Картотеки по здоровьесбережению в ДОУ
картотека (старшая группа)

Сабина Елена Николаевна

Данные картотеки подходят к  работе по укреплнию и сохранению здоровья дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_kartoteki.docx81.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека по стречингу

№ п\п

Название упражнения

Описание упражнения выполняемого на коврике

Художественное слово

Терапевтический эффект

1

Дерево

И.п.: стойка, ноги вместе. Поднять левую стопу к внутренней части бедра. Соединить ладони над головой. Удерживать. Поменять ногу.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели.

Развитие чувства равновесия

2

Ученик

И.п.: сед на пятках. Спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, руки лежат ладонями на бёдрах, локти отведены назад.

Ученик учил уроки

У него в чернилах щёки

Формирование правильной осанки.

3

Зёрнышко

И.п.: сед на корточках, пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд, опустив голову. Чуть наклонить туловище. 1 – Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки вытянуться вверх, развернув ладони. 2 – Руки через стороны опустить вниз.

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток

Перекинется мосток.

По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём

Формирование правильной осанки

4

Змея

И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки в упоре около груди ладонями вниз. 1 – медленно подняться на руках, одновременно прогнуться (повернуть голову вправо-влево). 2 – медленно вернуться в и.п.

По делам змея ползёт.

Говорят, ей не везёт.

Все в лесу её боятся,

Лучше вовсе не встречаться

Укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе

5

Кобра

И.п.: лёжа на животе, руки за спиной в замок, кисти рук тыльной стороной касаются ягодиц. 1 – медленно поднять голову, грудь и верхнюю часть живота как можно выше, прогнуться, руки оторвать от ягодиц. Задержаться. 2 – и.п.

Я тебя рисую, кобра!

Ты в альбоме будешь доброй!

Укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

6

Ящерица

И.п.: лёжа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. 1 – приподнять таз и удерживать его, опираясь на ноги и на руки.

Ящерица – не тужи,

Где пропал твой хвост, скажи,

Мы тебя жалеем,

Обижать не смеем.

Укрепляет мышцы спины, живота и брюшного пресса.

7

Кузнечик

И.п.: лечь на живот, руки расположены вдоль тела, ладони на полу. 1 – поднять прямые ноги вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться. 2 – и.п.

Прыгает пружинка,

Зелёная спинка.

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

Укрепление нижнего отдела спины.

8

Кораблик

И.п.: лечь на живот, руки вдоль тела. 1 – ухватить руками ноги выше щиколотки. Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь и бёдра. Задержаться. 2 – и.п.

Вариант: раскачивание на животе.

 - Куда вы, кораблик, плывёте?

И где вы, кораблик, живёте?

В море я синем живу,

К берегам я зелёным плыву!

Развитие гибкости спины.

9

Качели

И.п.: лёжа на животе, руки за спиной, кисти в замок на крестце. Ноги вместе, носки оттянуть. 1 – поднять голову, грудь и ноги, максимально прогнуться. Покачаться на животе. 2 – и.п.

Качаются качели,

Вверх-вниз летят они.

До неба долетели,

Попробуй, догони!

На коврике: Укрепляет разгибатели спины в шейно-грудном отделе, тренирует мышцы плечевого пояса.

10

Кошка

И.п.: упор стоя на коленях. 1 – поднять голову, максимально прогнуть спину. 2 – опустить голову, выгнуть спину.

Вариант: Сед на пятках, прямые руки поставить на пол перед коленями, пальцы вперёд. 1 – прямые руки тянуть вперёд, грудь опустить к полу, таз вверх. Голова поднята. 2 – медленно и.п.

Киска Маркизка

Кланяется низко,

Лезет под забор,

За сметаной вор.

Формирует естественные физиологические изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна.

11

Собачка

И.п.: сед на пятках. Руки в упоре сзади. Пальцы рук обращены в противоположную от тела сторону. 1 – выгнуть спину и откинуть голову назад. Прогнуться. Задержаться нужное время. 2 – и.п.

Я маленькая собачка,

Кусаюсь я, как кусачки,

И даже большие доги

Глядят на меня с тревогой,

Но только плохих кусаю,

А добрых я уважаю.

Растягивание грудных мышц  и связок

12

Колечко

И.п.: Встать на колени, руки сзади «полочкой». 1 – медленно наклониться назад, пока голова не коснётся ног. Задержаться. 2 – медленно и.п.

У меня колечко,

А на нём сердечко.

