Статья по теме "Музыкальные игры для дошкольников"
статья
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_muzykalnye_igry_dlya_doshkolnikov.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры для дошкольников.
В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Одним из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию детского творчества, являются музыкально-ритмические движения. Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;
Оздоровительные:
укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;
Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;
Развивающие:
познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.
Музыкальные игры можно разделить на две группы:
- игры с пением;
- игры с музыкальным сопровождением.
Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка: ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.
Примеры музыкальных игр с пением.
Младшая группа:
«Кошка шла» из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина
Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.
Младшая и средняя группа:
«У медведя во бору»
Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.
Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.
Старший дошкольный возраст:
«Здравствуй, дружочек!» (на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)
Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.
Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками
Милый мой дружочек!
Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками
Милый мой дружочек!
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим шагом»,
И на место встали руки держат «кренделёчком»
До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в
разные стороны по кругу,
Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с
другим ребёнком
В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.
Подготовительная группа:
«Подушечка» (русская народная песня)
Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.
Подушечка, раздушечка, дети движутся хороводом,
Моя пуховая - 2 р. мальчик с подушкой идёт противоходом
Ай, лёли-лёли-лёли,
Моя пуховая – 2раза
Кому цветик, кому алый, дети в кругу могут выполнять любые
А мне красну девку – 2раза плясовые движения
Ай, лёли-лёли-лёли,
А мне красну девку – 2раза
На коленочки поставлю, мальчик подходит к любой девочке,
Целовать заставлю -2р. выводит её за подушечку в центр круга
Ай, лёли-лёли-лёли,
Целовать заставлю – 2 раза
Целуй, милый, целуй, милый, мальчик и девочка, стоя на коленях на
Целуй, не стесняйся – 2р. подушечке, качают руками или,
Ай, лёли-лёли-лёли, положив подушку на пол, кружатся вокруг
Целуй, не стесняйся-2раза неё, держа руки «лодочкой»
С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.
Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.
Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.
Младший возраст.
Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.
Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.
Старший дошкольный возраст:
«Командир и четыре отряда»
Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.
Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.
Это игры, имеющие игровые правила, задания.
Младший возраст.
«Будь ловким», муз. Н. Ладухина
Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?
I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)
II часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.
«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко
Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.
I часть – перестроения под музыку.
II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.
Можно играть с ведущим.
Старший возраст.
«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова
Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками. Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки. Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.
Список литератры:
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
5. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.
7. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: 1947.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей "Игра как основной метод развития личности дошкольника"
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их ...
Статья. В помощь родителям: "Несколько слов о ролевой игре ребенка-дошкольника"
В помощь родителям:«Несколько слов о ролевой игре ребенка – дошкольника» Среди всего разнообразия детских игр наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет сюжетно-роле...
Подвижные игры для дошкольников (статья)
Подвижные игры для детей дошкольного возраста....
Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"
В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми нарушениями, но и соматически ослабленные психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...
Статья "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"
Познакомить родителей и педагогов с видами с/р игр, рассмотреть их виды, понять зачем они необходимы детям....
Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но пос...