Формирование представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий по ОБЖ
консультация (старшая, подготовительная группа)
Данная консультация предназначена для воспитателй ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представления у старших дошкольников о здоровом образе жизни посредством познавательных занятий.
Возраст детей от трех до семи лет – важный период, в котором закладываются прочные основы здоровья.
Одной из основных задач из ФГОС (П 1.6) «является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
ФГОС ДО (П 3.3.1) раскрывает требования к развивающей предметно – пространственной среде «обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении приспособленной для реализации Программы (далее-участок), материалов, оборудование и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Проблемой формирования здоровья детей занимались ученые из различных областей и знаний:
- медицины и физиологии (Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков и др.)
- психологии (О.С. Осадчук и др.)
- экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф.Аменд и др.)
- и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, О.В. Морозова и др.)
Актуальность проблемы опыта заключается в том, что проблема здоровья и его сохранения – одна из самых важных. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладывается основные черты личности, формируется характер отношение к себе и окружающим. Именно на этом этапе важно у детей сформулировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанное потребность систематических занятиях физической культуры и спорта. Я провела анкетирование с родителями «Физическое воспитание ребенка» и «Состояние здоровья вашего здоровья ребенка». И пришла к выводу, что главной причиной является низкий уровень знаний родителей о ценности своего здоровья и здоровья своих детей. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Совместно с медицинским работником детского сада изучив и проанализировав разработанные «Листы здоровья», проанализировав диагностику по «Физическому развитию», пришла к выводу, что дети слабые и часто болеют. Наблюдения за частоболеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. Даже проболев определенный срок, дети, приходят в детский сад не совсем долеченными.
Для решения возникшей проблемы, я составила перспективное планирование мероприятий по оздоровлению детей начиная с младшего дошкольного возраста.
Работа ведется и вне занятия (НОД), это отражено в циклограмме деятельности педагога и детей. По проектной деятельности были запланированы и проведены проекты по самообразованию на тему по здоровому образу жизни:
- Проект «Будь здоров, малыш!»
- Проект «Познай себя»
- Проект «Мы обедаем»
- Проект «Целый день: наш режим»
- Проект «Поговорим о здоровье».
Для педагогов были проведены открытые просмотры:
- гимнастика после сна «У нас в гостях – Айболит»
Цель: укрепление здоровья воспитанников через игровую двигательную деятельность;
- дидактическая игра по здоровому образу жизни «Одень куклу Дашу»
Цель: создания условий для закрепления у детей представления о сезонной одежде с целью формирования интереса к здоровью;
- «Игра - занятие «Я и мое тело»»
Цель: формировать представление о значении каждого органа для нормальной жизнидеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать и определять на вкус, руки – хватать, держать, трогать, ноги – стоять, ходить, голова – думать, запоминать, туловище – наклоняться, поворачиваться в разные стороны; воспитывать интерес к изучению своего тела.
В своей работе я уделяю большое значение созданию благоприятных условий для реализации укрепления здоровья детей и в группе были созданы различные
«Центры развития»:
«Центр развития по ЗОЖ «Здоровейка» »
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр
- дидактические игры
* «Я и мое тело»
* «Сложи портрет»
* «Одень куклу Дашу» и др.
- игры – вкладыши
* «Части тела»,
* «Наши пальчики» и др.
- картотека «Беседы по ЗОЖ»
* Беседа «Какой я, что у меня внутри»
* Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» и др.
- игры по «здоровому образу жизни»
* «Как нужно ухаживать за собой»
* «Чтобы кожа была здоровой»
* «Правила гигиены»
* «Хвастунишка»
- картотека МПИ, СПИ
«Центр развития по ОБЖ «Моя безопасность» »
- карточки «Безопасность дома и на улице»
- карточки «Расскажи детям о специальных машинах»
- карточки «Ядовитые грибы» и др.
«Центр детской книжки «Мойдодыр» »
- книга «Я и мое тело»
- энциклопедия «Азбука о здоровье»
- пословицы и поговорки о здоровье, о спорте
- загадки по теме «Человек»
«Центр физического развития «Спорт-здоровый образ жизни» »
- гимнастические палки, обручи, скакалки и т.д.
- цветные ленты на колечках
- «дорожки здоровья»
Наиболее распространенные и самые любимые среди детей дошкольного возраста – это подвижные игры. Игра является наиболее доступным и эффективным методом воздействия на ребенка.
Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.
Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, и за чего дети часто болеют простудными заболеваниями. Поэтому особое внимание в режиме уделяю проведению закаливающих процедур.
Для сохранения и укрепления здоровья детей использую традиционную систему закаливания:
- закаливающие воздушные ванночки для тела до и после сна,
- контрастные ванночки для рук (круглый год)
контрастные ванночки для ног – в летний период
- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей
- дыхательные и звуковые упражнения
- точечный массаж
- формирование и коррекция осанки
- профилактика плоскостопий
- упражнения и задания на развитие мелких мышц рук
- упражнение на развитие мимики и артикуляции
- физкультминутки
- организация работы с ослабленными детьми
-ходьба босиком по «дорожке здоровья»
Эти мероприятия проводятся в соответствии с принципом здоровьесберегающей системы систематически и последовательно. Все закаливающие процедуры я провожу с согласия родителей.
Для укрепления же эмоционального здоровья детей использую психогимнастику, сказкотерапию, улыбкотерапию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций. Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и их родителей, и внедрить родителей в повседневную жизнь.
Наладить взаимоотношения с родителями мне помогают разнообразные формы работы:
- Показ занятий
приглашала на мероприятие «День открытых дверей» для родителей, где провела открытый показ на тему «Сохранение и укрепление здоровья».
- Мероприятие «Утренняя гимнастика»
подготовила консультацию на тему «Для чего нужна Утренняя гимнастика»,
- НОД «Физическое развитие»
- «Мастер – класс «Поговорим о здоровье» (из Проекта «Поговорим о здоровье»)
А так же помогают другие формы работы
- консультации
- тематические родительские собрания
- фотостенды в приемной, в котором отражается жизнь детей в детском саду
В приемной оформлен уголок «Это интересно!», где содержатся консультации и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни:
- Консультация «Закаливание детей раннего возраста»,
- Консультация «Профилактика простудных заболеваний у детей!»,
- Консультация "Да здравствует мыло душистое",
- Консультация "Учимся чистить зубы".
Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Мне удалось сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают мне в оформлении предметно- развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно- ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям. С первых дней знакомства с ними, я показываю, рассказываю все, что ждет их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей, выслушиваю их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Поэтому родители активно оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов. Благодаря родителям на прогулочной площадке создана «Тропинка здоровья», «Поиграйка с Зайкой» - кольцеброс для игр с мячами.
Вывод: Благодаря качественному подходу к проведению оздоровительной работы в ДОУ прослеживается снижение заболеваемости положительная динамика состояния здоровья детей.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физк...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальны...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальны...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий
В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности проц...
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...
Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решени...