ЗОЖ
календарно-тематическое планирование
Формирование основ безопасности жизни
у детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.docx | 44.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шейбухтовская ООШ»
Дошкольная группа «Звёздочки»
Тематический план
«Формирование основ безопасности жизни
у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Носкова Светлана Валериевна
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.
Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Большинство воспитанников проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.
Цель : способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.
Задачи :
• сформировать основные правила личной безопасности
• обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей
• развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки
• воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту
Срок провед. | Формы провед. | Тема | Програмное содержание | Работа с родителями |
Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Беседа Подвижные игры | «Осторожно пожар»
«Правила поведения на улице». «Мы на улице» «На дороге» | Познакомить детей с понятием «Пожар», формировать простейшие знания о действиях при возникновении пожара. Познакомить детей с правилами безопасности во время прогулки, формировать знания детей о действиях во время встречи с незнакомыми людьми. Закреплять знания о правилах безопасности на прогулке, продолжать формировать знания об опасности общения с незнакомыми людьми. Познакомить детей с правилами поведения на дороге, познакомить детей с назначением светофора и правилами перехода дороги на светофоре. На прогулке – игра «Я и дорога» Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. | Консультация для родителей Анкетирование «Я и мой город»
Выставка литературы Составление плана-схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе» |
Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Чтение книги Беседа | «Я гуляю в парке, в лесу» «Перехо дим дорогу»
«Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (Г.П.Шалаева) «Опасности дома» | Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки в парке и в лесу, формировать представления о свойствах ядовитых растений, учить осторожности при контакте с чужими животными (собаками). Продолжать закреплять знания о правилах дорожного движения, напомнить правила перехода дороги на светофоре, познакомить с правилами перехода на пешеходном переходе. Формировать знания «Спички детям не игрушка!», продолжать закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Познакомить детей с возможными опасностями в домашних условиях (не включать и выключать самостоятельно электроприборы, не оставлять включённую воду) | Консультация «Домашние животные в доме», «Ядовитые растения» Изготовление альбома «собака-друг человека» Изготовление папки-передвижки «Спички детям не игрушка!» Выставка рисунков |
Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Беседа Беседа | «Если хочешь быть здоров» «На дороге» «Осторожно, таблетки!» «Опасности дома». | Вырабатывать представление о необходимости заботиться о своём здоровье, познакомить с правилами общения людьми болеющим острыми респираторными заболеваниями Продолжать закреплять знания о правилах дорожного движения, напомнить правила перехода дороги на светофоре, познакомить с правилами перехода на пешеходном переходе Формировать знания об опасности игры с медицинскими препаратами, о приёме внутрь лекарств без контроля взрослых Познакомить детей с возможными опасностями в домашних условиях (не включать и выключать самостоятельно электроприборы, не оставлять включённую воду) | Памятка для родителей «Здоровый малыш» Создание атрибутов для РППС Консультация «Осторожно, таблетки!» Создание плаката |
Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Чтение книги | «Прогулка зимой» «На дороге зимой» «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (Г.П.Шалаева) «Опасности дома». | Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки на улице в зимний период, формировать представления о правилах безопасности во время игры на улице зимой. Формировать представления о знания правил дорожного движения, познакомить с особенностями движения на дороге в зимний период. Продолжать формировать знания о правилах пожарной безопасности. Продолжать знакомить детей с возможными опасностями в домашних условиях , познакомить с опасностью игры с режущими предметами (ножи, ножницы и другие предметы) | Консультация Создание газеты Информация в уголке для родителей Папка-передвижка «Опасности дома» |
Январь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Чтение книги Беседа | «Мчатся по улице автомобили». «Ребёнок и другие люди» . (О несовпадении приятной внешности и добрых намерений). «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (Г.П.Шалаева «Опасности дома». «Наши друзья и враги». | Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Продолжать формировать знания о правилах пожарной безопасности. Продолжать давать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. | Создание макета Консультация Конкурс рисунков Создание буклета |
Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Беседа Беседа | «Помнить обязан любой пешеход». «Пожар-это страшное бедствие». «Если тебя обидели».
