Игровой массаж
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ МАССАЖ
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2–3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
I. Организационный момент.
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
II. Основная часть.
И г р о в ы е у п р а ж н е н и я с н о с и к о м.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку».
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
III. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете ____________ покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
МАССАЖ РУК
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
I. Подготовительный этап.
Дети растирают ладони до приятного тепла.
II. Основная часть.
1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
III. Заключительный этап.
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
П р и м е ч а н и е. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну, быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом ручки разогрею,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
МАССАЖ ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
I. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
II. Основная часть. Упражнения с ушками.
«Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
«Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
«Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
«Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд.
«Погреем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
III. Заключительный этап.
Дети расслабляются и слушают тишину.
П р и м е ч а н и е. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз, для малышей достаточно 5–6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3–10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
I. Подготовительный этап.
1. Удобно сесть и расслабиться.
2. Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом(1–2 капли на ладошку).
II. Основная часть.
1. Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
2. Сделать разминание стопы всеми пальцами.
3. Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
4. Похлопать подошву ладонью.
5. Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
6. Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
7. Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
III. Заключительный этап.
1. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
2. Посидеть спокойно, расслабившись.
П р и м е ч а н и е. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем рядом, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку
Крема понемножку.
Хоть они и не машины,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно,
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем все: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
«Босоножье»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка | |||
Теплый период | Время | Холодный период | Время | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ранний возраст | Ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу | 5–30 минут | Ходьба и бег по ковру в носках | 5–30 минут |
Младшая группа | Ходьба и бег по теплому песку и траве | 5–45 минут | Ходьба по ковру босиком | 5–30 минут |
Средняя группа | Ходьба и бег по мокрому и сухому песку, траве, асфальту | 5–60 минут | Ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу | 5–30 минут |
Старшая группа | Ходьба и бег по земле, воде, асфальту | 5–90 минут | Ходьба и бег босиком по полу группы | 5–30 минут |
Подготовительная группа | Ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли | От 5 минут и неограниченно | Свободный бег и ходьба в группе | 5–30 минут |
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ (ПО А. А. УМАНСКОЙ)
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.
Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.
Зона 1. Связана с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой оболочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшаются кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.
Зона 2. Связана с вилочковой железой (тимусом), слизистой оболочкой трахеи, глотки. При массаже ее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Зона 3. Связана с щитовидной железой, слизистой оболочкой гортани. При воздействии на нее нормализуется химический состав крови, голос становится чистым и звонким.
Зоны 4 и 5. Зоны шеи связаны с важнейшими ганглиями – регуляторами деятельности всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней стенки гортани, которая под влиянием пыли и вирусов наиболее часто воспаляется. Массаж зон шеи ведет к нормализации вегетососудистого тонуса, исчезают головокружения, головные боли в затылке и шее, уменьшаются явления фарингита. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.
Зона 6. Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой среднего уха и миндалинами. При воздействии на эти зоны исчезает шум в ушах, улучшается слух, уменьшается боль в глотке при ангине, в ухе – при отите, нормализуется деятельность вестибулярного аппарата.
Зона 7. Связана с лобным отделом мозга, лобными и решетчатыми пазухами носа. Массаж этих зон приводит к улучшению умственного развития, исчезновению болей в лобных отделах головы и глазных яблоках.
Зона 8. Связана с гипофизом, слизистыми оболочками носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк, уменьшается слабость, нормализуется деятельность эндокринных желез.
Зона 9. Руки – это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. За зонами рук необходимо особенно тщательно следить, устранять своевременно все возникшие нарушения, и тогда благополучие организма будет всегда в ваших руках.
ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ
Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложить детям игру «Скульптор». Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.
Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали – от себя влево. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребенок здесь не просто «работает» – он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.
Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(проводятся во всех группах)
1. Потягивание.
И. П. – из позиции «лежа на спине».
1) На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».
Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.
2) Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».
3) Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».
2. Массаж живота.
И. П. – лежа на спине.
1) Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.
Цель: улучшить работу кишечника.
2) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.
3. Массаж грудной области.
И. П. – сидя по-турецки.
1) Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый).
2) «Заводим машину».
Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5–6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5–6 раз вращательные движения против часовой стрелки.
3) Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал – «машина завелась»).
4. Массаж шеи.
И. П. – сидя по-турецки.
1) Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
2) Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
3) Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.
5. Массаж ушных раковин.
И. П. – сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.
1) Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2) Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5–6 раз в каждую сторону).
3) Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).
4) Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7–8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин –проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1–1,5 см.
6. Массаж головы.
1) Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
2) Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
3) Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
4. «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».
7. Массаж лица. Лепит красивое лицо.
1) Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
2) Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5–6 раз.
3) С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
4) Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
5) Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.
Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.
8. Массаж шейных позвонков.
Игра «Буратино».
Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.
1) Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
2) Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
3) Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.
9. Массаж рук.
1) «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2) Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3) Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4) Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
Игра «Солнечные зайчики».
Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.
Игра «Птичка».
1) Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, – руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.
2) «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.
Манипуляция руками в свободном парении – в зависимости от фантазии ребенка.
10. Массаж ног.
И. П. – сидя по-турецки.
1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.
2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает» воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.
. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-го ГОДА ЖИЗНИ
Ладушки.
Цель: развитие мелких движений кисти, чувства ритма.
Ход: ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его словесному указанию (перед собой, за спиной, над головой) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине.
Игра с пальчиками.
Цель: развитие подвижности пальцев рук.
Ход: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок повторяет.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел.
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфеткой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал
Один-два-три-четыре-пять! М. Кольцова
Ивану-большаку – дрова рубить,
Ваське-указке – воду носить,
Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить,
А Тимошке-крошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики: «Ура!
В детский сад идти пора!»
М. Кольцова
Оладушки.
Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.
Ход: ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши).
Ножками топай, топай (2раза)!
Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)!
Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-го ГОДА ЖИЗНИ
Ладони на столе.
На счет «раз» – пальцы врозь, «два» – вместе.
Пальчики здороваются.
На счет «раз, два, три, четыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим и т. д.
Ладошки – кулачок – ребро.
На счет «раз» – ладошки, «два» – сжимают в кулачок, «три» – ставят руку на ребро.
Человечек.
Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.
Дети бегут наперегонки.
Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.
Потешка.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Очки.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Этот пальчик.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
– Тише, пальчик, не шуми!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-го ГОДА ЖИЗНИ
Лодка.
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход.
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
Шарик.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Замок.
Пальцы сплетем, и замок мы получим.
Повторим еще и получится лучше.
Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Дружба.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
Ритмичное качание мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-го ГОДА ЖИЗНИ
Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Домик.
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук на счет «раз».
Стол
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать на счет «раз».
Грабли
Листья падают в саду,
Я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-го ГОДА ЖИЗНИ
Скворечник
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.
Колокольчик
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.
Зайчик в норке
У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.
Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-трам-трам.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Краб
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Дерево
У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Филин
Сидит филин на суку
И кричит бу-бу-бу-бу.
Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).
Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой массаж.
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки. Закаливающее дыхание. Массаж рук, ушных раковин,стоп....
Игровой массаж
ИГРОВОЙ МАССАЖИнтерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки....
Игровой массаж бельевыми прищепками для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики и повышения иммунитета детей.
Целители Древнего Востока знали, что на поверхности тела человека несколько сотен биологически активных точек и зон. Известно, что управлять своим здоровьем можно при помощи стимуляции биологически ак...
Игровой массаж пружинками для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета
Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммун...
Игровой массаж шестигранными карандашами для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета
Просто и эффективно развиваем речь и мелкую моторику наших ребятишек с помощью обыкновенных шестигранных карандашей, кторые есть в каждом доме и в каждом классе !!!С уважением, Галина Николаевна...
Игровой массаж каштаном для активизации речи, развития мелкой моторики и повышению иммунитета
Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Все дело в головном мозге человека, а точ...
Игровой массаж шариком Су-Джок для активизации речи, мышления, мелкой моторики и иммунитета детей
Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Первой ступенью Су-Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себ...