ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья

Аннотация. Данная статья посвящена воспитанию культуры и здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста. Авторами рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию здорового образа жизни. Отмечается необходимость оздоровления и сохранности детского организма. Употребление санитарных знаний и энергосберегающих технологий.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, сохранность, приумножение

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Илюшечкина А.О., воспитатель, Тюльникова И.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад №17, г.Кстово, Нижегородская область.

Аннотация. Данная статья посвящена воспитанию культуры и здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста. Авторами рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию здорового образа жизни. Отмечается необходимость оздоровления и сохранности детского организма. Употребление санитарных знаний и энергосберегающих технологий.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, сохранность, приумножение

FOSTERING A CULTURE OF HEALTHY AND SAFE LIFESTYLES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN.

Ilyushechkina A.O., educator, Tylnikova I.N., educator

 MBDOU kindergarten №17, Kstovo, Nizhny Novgorod region.

Annotation.This article is devoted to the education of culture and healthy and safe lifestyle of preschool children. The authors consider existing approaches to understanding a healthy lifestyle. There is a need to improve the health and safety of the child's body. Use of sanitary knowledge and energy-saving technologies.

Keywords: healthy lifestyle, health-saving technologies, safety, multiplication

Важнейшее условие здоровья любого человека — это здоровый образ жизни.

Соблюдение здорового образа жизни особенно важно в детском возрасте, когда психика и тело ребёнка еще только формируются.

Целая группа факторов, таких как наследственность, экологическая обстановка, уровень развития медицины и другие, оказывает свое влияние на здоровье человека. Но более существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживаются родители (законные представители). Пренебрежение вопроса здорового образа жизни,  приводит к самым плохим результатам, когда даже самый мощный резерв здоровья ребенка, иссекает и он становится заложником разных заболеваний.

Подвергая анализу особенности развития культуры здоровья и безопасного образа жизни воспитанников, обозначим следующие аспекты:

 - личная гигиена. К личной гигиене можно отнести требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в чистоте и порядке одежды, обуви, дома [3,с. 217].

- режим дня. Для того чтобы формирование детского организма происходило правильно нужно уделять внимание режиму дня ребенка. Режим дня представляет собой четкий распорядок времени в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также целесообразную организацию различных видов деятельности [9].

 - утренняя зарядка. Зарядка помогает организму быстрее перейти от состояния сна к бодрствованию, усилить кровообращение и дыхание, повысить работоспособность. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения. После зарядки рекомендуется обтирание, обливание или душ. [3,с.226].
          - закаливание организма. Для того чтобы умножить общий тонус организма, избежать простудных заболеваний, увеличить жизнерадостность необходимо использовать закаливание.

- сбалансированное и умеренное питание. Главное правило здорового питания — соответствие количества и калорийности принимаемой пищи энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. [3,с.230–233].

          В ходе изучения  данной темы мы на постоянной основе проводили различные тесты, анкеты, для родителей и детей, из которых видно,  что родители (законные представители и сами дети), мало что знают о своём здоровье, о способах его сохранения и преумножения.
На основании полученных данных мы начали свою работу. Из которой следует что,  у воспитанников детских учреждений  ориентация на здоровый образ жизни и безопасное поведение имеет свои специфические проявления. Это зависит возрастными особенностями, формирующимися ценностями, объемом знаний и навыков.

Нужно развивать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен знать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижение любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Говоря о здоровом и безопасном образе жизни воспитанника, необходимо четко представлять, какие особенности жизни ребенка могут приносить опасность для нарушения слаженной схемы поведения. По мнению Т.А.Фоминой это:

1. Чрезмерные занятия в учреждениях дополнительного образования.

2. Уменьшение контроля со стороны родителей.

3. Становление личности ребенка и развитие собственных взглядов на правильный образ жизни.

4. Влияние сверстников на поведение, выбора и устремления.

5. Психологическая ранимость ребенка. [1, С. 513-518]

Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у воспитанников    в современных детских образовательных учреждениях организуется по следующим направлениям:

  1. создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
  2. использование возможностей УМК в образовательном процессе;
  3. рациональная организация учебной и внеурочной деятельности воспитывающихся;
  4. организация физкультурно-оздоровительной работы;
  5. реализация дополнительных образовательных занятий, консультаций;
  6. организация работы с родителями (законными представителями).

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения обязательна. Согласно требованиям Стандарта, здоровьесберегающая инфраструктура образовательных организаций обеспечивается следующими показателями:  

-соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения, экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи;

- организацию качественного горячего питания для воспитанников;

- оснащённость необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

- наличие помещений для медицинского персонала;

- наличие квалифицированных специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с воспитанниками (логопеды, инструкторы физической культуры, психологи, медицинские работники).

Сфера «Здоровый образ жизни и безопасность» включает в себя три важных аспекта:

  1. Безопасность поведения вне дома (в транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей).
  2. Безопасность поведения с неизвестными людьми (в том числе, в различных формах Интернет-общения).
  3. Собственно ведение здорового образа жизни.

В ходе изучения  данной темы постоянно проводились различные тесты, анкеты, из которых видно изменение взглядов и соображений родителей и детей о своём здоровье, о способах его сохранения и преумножения.
На основании проведённого анкетирования родителей (законных представителей детей) констатировано наличие следующих изменений:

- изменились взгляды и представления о своём здоровье, способах его сохранения и преумножения

- изменилась ответственность за собственные поступки

- медицинские показатели здоровья стабилизировались, а по некоторым показателям даже снизились, а не продолжали расти:

- воспитанники стали меньше болеть

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы обучим детей ценить, сохранять и укреплять своё здоровье, будем личным примером показывать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым.

Список литературы

1.Фомина Т.А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — С. 513-518.

2. Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека// Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781 (дата обращения: 25.01.2019).

3. Соломина Е. В. Успехи современного естествознания [Электронный ресурс] // Социемы: журнал Успехи современного естествознания. — 2011. — № 6. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дат обращения 22.01.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

  Самое главное преимущество дошкольников в ознакомлении их с правилами здорового образа жизни и правилами личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Можете быть уверены: ес...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Я здоровье сберегу…!"

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности...

Проект по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни детей для младшей группы

В данном проекте представлена ценность здорового образа жизни,проанализирована проблема связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и формированием желиния и стремления вести зоровый образ жи...

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г....

«План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет воспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на

laquo;План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 летвоспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образо...

Программа воспитания и социализации обучающихся: экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни "Здравствуй, мир!

Создание  условий воспитательного процесса в интересах личностного роста и формировании позитивной социализациивоспитанников МАДОУ....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2021-2022 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № ...