Консультация «Дыхательная гимнастика в режимных моментах».
консультация (старшая группа)

Зачем нужна дыхательная гимнастика и на сколько важно проводить её с ребёнком?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dihatelnaya_gimnastika.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика в режимных моментах.

В современном мире проблема здоровья детей носит глобальный характер. К сожалению, в настоящее время участились случаи аллергических проявлений дыхательных путей, а также респираторных заболеваний. В связи с этим, необходимо принимать меры, как в профилактических целях, так и в оздоровительных.

Немаловажное значение в физическом развитии детей имеют специальные дыхательные упражнения. Но для начала мы выясним, что же такое дыхание? Дыхание – это основа всего живого; это одна из основных потребностей любого организма. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением в нее углекислого газа.  

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, целью которого является укрепление дыхательной мускулатуры; очищение слизистой дыхательных путей. Зачем же нужна дыхательная гимнастика, и насколько важно проводить ее с ребенком? Правильное дыхание помогает человеку вылечиться от многих болезней и предотвратить их. Правильное дыхание стимулирует работу сердца и головного мозга и нервной системы, а также способствует развитию речевого аппарата.

Одним из самых важных моментов является дыхательная гимнастика после сна. Ее целью является – поднятие мышечного тонуса, повышение адаптивных возможностей детского организма, а также улучшение кровоснабжение в организме. И все это будет наиболее эффективно, если включить в гимнастику физические упражнения, щадящее закаливание, воздушные ванны, которые, в свою очередь, будут увлекательны и интересны детям. Длительность такой гимнастики должна быть не более 4-5 минут. Нужно помнить о том, что ребенка не стоит перегружать упражнениями. Очень важно следить, чтобы ребенок не напрягал шею, плечи.

 

Наиболее распространенные упражнения дыхательной гимнастики.

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Составитель: Воробьева Дина Михайловна.

                                                                           

Семинар-практикум для педагогов.

«Дыхательная и артикуляционная гимнастика в режимных моментах ДОУ. Развитие фонематического слуха у детей.»

1 ЭТАП. Дыхательная и артикуляционная гимнастика в режимных моментах через лого ритмику участники: педагоги ДОУ

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию лого ритмических упражнений в ходе НОД и режимных моментах.

Ход:

Здравствуйте коллеги!

-Сегодняшний семинар подразумевает активное общение участников данного мероприятия. Поэтому, чтобы в дальнейшем, нам легче было общаться, давайте представимся

Ах, какой фруктовый сад,

Видеть Вас всех очень рада!

Я садовница большая,

Как же звать Вас всех не знаю,

Ну-ка гости не зевайте своё имя называйте (назвать имя и фрукт на первый звук вашего имени, например, Лариса- лайм……

Да, не сад, а просто рай-

Принимай активное участие и не зевай.

Очень хорошо, когда в детском саду работает логопед и есть логопедические группы, лого пункты, а что делать воспитателям ДОУ, не имеющих в своей структуре всего этого?

-Что делаете, вы коллеги для коррекции речи? (варианты ответов педагогов).

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – лого ритмика?

Все, окружающее нас, живет по законам ритма.

Занятия лого ритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется фонематический и музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Одной из основных задач логоритмического воздействия является:

Коррекционная.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; и т.д

Лого ритмику мы используем не только на занятиях, но и в течении всего дня, включая и режимные моменты.

Предлагаю вам окунуться в мир лого ритмики.

 УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Вы коллеги не зевайте, а за нами повторяйте. (зарядка «Алфавит». лого ритмика)

Для восстановления дыхания поиграем в игру «ПТИЦЫ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ»

Дети изображают, как журавли учатся летать.

(Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч).

Вдох через нос.

При опускании рук – выдох.

Усложнить задание: На выдохе- пропеть гласные (а,о,у,и )

  УМЫВАНИЕ.

Умываться мне не лень

Даже 150 раз в день.

-Мылом мы намылим руки 1,2,3. 1,2,3.

А на ручках у нас пузыри, пузыри.

Водичка (как шумит?) с-с-с, буль-буль, кап-кап.

1,2,3 Маша капельку – лови с-с-с.

-Нежно щечки вытираем

Полотенцем мягким.

Вытираем каждый пальчик,

Чтоб сухим стал, гладким.

Нет ни капли на ладошках

У Наташи и Сережки.

   СЕЛИ ЗА СТОЛ.

Каши вкусные дымятся,

дети кашу есть садятся

(Мелодии 1,2. Лого ритмика) проигрываем с педагогами.

    НОД.

На занятия спешим, научиться мы хотим.

Упр. «Согласные звуки»

К-к-к- дождинки бьют по крыше.

Г-г-г- горох лущат нам мыши.

Х-х-х- хомяк храпит во сне.

Ц-ц-ц- разбудим по весне.

П-п-п- палит на башне пушка.

Б-б-б- стреляет вверх хлопушка.

Т-т-т- крот стукнул молотком.

Д-д-д- два дятла строят дом.

С-с-с- свистит у норки суслик.

Ш-ш-ш- змея свернулась в бублик.

З-з-з- комар звенит беспечно.

Ж-ж-ж- так жук жужжыт конечно.

Щ-щ-щ- варан не спит в пустыне.

Р-р-р- рычит как тигр Марине.

Ч-ч-ч- подходит паровоз.

Л-л-л- корабль гостей привез.

М-м-м- мычит корова на лугу.

Н-н-н- звук в нос сказать могу.

Н!.......

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши

Ше-ше-ше- это утка в камыше

Ша-ша-ша- выходи из камыша

Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше

Ши-ши-ши- что-же шепчут камыши

«Автоматизация звука [р]»

Ра – ра, Ра – ра,

Вот высокая гора.

Ры – ры, ры – ры,

За горою комары.

Ро – ро, ро – ро,

Потерял петух перо,

Ру – ру, ру – ру

А барсук унес в нору.

    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

А теперь всем надо встать, дружно ротик наш размять.

Упражнение «На лошадке» (логоритмика)

(Дети стоят друг за другом на расстоянии 2-3 шагов. Руки согнуты в локтях, выведены перед собой, кулаки сжаты, как будто они держат вожжи. Дети идут по комнате, высоко поднимая колени, и цокают язычками.

«СНЕГОВИКИ И СОСУЛЬКИ»

Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички (надули щеки) и Сосульки-Худышки(втянули щеки).

Удивились Сосульки

( Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)

«Ах, какие вы толстые!»

Рассердились Снеговички

( Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито).

«Не такие уж мы и толстые!»

Еще больше удивились Сосульки

( Округляют губы (как буква «о»), поднимают брови)

«О, да вы еще и сердитые!»

Еще больше рассердились Снеговички

( Вытягивают губы трубочкой, сводят брови)

«У-у-у! Мы действительно сердитые!»

Сморщили нос Сосульки

( Морщат нос, произносят слова с недовольством в голосе)

«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»

Скривили губы Снеговички

 ( Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта).

«Пф! Ну и не надо».

    ИГРЫ.

От плохого настроенья,

Превосходно лечит пение.

Станет  легче труд любой,

Если песенка  с  тобой!

А. Распевка « Игра»

Ас, ас, ас, ас- ах как весело у  нас.

Ус, ус, ус, ус- выбирай  игру  на вкус.

Ос, ос, ос, ос- мчится быстрый паровоз.

Ис, ис, ис, ис- а теперь  поём на бис.

Б. Артикуляционные игры . (под музыку)

    ПРОГУЛКА.

Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять!

Ра-ра-ра- очень холодно с утра,

Ру-ру-ру- я на улицу пойду

Ша-ша-ша- как погода хороша

Ши-ши-ши- на прогулку идут малышы

Ли-ли-ли- мы на улицу пошли

Ло-ло-ло- много снега намело.

ИГРА на прогулке : «Узнай по голосу»

Играющие, взявшись за руки, встают в круг

    Стоящему в кругу водящему, завязывают глаза шарфом

    Все идут по кругу в одну сторону, напевая: «Вот построили мы круг, Повернемся вместе вдруг.»

    Все поворачиваются и идут в другую сторону, говоря: «Кто-то скажет: «скок-скок-скок», Отгадай, чей голосок?»

    Слова «скок-скок-скок» говорит только один игрок

    Если водящему удастся отгадать чей это голос, он меняется местами с этим игроком.

    СОН.

Вот сейчас, вот сейчас,

Наступает "тихий "час

Надо тихо лежать,

Никому не мешать.

Сладкий сон (логоритмика)

    ПОДЬЁМ.

Потянушки-потягушки

кто тут сладкий на подушке?

кто тут нежится в кроватке?

чьи тут розовые пятки?

это кто же тут проснулся?

кто так мило улыбнулся?

Дыхательные упражнения в постели под музыку.

Филин.

Сидит филин на суку

И кричит: «Бу-бу-бу-бу».

(Вдох через нос, выдох со звуком)

Чайник.

Чайник на плите стоял

Через носик пар пускал:

«паф-паф-паф-паф»

(Вдох через нос, выдох со звуком)

Красный шарик.

Воздух мягко надуваенм,

Шарик красный надуваем,

Шарик тужился, пыхтел,

Лопнул он и засвистел:

«т-с-с-с-»

(Вдох через нос, выдох со звуком)

Возле кроваток.

