Статья "Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС"
статья (средняя группа)
Цель прогулки: физическое и умственное развитие детей, укрепления здоровья, профилактики утомления, воспитание сниженных функциональных ресурсов детского организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_progulok_gimadeeva_n.p_.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимадеева Наталья Петровна
воспитатель МБДОУ №67
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Статья:
«Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Одно из ведущих мест в ДОУ принадлежит режиму дня. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игра, трудовая деятельность, занятия, совместная деятельность), прием пищи, время прогулок.
Прогулки в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлений детей об окружающем мире (природе, деятельности и взаимоотношениях людей), а также обогащают их внутренний мир.
Цель прогулки:
- физическое и умственное развитие детей;
- укрепление здоровья, профилактика утомления;
- восстановление сниженных функциональных ресурсов детского организма.
Основные задачи прогулок:
- оптимизация двигательной активности детей;
- повышение уровня их физической подготовленности;
- закаливающее воздействие на детский организм в естественных условиях;
- познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие детей.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое. Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не
проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже — 20°С и скорости ветра более 15 м/с
Помимо традиционной прогулки с детьми в ДОУ могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки – трудовые акции, прогулки-экскурсии.
В структуру ежедневных традиционных прогулок с детьми должно входить:
- наблюдение;
- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения и т.д.;
- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
- трудовые поручения;
- самостоятельная деятельность детей.
Виды организации прогулок с детьми могут быть самые разнообразные, но их обязательными составляющими являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:
- предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
- от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
- от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
- от познавательных интересов детей.
Наблюдения (рекомендую воспитателям указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится):
- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).
Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), советую указывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).
Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Таким образом, план должен включать игры
- малоподвижные;
- игры средней активности;
- игры с высокой двигательной активностью.
Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.
Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.
Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Поэтому удобно использовать одевание детей по подгруппам, после чего воспитатель выходит с первой подгруппой детей на улицу, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю. При этом дети с ослабленным здоровьем одеваются и выводятся на улицу со второй подгруппой, а заводятся с прогулки с первой подгруппой.
Согласно новым требованиям СанПиН2.4.1.3049-13, пункт 11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Список литературы
- Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1[Текст]/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
3. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет[Текст]/С.Н. Теплюк – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе «Прогулка в рощу» в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному развитию.
Прогулка по лесу. Встреча животных и птиц , живущих в лесу. Заучивание названий жилища обитателей леса....
Консультация для воспитателей .Организации двигательной активности детей на прогулке в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Двигательная активность рассматривается как биологический и социальный феномен,главный источник развития и укрепления ресурсов здоровья,механизм регуляции жизнедеятельности растущего человека....
Выступление в рамках семинара: «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!» по теме: «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление в рамках семинара...
Консультация "Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...
Консультация для воспитателей - Организация прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей...
Сеинар «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
В содержании материала раскрыта структура прогулки, содержание каждого составляющего элемента и методические рекомендации к их проведению....