Картотека артикуляционной гимнастики
картотека
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития- детский сад» №27 «Родничок»
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Составитель:
воспитатель
О.Н. Вяткина
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Вкусное варенье»
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края его касаются углов рта) делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх- она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Трубочка- желобок»
-Рот открыт.Боковые края языка загнуты вверх.
Делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.
«Болтушка-индюк»
Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зуюы, нижняя челюсть не двигалась.
По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-бл-бл
Вот такой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!
«Барабанщики- дятел»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Дююю».
Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы- в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
Дятел, дятел тук- тук- тук. Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг! Д-Д-Д-Д
- Я не зря во рту стучу Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.Д-Д-Д-Д.
ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!
- Улыбка
Выполнение. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до 5. Выполнять 6-8 раз.
Методические указания. Прикус должен быть естественным.2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
- ТРУБОЧКА
Выполнение. Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть верёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6-8 раз. Методические указания: следить, чтобы ребенок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.
Лягушка песни пела
И в трубочку дудела
- Улыбочка- трубочка. Чередование.
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочки» (8-10 раз). По указанию взрослого «Улыбочка»- «Трубочка»- «Улыбочка»- «Трубочка»-….. и .д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. СМ.выше.
- Лопаточка.
Выполнение. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6-8 раз.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов ра.2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы.3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.
Потом он играли:
Песок втроем копали.
Лопаткой дом построили
И праздник там устроили.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
- Иголочка
Выполнение. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («Как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Методические указания.1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта.2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.
- ЛОПАТОЧКА- ИГОЛОЧКА. Чередование.
Выполнение. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (8-10 раз). По указанию взрослого «Лопаточка»- «Иголочка»- «Лопаточка»- «Иголочка»-… и.д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение. Методические указания. СМ.выше.
- Часики
Выполнение. Улыбнуться. Приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз- два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «раз-два».
- Качели
Выполнение. Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («Вверх»-«Вниз»-«вверх»- «вниз»-… и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.2.Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.
А слон вверх- вниз качался
И на весь лес смеялся.
- Почисти зубы
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Выполнять 5-6 раз.
Методические указания.1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости.2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.
Просыпался рано слон,
Чистил зубы утром он.
- Маляр
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8-10 раз. Методические указания. Следить. Чтобы язык был широким.2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.
Язычок наш- кисточка, нёбо- потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок
Сделано немало, кисточка устала.
- Чашечка
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. Выполнять 5-6 раз.
Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх.2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
- Вкусное варенье
Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8-10 раз.
Методические указания.1.Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево- вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
13.Киска сердится
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз»- выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два»- вернуться в исходное положение. Выполнять 6-8 раз.
Методические указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов.2. Рот не должен закрываться.
- Индюки
Выполнение. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»). Выполнять 6-8 раз. Методические указания. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Движения языка должны быть вперёд- назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.
15.Лошадка
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10-20 раз. Методические указания. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2.Кочик языка не должен быть вытянут и заострён.3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, анне смокал.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем- привет!
16.Грибок
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка- ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3-4 раза. Методические указания. Губы должны быть в улыбке.2.Кончик языка не должен подворачиваться.3.Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд- молчок!
17. Гармошка
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Методические указания. Губы должны быть в положении улыбки.2.Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.
Непослушный язычок
Делает вот так- молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гормашку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
18. Дятел
Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышаться звук, близкий к звуку «Д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.2.Ударять языком надо именно по бугоркам, анне по верхним зубам.3.Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлопал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.
Хоботок
Рядом, на лесной опушке,
Жил-был слон в своей избушке.
Слоник очень душ любил,
Хоботком он воду лил.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Упрямый ослик
Еще упрямый ослик
Пришел к слоненку в гости.
Весь день кричал «ИЕ»
И бегал во дворе.
Губы в улыбке, рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Лягушка
Жила в пруду лягушка,
Зеленая квакушка.
Никогда не огорчалась,
Всем на свете улыбалась.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
Первый комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков С, З, Ц.
Загнать мяч в ворота
- Вытянуть губы вперед трубочкой
- Длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками
Месим тесто
1.Улыбнуться
2.Немного приоткрыть рот
3.Пошлепать языком между губами- «пя-пя-пя-пя-пя…»
4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1до 5
Блинчик
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот
3.Положить широкий язык на нижнюю губу
4.Удерживать под счет от 5 до 10
Остудим блинчик
1.Улыбнуться
2.Положить широкий язык на нижнюю губу
3.Произнести звук Ф, воздух должен быть холодным. Щеки не надувать.
Чистим зубки
1.Улыбнуться
2.Показать зубы, приоткрыть рот
3.Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы
Заборчик
1.Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Дудочка
1.С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуть)
2.Выполнить динамические упражнения заборчик- дудочка 10-15 раз
Киска сердится
1.Губы в улыбке, рот открыт
2.Кончик языка упирается в нижние зубы
3.Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
4.Покатили верхние зубки с горки «гладким киску» со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…»
Второй комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Ш, Ж, Щ, Ч.
Вкусное варенье
1.Слегка приоткрыть рот
2.Улыбнуться
3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
Лошадка
1.Вытянуть губы
2. Приоткрыть рот
3.Поцокать «узким» языком (как цокают копытами)
4. Лошадка спотыкается: губы- «заборчик»- губы –«дудочка» продолжаем цокать
Грибочек
1.Улыбнуться
2. Показать зубы, приоткрыть рот
3. Поцокать языком, будто едешь на лошадке
4.Присосать широкий язык небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, растянутая подъязычная связка- его ножку)
Гармошка
1.Улыбнуться, приоткрыть рот
2.Сделать «грибочек»(т.е.присосать широкий язык к небу)
3.Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Парашютик
1.Улыбнуться, приоткрыть рот
2. На кончик носа положить ватку
3.Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней сдуть ватку с носа вверх
Чашечка
1.Улыбнуться
2.Широко открыть рот
3.Высунуть широкий язык и придать ему «форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик зыка)
Третий комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
Качели
1.Улыбнуться
2.Приоткрыть рот, показать зубы
3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)
4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение
Часики
1.Улыбнуться, открыть рот
2.Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Орешки
1.Рот закрыт
2.Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
3.На щёках образуются твердые шарики- «орешки»
Пароход гудит
1.Губы в улыбке
2.Рот приоткрыт
3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы»
Индюки болтают
1.Приоткрыть рот
2.Положить язык на верхнюю губу
3.Языком быстро двигать по верхней губе- «бл-бл-бл»
Четвертый комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
Маляр
1.Губы в улыбке
2.Приоткрыть рот
3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед- назад
Барабанщик
1.Улыбнуться
2.Открыть рот
3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна. (Можно попытаться ватной палочкой под языком во время частого произнесения д-д-д создать искусственную вибрацию языка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...
Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....
Картотека "Артикуляционная гимнастика"
Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...
Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....
Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
картотека артикуляционная гимнастика
картотека артикуляционная гимнастика...
Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....