Я его храню,

Я его люблю.

Выйду на крылечко,

Брошу в сад колечко.

Пусть дружок найдёт,

В подарок принесёт.

На коврике: укрепление мышц спины, развитие гибкости.

13

Рыбка

И.п.: лёжа на животе, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол на уровне плеч. 1 – плавно разогнуть руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги, дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться. 2 – и.п.

В колыбельке рыбка,

Колыбелька – зыбка,

На волне качается,

В сети попадается.

Укрепление разгибателей спины.

14

Мостик

И.п.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях так, чтобы пятки касались ягодиц, ладони положить около плеч, согнув руки в локтях. 1 – выпрямляя руки и ноги, поднять тело вверх, опираясь на ладони и ступни. Задержаться. 2 – медленно и.п.

Журчит вода, ручей журчит.

О чём сказать

Он нам спешит?

Поможет мостик перейти

Через ручей друзьям в пути.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие гибкости.

15

Скорпион

И.п.: лёжа на животе, подбородок на полу. Руки вдоль тела, ладони на полу. 1 – согнуть ноги в коленях и, прогибаясь в спине, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Подбородок остаётся на полу. Задержаться. 2 – и.п.

Скорпион вприсядку пляшет

И стрельцу клешнёю машет.

Укрепление мышц спины, развитие гибкости.

16

Книжка

И.п.: сед на полу с прямыми ногами. 1 – поднять руки вверх, потянуться. 2 – не сгибая ног, наклониться вперёд, стараясь достать руками пальцы ног. Задержаться. 2 – и.п.

Книги мальчики листают,

Книги девочки читают,

Книги дети берегут,

Ну а мышки их жуют.

Укрепление мышц спины и живота.

17

Волчонок

И.п.: сед с прямыми ногами. Согнуть одну ногу в колене и разместить её так, чтобы подошва ступни касалась внутренней поверхности бедра другой ноги. Колено на полу. 1 – поднять руки вверх, потянуться. 2 – наклон вперёд, достать руками пальцы выпрямленной ноги. Прижать лоб к колену.  3 - Задержаться. 4 – и.п.

Никого не обижал —

Мальчиков, девчонок...

С ярким шариком бежал

Серенький ВОЛЧОНОК.

Укрепление мышц спины

18

Птица

И.п.: сед, ноги врозь. Руки соединить за спиной за локти («полочкой»). 1 – поднять руки вверх «взмахнуть» и опустить вниз. 2 – наклон вперёд, руки развести в стороны. Постараться подбородком и грудью достать пола. 3-4 – и.п.

Птицу в клетку не сажай,

Отпусти её на волю,

Добрым словом провожай,

Пусть летает в поле.

На коврике: Укрепление мыш

Картотека бодрящих гимнастик

«Медвежонок косолапый»

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

 

Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

Глазки сонные протри

И головку подними.

Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.

Нужно лапки разминать,

 Чтобы  бегать и скакать.

Разминаем подошвы и пальчики ног.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

Встают, идут одеваться.

2. Физминутка

  •  «Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
  • «Поза доброй кошки» И.п. - то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)
  • « Хвостик» И.п. - то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
  • «Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос - кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
  • Массаж спины «Дождик»

3.. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс № 2

«Солнечные зайчики»

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

 

Встало солнышко с утра

 Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.

Детям тоже встать пора!

Разводим руки в стороны.

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.

Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.

Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх - ушки, пошевелим «ушками».

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Хватательные движения

Но к солнышку лучистому

Зайчишки ускакали!

Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем»,  вращаем кистями.

2. Физминутка

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс № 3

«Мы проснулись»

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

Наконец – то мы проснулись,

Протирают глаза кулачками.

Сладко, сладко потянулись,

Потягиваются.

Чтобы сон ушел, зевнули,

Зевают.

Головой слегка тряхнули.

Покачивают головой из стороны в сторону.

Плечи поднимали,

Поднимают плечи.

Ручками махали,

Руки перед грудью, «ножницы».

Коленки сгибали,

Согнуть ноги в коленях.

К груди прижимали.

Обхватить руками ноги, прижать.

Носочками подвигали,

Носки на себя, от себя поочередно.

Ножками подрыгали.

Вытянуть ноги, потрясти ими.

Не хотим мы больше спать

Пальчиками или ладошками показать.

Будем весело играть

Хлопки в ладоши.