Тишина в лесу стоит (дети поднимают руки вверх и произносят «Ш»)

Еле слышно лист шуршит ----Ш

Ветер дунет посильней, ----Ш-громко

Листик зашуршит смелей Ш_Ш_Ш

Снова ветер налетит, (мягкими точными движениями опускают руки и коротко произносят-п-п-п-п)

Потанцует, попоет ( вращают кистями рук)

И на землю упадет.( Поднимают и опускают руки вниз).

  ИГРА ВЕЧЕРОМ.

Но не  будем мы  скучать,

Продолжаем  все играть.

«Комната звуков»

Мы долго путешествовали и на нашем пути возник зАмок. Заходить туда нельзя. Но мы можем пофантазировать, кто там живет и прислушаться, что там происходит.

Задаются наводящие вопросы, за ширмой издаются разные звуки. Гости фантазируют.

Прежде чем вас проводить в другой зал, мы хотели бы узнать полезны были вам или нет.

Если было интересно- похлопайте, если нет- потопайте.

Желаем вам успехов в речевом развитии детей!!! Всем большое спасибо!!!

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей.

 В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ. Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма- главное, над чем необходимо работать в детском саду. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим

заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении можно использовать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика обладает преимуществом:

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание – особенно

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

3.Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5.Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т.д.), помещения и прочих.

6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

7.Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетке.

 8.Гимнастика показана и взрослым, и детям.

Особенности использования дыхательной гимнастики работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!” или “Нюхайте быстро, как хлопок в ладони!”. “Накачивайте легкие как шины!” и так далее. Все упражнения имеют игровые названия, например, “Кошка”, “Насос” и так далее.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов. Поэтому убеждаем детей делать упражнения комплекса и дома, и в выходные, и в праздничные дни. В связи с этим, для оздоровления ребенка в детском саду и семье определены следующие направления: создание оздоровительных режимов, обеспечивающих укрепление дыхательной системы и формирование навыков правильного рационального дыхания. Целью работы в нашем детском саду является выявление и внедрение организационно-педагогических условий использования дыхательной гимнастики в систему физкультурно-оздоровительной работы. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, силой не отличаются, их надо развивать. Нарушение, затруднение или отсутствие носового дыхания у ребенка ведут к серьезным изменениям со стороны этих функций и ряда органов и систем организма. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую

значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Нами рассмотрены и внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие приучать детей правильному носовому дыханию, предложенными следующими авторами: М. Л. Лазарева “Звуковое дыхание”, “Очистительное дыхание” (на основе древнекитайских оздоровительных систем), “Закаливающее носовое дыхание». Работа по использованию дыхательной гимнастики в оздоровительном режиме имеет три направления: работа с детьми, работа с воспитателями групп, работа с родителями. Первое направление включает проведение основных и дополнительных форм работы: дыхательные упражнения включаю в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия в зале и на воздухе, гимнастику после сна, в занятия по обучению детей игре в баскетбол (кружок), в досуги и развлечения. Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем, на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким, задерживая его на некоторое время. Дыхательные упражнения применяю для развития дыхательного аппарата дошкольников, активизации функций внешнего дыхания, а также для отдыха между физическими упражнениями, после бега и прыжков. В своей работе я использую два вида дыхательных упражнений – статические динамические. Статические дыхательные упражнения проводятся без участия конечностей и туловища, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель таких упражнений – выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха – «Трубач», «Каша кипит», «Воздушный шар», «Подуй на чай» и другие. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями, которые улучшают вентиляцию в различных отделах легких или способствуют более глубокому вдоху. При этом фаза вдоха облегчается отведением рук в стороны, выпрямлением или пригибанием туловища, а фаза выдоха опусканием и сведением рук, наклоном туловища, сгибанием ног в коленных суставах. Необходимо детей научить дышать через нос, спокойно. Для этого я использую игровые упражнения, способствующие воспитанию оздоровительного типа дыхания. К таким упражнениям можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, одуванчик, вдыхание приятных запахов. Во время прогулки привлекаю внимание детей к запаху воздуха, цветов, осенних листьев, предлагая медленно вдыхать через нос и медленно и глубоко выдыхать. С детьми в возрасте 2-3 лет полезны и эффективны упражнения: «Воздушный шарик» (лежа, надувать животик – шарик надувается, после хлопка в ладоши (через 5 сек) –шарик сдувается); «Хомячок» - это упражнение очень нравится детям, оно простое и очень веселое. Предлагаю изобразить хомячка, надув щечки и пройти так 10 шагов. После чего хлопнуть себя по щечкам, выпустив воздух. А потом пойти еще несколько шагов, дыша носом. Интересны и забавны упражнения «Часики», «Дудочка», «Петушок», «Гуси». Они вызывают интерес у маленьких детей, а самое главное несут в себе оздоравливающе эффект. С детьми старшего возраста использую комплексы закаливающего носового дыхания, которые вносятся в структуру физкультурного занятия. Это занятия из серии «Забочусь о своем здоровье».

