Семинар-практикум "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста"
методическая разработка
Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой и дыхательной систем организма, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_osanki.docx | 264.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №23» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ «НЕЗАБУДКА»
140250, Московская область, г.о. Воскресенск, г. Белоозёрский,
улица Молодёжная, дом 37. Телефон 8-496-44-5-12-83
E-mail: NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru сайт: https://vos-ds25-nezabudka.edumsko.ru/
Семинар-практикум
«Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»
Подготовил:
инструктор по физкультуре
Захаренко И.В.
2020-2021 у. г.
Профилактика нарушений осанки должна включать широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц. Для этого следует гармонично развивать силу различных мышечных групп, формировать умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и в движении, дифференцировать мышечно-суставные ощущения по степени усилий распределять положение отдельных частей тела в пространстве, содействовать развитию гибкости (подвижности) суставов.
При выполнении физических упражнений очень важным является учет возраста занимающихся, их индивидуальные особенности, а так же общее физическое развитие и физическая подготовленность.
На основании этого можно выделить следующие задачи, способствующие профилактике дефектов осанки:
1. Формирование мотивации. Обеспечить положительную мотивацию достижения правильной осанки, воспитывать сознательное, осмысленное отношение детей к предстоящему формированию и закреплению навыка правильной осанки.
2. Воспитание навыка правильной осанки. Сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительного удержания тела в правильном положении. Содействовать развитию силовой и статической выносливости.
3. Формирование мышечного корсета. Способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп; спины, плечевого пояса, брюшного пресса и груди.
4. Совершенствование и закрепление навыков осанки. Содействовать закреплению навыков осанки в различных условиях деятельности, при выполнении упражнений общеразвивающего характера (ходьба, бег, прыжки, висы и упоры), упражнения ритмической гимнастики, аэробики и подвижных игр.
Все упражнения, направленные на формирование правильной осанки распределены на три основные группы:
- Упражнения, направленные на создание представления о правильной осанке;
- Упражнения на укрепление мышц, формирование мышечного корсета и развитие силы;
- Упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки.
Классификация упражнений на формирование правильной осанки
Арсенал таких упражнений очень большой, в связи с этим необходимо отметить, что они могут использоваться как в различном сочетании, так и в специальных комплексах упражнений.
1. Упражнения на создание представления о правильной осанке и ее формирование. Эта группа может включать следующие упражнения:
1. Показать занимающимся правильное положение тела в стойке, Объяснить, как держать отдельные части тела, потребовать принять это положение, особенно обращая внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.
2. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены, положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое исходное положение.
3. Принять то же И.П., запомнить его, сделать шаг вперед и выполнить поворот головой, туловищем. Снова принять И.П. и сделать шаг назад – проверить правильное положение тела.
4. И.П. стоя у стены в положении правильной осанки, немного прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратится в И.П.
5. И.П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.
6. И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями, не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.
7. И.П. – то же. Полуприседания и приседания, скользя вдоль стены.
8. Принять правильное положение осанки с последующим контролем за ней:
* перед зеркалом;
* в парах, спиной друг к другу;
* с гимнастической палкой за спиной, поставленной вертикально (вдоль позвоночника) и горизонтально (палка за плечами);
* то же с обручем (сзади вертикально);
* то же в положении лежа на спине, на животе;
* то же в положении сидя.
9. выполнение вышеуказанных упражнений с гимнастической палкой, обручем, в положении лежа на полу с грузом на голове и в положении сидя.
Главным условием формирования правильной осанки при выполнении общеразвивающих упражнений является контроль педагога за сохранением осанки и самоконтроль занимающихся.
Контрольное упражнение для проверки навыка осанки. Сохраняя правильное положение тела и удержания груза на голове (мешочек с песком), пройти по наклонной доске, слезть и слезть со стула. Упражнение считается невыполненным, если предмет упадет.
2. Общеразвивающие упражнения для укрепления мышечного корсета
и развитие силы.
Упражнения на укрепление и развитие мышц и связок всегда носят силовой характер. Для того чтобы силовые упражнения были достаточно эффективны, необходимо часто менять как форму упражнения, так и количество повторений.
После силовых упражнений, особенно статических, целесообразно выполнять упражнения на расслабление и растягивание.
Для развития силы мышц рук можно применить сгибание и разгибание и разгибание рук в различных исходных положениях (в упоре стоя на коленях, в упоре лежа или в упоре лежа руки на повышенной опоре). Для развития мышц ног выполняются приседания, выпады, выпрыгивание вверх из упора присев. Для развития силы мышц разгибателей спины поднимают и опускают туловище, лежа на животе или удерживают крайнее положение несколько счетов. Для развития мышц брюшного пресса выполняют группировку в положении лежа на спине или поднимают ноги, а затем поднимают туловище.
Все упражнения можно выполнять и с предметами (мяч, резиновый бинт, гимнастическая палка), и на гимнастических снарядах (скамейка, гимнастическая стенка, фитбол). Эффект упражнений увеличивается, если они проводятся под музыку.
3. Упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки включают ходьбу, бег, строевые упражнения, а так же прикладные упражнения – упражнения в равновесии, подвижные игры и эстафеты. Особую группы составляют упражнения на самовытягивание позвоночника, растягивание мышц, и упражнения, развивающие грудную клетку и укрепляющие дыхательную мускулатуру.
Хороший эффект для формирования осанки дают упражнения в равновесии, при их выполнении рефлекторно повышается тонус мышц, развивается устойчивость вестибулярного аппарата и удерживается прямое положение тела.
Для закрепления и совершенствования правильной осанки, а так же повышения эмоционального фона занятия рекомендуется проводить подвижные игры, направленные на фиксацию правильной осанки. Практически в любую игру можно внести элементы закрепления осанки. Например «Пятнашки». Осаливать игроков нельзя, если они приняли положение правильной осанки или у гимнастической стенки, или в парах спина к спине. «Тише едешь – дальше будешь». Дети стоят в шеренге, педагог произносит слова «Тише едешь – дальше будешь». Все начинают движение вперед. После команды «Стоп!» дети останавливаются и принимают положение правильной осанки. У кого осанка неправильная, возвращается в исходное положение. «Ходит в шляпах». Детям кладут на голову «шляпу» - мешочек, дощечку, колесо от пирамиды. Они по сигналу начинают двигаться по залу, выполняя различные задания: пройти по прямой линии, по кругу, с перешагиванием через предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» не упадет.
Упражнения на самовытягивание позвоночника являются обязательной частью любого комплекса корригирующей гимнастики. В процессе самовытяжения происходит растягивание околопозвоночных мышц и глубоких мышц позвоночника, увеличивается расстояние между позвонками и, следовательно, уменьшается давление на межпозвоночные диски, на нервные окончания и кровеносные сосуды. В результате улучшается кровоснабжение, питание межпозвоночных дисков, исчезает рефлекторные боли. Уменьшается кривизна позвоночника, он становится более гибким.
Упражнения на растягивание позвоночника можно выполнять из положения стоя, в упоре стоя на коленях, сидя на пятках, в положении сидя по-турецки, лежа на животе, спине и в висах на гимнастической стенке. Все упражнения на «потягивание» выполняются с дыхательными упражнениями.
Темп выполнения упражнений должен быть медленным или средним. Все упражнения сопровождаются глубоким дыханием, обращается внимание на выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Статья адресована воспитателям , материал направлен на правильное соблюдение и организацию проведения физкультминуток....
Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 4-7 летнего возраста....
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
Упражнения при нарушении осанки...
"Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"
«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошко...
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"
Рекомендации для родителей с примерными комплексами по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста
Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто п...
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...