка

Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз,
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
А потом взглянула прямо
И закрыла их руками.

Разводят руки в стороны.
Имитируют мягкую походку кошки.
Смотрят вверх.
Смотрят вниз.
Смотрят влево.
Взглядом «провожают муху» от левого плеча к правому.
Смотрят вправо.
Смотрят прямо.
Закрывают глаза руками.

Самолет

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел – посмотрел.
Левое крыло отвел – посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
Мы летаем далеко.

Смотрят вверх, ведя пальцем за
«пролетающим самолетом».
Отводят попеременно руки и
Прослеживают взором.
Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором.
Приподнимаются на носочки –
Имитация полета.


Мамины помощники

Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
1-2-3-4- потянулись, наклонились,
1-2-3-4-5- надо полоскать опять
Полоскали, полоскали,
А потом белье отжали,
За прищепки прицепляли,
Ветерок на помощь звали.
Ветер, ветер, прилетай
Нашей маме помогай.

Круговые движения глазами.

Наклоняются, смотрят на вытянутые вперед руки.
Движения рук из стороны в сторону, глазами следят за руками.
Движения глаз влево-вправо.


Моргают глазами.

Весна

Весна, весна!
Пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордо головой
Расцвел подснежник голубой.
В. Ковалько


Потереть ладошки друг о друга
И прикрыть ими сомкнутые глазки .
Широко открыть глаза.
Поморгать глазками.

Город

Движением полон город
Бегут машины в ряд
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Красный глаз глядит в упор —
Это строгий светофор.
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко
Светофор на этот раз
Показал зеленый глаз,
Подмигнул и говорит:
“Ехать можно, путь открыт!”

Движения глаз влево-вправо.


Зажмуриваются.


Смотрят вдаль.


Круговые движения глазами.


Движения глаз влево-вправо.


Солнышко встает

Вот как солнышко встаёт, выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдёт, ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам хорошо живётся.

Движения глазами вверх

вниз

часто моргать

широко открыть, а потом

закрыть глаза

Космос

Раз, два, три
Ремни пристегни.
Ракета ввысь лети.
Космонавты, глубже дыши.
Посмотри в иллюминатор, вдруг!
Чудеса одни вокруг.
В воздухе, как ласточки, мы парим
Из отсека в отсек мы летим.
Садимся в кресло мы с трудом
Еще трудней удержаться в нем...
Вот приземляемся мы на Земле,
Чтобы знания получить тебе и мне.

Широко открывают глаза.

Моргают.

Смотрят снизу вверх.

Закрывают глаза.
Смотрят влево-вправо.
Круговые движения глазами.
Смотрят вверх-вниз.
Смотрят сверху вниз.
Моргают глазами.

Послушные глазки

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо-влево повернем,
Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Стоят с закрытыми глазами.

Открывают глаза,
Взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву «О».

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо-влево.
Моргают глазами.


Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду!

Моргают глазами.

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

Бабочки

Две бабочки.
Две бабочки летели
Друг на друга посмотрели,
И к цветочку вместе полетели.


Быстро моргать глазками.
Посмотреть на кончик носа.
Движения глазами влево-вправо.

Цветы

Каждый бутончик склониться бы рад

Влево и вправо, вперед и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете.

Движения глазами влево-вправо.

Посмотреть вдаль и на кончик носа.

Сомкнуть веки.

На горе мы видим дом, много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты, вот - душистые цветы.

Поднять глаза вверх,

Круговые движения, влево-вправо,

Посмотреть вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека зрительной гимнастики

Зрительная гимнастика в стихах. Занимательный материал для детей. Формат карточек А6...

Картотека зрительной гимнастики в стихах.

    Картотека зрительной гимнастики в стихах по лексическим темам....

КАРТОТЕКА ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также...

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников

Картотека зрительной гимнастики для дошкольников....

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Картотека зрительной гимнастики ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ В СТИХАХ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пятичувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром...