Статья по теме "Музыка как средство здоровьесбережения"
статья

Баснина Елена Викторовна

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка как средство здоровьесбережения.

         Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует  развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют),  качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм);  благодаря развитию мелкой моторики,  у детей лучше формируется речь, развивается координация.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Большие возможности  открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

        Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов,  любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности  детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

              В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, формируются и развиваются его музыкальные и общие способности (выдержка, настойчивость, целеустремленность, воля, внимание, мышление, аналитические способности и др.). Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений. В совместном инструментальном музицировании развиваются коммуникативные качества ребенка, удовлетворяются его потребность в музыкальном общении, формируются представления о выразительной сущности музыкальной речи.

Использование музыкальных инструментов в  детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить, считал А.М. Горький. В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные свойства жизни. В играх заложена огромная информация о различных знаниях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе, на удовольствии.

              Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность.

На первом этапе преобладают ритмические игры и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов.  Не обойтись и без таких «удобных» для этой цели  инструментов, как ладошки и ноги. Ритмические движения и упражнения выполняются всеми вместе или поочередно. При этом дети сидят или получают возможность активно двигаться.

На следующем этапе происходит расширение сферы музыкальной деятельности детей и их музыкальных представлений в связи с введением на занятиях диатонических музыкальных инструментов. Использование их выразительных и изобразительных возможностей сочетается с развитием ладового мелодического слуха.

Знакомство с нотной грамотой, игра на инструментах и пение должны быть неразрывно связаны. Ноты, которые дети узнали на занятии, должны сразу зазвучать, их надо спеть – сначала это будут простые попевки на одном звуке, постепенно они усложняются, и те же попевки потом сыграть на инструменте. И в дальнейшем, по мере появления нового метериала или новых инструментов в оркестре, необходимо связывать с уже пройденным материалом по музыкальной грамоте.

            Основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма). Основное внимание при этом должно быть направленно на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом осуществляется в определенной последовательности:

  • сначала педагог помогает детям попадать  в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчиком, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки)
  • следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования)
  • более сложный этап – освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.

На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определенный музыкальный инструмент (сильная доля – барабан, слабая – колокольчик)

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем – звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов. По мере обогащения музыкального опыта ребенка, можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм).

Именно поэтому, я стараюсь максимально использовать музыкально-дидактические игры и музыкальные пособия, направленные  на развитие чувства ритма.

        Процесс обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно так же разделить на три этапа:

  1. ознакомление с особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения , который будет использоваться для её воспроизведения;
  2. разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам). Отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения
  3. целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Для того чтобы игра на музыкальных инструментах носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием упражнений, пьес и партий. Следует всячески культивировать различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от подбора на слух  до совместных оркестрвок-импровизаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"

В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...

Статья на тему \'\'Современные физкультурно-оздоровительные технологии как средство здоровьесбережения в ДОУ\'\'

Подружившись с физкультурой,Гордо смотрим мы вперед!Мы не лечимся микстурой-Мы здоровы целый год!...

Статья "Музыка как средство здоровьесбережения"

Материал для педагогов, а также родителей учащихся....

Статья: "Музыка - как одно из средств здоровьесбережения дошкольника"

Систематическое применение разнообразных здоровьесберегающих технологий или  их элементов в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста, положительно воздействуют на психо-эмоционально...

Статья "Фитбол как средство здоровьесбережения дошкольников"

В данной статье раскрыта польза занятий фитбол-гимнастикой. Предложен примерный конспект занятия с фитболами в подготовительной к школе группе. В приложении дано описание используемых игр и упражнений...

Статья на тему: "Музыка, как средство здоровьесбережения"

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания....