Дополнительная общеразовающая программа физкультурно-спортивной направленности "Беби-йога"
рабочая программа (старшая группа)

Зайцева  Екатерина Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Беби-йога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_po_yoge.docx65.19 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

Ι. Целевой раздел

1.1. Направленность и вид дополнительной общеразвивающей программы…………..3

1.2.  Актуальность и новизна программы………………… ………………………….... ..3

1.3. Цели и задачи программы……………………………………………………………..3

1.4.Форма и режим занятий………………………………………………………………...4

1.5. Планируемые результаты освоения программы. Формы подведения итогов реализации программы…………………………………………………………………………………..6

1.6. Принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста по дополнительной общеразвивающей программе «Хатха-йога»……………………………………………..

ΙΙ. Содержательный раздел

2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей физического развития детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………10

2.2. Методы и формы образовательной деятельности …………………….....................10

2.3. Содержание программы ……………………………………………………………...12

III. Организационный раздел программы

3.1 Учебно-тематический план………………………………………………...................14

3.1. Методическое обеспечение программы …………….................................................16

4.1. Список литературы……………………………………………………………………18

1.Целевой раздел

  1. Направленность программы

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании», Стандартом дошкольного образования, Уставом образовательного учреждения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Беби - йога» - программа физкультурно-спортивной направленности, предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействует оздоровлению различных функций и систем организма. Вид программы –модифицированная.

  1.  Актуальность и новизна программы

Заболеваемость детей растет с каждым годом, несмотря на все достижения медицины. Уже среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют патологии в осанке, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Очень важно приучить ребёнка целенаправленно заниматься физическими упражнениями, поскольку современные дети постоянно испытывают дефицит движений. А поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то использование игровых форм детской хатха-йоги является наиболее перспективным способом оздоровления дошкольников.

1.3 Цели и задачи программы

Цель: Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику  “Хатха-Йога”.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

  • ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
  • формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в   соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.

.1.4 Формы и режим занятий.

  • кружковая работа рассчитана на учебный год ;
  • занятия проводятся 2 раза в неделю не более  30 минут;
  • форма занятий -  подгрупповая, индивидуальная (по необходимости)

При формировании групп   учитываются:

  • возраст занимающихся;
  • принадлежность к медицинской группе;
  • психофизиологические особенности ребенка.

Инструктору ФИЗО изучает медицинскую карту каждого ребенка и ведет педагогический контроль над уровнем его физического развития и состоянием здоровья. Группа занимающихся  формируется (с письменного разрешения врача) средней наполняемости — от 10 до 15 человек, можно проводить и малыми группами (по 4—5 человек), а также индивидуально. Организованная деятельность по дополнительному образованию  проводится в спортивном зале, отвечающем всем гигиеническим требованиям. Инструктор ведет журнал посещаемости занятий, где отмечается весь объем учебного материала, педагогический контроль и достижения самих занимающихся.

Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части: подготовительная, основная и заключительная.

В подготовительной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части урока. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части занятия. Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает  5—7 минут от общего времени.

Основная часть занимает большую часть времени и длится 15-18 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения.

Заключительная часть занимает 5-7 минут и рассчитана на расслабление всех групп мышц  (релаксацию).

Для успешного проведения занятий необходимо заранее подготовить инвентарь и оборудование, подбор музыкального материала и аппаратуры.

1.5  Планируемые результаты освоения программы.

  • Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития;
  • Развита гибкость, (повышается подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
  • Улучшена осанка (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
  • Сформировано равновесие, координация движений;
  • Сформировано правильное дыхание;
  • Сформировано осознание своего тела (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
  • Развиты коммуникативные навыки (расширен словарный запас);
  • Повышена самооценка (растет уверенность в себе).

Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)

Цель диагностики: проведение контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки.

Тестовые задания

Физическое качество

Содержание теста

Требования к выполнению

Гибкость

Ребёнок встаёт на куб с прикреплённой линейкой так, чтобы носки ног касались края. Выполняется наклон вперёд с прямыми ногами

Измеряем от нулевой отметки (края куба). Выше – результат отрицательный, ниже – положительный.

Положение фиксируется 3 сек

Равновесие

Из положения, стоя но одной ноге, другая согнутая вперёд (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны

Оценивается удержание в секундах

Статическая выносливость

Даются 2 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз

1. Поднять туловище из положения, лёжа на животе, ноги закреплены. Держать 10 сек

2.Из исходного положения, лёжа на спине, поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек

Шкала оценок:

1 балл - ребенок не справляется с заданием; выполняет асаны по показу взрослого; не может устоять на одной ноге, не держит равновесие; при выполнении наклонов (на полу) вперед не достает до пальцев ног; плохо развита мелкая моторика рук в выполнении самомассажа; затрудняется в назывании или вовсе не знает основных асанов; допускает ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; не знает о влиянии йоги на организм.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого; может устоять на одной ноге, держит равновесие; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног кончиками пальцев рук; знает и называет 5-7 основных асан; развита мелкая моторика рук; самомассаж делает самостоятельно; допускает не значительные ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; при помощи наводящих вопросов или самостоятельно может назвать влияние йоги на организм.

3 балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; держит равновесие, уверенно может устоять на одной ноге; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног; может назвать более 7 основных асан самостоятельно; развита мелкая моторика рук, при выполнении самомассажа может предложить свое упражнение; при выполнении асанов (поз) не испытывает трудности; правильно выполняет дыхательную гимнастику; самостоятельно может рассказать о влиянии йоги на организм.

Уровни:

2,5 – 3 – высокий уровень освоения

1,7 – 2,4 – средний уровень освоения

1 – 1,6 – низкий уровень освоения

Форма подведения итогов:

  • мониторинг достижения детьми планируемых результатов ;
  • открытый показ организованной деятельности по дополнительному образованию для родителей и педагогов ;
  • участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня ;
  • видеоматериал;
  • фотоотчет.

1.6  Принципы работы с детьми старшего дошкольного возраста по дополнительной общеразвивающей программе «Хатха-йога»

Основной целью программы является достижение общего оздоровительного эффекта, обеспечение эмоционального благополучия для детей. Цель конкретизируется в следующих задачах:

- формировать правильную осанку дошкольника

 - добиваться выразительности движений, умения передавать в пластике образ.

 - развивать и сохранять гибкость,  эластичность позвоночника, подвижность суставов ребёнка, воображение, координацию движений;

  - создать условия для физического развития;

       - воспитание необходимости в занятиях физкультурой и спортом;

       - побуждать дошкольников к творческому самовыражению в    двигательной деятельности.

        - воспитывать потребности в здоровом образе жизни.

При работе с детьми предполагается соблюдать следующие принципы:

1.Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

2.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

            3. Принцип оздоровительной направленности.

            Обеспечивать   оптимизацию  двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

В основе программы «Беби-йоги» лежит гимнастика с элементами хатха-йоги.  В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатха-йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов  помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Включая йогу в физическое воспитание дошкольников, обязательно выполнение золотого правила - "НЕ НАВРЕДИ".  Знакомство детей с новыми упражнениями происходит постепенно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Освоение каждого вида движения происходит в несколько этапов, начиная с упрощённой формы, с постепенным усложнением техники выполнения. Мотивация детей на правильное выполнение опирается на личный пример педагога.

Заканчивается занятие упражнением на общее расслабление организма. Это позволяет решать задачи быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей.

Непосредственная образовательная деятельность построена с учетом принципов последовательности и системности в достижение общего оздоровительного эффекта

Группы формируются из детей, посещающих старшие группы МБДОУ «Д/с «Березка» по желанию родителей. Организованная образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю (8 раз в месяц). Длительность организованной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН: старший дошкольный возраст – 30 - 35 минут.

Программа кружка по физическому развитию воспитанников МБДОУ д/сада «Березка» «Беби-йога» направлена на формирование у дошкольников положительной мотивации к занятиям физической культурой.

II. Содержательный раздел

2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Старший  дошкольный возраст (5—7 лет).

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развивается воображение. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7летнего ребенка равен 21—22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,1—2,2 кг. С 6 до 7 лет — на 1,7— 1,8 кг.

У ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.

Главным достижением старших детей дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 4—6 лет выполнению разных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги, вырезывании и др.

К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.

Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения.

Заметно совершенствуется рука, производя разнообразные, заранее обусловленные движения, например с мячом. Дети могут бросать его двумя и одной рукой в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния в 4—5 м), набрасывать кольца на палочки, перекидывать мяч через сетку и т. д. Дети с увлечением играют в разные игры с мячом.

Координация, ловкость и точность движений детей быстро возрастает особенно в условиях планомерной работы воспитателя над их общим физическим развитием.

Упражнение ребенка в лазанье, беге, прыжках, сохранении равновесия, в ходьбе по шведской скамейке, в метании мяча и других видах действий делает движения детей не только более многообразными, но и легкими, точными, плавными, четкими, красивыми.

Планируемые результаты освоения Программы

Старший  дошкольный возраст (5—7 лет).

У детей

- развивается подвижность, гибкость, эластичность связок, мышц, суставов;

- формируется точность и правильность в выполнении упражнений;

- появляется самостоятельность и настойчивость, творческий подход в выполнении упражнений

- освоен большой объём разнообразных асан  и дыхательных упражнений;

- появляется способность к импровизации, творчеству с использованием оригинальных и разнообразных движений.

2.2 Формы, методы и средства реализации Программы

Способы и направления поддержки детской инициативы

Для развития детской инициативы и самостоятельности создаются разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.

Поддерживается стремление детей тренировать волю, желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

В процессе организованной образовательной деятельность дошкольников ориентируют на получение хорошего результата.

Необходимо своевременно обращать внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу.

Развитию самостоятельности способствует поддержка у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных действий.

Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную активность. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности («Я — молодец!»). Дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель , обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

консультативная помощь.

- участие в родительских собраниях.

- проведение дня открытых дверей.

- проведение занятий с участием родителей.

Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода, доброжелательного стиля общения.

Содержание образовательной деятельности

Участники занятий:

Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер. Продолжительность занятия с детьми шестого года жизни – 30 минут, с детьми седьмого года жизни – 35 минут.

Структура занятия

I. Вводная часть (5-7 минут).

1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

2. Разминка:

  • суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
  • вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут)

  1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
  2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
  • для мышц живота;
  • для мышц спины путем наклона вперед;
  • для укрепления мышц ног;
  • для развития стоп;
  • для развития плечевого пояса;
  • на равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

Этапы обучения.

На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Хатха-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.

На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

Условия проведения гимнастики:

  • четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе;
  • хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов);
  • коврики (одеяло);
  • одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух;
  • время проведения – утреннее или после дневного сна (но не раньше, чем через 2-3 часа после еды);
  • собственное желание ребенка.

             Противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление.

Методические рекомендации по организации работы с детьми.

  1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.
  2. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
  3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
  4. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.
  5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
  6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
  8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.
  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.
  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Мониторинг

Мониторинг проводится в начале и конце года в старшем дошкольном возрасте для контроля за уровнем развития физической подготовки ребёнка. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебно-тематический план.

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

теории

практики

1.