2. Физминутка

- Ходьба друг за другом ( босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс № 4

Малыши  - крепыши

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

 (выполняется стоя около кроваток)

Малыши – крепыши

вышли по – порядку.

Шагаем на месте

Малыши – крепыши

Делают зарядку.

Руки -  в стороны, сгибаем руки в локтях.

Руки вверх, руки вниз,

Дружно наклонились.

Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться коленок.

Еще раз, еще раз,

Ровно распрямились.

Повторить, выпрямиться.

Влево, вправо поворот –

В стороны посмотрим.

Повороты в стороны.

Еще раз, еще раз,

В стороны посмотрим.

Повороты в стороны.

Вот так, вот так

Дружно мы шагаем!

Ходьба на месте.

Вот так, вот так

Дружно подрастаем!

Встать на носки, руки вверх, потянуться.

2. Физминутка (2-3 мин.)

- (Бесшумная ходьба на цыпочках)

«Вам покажем мы немножко,

Как ступает мягко кошка

Еле слышно- топ-топ-топ,

Хвостик снизу: оп-оп-оп»

– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)

«Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой»

- (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).

«Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, еще подскок».

- (Громко мяукают и убегают на стульчики)

«А потом мяукает «Мяу»!

Я в свой домик убегаю!»

3. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс № 5

1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )

- Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)

- Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)

- Самомассаж ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)

2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)

- Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.

- И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)

- И. п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)

- И.п. - сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) - И.п.- то же, ноги - ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).

3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)

«У меня спина прямая» И.п. - узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

  • «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
  • « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)
  • « Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
  • « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
  • « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)
  • « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
  • « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).

4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)

Комплекс № 6

1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)

- И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)

- И.п.- лёжа на животе, руки - вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз)

- Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» - раскрываются, расслабляются.

2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)

- Ходьба друг за другом ( босиком)

«На огород мы наш пойдём.

Овощей там наберём».

- (Ходьба на носках)

«Дорога коротка, узка.

Идём, ступая мы с носка!

- (Приставной шаг боком с « пружинкой)

«По бордюру мы идём

Приседаем мы на нём»

- (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)

«Усталые ножки

Шли по дорожке».

- (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)

«На камушек мы сели,

Сели, посидели».

(Погладить мышцы ног и ступни)

«Ножки отдыхают,

Мышцы расслабляют»

3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)

«Подсолнух» - Посреди двора золотая голова.

И.п. - о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.

«Морковь» - За кудрявую косу

Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.

 «Репка» - « Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок».

И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.

 «Картошка» -

И зелён, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко - под кустом картошка.

И.п. - лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.

 «Капуста» -

Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,

1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.

 «Пугало»

«Кто стоит на палке

С бородою из мочалки

Ветер дует- он шумит,

Ногами дёргает, скрипит»

Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.

5. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).

Картотека динамических пауз

ЗА ГРИБАМИ

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли.

Наклоняясь, собирали,

По дороге растеряли.

(ходьба, приседания,

наклоны вперед, руки в стороны)

           У РЕКИ

К речке быстро мы

            спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так словно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно.

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль

Все как один плывем,

               как дельфин

вышли на берег крутой

и отправились домой.

ВЫШЕЛ КЛОУН

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

 Вправо, влево и вперед...

Поклонился всем как мог.

(Поклоны.)

ДВЕ ВЕСЕЛЫЕ ЛЯГУШКИ

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

(Дети изображают в движении лягушек.)

«ПРОДУКТЫ».

Жили-были сыр, котлеты,

 Мармелад, зефир, конфеты,

 Соки, овощи и фрукты,

Называем их — продукты,

 Называем их — еда,

Очень любим их всегда!

Проговариваем с детьми, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку — четыре хлопка).

В ОГОРОД ПОЙДЕМ,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко.

И вернемся по дорожке.

Дети маршируют на месте,

идут по кругу, взявшись

за руки, таскают», «копают»,

«срезают», показывают руками, «рвут»,

идут по кругу, взявшись за руки.

А – НАЧАЛО АЛФАВИТА,

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставим широко.

(дети стоят широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз, два хлопка.)

САМОЛЕТЫ

Самолеты загудели,

(вращение согнутых рук перед грудью)

Самолеты полетели,

(руки в стороны)

На поляну тихо сели,

(руки к коленям)

Да и снова полетели.

(руки в стороны).

ВЕТЕР ЕЛОЧКИ КАЧАЕТ

Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон влево. Тоже вправо, не останавливаясь. Повторить 10 раз.

