Семинар-практикум "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Ирина Викторовна Захаренко

Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечнососудистой и дыхательной систем организма, искажают форму тела, становятся причиной нарушений обменных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_osanki.docx264.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    «ЛИЦЕЙ №23» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ  «НЕЗАБУДКА»

140250, Московская область, г.о.  Воскресенск, г. Белоозёрский,

улица Молодёжная, дом 37. Телефон  8-496-44-5-12-83

E-mail: NEZABUDKAMDOU25@yandex.ru  сайт: https://vos-ds25-nezabudka.edumsko.ru/

 Семинар-практикум

«Профилактика нарушений осанки  у детей дошкольного возраста»

Подготовил:

 инструктор по физкультуре

Захаренко И.В.

2020-2021 у. г.

Профилактика нарушений  осанки должна включать широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц. Для этого следует гармонично развивать силу различных мышечных групп, формировать умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и в движении, дифференцировать мышечно-суставные ощущения по степени усилий распределять положение отдельных частей тела в пространстве, содействовать развитию гибкости (подвижности) суставов.

При выполнении физических упражнений очень важным является  учет возраста занимающихся, их индивидуальные особенности, а так же общее физическое развитие и физическая подготовленность.

На основании этого можно выделить следующие задачи, способствующие профилактике дефектов осанки:

1. Формирование мотивации. Обеспечить положительную мотивацию достижения правильной осанки, воспитывать сознательное, осмысленное отношение детей к предстоящему формированию и закреплению навыка правильной осанки.

2. Воспитание навыка правильной осанки. Сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительного удержания тела в правильном положении. Содействовать развитию силовой и статической выносливости.

3. Формирование мышечного корсета. Способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп; спины, плечевого пояса, брюшного пресса и груди.

4. Совершенствование и закрепление навыков осанки. Содействовать закреплению навыков осанки в различных условиях деятельности, при выполнении упражнений общеразвивающего характера (ходьба, бег, прыжки, висы и упоры), упражнения ритмической гимнастики, аэробики и подвижных игр.

Все упражнения, направленные на формирование правильной осанки распределены на три основные группы:

  • Упражнения, направленные на создание представления о правильной осанке;
  • Упражнения на укрепление мышц, формирование мышечного корсета и развитие силы;
  • Упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки.

Классификация упражнений на формирование правильной осанки

Арсенал таких упражнений очень большой, в связи с этим необходимо отметить, что они могут использоваться как в различном сочетании, так и в специальных комплексах упражнений.

1. Упражнения на создание представления о правильной осанке и ее формирование. Эта группа может включать следующие упражнения:

1. Показать занимающимся правильное положение тела в стойке, Объяснить, как держать отдельные части тела, потребовать принять это положение, особенно обращая внимание на положение головы, так как опущенная голова приводит к сгибанию спины и сутулой осанке.

2. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены, положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое исходное положение.

3. Принять то же И.П., запомнить его, сделать шаг вперед и выполнить поворот головой, туловищем. Снова принять И.П. и сделать шаг назад – проверить правильное положение тела.

4. И.П. стоя у стены в положении правильной осанки, немного прогнуть спину, не отрывая головы и таза от стены, и возвратится в И.П.

5. И.П. – то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперед, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.

6. И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями, не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены.

7. И.П. – то же. Полуприседания и приседания, скользя вдоль стены.

8. Принять правильное положение осанки с последующим контролем за ней:

* перед зеркалом;

* в парах, спиной друг к другу;

* с гимнастической палкой за спиной, поставленной вертикально (вдоль позвоночника) и горизонтально (палка за плечами);

* то же с обручем (сзади вертикально);

* то же в положении лежа на спине, на животе;

* то же в положении сидя.

9. выполнение вышеуказанных упражнений с гимнастической палкой, обручем, в положении лежа на полу с грузом на голове и в положении сидя.

Главным условием формирования правильной осанки при выполнении общеразвивающих упражнений является контроль педагога за сохранением осанки и самоконтроль занимающихся.

Контрольное упражнение для проверки навыка осанки. Сохраняя правильное положение тела и удержания груза на голове (мешочек с песком), пройти по наклонной доске, слезть и слезть со стула. Упражнение считается невыполненным, если предмет упадет.

2. Общеразвивающие упражнения для укрепления мышечного корсета

и развитие силы.

Упражнения на укрепление и развитие мышц и связок всегда носят силовой характер. Для того чтобы силовые упражнения были достаточно эффективны, необходимо часто менять как форму упражнения, так и количество повторений.

После силовых упражнений, особенно статических, целесообразно выполнять упражнения на расслабление и растягивание.

Для развития силы мышц рук можно применить сгибание и разгибание и разгибание рук в различных исходных положениях (в упоре стоя на коленях, в упоре лежа или в упоре лежа руки на повышенной опоре). Для развития мышц ног выполняются приседания, выпады, выпрыгивание вверх из упора присев. Для развития силы мышц разгибателей спины поднимают и опускают туловище, лежа на животе или удерживают крайнее положение несколько счетов. Для развития мышц брюшного пресса выполняют группировку в положении лежа на спине или поднимают ноги, а затем поднимают туловище.