Итогами использования дыхательной гимнастики становятся досуги, развлечения, которые построены на основе хорошо знакомых детям упражнений и игр. В нашем детском саду стали традиционными Дни здоровья. Тематика разнообразна: «Семь шагов к здоровью», «Путешествие встану Носарию», «Буратино и Мальвина в гостях у детей» и другие. Второе направление – работа с воспитателями, которая включает проведение консультаций на темы “Дыхание – залог здоровья”, “семинара-практикума с использованием дыхательных и звуковых упражнений. Работа с воспитателями в этом направлении идет в тесном контакте. Дыхательные упражнения подбираем в соответствии с темой недели. Например: «Петушок», «Гуси» (домашние птицы), «Паровозик», «Регулировщик», «Насос» (транспорт) и т.д. В течение дня воспитателями проводятся разные дыхательные и звуковые упражнения: во время занятий (для снятия напряжения и усталости), физкультминутках, гимнастике пробуждения, индивидуальные занятия с дидактическим материалом. Для воспитателей и родителей оформлены тематические папки-передвижки, включающие материал об актуальности обучения детей носовому дыханию, комплексов дыхательной гимнастики для дальнейшего использования в работе с детьми дошкольного возраста. Третьим направлением является работа с родителями. С целью получения дополнительной информации об оздоровлении ребенка посредством использования дыхательной гимнастики для родителей организовываются индивидуальные беседы и консультации. В ходе проведения практикума “Дыхание – залог здоровья” родители познакомились с комплексами дыхательных и звуковых упражнений, с особенностями их использования в домашних условиях. Для них составлена памятка выполнения дыхательных упражнений дома. В этом году запланирован «мастер-класс» по этой теме.

Данная форма работы позволяет родителям приобрести практические навыки использования дыхательной гимнастики. Создание предметно-развивающей среды в группе Эффективность такой оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста зависит, прежде всего, от организации физкультурно-оздоровительной среды в группе дошкольного учреждения. В групповых комнатах имеются спортивные уголки, оснащенные не только традиционным спортивным инвентарем, но и ярким нетрадиционным оборудованием и пособиями, изготовленными из бросового материала, привлекающими глаз ребенка для того, чтобы он хотел с ним заниматься, получал удовольствие от занятий. Для проведения дыхательных упражнений используется различное оборудование: трубочки из-под соков, ватные шарики, ленточки, вырезанные из бумаги фигурки.

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста. Сочетание всех трех направлений использования дыхательной гимнастики в оздоровительном режиме и внедрение в систему физкультурно-оздоровительной работы, позволило нам получить следующие результаты: Количество случаев простудными и воспалительными заболеваниями в сравнении с предыдущим периодом снизилось с 31 до 16 (почти 50%). Таким образом, использование дыхательной гимнастики, как средство оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной

системы. Только при совместном овладении педагогами и родителями элементов дыхательной гимнастики дает положительный результат в оздоровлении ребенка не только на физическое развитие, но и на развитие организма в целом. Важным условием применения дыхательной гимнастики является варьирование комплексов по дыхательной гимнастике; правильное сочетание в разных частях физкультурного занятия и в режимных моментах; совместное сотрудничество с педагогами и родителями.

 Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

1.Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.

2.Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.

3.Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением.

4.Комплексы необходимо чередовать в течение двух недель, можно варьировать закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос. Можно включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня. Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов. Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.

Список используемой литературы:

1.Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия,- Волгоград: Учитель, 2008г.

2.Подольянская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическаяидыхательная гимнастики, компмексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009г.

3.Г.В.Меньшикова «Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья» Москва АСТ; Санкт-Петербург Сова, 2007г.

 4.Волошина Л.Н., Гавришова Е.В., Елецкая Н.М., Курилова Т.В. «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников»,-  Волгоград: Учитель, 2013г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в режимных моментах

Эта статья расскажет вам о пользе дыхательной гимнастики в развитии детского организма, а так же вы увидите часто используемые упражнения, способствующие снижению заболевания дыхательных путей, нервно...

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов"

Основные  режимные моменты детского сада:...

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в ДОУ"

Цель консультации: познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предп...

Консультация для родителей: "Значение режимных моментов для здоровья ребенка"

Режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям....

Консультация для воспитателей "Организация режимных моментов в детском саду"

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха....

Применение дыхательной гимнастики в режимных моментах

Ведущие специалисты рекомендуют как можно чащеобращаться к методикам, основанным на дыхательныхупражнениях, так как они: обогащают организм кислородом; являются отличным методом, помогающим ребенку ...

Элементы дыхательных упражнений в режимных моментах как одна из форм профилактики заболеваний органов дыхания

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...