ВАНЬКА –ВСТАНЬКА

Ванька – встань-ка,

Ванька – встань-ка,

Приседай-ка,

Приседай-ка,

Будь послушен,

Ишь какой!

Нам не справиться с тобой!

ЕЛОЧКА

У детишек елочка большая

Огоньками и шариками сверкает

Ай да елочка, погляди, погляди

(дети хлопают в ладоши)

Детишкам елочка посвети, посвети

(дети поднимают руки над головой и делают фонарики)

Не коли нас елочка

Веточкой мохнатой

(грозят пальчиком)

Убери иголочки дальше от ребяток.

ЖУК

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, Жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

ЖУК

Я нашла себе жука

На большой ромашке

Не хочу держать в руке

Пусть лежит в кармашке.

Ой упал. Упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел, улетел зеленый жук

Улетел на крыльях.

ЗАЙКА

Скок-поскок. Скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-поскок,

А затем в присядку

Чтоб не мерзли лапки.

ЗАЙКА

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой постучи, постучи.

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке беги

И скорей назад скачи.

А В ЛЕСУ РАСТЁТ ЧЕРНИКА

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте.)

А НАД МОРЕМ — МЫ С ТОБОЮ!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

 (Дети делают плавательные движения руками.)

А СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ, ДЕТИ

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

(1—2 — стойка на носках,

руки вверх, ладони образуют

«купол ракеты»;

3—4 — основная стойка.)

ЗАРЯДКА

Раз, два, три, четыре –

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре –

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

ДВЕ СЕСТРИЦЫ, ДВЕ РУКИ

Две сестрицы, две руки –

Рубят, строят, роют (показ)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

  ГУБЫ ДРУЖНО ОКРУГЛЯЕМ

Губы дружно округляем,

Руки кверху поднимаем,

Губы трубочкой вперед,

И руки вперед.

(соответствующие движения)

Две сестрицы, две руки –

Левая и правая

(показ рук поочередно)

Рубят, строят, роют (показ)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Две сестрицы, две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться – разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

ЗАРЯДКА

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда. Два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два –

                привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

ЧИ-ЧИ-ЧИ

Чи-чи-чи

(три хлопка)

Черные грачи

(руки в стороны, махи руками)

Чок-чок-чок

(три хлопка)

Черный каблучок.

(топанье ногами)

ЩА-ЩА-ЩА

Ща-ща-ща

(три хлопка)

Кот ходит без плаща

(шаги с высоким подниманием ног)

Щи-щи-щи

(три хлопка)

Щиплем мы щавель на щи.

(сбор травы).

БУРАТИНО

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел –

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать!

      ЗАРЯДКА

На носки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся

Ножки в стороны,

Ножки вкось,

Ножки вместе,

Ножки врозь.

ТРИ МЕДВЕДЯ

Три медведя шли домой.

(ходьба на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,

(руки поднять над головой, потянуться)

Мама с ним поменьше ростом,

(руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто.

(присесть)

Очень маленький он был,

(присесть и покачаться)

С погремушкою ходил,

(руки перед грудью сжать в кулаки)

Дзинь-дзинь,

Дзинь-дзинь.

(имитация игры на погрему

Картотека подвижных и спортивных игр

Подвижная игра «Лиса в курятнике» 

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила:

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила:

Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

Подвижная игра «Птички и кошка»

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.

Правила:

Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

Подвижная игра «Через ручеек»

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.  

Правила:

Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

Подвижная игра «Кошка и мышка» 

Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила:

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

Подвижная игра «Лошадки»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.

Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут. По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.

Правила:

Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.

Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

Подвижная игра «Кролики» 

Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

Правила:

Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».

Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

Подвижная игра «Где позвонили»

Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.  Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила:

Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

Подвижная игра «Попади мешочком в круг»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Правила:

Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»

Поднимать по сигналу «Поднимите!».

Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

Подвижная игра «Кто бросит дальше мешочек»

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят  мешочки.

Правила:

Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

ВариантыПоставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

Подвижная игра «Самолеты» 

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу воспитателя «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.

Правила:

Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила:

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2, и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила:

Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу.

Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

Картотека пальчиковых гимнастик

   

«Дружные пальчики»

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

«Пальчики засыпают»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Картотека дыхательных гимнастик

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
 
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
 
Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
 
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
 
Паровозик.
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
 
На турнике.
Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
 
Шагом марш!
Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
 
Летят мячи.
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
 
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
                                                                      6

Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
 
Вырасти большой.
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
 
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
 
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
 

Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».
 