«Здоровье ребенка Изучаем свой организм». | Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни. Продолжать объяснять детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара. Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомыми люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких. Продолжать давать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.). | Выставка поделок Памятка для родителей Консультация для родителей Информация для родителей |
Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Беседа Беседа | «Проезжая часть». «Опасные сосульки». «Если дома ты один» «Рядом вода». «Осторожно, ледоход!». | Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей. Формировать представления об опасности схода снега и сосулек в весенний период с крыш зданий. Объяснить, почему это может быть опасно. Познакомить с элементарными правилами нахождения на улице в весенний период. Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой). Дать представление об опасности нахождения возле реки во время ледохода. Объяснить, какие меры предосторожности во время прогулки возле реки следует предпринять. | Конкурс рисунков Памятка для родителей Создание книжки-малышки Выставка рисунков |
Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Беседа Беседа Беседа Беседа Беседа Мониторинг Мониторинг (Игра-викторина) | «Проезжая часть». «Опасности дома». «Собака бывает кусачей». «Опасные растения». «Ребёнок на улице». «Маленький, да удаленький». «Как избежать опасности дома». «Где должны играть дети». | Продолжать знакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей. Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными. Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними . Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы. Диагностика знаний детей о предупреждении несчастных случаев дома. Диагностика знаний детей о том, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части. | Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД Консультация Выставка рисунков Консультация |
Навыки безопасного поведения в социуме.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -«Острые и колющиеся предметы»- рассматривание иллюстраций -«Электроприборы в доме» - «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.7) -«Опасные ситуации с опасными предметами» -составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один» -правила поведения в группе -рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами) | Сентябрь октябрь | |
Коммуникативная | -рассматривание и чтение «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» К.Ю.Белая | ||
изобразительная | Рисование: Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки) Аппликация:-изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»; Хранение опасных предметов | ||
Игровая | -«Сказка о двух братьях Иване и Митрофана» «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.5) -дид. Игра «Опасные ситуации» | ||
Работа с родителями | -беседы о важности данной проблемы -статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире) -изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» острые и колющиеся предметы) -Создание рисунков взрослых на тему «Опасные предметы дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей) |
Формирование навыков и умений адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -«Как человек огонь приручил» -«Мы – пожарные» -«Спасаем своих друзей» -Пожароопасные предметы Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки) -Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61 | Ноябрь декабрь | |
Коммуникативная | С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки» | ||
изобразительная | Рисование: -по сказке «Кошкин дом», -«Когда бывает добрый, а когда злой огонь» | ||
Игровая | -дид. игра «Огонь - добрый и злой» -обыгрывание различных ситуаций | ||
Работа с родителями | -статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…» -статья «Пожарная безопасность на даче» -« Чему должны научить детей педагоги и родители?» («Пожар в доме») - конкурс рисунков «Спички детям не игрушка» |
Формирование навыков обращения с животными.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -«Польза домашних и диких животных» -«Укусы животных. Что делать?» -«Контакты с животными иногда бывают опасны! | Январь февраль | |
Коммуникативная | Чтение «Безопасность» Авдеева Н.Н. -Приключение Стобеда | ||
изобразительная | Рисование: -по сказке «Кошкин дом», | ||
Игровая | -п/игра «Лохматый пес» -дид. игра «Кому что нужно» -Третий лишний и почему. | ||