Изучение правил техники безопасности в спортивном зале. Беседа на тему «Одежда для занятий в спортивном зале. Гигиена человека». Формирование представлений о схеме собственного тела. Мониторинг состояния здоровья. Оценка состояния физического развития, физической подготовленности (см. Оценочные материалы)

2

1

1

2

Освоение комплекса № 1:

4

1

3

3

Освоение силового комплекса № 1

4

1

3

4

Освоение комплекса №2

4

1

3

5

Освоение силового комплекса № 2

4

1

3

6

Освоение комплекса №3

4

1

3

7

Освоение силового комплекса № 3

4

1

3

8

Освоение комплекса №4

4

1

3

9

Освоение силового комплекса № 4

4

1

3

10

Тема: Освоение комплекса №5

4

1

3

11

Освоение силового комплекса № 5

4

1

3

12

Освоение комплекса №6

4

1

3

13

Освоение силового комплекса № 6

4

1

3

14

Освоение комплекса №7

4

1

3

15

Освоение силового комплекса № 7

4

1

3

16

Мониторинг состояния здоровья. Оценка состояния физического развития, физической подготовленности (см. Оценочные материалы)

2

1

1

Итого

60

16

44

3.2 Методическое обеспечение программы

  • учебно–тематический план;
  • спортивное оборудование: коврики
  • картотека комплексов упражнений;
  • аудиотека для музыкального сопровождения;
  • диски и электронные носители.

п/п

Раздел

Программное содержание

Дидактические игры и упражнения

1

Образно-игровые упражнения

  • ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
  • бег – легкий, широкий (волк), острый;
  • прыжковые движения с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки
  • «На бабушкином дворе»,
  • «Лесная зверобика»,
  • «Раки» (спиной назад),
  • «Сказочные герои»,
  • «Веселый зоосад»,
  • «Бежим по горячему песку» (острый бег)

2

Строевые упражнения

  • построение в шеренгу и в колонну;
  • перестроение в круг;
  • бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;
  • перестроение из одной шеренги в несколько;
  • перестроение «расческа».
  • «Солдаты»,
  • «Найди свое место»,
  • «Расческа»,
  • «Хоровод»,
  • «Ниточка-иголочка»,
  • «У каждого свой домик»,
  • «Поздороваемся»,
  • «Поменяемся местами».

3

Суставная гимнастика и гимнастические упражнения

упражнения, способствующие: развитию подвижности (гибкости) различных суставов.

  •  «Горошины цветные»
  • «Солдатики»
  • «Петухи запели».

«Рок-н-рол»

4

Дыхательная гимнастика

упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания:

  • дыхание с задержкой;
  • грудное дыхание;
  • брюшное дыхание;
  • смешанное дыхание;
  • охлаждающее дыхание.
  • «Ветер»,
  • «Воздушный шар»,
  • «Насос»,
  • «Подышите одной ноздрей»,
  • «Паровоз»,
  • «Гуси шипят»,
  • «Волны шумят»,
  • «Ныряние»,

«Подуем».

5

Игровой самомассаж

  • поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;
  • поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;
  • «Лепим лицо»,
  • Упругий живот»,
  • «Ушки»,
  • «Ладошки»,
  • «Красивые руки», «Быстрые ноги».

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Библиографический список.

  1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие преподавателям физической культуры. Москва. – “Издательство Астрель”, 2003
  2. А. Бокатов, С. Сергеев «Детская йога». - Москва «Ника-центр», 2009 г
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”, 1986
  4. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”, 1983
  5. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”,1981
  6. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Москва. – “Просвещение”, 2002
  7. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы. Санкт-Петербург.– Издательский дом “Нева”, 2003
  8. Орлова Л. Йога для всех. Полное иллюстрированное пособие. Минск. – “Харвест”, 2007
  9. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. Книга для учащихся и родителей. Москва. – “Просвещение”, 1993
  10. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. – “Питер-пресс”, 2009
  11. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов и воспитателей. Москва. – “Просвещение”, 2005
  12. Правдина Н.Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – Издательский дом Наталии Правдиной, 2009 12. Сергеев С. Йога для детей. Методика применения йоги. Донецк. – Сталкер,здоровье детей. ческой культурынение или асана, при каких заболеваниях выполняют ту или иную асану.обла 2007.
  13. Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва. – “Просвещение” “ВЛАДОС”, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

титульный к программе «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы

laquo;Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Юные олимпийцы...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-8 лет.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная записка.С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельност...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивная карусель» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа разработана с учетом возраста детей, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье. В данной программе большое ме...