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
 

Картотека гимнастик для глаз

Картотека

Гимнастика для глаз

Кошка

Вот окошко распахнулось,

(разводят руки в стороны)

Кошка вышла на карниз.

(имитируют мягкую, грациозную походку кошки)

Посмотрела кошка вверх,

(смотрят вверх)

Посмотрела кошка вниз.

(смотрят вниз)

Вот налево повернулась,

(смотрят влево)

Проводила взглядом мух.

(взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)

Потянулась, улыбнулась и  уселась на карниз.

(дети приседают)

Глаза вправо отвела, посмотрела на кота.

(смотрят прямо)

И закрыла их, мурлыча.

(Закрывают глаза руками)

Снежинки

Мы снежинку  увидали, - со снежинкою играли.   

(дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперед перед собой,  сфокусировать на ней взгляд)

 Снежинки вправо полетели,

(отвести снежинку вправо, проследить взглядом)

 Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

( отвести снежинку влево, проследить взглядом)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…   

( поднимать  снежинки вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)

 Все! На землю улеглись,

 ( присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

(закрыть ладошками глаза)

Елка

Вот стоит большая елка,  

(выполняют  круговые    движения глазами)

 Вот такой высоты.

( посмотреть снизу вверх)

У нее большие ветки.

 Вот такой ширины.

(посмотреть слева направо)

 Есть на елке даже шишки,  

(посмотреть вверх)

  А внизу – берлога мишки.  

посмотреть вниз)

 Зиму спит там косолапый,

 И сосет в берлоге лапу.  

(зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз)

 

Мостик


Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

(закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко.
(глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз,
(глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем,
 (глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(глазами смотрят вверх-вниз)

                             Стрекоза
Вот какая стрекоза,  как горошины глаза.

(пальцами делают очки)
Влево- вправо, назад- вперед,
(глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолет.
(круговые движения глаз)
Мы летаем высоко,
(смотрят вверх)
Мы летаем низко.
(смотрят вниз)
Мы летаем далеко.
(смотрят вперед)
Мы летаем близко.
(смотрят вниз)

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.  

 (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись   

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.  

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Ёжик

Ходил ежик по полянке   (ходьба на месте)

Он искал грибы – опята (посмотреть вправо и влево, не поворачивая головы)

Глазки щурил и моргал, (сильно прищуриться )

Но грибов не увидал. (широко открыть глаза, развести руки в стороны)

Вверх смотрел он,  (посмотреть вверх, голова неподвижна)

Вниз глядел,  (посмотреть вниз)

Сам тихонечко пыхтел.  (произнести «пых», «пых», «пых».)

Смотрел влево,  (посмотреть влево, не поворачивая головы)

Смотрел вправо, (посмотреть вправо , не поворачивая головы)

Вдруг увидел гриб на славу!  ( плотно закрыть и широко открыть глаза.)

Оглянулся он еще (движения по тексту)

Через левое плечо, через правое еще.

Еж затопал по тропинке

И грибок  унес  на спинке.  (ходьба на месте, топающим шагом.)

Жук

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел: «ЖЖЖ».

Вот он вправо полетел, (отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел. (тоже влево)

Жук на нос к нам хочет сесть,  (указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, (направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – ЖЖЖ.  ( делать вращательные движения руками и встать)

 Жук, вот правая ладошка,  (отвести руку в правую сторону, проследить глазами)

 Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко. (отвести руку в левую  сторону, проследить глазами)

 Жук наверх полетел,

И на потолок присел  (поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали,  (поднять руки вверх, посмотреть вверх)

Но жучка мы не достали.

Хлопнем дружно, хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог. (хлопки в ладоши)

Дождик

Дождик, дождик, пуще лей. ( смотрят вверх)

Капай, капель не жалей. (смотрят вниз.)

Только нас не замочи. ( делают круговые движения глазами)

Зря в окошко не стучи.

Ветер

Ветер дует нам в лицо.  (часто моргают веками)

Закачалось дepевцо. (не поворачивая головы, смотрят влево-вправо)

Ветер тише, тише, тише… (медленно приседают, опуская глаза вниз)

Деревца все выше, выше. ( встают и глаза поднимают вверх.)