Коструирование | -совместное создание плаката «Осторожно, злые животные!» | ||
Работа с родителями | -Статья «Домашние животные в доме» - изготовление альбома «собака-друг человека» |
Формирование у детей навыков и умений вести себя правильно в окружающей среде и беречь её.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательное-исследовательская | -Экскурсии в лес, на берег реки. -«Если бы я был лесником…»(придумать 3 дела, которые можно осуществить в лесу) -«Кто живет в грибном домике» - «Отдых на природе» - правила поведения в лесу ,уборка после пикника., -рассматривание ядовитых и лекарственных растений.(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.15,20) -Грибы: съедобные и несъедобные» -рассматривание плаката «Грибы» - беседа -явления природы – рассматривание иллюстраций деревьев, в которое реже ударяет молния. («Твоя безопасность» К.Ю. Белая) -составление рассказов по теме : «Что может произойти, если соберешь ядовитые растения, грибы, ягоды?» | Март апрель | |
Коммуникативная | - Чтение энциклопедии о ядовитых грибах и ягодах -Чтение «Сказка о том, как рождаются родник, ручей и река» -Чтение «Два леса» | ||
изобразительная | Рисование: -съедобные и несъедобные грибы -раскрась ядовитые ягоды -изготовление плаката «Два леса» -заготовки животных, птиц, деревьев для изготовления Поляны | ||
Музыка | -«Слушание звуков природы- шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы. | ||
Игровая | -загадки о грибах и ягодах. Свободная тема работы- «Что можно сделать из природного материала?» -рассмотри рисунок и найди безопасное место в лесу, в поселке , в поле. («Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.12) -Что лишнее? (классификация) -дид.игра «Беречь и охранять природу», «Одень по погоде» дид. игра «Кому что нужно» -Третий лишний и почему. | ||
Конструирование | - Сбор природного материала Изготовление и прорисовывание дорожных знаков -аппликация «дорожные знаки» – изготовление из природного материала - Лепка грибов и ягод -аппликация – Рассели по лесам. Макет «Поляна» | ||
Работа с родителями | -статья «Пожарная безопасность в лесу» -Конкурс «Оригинальная поделка из природного материала -фотовыставка «Моя семья на природе» |
Формирование навыков правильного поведения на улицах города.
Вид деятельности | Деятельность | Сроки проведения | Ответственные |
Познавательно-исследовательская | В общественном транспорте Цель: Ознакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте. -Дорожные знаки Цель: научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. (Пешеходная дорожка, пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, дорожные работы и другие.)Н.Н.Авдеева с.117 «Безопасность» -Игры во дворе дома Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома ,научить их необходимым мерам предосторожности Н.Н.Авдеева с.122 «Безопасность» -«Для чего нужен жезл» чтение «Влиятельная палочка!» Правила дорожного движения. -«О шлагбауме» «Три сигнала светофора» -Знаки дорожного движения - Предупреждающие, Запрещающие,Предписывающие, Информац-указательные» - «Придумываем названия улицам» Рассказы детей о том, что видели во время прогулок | Май | |
Коммуникативная | -«Дорожные знаки» Ц.знакомство с дорожными знаками, о назначении светофора. -«Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»Ц.ознакомить с опасными ситуациями, возникающими на тротуарах, меры предосторожности. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.19. *Анализ ситуаций: определить , кто в первую очередь должен уступить место другому. Например, если едут:
– во всех случаях обосновать свои ответы; -«Как веселые человечки учили веселую азбуку. -«Если бы…» -«Правила дорожногоДвижения» «Моя улица»С.Михалков «Велосипедист»С.Михалков(заучивание) Рассматр. альбомов по правилам дорож.движ-я -«Мяч» С.Маршак(Заучивание); -«Тайны дорожных знаков» -придумать свои ситуации | ||
изобразительная | Рисование: -Выставка рисунков «Наши дороги» | ||
Игровая | -дид. игра «Дорожные знаки» -«Угадай, какой это знак запрещающий или указательный?» -«Узнай что за здания?» (предприятия нашего поселка) с/р игра «Машины» (используя модули). -«Авария на дороге» -К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся? | ||
Конструирование | Изготовление жезла регулировщика из картона -Изготовление и прорисовывание дорожных знаков -аппликация «дорожные знаки» | ||
Работа с родителями | Анкетирование «Я и мой город» -Составление плана-схемы своего двора «Опасные и благоприятные участки для игр во дворе» Выставка литературы |