Все упражнения можно выполнять и с предметами (мяч, резиновый бинт, гимнастическая палка), и на гимнастических снарядах (скамейка, гимнастическая стенка, фитбол). Эффект упражнений увеличивается, если они проводятся под музыку.

Содержание

Дозировка

ОМУ

1

2

3

I. «Потянись»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – ноги согнуть в коленях, руками тянуться вверх.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руки и бёдра вместе и  прижаты к полу. 

Носок от себя.

II. «Пешеходик»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

вариант 1:

1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,

2 – и.п.

3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – приподняться от пола.

2-7(9) – «пешеходик» в динамике.

8(10) – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Голову, ногу и руку приподнимать слегка.

Тянуться затылком, руку в локте, ногу в колене не сгибать.

Следить за разноимённостью руки и ноги.

Поясницу не прогибать.

III. «Рыбка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподняться от пола,

2-3- держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком, руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

IV.«Звёздочка»

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1- приподняться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Руки и ноги в коленях не сгибать.

V. «Точка-строчка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх

вариант 1:

1 – приподняться,

2 – руки и ноги в стороны,

3 – ноги и руки вместе,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – приподняться,

2-7(9) – чередовать ноги и руки  в стороны, вместе,

8(10) – и.п.

4-6 раз

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Поясницу не прогибать.

Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

Носок от себя.

1

2

3

VI. «Стрекоза»

И.п. – лёжа на животе, руки на затылок.

1 – приподняться, прогнуться, выпрямить руки в стороны.

2-3 – держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги вместе, прижаты к полу.

Руки в локтях не сгибать.

Тянуться затылком.

VII.  «Кошечка потягивается»

И.п. – сед на пятках.

1-2 – руками потянуться по полу вперёд.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Голова между рук, тянуться затылком.

Ноги вместе.

VIII. «Силачи»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- приподнять плечевой пояс.

2- руки к плечам,

3 – руки вверх, 

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Ноги вместе, прижаты к полу. 

При сгибании рук, локти отводить назад до упора.

IX . «Птички летят»

И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.

1 – приподняться.

2-7(9) – руки  чередовать вверх-вниз, 

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Ноги прижаты к полу.

Руки в локтях не сгибать

X. «Потягушки»

вариант 1:

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

вариант 2:

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1-2 – тянуться по полу руками и ногами в стороны.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

Ноги  и руки прижаты к полу.

3. Упражнения на закрепление и совершенствование навыка правильной осанки включают ходьбу, бег, строевые упражнения, а так же прикладные упражнения – упражнения в равновесии, подвижные игры и эстафеты. Особую группы составляют упражнения на самовытягивание позвоночника, растягивание мышц, и упражнения, развивающие грудную клетку и укрепляющие дыхательную мускулатуру.

Хороший эффект для формирования осанки дают упражнения в равновесии, при их выполнении рефлекторно повышается тонус мышц, развивается устойчивость вестибулярного аппарата и удерживается прямое положение тела.

Для закрепления и совершенствования правильной осанки, а так же повышения эмоционального фона занятия рекомендуется проводить подвижные игры, направленные на фиксацию правильной осанки. Практически в любую игру можно внести элементы закрепления осанки. Например «Пятнашки». Осаливать игроков нельзя, если они приняли положение правильной осанки или у гимнастической стенки, или в парах спина к спине. «Тише едешь – дальше будешь». Дети стоят в шеренге, педагог произносит слова «Тише едешь – дальше будешь». Все начинают движение вперед. После команды «Стоп!» дети останавливаются и принимают положение правильной осанки. У кого осанка неправильная, возвращается в исходное положение. «Ходит в шляпах». Детям кладут на голову «шляпу» - мешочек, дощечку, колесо от пирамиды. Они по сигналу начинают двигаться по залу, выполняя различные задания: пройти по прямой линии, по кругу, с перешагиванием через предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» не упадет.

Упражнения на самовытягивание позвоночника являются обязательной частью любого комплекса корригирующей гимнастики. В процессе самовытяжения происходит растягивание околопозвоночных мышц и глубоких мышц позвоночника, увеличивается расстояние между позвонками и, следовательно, уменьшается давление на межпозвоночные диски, на нервные окончания и кровеносные сосуды. В результате улучшается кровоснабжение, питание межпозвоночных дисков, исчезает рефлекторные боли. Уменьшается кривизна позвоночника, он становится более гибким.

Упражнения на растягивание позвоночника можно выполнять из положения стоя, в упоре стоя на коленях, сидя на пятках, в положении сидя по-турецки, лежа на животе, спине и в висах на гимнастической стенке. Все упражнения на «потягивание» выполняются с дыхательными упражнениями.

Темп выполнения упражнений должен быть медленным или средним. Все упражнения  сопровождаются глубоким дыханием, обращается внимание на выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Статья  адресована воспитателям , материал направлен на  правильное соблюдение и организацию  проведения физкультминуток....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»

Профилактика нарушения осанкиу детей дошкольного возраста.Какие нарушения осанки бывают.Примерный комплекс упражнений  для профилактики  осанки у детей 4-7 летнего возраста....

"Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении"

«Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста в образовательном учреждении».В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошко...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для  родителей с примерными комплексами  по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста....

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто п...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...