                              Белка
Белка  дятла поджидала,
(резко перемещают взгляд вправо- влево)
Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри!
(смотрят вверх-вниз)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(моргают глазками)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

                                    Заяц
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.
(глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да  заинька, умелый! Глазками моргает.
(моргают глазками)
Глазки закрывает.
(глазки закрывают)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(прыгаем, как зайчики )

Овощи

Ослик  ходит,  выбирает,  (обвести глазами круг)

 Что сначала съесть не знает.  

 Наверху созрела слива,  (посмотреть вверх)

 А внизу растет крапива, (посмотреть вниз)

 Слева – свекла, справа – брюква, ( посмотреть влево- вправо)

 Слева – тыква, справа – клюква, (влево — вправо)

 Снизу – свежая трава, (посмотреть вниз)

 Сверху – сочная ботва. (посмотреть вверх)

 Выбрать ничего не смог

 И без сил на землю слег. (зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз)

Солнышко и тучки

Солнышко с тучками в прятки играло. 

(посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз)

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

Легких - две штучки,

Тяжелых три тучки.

Тучки попрятались, тучек не стало. 

(закрыть глаза ладонями) 

Солнце на небе вовсю засияло.  

(поморгать глазками)

Картотека игрового массажа

Тема «Домашние животные»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Кто пасется на лугу»

(для старшего дошкольного возраста)

Далеко, далеко            Положить руки на плечи ребенку, стоящему впереди, и

                                      похлопать по плечам.

На лугу пасутся           Загнуть большой палец на правой руке и «рисовать»

                                       четырьмя остальными пальцами «змейку» вдоль                        

                                       позвоночника впередистоящего.

Ко…                               Покачать плечами вперед – назад.

- Козы?                           Наклонить голову вперед.

- Нет, не козы!               Покачать головой вправо-влево.

Далеко, далеко              Повернуться на 180 и повторить движения 1- го куплета.

На лугу пасутся          

Ко…

- Кони?

- Нет, не кони!

Далеко, далеко              Опять повернуться на 180 и повторить те же движения.

На лугу пасутся          

Ко…                               Повернуться на 90 , покачать головой, поставив руки                              

- Коровы?                       на пояс.

- Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко,      Постепенно, медленно присесть. На последний слог

Будете здоровы!              быстро встать на ноги и поднять руки вверх.

       

                     (Ю. Черных)

Тема «Домашние животные»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие,  стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины “Свинки»

Как на пишущей машинке      Встать друг за другом «паровозиком» и

Две хорошенькие свинки        похлопывать по спине ладонями впереди

Все постукивают                      стоящего ребенка, на повторение потешки

Все похрюкивают:                    поворачиваются на 180 и поколачивают

Туки-туки-туки-тук!                 кулачками, затем постукивают

 Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!    пальчиками и поглаживают ладонями.

                                                   

                                             

 

Самомассаж «Петушок»

Раз и два! Раз и два!             Тереть ладони друг о друга.

Начинается игра.

Красим крылья и живот,       Поглаживать ладонями руки, живот, грудь,

Красим грудочку и хвост,     поясницу,  ноги, голову.

Красим спину,

Красим ножки,

Красим гребешок немножко.

Вот какой стал петушок,       Поставить руки на пояс, горделиво              

                                                 выпрямиться.

Ярко-красный гребешок.       Сделать несколько полуоборотов влево –

                                                  вправо.

Тема «Домашние животные»

Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга.

Массаж пальцев «Гусь»

Где ладошка? Тут?                      Показывает правую ладошку.

Тут!

На ладошке пруд?                        Гладят левой ладонью правую.

Пруд!

Палец большой –                          Поочередно массируют каждый

Это гусь молодой,                        палец.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Полетел гусь в рот,                        Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.                          прикасаются ко рту, потом к  

                                                         животу.

                                                                       

Вот!                                                 Вытягивают ладошки вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека методических разработок по здоровьесбережению.

Включает в себя психигимнастику, зрительную гимнастику, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковые игры и физминутки...

картотека игр по здоровьесбережению

игры по здоровьесбережению...

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей младшего дошкольного возраста

Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....

КАРТОТЕКИ по здоровьесбережению

Значение подвижных игр в физическом развитии детей трудно переоценить. Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным эмоциональным настроем детей, возникающим в процессе игровой деятельн...

Картотеки по здоровьесбережению

Картотеки: зимних подвижных игр; гимнастики после сна; гимнастика для глаз; динамические упражнения; дыхательные упражнения; игры с массажным мячом; пальчиковая гимнастика; профилактика плоскостопия...

картотеки по здоровьесбережению

картотеки по здоровьесбережению...